ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-26917/12 от 09.06.2012 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

25 июня 2012года Дело № А40-26917/12

106-127

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2012 года

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2012 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маршавиной А.М.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ТСЖ "Ангелов 6"

к Департаменту имущества г. Москвы, заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО1.

третьи лица: Префектура СЗАО г. Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО2

о признании незаконными действий; обязании заключить договор аренды на нежилое помещение №X, площадью 55,7 кв.м. для размещения административного и обслуживающего персонала управляющей организации ТСЖ "Ангелов 6"

при участии:

от заявителя – ФИО3 председатель правления по выписке из протокола от 31.03.2011 №1/11/2

ФИО4 по дов от 22.07.2011 №05/11

ФИО5 по дов от 04.02.2012 №2/11

от ответчиков:

от ДИГМ – ФИО6 по дов от 10.01.2012 №24-Д

от заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО1 – не явился, извещен

от третьих лиц - не явились, извещены.

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 05 июня по 09 июня 2012 года.

ТСЖ «Ангелов 6» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) руководства Департамента имущества города Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО1, связанных с непредоставлением нежилого помещения площадью 55,7 кв.м (помещение № Х (комн.1-8), незаконными, нарушающими законные права и интересы ТСЖ «Ангелов 6»; обязании Департамента имущества г.Москвы в месячный срок передать в первоочередном порядке нежилое помещение площадью 55,7 кв.метров, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ангелов пер., д.6, в пользование ТСЖ «Ангелов 6» для выполнения функций по управлению многоквартирным домом путем заключения договора аренды данного нежилого помещения без проведения конкурсов и аукционов по минимальной ставке арендной платы (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ).

Заявитель обосновал свои требования тем, что решением окружной конфликтной комиссии Префектуры СЗАО г.Москвы по вопросам управления многоквартирными домами № 10 от 20.05.2011, дано согласие на передачу нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в пользование ТСЖ «Ангелов 6» для выполнения функций по управлению многоквартирным домом. На заседании коллегии префектуры СЗАО заместителем Мэра Москвы ФИО2 от 01.12.2010 высказано мнение о необходимости решения проблемных вопросов жилищных объединений в СЗАО. Однако в настоящее время данное помещение включено в Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого предпринимательства, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1140-ПП. Полагает, что принятое окружной комиссией 20.05.2011, на котором принимали участие представители префектуры и Департамента имущества г.Москвы решение, является обязательным и необходимым условием для предоставления данного помещения заявителю. Таким образом, невыполнение в течение года решения Окружной комиссии со стороны ДИГМ и курирующего его деятельность в Правительстве Москвы ФИО1 является незаконным и нарушают права ТСЖ, создают препятствия для осуществления деятельности ТСЖ по управлению многоквартирным домом.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что спорное помещение площадью 55,7 кв.м не может быть передано в пользование ТСЖ «Ангелов 6», поскольку включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1140-ПП. О данном обстоятельстве, а также о том, что в настоящее время Департаментом ведутся мероприятия по выставлению данного объекта на торги по определению ставки арендной платы на объект нежилого фонда нежилого фонда имущественной казны г.Москвы, заявителю было сообщено письмом от 22.11.2011, в связи с чем, отсутствует обжалуемое бездействие Департамента. Данным письмом заявителю также сообщено, что согласно п.4.3 постановления Правительства Москвы от 03.06.2008 № 498-ПП площадь выделяемых ТСЖ помещений определяется с учетом примерной нормы, установленной постановлением Правительства Москвы от 08.01.2002 № 14-ПП и составляем до 50 метров, что также свидетельствует об отсутствии оснований для передачи заявителю спорного помещения. Полагает, что само по себе решение комиссии Префектуры о даче согласия на предоставление ТСЖ «Ангелов 6» спорного помещения не возлагает на Департамент безусловную обязанность по его предоставлению, с учетом того, что оно уже утверждено в вышеуказанный Перечень для передачи субъектам малого и среднего бизнеса.

Представитель третьего лица – первого заместителя Мэра Москвы ФИО2 до объявления перерыва пояснил, что в соответствии с законодательством Москвы ТСЖ подлежат передаче помещения для осуществления их деятельности. Полномочиями по принятию решений по их предоставлению наделен собственник имущества города в лице Департамента имущества г.Москвы.

Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО1, Префектура СЗАО г. Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО2, извещенные в соответствии со ст.123,163 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в порядке ч.3,5 ст.156 АПК РФ в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Как установлено судом и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, в декабре 2008 года ТСЖ «Ангелов 6» обратилось в Префектуру СЗАО г.Москвы с заявлением о выделении с 01.01.2009 нежилого помещения для размещения правления и эксплуатационных служб, в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы № 398-ПП от 22.05.2007 и Постановления Правительства Москвы № 498-ПП от 03.06.2008 (л.д.14)

Письмом от 23.01.2009 № 9578/8-4 Префектура СЗАО г.Москвы сообщила заявителю, что свободные от обязательств нежилые помещения в доме по адресу: Ангелов переулок, д.6 отсутствуют (л.д.15).

На аналогичное обращение ТСЖ от 30.01.2009 № ПР-1002/2 (л.д.16) Префектура СЗАО г.Москвы письмом от 11.03.2009 № 926сл сообщила, что заключение договоров аренды возможно только по результатам аукциона или конкурса, проведением которых занимается СГУП по продаже имущества г.Москвы (л.д.17).

На обращение ТСЖ от 01.07.2010 № ПРФ-3/10 (л.д.18) Префектура СЗАО г.Москвы письмом от 27.07.2010 № 12-05-5109 предложила ТСЖ совместно с Ассоциацией Товариществ собственников жилья «Митинский оазис. Эксплуатация имущественных комплексов» рассмотреть вопрос о возможности совместного использования нежилых помещений по ул.Генерала Белобородова, копр.1 (л.д.20).

Письмом от 18.07.2011 № 09-11/10ию Департамент имущества г.Москвы, рассмотрев обращение ТСЖ «Ангелов 6», указал, что в соответствии с выпиской из протокола заседания окружной конфликтной комиссии префектуры СЗАО по вопросам управления многоквартирными домами от 20.05.2011 № 10, Департаментом подготовлен проект распоряжения «Об использовании нежилого помещения АО ФИО7 пер., д.6», который находится на согласовании (л.д.25).

После проработки данного вопроса Департамент имущества г.Москвы письмом от 22.11.2011 № 11/30446 в ответ на обращение от 12.09.2011 № 4-8/11, проинформировал ТСЖ о том, что согласно п.4.3 постановления Правительства Москвы от 03.06.2008 № 498-ПП площадь выделяемых ТСЖ помещений определяется с учетом примерной нормы, установленной постановлением Правительства Москвы от 08.01.2002 № 14-ПП и составляет до 50 метров, что свидетельствует об отсутствии оснований для передачи заявителю спорного помещения. Помещение площадью 55,7 кв.м по адресу: Ангелов пер., д.6, не может быть передано в пользование ТСЖ «Ангелов 6», поскольку включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1140-ПП. В настоящее время Департаментом ведутся мероприятия по выставлению данного объекта на торги по определению ставки арендной платы на объект нежилого фонда нежилого фонда имущественной казны г.Москвы (л.д.29).

Постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007 № 398-ПП «О программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 года и задании на 2010 год» предусмотрена обязанность Департамента имущества г.Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы совместно с префектурами административных округов по предоставлению товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам, управляющим многоквартирными домами, в приоритетном порядке без проведения торгов по минимальным ставкам арендной платы свободные от обязательств нежилые помещения в таких домах с учетом утвержденных норм (п.6.2).

Контроль за выполнением настоящего постановления возложен на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО2 и префектов административных округов города Москвы (п.25).

Как пояснил представитель заместителя Мэра Москвы ФИО2 в судебном заседании, в связи с утверждением Мэром Москвы Распоряжения от 27.01.2011 № 16-РМ «О распределении обязанностей между Мэром Москвы, первым заместителем и заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы» функции по контролю за выполнением Программы поддержки и развития ТСЖ, возложены на заместителя Мэра Москвы ФИО1, в связи с чем, заместитель Мэра Москвы ФИО1 привлечена к участию в деле в качестве ответчика в связи с первоначально заявленными требованиями заявителя.

Постановлением Правительства Москвы от 03.06.2008 № 489-ПП «О порядке предоставления ТСЖ, ЖК, ЖСК и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям нежилых помещений, относящихся к собственности города Москвы» в целях размещения товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных управляющих и обслуживающих организаций на период исполнения ими функций по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества, в соответствии с пп. 5.1 и 7 постановления Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 398-ПП "О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задании на 2010 год" и с учетом п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 8 января 2002 г. N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено:

- предоставлять в аренду товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим функции управления многоквартирными домами, и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям на срок действия соответствующих договоров свободные от обязательств нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, без проведения торгов, без права сдачи в субаренду, переуступки, перепрофилирования (п.1);

- площадь необходимых помещений (п. 1) определяется решениями комиссий по вопросам имущественно-земельных отношений при префектурах административных округов города Москвы по обращениям ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных управляющих и обслуживающих многоквартирные дома организаций с учетом примерной нормы, указанной в постановлении Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" (п.2).

Площадь помещений для передачи ТСЖ установлена п.4.3 Постановления Правительства Москвы от 08.01.2002 № 14-ПП «О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства» и составляет – «до 50 метров».

В то же время, статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ предусмотрено, что заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Данное положение введено Федеральным законом Российской Федерации от 30.06.2008 N 108-ФЗ.

В этой связи ссылки заявителя на постановления Правительства Москвы от 22.05.2007 N 398-ПП и от 03.06.2008 N 489-ПП, в соответствии с которыми предусмотрена возможность предоставления ЖСК заключать договоры аренды нежилого помещения без проведения торгов, являются несостоятельными, поскольку противоречат положениям федерального законодательства.

Согласно ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Данная позиция подтверждается также постановлением ФАС МО от 17.06.2009 № КГ-А40/4291-09.

О том, что заключение договоров аренды возможно только по результатам аукциона или конкурса, проведением которых занимается СГУП по продаже имущества г.Москвы, заявителю было сообщено Префектурой СЗАО г.Москвы еще в 2009 году письмом от 11.03.2009 № 926сл (л.д.17).

Письмом от 22.11.2011 № 11/30446 (л.д.28) собственник помещения в лице Департамента имущества г.Москвы также выразил свою волю на распоряжение спорным имуществом, сообщив об отказе в предоставлении помещения по адресу: Ангелов пер., д.6, со ссылкой на превышение площади выделяемых ТСЖ помещений (до 50 метров), а также включением его в Перечень имущества, предназначенного для передачи субъектам малого и среднего предпринимательства.

В этой связи, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения закона со стороны ответчиков при рассмотрении вопроса о предоставлении помещения в аренду ТСЖ.

Мотивируя свои требования о выделении именно данного помещения и обязании ответчика заключить с ним договор аренды, заявитель указывает, что только оно является свободным, а иные помещения используются арендаторами, на взгляд ТСЖ, с грубыми нарушениями закона.

Данное обстоятельство не является основанием для ограничения прав собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Суд также учитывает, что помещение по адресу: Ангелов пер., д.6 включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 № 1140-ПП, пунктом 3 которого предусмотрено, что указанное в Перечне имущество, не может быть передано во владение и (или) пользование юридическим и физическим лицам, не относящимся в соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд с учетом положений ст.65 АПК РФ, приходит к выводу о том, что оспариваемые действия Департамента имущества г.Москвы соответствуют действующему законодательству, а соответственно, не имеется оснований для удовлетворения требований и обязания заключить договор аренды на спорное помещение с заявителем.

Каких-либо доказательств незаконности действий (бездействия) заместителя Мэра Москвы, как и указания на сами оспариваемые действия, заявителем не представлено, что также исключает возможность удовлетворения требований заявителя в этой части.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 198, ст. 201 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входит, во-первых, проверка соответствия оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, во-вторых, установление наличия, либо отсутствия факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На это обращается внимание и в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, ст.201 АПК предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В этой связи в ст.198 АПК РФ указывается на право обращения в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта при наличии в совокупности двух признаков – нарушения закона и одновременно нарушения прав и законных интересов обратившегося за судебной защитой лица.

Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения спора отсутствует нарушение каких-либо прав и интересов заявителя, что в силу ст.198 АПК РФ исключает возможность удовлетворения заявленных требований при рассмотрении спора по существу.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконными действий (бездействия) руководства Департамента имущества города Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы ФИО8, связанных с непредоставлением нежилого помещения площадью 55,7 м.кв. (помещение № X (комн.1-8), незаконными, нарушающими законные права и интересы Товарищества собственников жилья "Ангелов 6"; обязании Департамента имущества города Москвы в месячный срок передать в первоочередном порядке нежилое помещение площадью 55,7 кв. метров, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Ангелов пер., д.6 в пользование ТСЖ «Ангелов 6» для выполнения функций по управлению многоквартирным домом путем заключения договора аренды данного нежилого помещения без проведения конкурсов и аукционов по минимальной ставке арендной платы – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья С.А. Кузнецова