ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-2766/13 от 21.03.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

27 марта 2013 г. Дело № А40-2766/2013

Резолютивная часть объявлена 21 марта 2013 г.

Решение изготовлено в полном объеме 27 марта 2013 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего Махлаева Т.И.

судьей: единолично

протокол ведет секретарь судебного заседания   Копотилова О.В.

рассмотрел в заседании суда заявление   ГУ ПФ РФ № 10 по г. Москве и Московской области

к ответчику:   СПИ Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г. Москве ФИО1

третье лицо: ИП ФИО2

о признании незаконным постановления № 57234/12/02/77 от 13.0.2012 г.

в заседании приняли участие:

от заявителя – ФИО3, уд-е № 2080, дов. № 210-и-8/16172 от 24.12.2012

от ответчика – не явился, извещен

от третьего лица – не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ГУ- ГУ Пенсионного фонда РФ №10 по г. Москве и Московской области обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать недействительным постановление Судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г. Москве ФИО1 №57234/12/02/77 от 13.0.2012 г.; обязать судебного пристава-исполнителя возбудить исполнительное производство на основании исполнительного документа – постановления от 07.09.2012 года №08710990033191.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что к комплекту документов, направленному 12.09.2012г. в Замоскворецкий отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по г.Москве, была приложена справка о проверке сведений о плательщике страховых взносов.

22.06.2012 г. ГУ ПФ РФ № 10 по г. Москве и Московской области отправило в ИФНС России № 6 по г.Москве запрос о предоставлении информации о счетах в банках ИП ФИО2 (письмо от 22.06.2012г. № 210-109-И-4/1539). 27.06.2012г. ГУ-Главное управление ПФР № 10 по г.Москве и Московской области получило ответ из ИФНС № 6 по г.Москве, в котором говорилось о невозможности предоставления данной информации на основании Постановления Правительства РФ от 26.02.2004г. №110.

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004г. №110 сведения, содержащиеся в Едином Государственном Реестре Налогоплательщиков, предоставляются на бесплатной основе: органам государственных внебюджетных фондов только при обращении с запросом об идентификационном номере налогоплательщика конкретной организации или физического. Следовательно, информация о наличии открытых счетов конкретной организации, может быть предоставлена органам Пенсионного фонда лишь на платной основе.

Следует также учитывать, что предметом спора является задолженность по уплате страховых взносов, неуплата которой влияет на поступление и разнесение страховых взносов на счета застрахованных лиц, что может привести к не назначению пенсии по старости работникам организации и незачету периодов работы при расчете размера пенсионных выплат.

Судебный пристав-исполнитель и представитель 3-го лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Судебный пристав-исполнитель отзыв, материалы по отказу суду не представил.

Дело рассмотрено в отсутствие судебного пристава-исполнителя и представителя 3-го лица в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела, ГУ - Главным управлением ПФР № 10 по г.Москве и Московской области 12.09.2012г. в адрес Замоскворецкого отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по г.Москве было направлено Заявление от 07.09.2012г. № 210-и-3/9637 и постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов ИП ФИО2 от 07.09.2012 года №08710990033191 в размере 16 611 руб. 06 коп.

Судебным приставом-исполнителем Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г.Москве ФИО1 было вынесено Постановление от 13.09.2012г. № 57234/12/02/77 об отказе в возбуждении исполнительного производства по вышеуказанному исполнительному документу.

Отказа в возбуждении исполнительного производства мотивирован тем, что документ не является исполнительным согласно пп.4 п.1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно отсутствует в поступивших материалах документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные или иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, поскольку без вышеперечисленных документов постановление ГУ - Главного управления не является исполнительным документом на основании п.5 ч.1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Не согласившись с вынесенным Постановлением заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.

Оценка доказательств показала следующее.

Согласно статье 1 Закона о страховых взносах данный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Статьей 19 Закона о страховых взносах установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, согласно которому взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств.

При этом, частью 14 указанной статьи предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 указанного закона.

На основании части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах, решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Правовая конструкция приведенной нормы свидетельствует о специальном характере Закона о страховых взносах по отношению к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» в части особенностей порядка исполнения постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика.

Одной из таких особенностей является придание статуса исполнительного документа решению о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, принимаемому руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое подлежит направлению судебному приставу-исполнителю для исполнения при наступлении одного из двух условий: при недостаточности или отсутствии денежных средств на счет плательщика страховых взносов; при отсутствии у органа контроля информации о счетах плательщика страховых взносах.

Статья 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает перечень исполнительных документов, предъявляемых судебному приставу-исполнителю на исполнение. В частности, пунктом 5 части 1 указанной статьи предусмотрено, что исполнительными документами являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.

Таким образом, данная норма устанавливает вид исполнительного документа, подлежащего предъявлению в службу судебных приставов в первом случае, когда орган, осуществляющий контрольные функции, не смог произвести принудительное взыскание задолженности со счетов должника по причине недостаточности или отсутствия денежных средств на этих счетах.

Вместе с тем, Федеральный закон «Об исполнительном производстве», принятый и вступивший в силу ранее, чем Закон о страховых взносах, не определяет конкретный вид исполнительного документа, подлежащего направлению в службу судебных приставов, когда у органа контроля осуществляющего контрольные функции, отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов.

При этом, в пункте 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в качестве исполнительных документов, направляемых (предъявляемых) судебному приставу-исполнителю, признаются акты других органов, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Анализ пунктов 5 и 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», части 14 статьи 19 и части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах, с учетом того обстоятельства, что Закон о страховых взносах является специальным по отношению к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» в части особенностей порядка исполнения постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика, позволяет квалифицировать решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов, вынесенное на основании части 2 статьи 20 Закона о страховых взносах, в качестве исполнительного документа применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно части 14 статьи 19 Закона о страховых взносах и п. 3.1.1. Соглашения о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов (от 21 января 2011г. № АД-30-33/01сог/12/01-1) в случае, при недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

Как следует из представленных заявителем документов, поскольку в силу положений п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 86 Налогового кодекса РФ налоговые органы обладают информацией о счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 22.06.2012г. ГУ-Главным управлением ПФР № 10 по г.Москве и Московской области был сделан запрос в ИФНС России № 6 по г.Москве о предоставлении информации. 27.06.2012г. ГУ-Главным управлением ПФР № 10 по г.Москве и Московской области был получен ответ из ИФНС России № 6 по г.Москве.

К комплекту документов, направленному 12.09.2012г. в Замоскворецкий отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по г.Москве, был приложен ответ о из ИФНС России № 6 по г.Москве, в котором говорилось, что в соответствии с п.13 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004г. № 110 невозможно представить запрашиваемую информацию о расчетных счетах в банках (письмо от 27.06.2012г. № 10-06/08365). Других сведений об открытых счетах ИП ФИО2 у ГУ-Главного управления ПФР № 10 по г.Москве и Московской области нет, заявителем также были приложены документы, содержащие отметки банков об отсутствии счетов должника в банке или отсутствии у Фонда сведений о наличии расчетных счетов должника.

При указанных обстоятельствах, оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя не имелось.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя не соответствуют требованиям ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», нарушают права и законные интересы заявителя и подлежат признанию незаконными в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать судебного пристава-исполнителя в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя .

В соответствии с ч.2 ст.329 АПК РФ заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя государственной пошлиной не облагается.

С учетом изложенного, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201, 329 АПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Замоскворецкого отдела судебных приставов УФССП по г. Москве ФИО1 от 13.09.2012 г. №57234/12/02/77 об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Обязать Замоскворецкий отдел судебных приставов УФССП по г. Москве возбудить исполнительное производство на основании исполнительного документа – постановления от 07.09.2012 г. №08710990033191.

Проверено на соответствие положениям Федерального Закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. №229-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Т.И.Махлаева