Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
31 января 2022 годаДело № А40-273556/21-2-1443
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Махлаевой Т.И.
протокол ведет секретарь судебного заседания Халиловой К.Б.
рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению БАНКА РОССИИ
к ответчику: АО «КРОСНА-БАНК»
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 06.12.2021г. №ЦА-38-ЮЛ-21-8990/1020-1
при участии:
От заявителя: ФИО1 (паспорт, диплом, дов. от 22.06.20 г.)
От ответчика: ФИО2 (паспорт, диплом, дов. от 18.11.21 г.)
УСТАНОВИЛ:
Банк России в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении АО «КРОСНА-БАНК» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 06.12.2021г. №ЦА-38-ЮЛ-21-8990/1020-1.
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчиком допущены нарушения страхового законодательства Российской Федерации.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве. Ходатайствовал о применении судом ст. 2.9 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частями 1 и 3 ст.23.1. КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (далее - НФО) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Лица, осуществляющие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - профессиональные участники), признаются НФО.
В соответствии со статьей 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности НФО, направляет НФО обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры.
Пунктом 10 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ установлено, что Банк России осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками, саморегулируемыми организациями профессиональных участников требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
В соответствии с пунктами 1, 3 и 5 статьи 39 Федерального закона № 39-ФЗ все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в статьях 3 - 5, 7 и 8 Федерального закона № 39-ФЗ (в том числе дилерская деятельность), осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России. Кредитные организации осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в порядке, установленном Федеральным законом № 39-ФЗ и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации для профессиональных участников. Банк России контролирует деятельность профессиональных участников.
Согласно пункту 6 статьи 42 Федерального закона № 39-ФЗ, Банк России устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Лицензионные требования и условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг установлены Положением Банка России от 27.07.2015 № 481-П.
Подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 Положения № 481-П для лицензиатов, осуществляющих брокерскую деятельность и (или) дилерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, или деятельность форекс-дилера, и для соискателей вышеуказанных лицензий, установлено лицензионное требование о наличии как минимум одного работника (специалиста) по каждому из указанных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
В силу подпунктов 2.5.1 и 2.5,2 пункта 2.5 Положения № 481-П, помимо лицензионных требований и условий, предусмотренных в пунктах 2.1 и 2.2 Положения № 481-П, для лицензиатов - кредитных организаций, осуществляющих брокерскую деятельность и (или) дилерскую деятельность, и (или) деятельность по управлению ценными бумагами, являющихся кредитными организациями, установлены требования о наличии как минимум одного структурного подразделения, к исключительным функциям работников которого относится осуществление вида (видов) деятельности, указанного (указанных) в статьях 3, 4 и 5 Федерального закона № 39-ФЗ (в том числе осуществление дилерской деятельности), а также о наличии у лицензиата руководителя структурного подразделения, указанного в подпункте 2.5.1 пункта 2.5
Положения № 481-П.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 223 -ФЗ саморегулируемая организация в сфере финансового рынка (далее -саморегулируемая организация) осуществляет контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере финансового рынка, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона № 223-ФЗ саморегулируемая организация в порядке, установленном Банком России, информирует Банк России о выявленных нарушениях членом саморегулируемой организации требований Федерального закона № 223-ФЗ, иных федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, базовых стандартов, внутренних стандартов, регулирующих деятельность финансовой организации этого вида, и одновременно представляет в Банк России свое мотивированное мнение о выявленном нарушении.
Общество является профессиональным участником и осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление дилерской деятельности от 27.11.2000 № 045-03001-010000, а также является членом Саморегулируемой организацией Национальная финансовая ассоциация (далее - СРО НФА).
В соответствии с частью 1 статьи 14 и частью 4 статьи 29 Федерального закона № 223-ФЗ СРО НФА была проведена камеральная проверка Общества за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 (далее - Проверяемый период) на соответствие осуществляемой им дилерской деятельности требованиям внутреннего стандарта СРО НФА, по итогам которой СРО НФА письмами от 30.08.2021 № 1966 и от 13.09.2021 № 2115/ДСП в Банк России представило материалы, свидетельствующие о возможном нарушении требований к осуществлению дилерской деятельности члена СРО НФА.
По результатам анализа представленных материалов установлено, что в организационной структуре Общества имеется структурное подразделение Общества, к исключительным функциям работников которого относится осуществление дилерской деятельности, а именно Управление ценных бумаг (далее - Управление), в состав которого входят отдел дилерских операций и отдел внутреннего учета и оформления документов. Состав сотрудников Управления представлен начальником Управления ФИО3 и начальником отдела внутреннего учета и оформления документов Управления ФИО4 Данные обстоятельства подтверждаются Организационной структурой Общества на 30.06.2021, Положением об Управлении ценных бумаг Общества, утвержденным приказом Председателя Правления Общества от 23.09.2016 № 90-16/1, и выпиской из штатного расписания Общества № 04, утвержденного приказом Председателя Правления Общества от 22.07.2021.
Согласно должностной инструкции начальника Управления, утвержденной приказом председателя правления Общества от 23.09.2016 № 90-16/1, к трудовым функциям начальника Управления, наряду с иными функциями, относится заключение в собственных интересах Общества сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами и исполнение обязательств по ним. При этом, согласно должностной инструкции начальника отдела внутреннего учета и оформления документов Управления, утвержденной приказом председателя правления Общества от 23.09.2016 № 90-16/1, к функциям данного сотрудника относится исключительно осуществление внутреннего учета профессионального участника.
С учётом изложенного, в Проверяемый период у Общества отсутствовал отдельный работник (специалист) по дилерской деятельности, что является нарушением лицензионных требований и условий осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установленных подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 Положения № 481-П.
В этой связи в адрес Общества было направлено предписание Банка России от 04.10.2021 № 38-2-1/3042ДСП (далее - Предписание), которым ему предписывалось в течение 30 рабочих дней с даты получения Обществом Предписания устранить нарушение законодательства Российской Федерации с представлением подтверждающих документов, принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности аналогичных нарушений, и предоставить в Банк России объяснения о причинах возникновения допущенного нарушения.
Письмами от 28.10.2021 № 1595-21/1 и от 29.10.2021 № 1604-21/1, направленным в ответ на Предписание, Общество подтвердило факт совершения нарушения и сообщило о причинах его совершения. Согласно представленной информации, нарушение допущено в связи с тем, что Общество ранее ошибочно полагало, что функции работника (специалиста) по дилерской деятельности может выполнять руководитель структурного подразделения Общества, осуществляющего дилерскую деятельность - начальник Управления. После получения рекомендаций СРО НФА 01.10.2021 Общество скорректировало штатное расписание, увеличив количество штатных должностей в Управлении, в отдел дилерских операций была введена должность ведущего экономиста отдела дилерских операций. Приказом председателя правления Общества от 01.10.2021 № 178-21/1 утверждено штатное расписание, в котором в соответствии с графой
«Примечания» по данной единице указан сотрудник Общества ФИО5
В представленной в Банк России выписке из приказа № 254/1-21 содержится информация о поручении сотруднику Общества ФИО5 дополнительной работы путём временного исполнения обязанностей (совмещение) по должности ведущего экономиста отдела дилерских операций на неопределённый срок с 08.10.2021.
Письмом от 11.11.2021 № 1676-21/1, направленным в ответ на письмо Банка России от 08.11.2021 № 38-3-1/3042ДСП, Общество пояснило, что до 08.10.2021 должность ведущего экономиста отдела дилерских операций была вакантна. Во исполнение Предписания, ФИО5 назначена в порядке совмещения на указанную должность на неопределённый срок с 08.10.2021, что также подтверждается должностной инструкцией ведущего экономиста отдела дилерских операций Управления, утвержденной приказом председателя правления Общества от 06.10.2021 № 187-21/1, и дополнительным соглашением от 08.10.2021 № 2 к трудовому договору 85 к от 26.04.2021 (далее - Договор), согласно которому данному сотруднику Общества, наряду с работой, определенной Договором, поручено выполнение дополнительной работы по должности ведущего специалиста отдела дилерских операций Управления путем увеличения объема работ.
В этой связи с 08.11.2021 Обществом было обеспечено наличие отдельного работника (специалист) по дилерской деятельности, в связи с чем, в указанную дату нарушение им лицензионных требований и условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, установленных подпунктом 2.2.2 пункта 2.2 Положения № 481-П, было окончено.
С учетом изложенного, действия (бездействие) Общества квалифицируется как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, за нарушение страхового законодательства Российской Федерации предусмотрен трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд, в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.
Ответственность страховой организации за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию страховой деятельности определяется в соответствии с Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд при рассмотрении настоящего спора приходит к выводу, что у Общества имелась возможность для соблюдения норм действующего страхового законодательства, но Обществом не были предприняты меры для предотвращения административного правонарушения.
Согласно п.3 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, суд считает установленным событие административного правонарушения, за совершение которого законом предусмотрена административная ответственность; факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении; наличие полномочий административного органа, составившего протокол.
Суд также считает установленной вину ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ.
Факт совершения Обществом правонарушения выявлен заявителем, о чем прямо указано в протоколе об административном правонарушении.
На день принятия судебного решения срок давности привлечения АО «КРОСНА-БАНК» к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк.
Довод ответчика о малозначительности совершенного правонарушения в связи с отсутствием существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений не произошло, ненаступлением каких-либо общественно-опасных последствий правонарушения, в частности, наличия экономического ущерба, существенного материального или морального вреда, судом отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО «КРОСНА-БАНК» вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды, а не отдельные нормы тех или иных правовых актов и (или) гражданско-правовых договоров.
Такие общественные отношения должны защищаться в интересах общества и государства равнозначно на всей его территории, что обеспечивается, в том числе, и деятельностью судебных органов.
Как следует из содержания статьи 2.9 КоАП РФ, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума ВАС РФ) установлено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Пунктом 18.1 указанного постановления Пленума ВАС РФ предусмотрено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Доказательств наличия таких исключительных случаев, которые позволили бы суду применить ст. 2.9 КоАП РФ, ответчиком не представлено, в связи с чем довод ответчика о малозначительности совершенного правонарушения признается судом необоснованным и подлежащим отклонению.
В связи с изложенным, суд считает возможным назначить административный штраф в размере 30 000 руб.
Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В силу положений ч. 2 ст. 211 АПК РФ, цель административного наказания состоит в виде предупреждения совершения новых правонарушений. С учетом чего, административное наказание должно быть соразмерно последствиям допущенного нарушения.
В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.1., 4.1, 4.5, ч.3 ст.14.1. КоАП РФ, ст.ст. 64-67, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КРОСНА-БАНК" (123557, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 11.09.2002, ИНН: <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Назначить АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "КРОСНА-БАНК" административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (тридцать тысяч рублей).
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: а) реквизиты банка получателя: Операционный департамент Банка России/ТМежрегиональное операционное УФК г. Москва; БИК 024501901; Счет банка получателя средств (номер ЕКС): 40102810045370000002 б) реквизиты получателя: Межрегиональное операционное УФК (Банк России); Счет получателя средств (номер казначейского счета):03100643000000019500; ИНН <***>; КПП 770201001; в) код бюджетной классификации: 99911601141010001140; г) ОКТМО 45379000. ИП 2007703002999770301001; УИН 0355258504500061221089909.
В соответствии с ч. 4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья: Т.И. Махлаева