Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-27070/20-40-233
04 июня 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 04 июня 2020 г.
Судья Мурашова К.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску
АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АПАТИТ» (162622, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.07.2002, ИНН: <***>)
к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003)
о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 13 748, 04 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен о взыскании пени за нарушение срока доставки груза, принятого к перевозке железнодорожным транспортом.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ко дню принятия решения суд располагал сведениями о получении сторонами копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что является надлежащим извещением в силу статей 121, 122, 123 АПК РФ.
Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен, в том числе в порядке ст.ст. 123, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Резолютивная часть решения объявлена 22.05.2020г., исковые требования удовлетворены частично – в связи с применением положений ст. 333 ГК РФ.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором указывал на отсутствие своей вины по части отправлений.
Как следует из материалов дела, 05.11.19 по договору перевозки по СМГС - накладной 2009677 со станции отправления ФИО1 (Литва) до станции назначения - Кошта Северной жд (РФ) в адрес грузополучателя - АО «Апатит» Перевозчиком был принят к перевозке в прямом международном сообщении груз - порожний вагон № 64360308.
06.11.2019 по договору перевозки по СМГС - накладной 0902728 со станции отправления Губерния ЛГ (Литва) до станции назначения - Кошта Северной жд (РФ) в адрес грузополучателя - АО «Апатит» Перевозчиком были приняты к перевозке в прямом международном сообщении груз - порожние вагоны согласно ведомости вагонов к вышеуказанной накладной.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с ч. 1 ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для данного вида не установлена определенная форма.
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки, и с учетом пункта, 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Поскольку перевозка по СМГС-накладным № 2009677, № 0902728 осуществлялась с железнодорожных станций отправления Литовской железной дороги до станции Кошта Северной железной дороги (железные дороги Российской Федерации), то к отношениям сторон подлежат применение Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении.
Согласно п 1 статьи 14 СМГС, в соответствии с договором перевозки перевозчик обязуется за плату перевезти вверенный ему отправителем груз до станции назначения по маршруту, согласованному отправителем и договорным перевозчиком, и выдать его получателю. Заключение договора перевозки подтверждается накладной (п 3 статья 14 СМГС). Каждый последующий перевозчик, принимая к перевозке груз вместе с накладной, вступает тем самым в договор перевозки и принимает на себя возникающие по нему обязательства (п 5 статьи 14 СМГС).
В данном случае о заключении между сторонами договора перевозки груза свидетельствуют составленные и выданные отправителю груза транспортные железнодорожные СМГС-накладные № 2009677, № 0902728.
Вышеуказанный груз находился в пути свыше норм, предусмотренных статьей 24 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, и прибыл на станцию назначения Кошта Северной железной дороги в адрес АО «Апатит» по СМГС-накладной № 2009677 - 16.11.2019. по СМГС-накладной № 0902728-16.11.2019.
В соответствии с п 3 статьи 37 СМГС перевозчик несет ответственность за превышение срока доставки груза.
В силу п 1 статьи 45 СМГС, если перевозчиком не был соблюден срок доставки груза, рассчитанный в соответствии со ст. 24 СМГС, перевозчик уплачивает возмещение за превышение срока доставки в виде неустойки.
Согласно п1 статьи 27, статьи 45 СМГС за просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает получателю штраф, размер которого определяется исходя из провозной платы той железной дороги, которая допустила просрочку, и величины (длительности) просрочки, определяемой как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки.
В соответствии с п 1 ст. 24 СМГС если отправителем и перевозчиком не согласовано иное, срок доставки определяется на весь путь следования груза и не должен превышать срока, исчисленного исходя из норм, установленных в настоящей статье.
Таким образом, срок доставки определяется на весь путь следования груза.
Согласно СМГС- накладной № 2009677 следует, что груз принят к перевозке 05.11.2019, доставлен 16.11.2019, нормативный срок доставки в накладной не указан.
Согласно СМГС-накладной № 0902728 следует, что груз принят к перевозке 06.11.2019, доставлен 16.11.2019, нормативный срок доставки в накладной не указан.
С учетом абзаца 1 п 2 статьи 24 СМГС срок доставки груза определяется исходя из следующих норм: для контейнеров - 1 сутки на каждые начатые 150 км; для остальных отправок - 1 сутки на каждые начатые 200 км.
Кроме того, в силу п 3 статьи 24 СМГС срок доставки груза увеличивается на 1 сутки на операции, связанные с отправлением груза, при этом в силу п 5 статьи 24 СМГС течение срока доставки груза начинается с 0.00 часов дня, следующего за днем заключения договора перевозки, и заканчивается в момент передачи получателю уведомления о прибытии груза, при этом неполные сутки считают за полные.
Таким образом, срок доставки груза исходя из вышеуказанных норм определяется на каждые начатые 200 км., и начинает исчисляться со дня, следующего за днем заключения договора перевозки.
По расчету АО «Апатит», произведенному на основании п 2, п 3 и 5 статьи 24 СМГС, а также граф 38 СМГС-накладной № 2009677 нормативный общий срок доставки груза составляет с 06.11.2019 (дня, следующего за днем заключения договора перевозки) срок доставки составляет 9-ть суток (полный расчет прилагается):
1 сутки - на отправление вагона со станции ФИО1 (Литва) (рзд) (§ 3 ст. 24 СМГС);
8 суток - перевозка вагона: по территории Литвы (232 км / 200 км - 2 полные сутки), по территории Латвии согласно информации из АС ЭТРАН (174 км/200 км = 1 полные сутки), по территории России согласно СМГС-накладной (865 км / 200 км = 5 полных суток).
Таким образом, груз подлежал доставке на станцию Кошта Северной жд (РФ) не позднее 14 ноября 2019г.
Вагон находился в пути свыше норм, предусмотренных ст. 24 СМГС и согласно листа уведомления о прибытии груза СМС-накладной 2009677 был доставлен грузополучателю 16.11.2019г.
Ответчиком была допущена просрочка доставки груза по территории РФ на 3-ое суток исходя из расчета (прилагается), и вместо 5-ти суток срок доставки составил 8-мь суток (с 09.11.2019 по 16.11.2019).
По расчету АО «Апатит», произведенному на основании п 2, § 3 и 5 статьи 24 СМГС, а также граф 38 СМГС-накладной № 0902728 нормативный общий срок доставки груза с 07.11.2019 (дня, следующего за днем заключения договора перевозки) срок доставки составляет 8-мь суток (полный расчет прилагается):
1 сутки - на отправление вагона со станции Губерния ЛГ (Литва) (рзд) (§ 3 ст. 24 СМГС);
7 суток - перевозка вагона: по территории Литвы (194 км / 200 км = 1 полные сутки), по территории Латвии согласно информации из АС ЭТРАН (174 км/200 км = 1 полные сутки), по территории России согласно СМГС-накладной (865 км / 200 км = 5 полных суток).
Таким образом, груз подлежал доставке на станцию Кошта Северной жд (РФ) не позднее 13 ноября 2019г.,
Вагоны находились в пути свыше норм, предусмотренных ст. 24 СМГС и согласно листа уведомления о прибытии груза СМГС-накладной 0902728 был доставлен грузополучателю 16.11.2019г.
Ответчиком была допущена просрочка доставки груза по территории РФ на 3-ое суток исходя из расчета (прилагается), и вместо 5-ти суток срок доставки составил 8-мь суток (с 09.11.2019 по 16.11.2019).
В соответствии с п 2 статьи 45 СМГС размер неустойки за превышение срока доставки груза определяется исходя из провозной платы того перевозчика, который допустил превышение срока доставки, и величины (длительности) превышения срока доставки, рассчитываемой как отношение превышения срока доставки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно:
6% провозной платы при превышении срока доставки не свыше одной десятой общего срока доставки;
18% провозной платы при превышении срока доставки более одной десятой, но не свыше трех десятых общего срока доставки;
30% провозной платы при превышении срока доставки более трех десятых общего срока доставки.
Процент неустойки рассчитывается исходя из размера провозной платы, указанной в СМГС накладной, оплаченной грузополучателем.
Истцом в адрес Московского ТЦФТО - филиала ОАО «РЖД» были направлены следующие претензии: по СМГС-накладной 2009674 претензия от 26.12.2019 № АП-Ч.283/24340-2019, по СМГС-накладной 0902728 претензия от 26.12.2019 № АП.Ч.283/24344-2019, в АО «Апатит» 12.02.2020 поступили от ответчика письма от 03.02.2020г исх № МТЦФТОПР19/2669, № МТЦФТОПР19/2674, согласно которым Московское ТЦФТО отклонило вышеуказанные претензии истца.
Довод Ответчика об отсутствии своей вины в просрочке доставки груза по транспортной железнодорожной накладной на основании договора на увеличение срока доставки груза, заключённого с грузоотправителем по спорным перевозка, не может быть принят судом во внимание по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 785, статьи 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 33 Устава железнодорожного транспорта перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Из содержания пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 № 37) следует, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Таким нормативным актом являются «Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом», утвержденные приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов предусмотрено, что в соответствии с Уставом перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе «Календарные штемпеля», в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе «Календарный штемпель перевозчика на станции отправления». Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
Согласно положениям абзаца 5 пункта 14 Правил исчисления сроков доставки грузов порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с настоящими Правилами) порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.
Согласно п. 15 Правил № 245 перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены данными Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя».
Договор перевозки по своей правовой природе является двусторонним договором в пользу третьего лица. Иное бы противоречило норме п. 3 ст. 308 ГК РФ, в соответствии с которой обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Кроме того, ОАО «РЖД» заявлено о несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства по доставке груза в срок, применении положений ст. 333 ГК РФ.
При этом ответчик в качестве доводов о несоразмерности неустойки указывал, что в рассматриваемом случае размер пени за просрочку доставки порожних вагонов несоразмерен последствиям нарушения обязательства в связи кратковременностью периода просрочки доставки вагонов от 1 до 10 дней, поясняя, что длительность нарушения обязательства является одним из критериев для установления несоразмерности размера пени, а также тем, что задержка связана со сложной эксплуатационной обстановкой.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года № 7, исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика, при этом право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной её несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной. Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. Снижение неустойки судом возможно только в одном случае – в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.
С учётом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п. 2 Определения от 21.12.2000 № 263-О, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой ущерба.
Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательства.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд считает возможным снизить в соответствии со ст. 333 ГК РФ размер неустойки по ходатайству стороны.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика. Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 г. № 6 при уменьшении арбитражным судом размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации расходы истца по государственной пошлине подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее уменьшения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 307 – 310, 330, 333, 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 64, 65, 71, 75, 110, 167-171, 176, 180, 181, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
взыскать с ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003) в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АПАТИТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 31.07.2002) пени в размере 11 000 руб. – с учётом применения положений ст. 333 ГК РФ, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия.
Судья К.С. Мурашова