ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-28025/19-146-239 от 20.02.2019 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

25 февраля 2019 года

Дело №

А40-28025/19-146-239

Резолютивная часть решения объявлена 20 февраля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 февраля 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи

Яцевой В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Макеевой В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюБанка России в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу (115035, Москва, ул. Балчуг, д. 2)

к Страховому публичному акционерному обществу «Ингосстрах» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 117997, <...>)

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении № ТУ-45-ЮЛ-19-534/1020-1 от 18.01.2019

при участии:от заявителя – Смирнова А.Д. (Удостоверение № 01301, Доверенность от 03.05.2018), от ответчика –  неявка, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Банк России в лице ГУ Банка России по Центральному федеральному округу обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Заявление мотивированно тем, что в действиях СПАО «Ингосстрах» содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд посчитал возможным рассмотреть дело без участия ответчика в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Спор разрешается с учетом отсутствия возражений участвующих в деле лиц против завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в суде первой инстанции и разбирательства дела по существу 20.02.2019, по материалам дела на основании ст.ст. 123, 124, 137, 156 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установил, что заявленное требование подлежит удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.5 Закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Как следует из материалов дела, Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» (далее также СПАО «Ингосстрах», Страховщик) имеет лицензию на осуществление на осуществление обязательного страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 23.09.2015 ОС № 0928-03.

В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе (далее -Управление Службы) 28.02.2018 (вх. № ОЭТ5-741) поступило обращение ФИО2 (далее - Заявитель) на незаконные действия СПАО «Ингосстрах»: об отсутствии возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор ОСАГО) в электронном виде на официальном сайте Страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ФИО2 обратился в Управление Службы с обращением, в котором указал на невозможность оформления договора ОСАГО через сайт СПАО «Ингосстрах» поскольку при попытке заключить договор ОСАГО в виде электронного документа не смог завершить процедуру оформления полиса на официальном сайте СПАО «Ингосстрах» по причине перенаправления на сайт Российского союза автостраховщиков (далее -РСА) для определения обеспечивающего страховщика. В подтверждение своих доводов Заявитель предоставил снимок экрана (скриншот) на котором зафиксировано диалоговое окно с текстом: «Оформление Е-ОСАГО на сайте ingos.ru невозможно. Вы будете перенаправлены на сайт Российского Союза Автостраховщиков (PCА), на страницу гарантированного заключения договора ОСАГО в электронном виде. Если Вы согласны на передачу данных об условии договора в страховую компанию и PC А поставьте отметку ниже - в этом случае ранее указанные в анкете данные за исключением персональных будут сохранены и переданы для Вашего удобства в страховую компанию. Согласен на передачу данных в страховую компанию и РСА».

Диалоговое окно с текстом вышеуказанного сообщения содержало одну кнопку «Перейти». Появление данного диалогового окна зафиксировано на приложенном к обращению скриншоте экрана устройства.

В связи с изложенными в обращении обстоятельствами заявитель был лишён возможности заключения договора ОСАГО в виде электронного документа со Страховщиком на официальном сайте последнего.

Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее -страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых данным Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

Статьей 1 Закона 4015-1 определено, что составной частью страхового законодательства, помимо Закона № 4015-1, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон № 40-ФЗ) установлена обязанность владельцев транспортных средств застраховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью, или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

В соответствии с абз. 8 ст. 1 Закона № 40-ФЗ договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным законом, и является публичным.

Пунктом 1.5 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленных Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Правила ОСАГО), определено, что владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.

Исходя из п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона 40-ФЗ для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику соответствующее заявление о заключении такого договора, составленное по форме, установленной Положением № 431-П, а также предусмотренные Законом № 40-ФЗ документы.

Согласно п. 4 ст. 15 Закона № 40-ФЗ, в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиком доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах «б»-«е» п. 3 ст. 15 Закона № 40-ФЗ, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Пунктом 7.2 ст. 15 Закона № 40-ФЗ определено, что договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных Законом № 40-ФЗ. Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном Законом № 40-ФЗ.

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляется с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пп. 1.1 п. 1 ст. 22 Закона № 40-ФЗ, страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном п. 7.2 ст. 15 данного закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее - нарушение функционирования информационных систем).

Пунктом 1.11 Правил ОСАГО предусмотрена норма, согласно которой страхователь вправе заключать договор ОСАГО в виде электронного документа, направив страховщику заявление о заключении договора ОСАГО в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети «Интернет», путем заполнения соответствующей формы доступа к сайту страховщика.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Законом № 40-ФЗ или Положением № 431-П, представившему иные документы.

В соответствии с п. 1 Указания Банка России от 14.11.2016 № 4191-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов (далее - БФС) страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов» страховщики для обеспечения БФС в целях заключения договоров обязаны, в том числе:

- иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование;

- не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки;

- принимать иные меры, в том числе направленные на недопущение возникновения условий, при которых возможно необеспечение страховщиком функционирования их сайтов, информационных систем, приведшее к невозможности заключения договора в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора ОСАГО и (или) невозможности надлежащим образом заполнить и направить заявление о заключении договора ОСАГО и (или) получить ключ простой электронной подписи.

Вышеуказанные нормы страхового законодательства не предусматривают при осуществлении страхователем и страховщиком процедуры оформления электронного договора ОСАГО таких действий страховых компаний, как перенаправление страхователя на иные сайты в сети Интернет для заключения электронного договора ОСАГО с другими страховыми компаниями.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ страховой организации в заключении договора ОСАГО при условии представления страхователем всех необходимых сведений, предусмотренных страховым законодательством Российской Федерации, неправомерен.

Для проверки сведений, изложенных в обращении, Управлением в СПАО «Ингосстрах» направлен запрос от 07.03.2018 исх. № С59-8-18/11147 о предоставлении необходимых документов и объяснений.

Проведенный анализ документов и информации, представленных: Страховщиком в Управление (вх. №31290 от 26.03.2018) показал, что Заявитель обращался к официальному сайту Страховщика с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа 26.02.2018 и 27.02.2018.

Согласно сеансовой информации, фиксирующей действия Заявителя на сайте Страховщика 26.02.2018 и 27.02.2018, представленной СПАО «Ингосстрах»,

Страховщиком и Заявителем были осуществлены следующие основные действия, направленные на заключение договора ОАГО в электронном виде:

- вход страхователя в личный кабинет при помощи ЕСИА (код действия 6) 26.02.2018 в 06:10:47, 06:11:54, 06:12:27, а также 27.02.2018 в 11:56:17, 13:27:57;

 - вход страхователя в личный кабинет при помощи ключа простой электронной подписи (код действия 5) 27.02.2018 в 11:55:58;

- получение от страхователя заполненного заявления или его части (код действия 8) 26.02.2018 в 06:21:36, а также 27.02.2018 в 12:07:18, 12:07:26, 12:09:09, 12:09:36, 12:10:11, 14:09:11;

- регистрация заявления страхователя в информационной системе члена Союза (код действия 13) 26.02.2018 в 06:21:36, 27.02.2018 в 12:07:18, 12:07:26, 12:09:09, 12:09:36, 12:10:11, 14:09:11;

- расчет стоимости полиса (код действия ПО) 26.02.2018 в 06:21:52, 27.02.2018 в 12:07:20, 12:07:27, 12:09:11, 12:09:37, 12:10:30, 13:28:23, 13:32:17, 13:37:10, 13:42:25, 13:57:41, 14:09:30, 14:19:16, 15:04:02, 15:05:18;

- вызов сервиса РСА для определения Замещающего страховщика по ПТС (код действия 34) 26.02.2018 в 06:21:52, а также 27.02.2018в 12:10:29, 14:09:30;

- получение ответа от сервиса РСА для определения Замещающего страховщика по ПТС (код действия 35) 26.02.2018 в 06:21:52, а также 27.02.2018 в 14:09:30, 12:10:30;

- получение адреса интернет-сайта Замещающего страховщика по ПТС для перенаправления страхователя (код действия 42) 27.02.2018 в 13:29:21, 13:34:11, 13:37:52, 13:43:56, 14:01:10, 14:19:57, 15:04:40

Суд также считает необходимым отметить, что согласно данным сессии страхователя на сайте Страховщика, 27.02.2018 Заявителем были неоднократно предприняты попытки заключить договор ОСАГО в виде электронного документа с СПАО «Ингосстрах» (направление заявления - 8, Регистрация заявления страхователя в информационной системе члена Союза - 13), неоднократно заявителю предоставлялась ссылка с предложением перейти на Е-Гарант (код действия 42).

Скриншот, представленный Заявителем, и ответ Страховщика подтверждают перенаправление гр. ФИО2 на сайт Е-Гарант.

Банком России 15.12.2017 согласованы изменения в Правила профессиональной деятельности по организации заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронных документов (далее - ППД).

В целях обеспечения возможности заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившемуся к члену Союза с заявлением о заключении такого договора, создана система гарантированного заключения электронного договора ОСАГО с использованием интернет-сайта РСА. В соответствии с разделом б1 правил РСА при нарушении функционирования сайта страховщика Страховщик обязан предложить страхователю перейти на страницу Е-Гарант.

Согласно разделу 6 (1) изменений в ППД, утверждённых постановлением Президиума РСА от 12.12.2017, пр. № 21, в целях обеспечения возможности заключения электронного договора ОСАГО с каждым лицом, обратившимся к члену Союза с заявлением о заключении такого договора, создана Система гарантирования заключения договоров ОСАГО в электронном виде. Переадресация на страницу гарантированного заключения договора ОСАГО в электронном виде с использованием интернет-сайта РСА осуществляется путём переадресации страхователя с интернет-сайта члена Союза. При переходе страхователя с интернет-сайта члена союза на страницу «гарантированного заключения договора ОСАГО в электронном виде» на интернет-сайте РСА в течение 30 (тридцати) секунд по номеру ПТС/ЕПТС или ПСМ определяется обеспечивающий страховщик, с которым будет оформлен электронный договор ОСАГО.

При этом раздел 6(1)  ППД содержит в себе определённый перечень условий, при которых Страховщик обязан и вправе перенаправить обратившихся лиц на сайт РСА.

Согласно п. 6(1).3 ППД Страховщик обязан предложить страхователю перейти на страницу «гарантированное заключение договора ОСАГО в электронном виде» на интернет-сайте РСА в следующих случаях: при нарушении функционирования сайта страховщика; в случае, предусмотренном абзацем 2 пункта 23 Указания Банка России от 14 ноября 2016 года № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в частности: в случае превышения количества заключенных договоров над максимальным количеством договоров, определенным в соответствии с правилами.

Согласно п. 6 (1) ППД Страховщик вправе предложить страхователю перейти на страницу Е-Гарант на интернет-сайте РСА в иных случаях.

Согласно представленным ответам Страховщика на запрос Управления (№ С59-8-18/11147 от 07.03.2018, вх. №31290 от 26.03.2018) 26.02.2018 и 27.02.2018 при оформлении договора ОСАГО в виде электронного документа на официальном сайте СПАО «Ингосстрах» предложено перейти на сайт РСА по причине возникновения сервисной ошибки, возникшей в момент загрузки обновлений сервисов на Сайте Страховщика. Как следует из пояснений Страховщика, в момент обновлений Сайта Страховщика происходит множественное подключение новых сервисов и все возникающие ошибки, как правило носят разовый характер, они устраняются в ручном режиме и на работу сайта в части бесперебойности не влияют. После устранения сервисной ошибки, обновленный Сайт Страховщика работает в штатном режиме.

В момент осуществления Заявителем действий, направленных, на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, бесперебойность функционирования сайта СПАО «Ингосстрах» (далее -БФС) и возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа были обеспечены, угроз нарушения БФС не имелось. Поскольку в рассматриваемом случае в момент обновлений сайта Страховщика сервисная ошибка носила разовый и незначительный характер и на работу сайта в части бесперебойности не повлияла. Таким образом, у СПАО «Ингосстрах» отсутствовала обязанность по перенаправлению ФИО2 в систему Е-Гарант.

Страховщиком было реализовано право предложить страхователю перейти на страницу Е-Гарант на интернет-сайте РСА установленное п. 6.3 (1) ППД, Данное право Страховщика предложить страхователю перейти на сайт Е-Гарант, включает в себя обеспечение возможности выбора -переходить либо не переходить на сайт Е-Гарант для продолжения заключения договора ОСАГО в виде электронного документа. Таким образом, Страховщик должен обеспечить право страхователя выбрать: остаться на Сайте Страховщика и продолжить заключение договора ОСАГО в виде электронного документа или перейти на сайт РСА в систему Е-Гарант для заключения договора ОСАГО с обеспечивающим страховщиком.

Согласно представленным в обращении скриншотам, СПАО «Ингосстрах» не обеспечило право отказаться переходить на страницу Е-Гарант, так как у Заявителя отсутствовала возможность закрыть всплывающее окно на сайте Страховщика, предлагающее перейти на страницу Е-Гарант.

Согласно сведениям, предоставленным Страховщиком, Заявителю было предложено осуществить переход путем переадресации с Сайта

Страховщика на сайт Е-Гарант для обеспечения возможности совершения действий по заключению договора ОСАГО в виде электронного документа. При этом заявитель имел возможность отказаться от перехода на сайт Е-Гарант только путем закрытия страницы с указанным диалоговым окном (т.е. непосредственно страницы сайта Страховщика), продолжение оформления договора ОСАГО в виде электронного документа на сайте СПАО «Ингосстрах» было возможно только на новой странице путем введения необходимых сведений. Таким образом, у заявителя не было возможности остаться на странице страховщика и продолжить заключение договора ОСАГО в виде электронного документа со СПАО «Ингосстрах» в рамках текущей сессии в связи с появлением сообщения о переходе на сайт Е-Гарант.

Согласно сведениям, представленным Страховщиком 26.02.2018 и 27.02.2018 ФИО2 совершал действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, однако заключить договор ОСАГО в виде электронного документа в рамках текущей сессии ему так и не удалось.

Предоставление Страховщиком ссылки на сайт Е-Гарант при; осуществлении ФИО2 26.02.2018 и 27.02.2018 действий в личном кабинете на сайте Страховщика без возможности отказаться от перехода на сайт Е-Гарант, создало условия, исключающие возможность дальнейшего оформления договора ОСАГО в виде электронного документа на сайте выбранной им страховой организации, что представляет собой отказ в заключении договора ОСАГО в виде электронного документа.

Изложенное свидетельствует о необоснованном отказе Страховщика в заключении договора ОСАГО, выразившемся в необоснованном перенаправлении Заявителя на сайт РСА для заключения договора ОСАГО с иной обеспечивающей страховой организацией. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении Страховщиком обязанности по   обеспечению   сплошной   непрерывной   регистрации   и   хранении информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и Страховщика, выполняемых с использованием сайта Страховщика.

Статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.

Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1). Дополнительные лицензионные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правилами ОСАГО и нормативными актами Банка России, регулирующими отношения, связанные с организацией страхового дела.

В соответствии со статьей 1 Закона № 4015-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.

Учитывая изложенное, Страховщиком нарушены лицензионные требования, установленные п. 5 ст. 30 Закона № 4015-1.

Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Телеграммой от 15.01.2019 №Т1-18-8-01/2482 07 законный представитель Ответчика вызывался для участия в составлении протокола об административном правонарушении. Телеграмма получена Ответчиком 15.01.2019, о чем свидетельствует уведомление о её вручении.

18.01.2019 на основании выявленного факта нарушения законодательства уполномоченным должностным лицом Банка России - главным юрисконсультом отдела административного производства 2 Юридического управления Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № ТУ-45-ЮЛ-19-534/1020-1 в отношении Страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ

При составлении протокола присутствовал представитель СПАО «ИНГОССТРАХ» ФИО4, действующая на основании доверенности №6498549-/18 от 20.12.2018.

Права Ответчика при составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями КоАП РФ соблюдены.

Копия протокола вручена 18.01.2019 представителю ответчику.

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, судом не установлено.

В силу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии).

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Ответчик нарушил лицензионные требования и условия в части несоблюдения сроков выдачи направления на ремонт транспортного средства.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Следовательно, в действиях Ответчика содержится состав административного правонарушения, установленный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 указанной статьи юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у СПАО «ИНГОССТРАХ» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить установленную законодательством обязанность по соблюдению установленных законом требований СПАО «ИНГОССТРАХ» не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях СПАО «ИНГОССТРАХ» состава вменяемого административного правонарушения.

Факт нарушения Ответчиком лицензионных условий установлен при проведении проверки по обращению гражданина, в связи с чем, выявленное правонарушение касается, нарушения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, а в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ по данному виду правонарушений предусмотрен годичный срок привлечения к административной ответственности.

Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

При этом под потребителем названный Закон понимает гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Суд приходит к выводу, что на дату принятия решения по данному делу срок привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.

В связи с чем, имеются все необходимые условия для привлечения Ответчика к административной ответственности на основании ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом  также не установлено.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 25.1, 25.4, 26.1, 26.11, 28.2, 28.3, 28.4 КоАП РФ и ст.ст. 65, 71, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181, 205-206 АПК  РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Страховое публичное акционерное общество «Ингосстрах» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 117997, <...>) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000  (тридцать тысяч) руб.

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам: Банк получателя - Операционный департамент Банка России г. Москва 701; БИК банка получателя - 044501002; номер счета получателя - 40101810500000001901; получатель - Межрегиональное операционное УФК (Банк России); ИНН получателя - 7702235133; КПП получателя - 770201001; ОКТМО-45379000; КБК - 99911690010016000140; УИН - 0346231204518180119005349; ЕИП – 27705042179770501001.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Судья:В.А. Яцева