ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-273345/18 от 23.05.2019 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

 Дело № А40-273345/18

102-2392

25 июня 2019 г.

Резолютивная часть решения объявлена мая 2019 г.

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2019 года

Арбитражный суд в составе судьи Козловский В. Э. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кривушиной Е.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

ООО "РК "НОВОТРАНС" к ОАО "РЖД"

о взыскании 491 251 руб. 38 коп.

при участии представителей

от истца: ФИО1 по дов. от 20.11.2017 №101/11/17.

от ответчика: ФИО2 по дов. от 20.10.2016 №785-ДП.

УСТАНОВИЛ:

            ООО "СТРОЙНЕРУДПОСТАВКА" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ТРАНССТРОЙСЕРВИС"  о взыскании 13 455 139 руб. 08 коп.

Истец на иске настаивает по доводам, приведенным в исковом заявлении, ссылается на представленные доказательства. Ответчик с заявленными требованиями не согласен. Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее «Подрядчик») и Обществом с ограниченной ответственностью «Ремонтная компания «Новотранс» (далее – «Заказчик») был заключен договор на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов № ТОР-ЦДИЦВ/1 от 22.01.2014 г., в соответствии с которым (в редакции Дополнительного соглашения №6 от 15.06.2016 г.) заказчик поручает и обязуется оплачивать, а Подрядчик принимает на себя обязательства производить текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов (далее - ТР-2), принадлежащих АО «ХК «Новотранс» в эксплуатационных вагонных депо дирекции инфраструктуры - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", указанных в перечне вагонных депо подрядчика, а также обеспечить ответственное хранение предоставленных Заказчиком и забракованных запасных частей, демонтированных с грузовых вагонов в процессе производства ТР-2 грузовых вагонов л территории ВЧДЭ Подрядчика с оказанием услуг по погрузке/выгрузке.

Подрядчик производит ТР-2 с использованием собственного оборотного запаса узлов и деталей (п. 1.2.1. договора), с использованием предоставленных Заказчиком исправных запасных частей (п. 2.2. договора), или путем ремонта снятых с забракованного грузового вагона запасных частей с последующей установкой на грузовой вагон (п. 1.2.3).

Согласно пункту 4.1.1. Договора Подрядчик обязуется произвести ТР-2 грузовых вагонов и обеспечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему отцепочному ремонту от 02.09.1997 г. № РД 32 ЦВ-056-97 и других нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.

Согласно пункту 4.1.2. Договора в редакции дополнительного соглашения №5 от 01.12.2015 г. подрядчик предоставляет гарантию на фактически проведенные Подрядчиком работы в соответствии с Руководством по текущему отцепочному ремонту, утвержденным МПС России 02.09.1997 №РД 32 ЦВ-056-97, а также на установленные при ТР-2 запасные части подрядчика до следующего планового ремонта грузового вагона или до выполнения заданного объема перевозок по "пробегу" при соблюдении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных МПС России от 21.12.2010 №286, с учетом особенностей, предусмотренных подпунктами 4.1.2.1 -4.1.2.7 Договора, за исключением неисправностей эксплуатационного характера, включенных в отраслевой классификатор «Основные неисправности вагонов» (К ЖА 2005 04).

Пунктом 4.1.2.3 установлена гарантийная ответственность подрядчика на повторные отцепки и ремонт по кодам эксплуатационных неисправностей, указанным в приложении №19 к Договору, после доведения ТР-2 грузового вагона, если с момента проведения предыдущего ТР-2 данного вагона не :тек срок, указанный в приложении №19 к Договору.

При этом гарантия, предоставляемая Подрядчиком на случай возникновения эксплуатационных неисправностей на поверхности катания осмотренных колесных пар, устанавливается на срок, указанный в приложении №19 с даты передачи сообщения 1354 о выполненном ремонте.

В случае отцепки грузовых вагонов по гарантийной неисправности в течение гарантийного срока, предоставленного Подрядчиком, грузовые вагоны направляются для устранения неисправности в ближайшее ВЧДЭ. Работы по устранению дефектов в период гарантийного срока, предоставленного подрядчиком, выполняются Подрядчиком без выставления счета за данные работы (п. 4.1.2.6 Договора редакции ДС №5 от 01.12.2015 г.).

Таким образом, исходя из толкования во взаимосвязи п. 4.1.2 и п. п. 4.1.2.3 - 4.1.2.7 в редакции Дополнительного соглашения №5 от 01.12.2015 г. Подрядчиком предоставляется гарантия в отношении проведенного ремонта ТР-2 вагонов:

- на отцепки по технологическим неисправностям - до следующего планового ремонта вагона "и выполнения заданного объема перевозок (п. 4.1.2);

- на отцепки по эксплуатационным неисправностям - не распространяется, за исключением девяти видов эксплуатационных неисправностей, указанных в приложении №19 к Договору.

Неисправность грузового вагона определяется осмотрщиком вагонов в ВЧДЭ, перевод вагона в нерабочий парк осуществляется по кодам неисправностей в соответствии с классификатором "Основные неисправности грузовых вагонов (К ЖА 2005 05)», утвержденному Комиссией Совета по железнодорожному транспорту (далее - «Классификатор»).

Согласно п. 4.1.2.3 Договора и Приложению №19 к Договору ограниченная гарантийная ответственность Подрядчика распространяется на отцепки по следующим эксплуатационным неисправностям колесных пар: тонкий гребень (код 102 по К ЖА 2005 05) - на срок 1 месяц с даты выпуска вагона из ТР-2; прокат по кругу катания (код 103 по К ЖА 2005 - на срок 2 месяца с даты выпуска вагона из TP-2; кольцевая выработка поверхности катания (код 104 по К ЖА 2005 05) - на срок 2 месяца с даты выпуска вагона из ТР-2; выщербина обода колеса (код 107 по К ЖА 2005 05) - на срок 1 месяц с даты выпуска вагона из ТР-2; раздавливание обода колеса (код 108 по К ЖА 2005 05) - на срок 2 месяца с даты выпуска вагона из ТР-2; остроконечный накат (код 109 по К ЖА 2005 05) - на срок 2 месяца с даты выпуска вагона из TP-2; вертикальный подрез гребня (код 110 по К ЖА 2005 05) - на срок 2 месяца с даты выпуска вагона из ТР-2; тонкий обод (код 111 по К ЖА 2005 05) - на срок 2 месяца с даты выпуска вагона из ТР-2; прокат по кругу катания (код 117 по К ЖА 2005 05) - на срок 2 месяца с даты выпуска вагона из ТР-2.

При этом исходя из п. 4.1.2.3 Договора ограниченная гарантийная ответственность подрядчика распространяется на все осмотренные при проведении ТР- 2 вагона колесные пары.

Согласно пункту 4.1.1. Договора Подрядчик обязуется произвести ТР-2 грузовых вагонов и "Лечить качество выполнения работ в соответствии с требованиями Руководства по текущему цепочному ремонту от 02.09.1997 г. № РД 32 ЦВ-056-97 и других нормативных документов МПС России и ОАО "РЖД" в части проведения ТР-2 грузовых вагонов.

Согласно п. 1.1 РД 32 ЦВ-056-97 требования настоящего руководства являются обязательными при проведении текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов железных дорог Российской Федерации. Текущий ремонт грузовых вагонов производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными (п. 2.6 РД).

В соответствии с п. 2.10 РД 32 ЦВ-056-97 вагоны, выпускаемые из ремонта, должны удовлетворять требованиям действующих Инструкций и настоящего руководства.

Согласно п. 2.14 РД при выполнении текущего отцепочного ремонта производится входной и выходной контроль комплектации всех грузовых вагонов колесными парами, боковыми рамами, надрессорными и соединительными балками. При выпуске вагона из ремонта производится заполнение Листка учета комплектации грузового вагона после ремонта установленной формы с последующей передачей электронного сообщения «Сведения о комплектации вагона после ремонта» в ИВЦ дороги.

Разделом 8 «Колесные пары» Руководящего документа №РД 32 ЦВ-056-97 (с учетом изменений, еденных Извещением 32 ЦВ 35-2014 об изменении РД 32 ЦВ 056­97, утверждено в г. Баку 22.10.2014 на 61-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ) установлены требования к поведению ремонта вагона в части колесных пар.

Согласно разделу 8 при поступлении вагонов в текущий отцепочный ремонт у колесных пар осматривать средние части осей, места сопряжений ступиц колес с осью, диски и поверхности катания колес.

Осмотр, дефектацию и замену колесных пар производить в соответствии с "Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) (Далее - «РД по ремонту клееных пар»).

Согласно п. 12.1.1 РД по ремонту колесных пар для проверки состояния и изъятия из эксплуатации колесных пар, а также для контроля качества подкатываемых и отремонтированных колесных пар устанавливается система их осмотра и ремонта, предусматривающая: техническое обслуживание смотр) колесных пар под вагонами; текущий ремонт колесных пар (обыкновенное освидетельствование); средний ремонт колесных пар (полное освидетельствование); капитальный ремонт колесных пар (ремонт со сменой элементов).

В соответствии с п. 12.2.1.5 РД техническое обслуживание колесных пар и буксовых узлов под вагонами производится при каждом текущем отцепочном ремонте вагона. В соответствии с п. 12.2.2 РД по ремонту колесных пар при техническом обслуживании колесных пар и буксовых узлов под вагонами производят: 12.2.2.1 технический контроль колесных пар и их элементов; 12.2.2.2 проверку соответствия размеров и износов элементов колесных пар установленным нормам; 12.2.2.3 технический контроль буксовых узлов.

Согласно п. 12.3.1 РД при подготовке колесных пар ко всем видам ремонта производится: 12.3.1.1 визуальный и инструментальный контроль соответствия размеров и износов элементов колесных пар нормам, установленным настоящим РД, с целью выявления дефектов и неисправностей; 12.3.1.2 сухая чистка от грязи, остатков краски и смазки элементов колесных пар, при этом очистка выполняется по технологиям, согласованным в установленном порядке;

В соответствии с п. 12.3.3 РД при проведении визуального контроля проверяют состояние поверхностей элементов колесных пар, наличие бирок, знаков маркировки и клейм, предусмотренных настоящим РД, а также техническое состояние буксовых узлов. Исходя из вышеизложенных положений нормативных документов следует, что при Проведении ремонта вагона производится осмотр и входной контроль всех колесных пар, входящих в комплектацию вагона.

Таким образом, исходя из п. 4.1.2.3 Договора Подрядчик гарантирует, что после выпуска вагона из ремонта в течение установленных Приложением №19 Договора сроков не возникнет соответствующих неисправностей всех колесных пар, входящих в комплектацию вагона на момент выпуска из ремонта.

В случае же возникновения вышеуказанных неисправностей Подрядчик несет гарантийную ответственность в соответствии с Договором и обязан либо произвести ремонт без выставления счета, либо возместить расходы Заказчика на устранение неисправностей.

За период с 2 мая 2017 года по 13 мая 2018 года было выявлено 27 (двадцать семь) случаев отцепки грузовых вагонов Истца в текущий ремонт по эксплуатационным неисправностям, указанным в Приложении №19 к Договору, в течение гарантийного срока ответственности Подрядчика.

По каждому спорному вагону эксплуатационным вагонным депо Ответчика был проведен текущий отцепочный ремонт вагона в объеме ТР-2 («первый ремонт»). В ходе данного ремонта подрядчик в соответствии с требованиями нормативных документов произвел осмотр колесных пар, входящих в комплектацию вагона (данные о колесных парах, осмотренных Подрядчиком по каждому вагону указаны в справке ГВЦ МПС формы 2730 «Сведения по узлам и деталям вагона»)

Впоследствии в течение сроков, указанных в Приложении № 19 к Договору (1 либо 2 месяца в зависимости от неисправности) данный вагон был отцеплен в текущий ремонт в связи с выявлением одной из перечисленных в Приложении №19 эксплуатационных неисправностей колесных пар вагона ("второй ремонт»).

Как видно из представленных данных истцом в иске, все выявленные неисправности входят в перечень неисправностей, указанных в Приложении №19 к Договору, на них распространяется ограниченная гарантийная ответственность, неисправности выявлены в пределах гарантийных сроков, указанных в приложении №19.

Несмотря на наличие гарантийной ответственности в отношении указанных отцепок Ответчик либо в нарушение п. п. 4.1.2.6 Договора осуществил ремонт вагонов за плату, либо отказался возмещать расходы Истца на устранение неисправностей, в тех случаях, когда вагоны ремонтировались за счет истца в иных вагоноремонтных предприятиях.

Стоимость устранения неисправности определена в соответствии с расчетно-дефектной ведомостью на «второй ремонт». Списание денежных средств за проведенные ремонты подтверждается счет-фактурами, выставленными Ответчиком. Поскольку в целях устранения неисправности вагон оправляется в ближайшее вагоноремонтное депо, часть вагонов была отремонтирована за счет истца силами иных вагоноремонтных предприятий. Истец понес расходы на самостоятельное устранение неисправностей гарантийной ответственности Подрядчика.

Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Исходя из содержания указанной нормы получение ответчиком денежных средств от истца при отсутствии у истца обязанности их выплачивать в силу соответствующего договора или требования нормативного акта, без предоставления ответчиком со своей стороны каких-либо товаров (работ, услуг) в счет принятых сумм следует квалифицировать как неосновательное обогащение.

Таким образом, иск о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны: факт получения (сбережения) имущества ответчиком, отсутствие для этого должного основания, а также то, что неосновательное обогащение произошло за счет истца.

В соответствии со ст. 395 ГК РФ истец вправе начислить проценты за пользование чужими денежными средствами, поэтому требование истца о взыскании процентов обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.

Ответчик оспорил исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения на сумму 161 868 руб. 11 коп., процентов на сумму 9 171 руб. 62 коп., убытков в размере 80 303 руб. 46 коп., а всего на сумму 251 343 руб. 19 коп.

Изучив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, Суд не может согласиться с доводами Ответчика по следующим основаниям.

Ответчик полагает, что на момент отцепки вагонов №62542105, №62637228, №52213857, №53399200, №52239597, №55557961 по неисправности «неравномерный прокат» (117) гарантийный срок ответственности Подрядчика истек, так как с момента выпуска данных вагонов из ремонта до даты выявления неисправности прошло более 1 месяца. Ответчик со ссылкой на п. 4.1.2.3 Договора указывает, что срок гарантийной ответственности в отношении отцепок по неисправности колесных пар вагона «неравномерный прокат по кругу катания» (код 117) составляет 1 месяц с даты выпуска вагона из предыдущего ремонта. 

Однако данный пункт Договора не распространяется на неисправность «неравномерный прокат» (код 117), устанавливает гарантию на иные, не входящие в список неисправностей в приложении №19 к Договору, неисправности на поверхности катания колесных пар.

Исходя из абзаца 1 пункта 4.1.2.3 Договора Стороны пришли к соглашению о том, что на эксплуатационные неисправности, указанные в Приложении №19 к Договору, устанавливается гарантия на сроки, указанные в данном Приложении. В соответствии с п. 9 Приложения №19 на неисправность «неравномерный прокат» распространяется гарантийная ответственность Подрядчика на срок 2 месяца с момента выдачи уведомления ВУ-36М (выпуска вагона из ремонта). При этом Договором не предусмотрено исключений из этого правила. Так в абзаце 4 пункта 4.1.2.3 Договора указано «Гарантийный срок эксплуатации осмотренных в процессе ТР-2 колесных пар устанавливается: по прочим кодам эксплуатационных неисправностей (кроме неисправности «тонкий гребень» (102)) – на срок, указанный в Приложении №19 к настоящему Договору. Исключения из правила, установленного Приложением №19 абз. 4 п. 4.1.2.3 Договора установлены только для неисправности «тонкий гребень» (102) если толщина гребня спорной колесной пары составляла менее 27 мм.

В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

С учетом прямого установления в Приложении №19 к Договору, являющемся его неотъемлемой частью, гарантийного срока для неисправности «неравномерный прокат» 2 месяца, а также с учетом положений абз.4 п. 4.1.2.3 Суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требований Истца по вагонам №62542105, №62637228, №52213857, №53399200, №52239597, №55557961.

Ответчик полагает, что истек гарантийный срок в отношении отцепок вагонов №55322887, №53714978 по неисправности колесных пар тонкий гребень (102) и вагона №52217007 – раздавливание обода колеса (108). При этом в обоснование своей позиции Ответчик указывает, что указанные колесные пары были предоставлены заказчиком и на них в соответствии с п. 4.1.2.2 Договора не распространяется гарантийная ответственность Подрядчика.

Данный вывод ошибочен, противоречит условиям Договора. Исходя из толкования во взаимосвязи положений п. 4.1.2 и п. п. 4.1.2.3, гарантия не распространяется на предоставленные Заказчиком запасные части (колесные пары) в тех, случаях, когда выявлены технологические неисправности, то есть неисправности, связанные с качеством ремонта.

В соответствии с п. 4.1.2.3 Договора ограниченная гарантийная ответственность Подрядчика по эксплуатационным неисправностям, указанным в Приложении №19 к Договору, распространяется на все осмотренные в процессе ТР-2 колесные пары. Исходя из общего смысла пункта 4.1.2.3 предоставляя гарантию на 9 (девять) эксплуатационных неисправностей колесных пар согласно Приложению №19 к Договору, Подрядчик гарантирует, что в установленные данным Приложением сроки (1 и 2 месяца в зависимости от неисправности) у выпущенного из ремонта вагона не возникнет данных эксплуатационных неисправностей. То есть Подрядчик принял на себя обязательство обеспечить гарантийный срок эксплуатации вагона по данным неисправностям, то есть их эксплуатацию при отсутствии неисправностей, указанных в Приложении №19 к договору. Таким образом, исходя из положений п. 4.1.2.3 Договора выявление в сроки, установленные Приложением №19, любой из названных в данном приложении неисправности является гарантийным случаем. Оснований для отказа в удовлетворении требований по вагонам №55322887, №53714978, №52217007

Ответчик не согласился с требованиями о возмещении стоимости ремонта вагонов № 53623047, №54133954, №62531454, №55639509 поскольку ремонт данных вагонов произведен за счет Заказчика силами его субподрядчиков – АО «ВРК-1», ООО «ПримТрансКом», Белорусская железная дорога, Одесская железная дорога. Данный довод несостоятелен. Тот факт, что устранение недостатков произведено Заказчиком своими силами, не лишает его права требовать возмещения убытков, возникших в связи с нарушением Подрядчиком обязательства, а именно неисполнение обязанности выполнить работы надлежащего качества, что повлекло возникновение неисправностей в гарантийный период. Поскольку отцепка спорных вагонов в пути следования производилась ОАО «РЖД», Ответчик был уведомлен о выявлении гарантийного случая с момента отцепки вагона. Однако Ответчик не исполнил предусмотренную договором обязанность по устранению недостатков работ.

С учетом данных обстоятельств Истец был вынужден устранить неисправности самостоятельно, с привлечением субподрядчиков. Данное обстоятельство не может являться основанием для отказа Истцу в возмещении убытков, возникших вследствие выявления неисправностей в гарантийный период.

            Судебные расходы, согласно ст. 110 АПК РФ, относятся на ответчика.

            На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 307 - 310, 395, 1102, 1107 ГК РФ, ст. ст. 110, 123, 156, 167 - 171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОАО "РЖД" в пользу ООО "РК "НОВОТРАНС" 491 251 руб. 38 коп., из них 99 330 руб. 98 коп. убытков и 372 422 руб. 61 коп. неосновательного обогащения, 19 497 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, проценты за пользование чужими денежными средствами начислять по ключевой ставке установленной Банком России в соответствующие периоды, на сумму основного долга, начиная с 17.11.2018 г. по дату фактического исполнения обязательства, а также взыскать 12 825 руб. 00 коп. расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                      В. ФИО3