ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-28375/2022-131-278 от 28.04.2022 АС города Москвы

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                     Дело № А40-28375/22-131-278

03 июня 2022 года

Резолютивная часть решения от 28 апреля 2022 года

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2022 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Председательствующего судьи Жбанковой Ю.В., единолично,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению

истец ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДИОД" (адрес: 127576, <...>, ПОМ А606, ОГРН <***>, ИНН <***>, (дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 27.10.2015)

ответчик ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСПОРТИР ГРУПП" (адрес: 127051, <...>, ЭТ. 5 ПОМ. 7, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 04.03.2013)

о взыскании 84 315 руб.

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДИОД"   обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСПОРТИР ГРУПП" о взыскании  84 315 руб.  убытков в размере по договору № 1077-TG-2020 на транспортно-экспедиторское обслуживание от 08.09.2020г.

Определение о принятии иска к производству размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 26.02.2022г.

Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований, в порядке упрощенного производства, в соответствии со ст.ст. 121, 122 Арбитражного процессуального кодекса РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела, в порядке упрощенного производства, не заявили, в связи с чем, спор рассмотрен в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса РФ по имеющимся в деле доказательствам.

Ответчик в установленный судом срок до 24.03.2022г. представил отзыв по существу заявленных требований, просил в иске отказать.

Через канцелярию суда истцом представлены возражения на отзыв ответчика.

Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, представил дополнительный отзыв на иск 29.03.2022г. в нарушение установленного судом срока, просил в иске отказать.

Изучив материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва на иск, исследовав и оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, между сторонами по делу был заключен договор № 1077-TG-2020 на транспортно-экспедиторское обслуживание от 08.09.2020г., в соответствии с которым стороны приняли на себя выполнение следующих обязательств: п. п. 1.1. Настоящий договор регулирует взаимоотношения Сторон во время планирования, осуществления и оплаты услуг по организации перевозок и транспортно-экспедиторского обслуживания грузов Заказчика. Экспедитор обязуется от своего имени, за вознаграждение и за счет Заказчика организовывать перевозку грузов Заказчика в международном и внутрироссийском сообщении всеми видами транспорта, осуществлении их транспортно-экспедиторского обслуживания в морских и речных портах, железнодорожных станциях и на логистических терминалах, а Заказчик обязуется оплатить услуги Экспедитора.

ООО «НПО ДиОД» исполнило свои обязательства по Договору должным образом, что подтверждает Акт № 171220 -008-329873 от 17 декабря 2020 г. и платежное поручение №1178 от 17.12.2020г.

На основании п. п. 2.5. Экспедитор защищает интересы Заказчика и действует как его представитель в морских портах, на железнодорожных станциях, в санитарных и таможенных органах и других организациях.

ООО «ТРАНСПОРТИР Групп» ненадлежащим образом оформило документы по договору на транспортно-экспедиторское обслуживание. ООО «НПО ДиОД» дважды запрашивало документы у ООО «ТРАСПОРТИР Групп» для предоставления в ОКТС Шереметьевской таможни для уточнения стоимости транспортных услуг. Шереметьевская таможня 24.12.2020 г. направляла запрос о предоставлении документов № 20 -15/37304 ООО «ТРАНСПОРТИР Групп». Представленные документы не подтвердили структуру таможенной стоимости в части транспортных расходов. Так как были предоставлены ненадлежаще оформленные документы. Вследствие чего при подаче декларации на товары в ОКТС Шереметьевской таможни ООО «НПО ДиОД» понесло дополнительные расходы (убытки) в размере 84 315 руб.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Указанное требование закона корреспондирует обязанность должника возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Возмещение убытков – это мера гражданско-правовой ответственности. Поэтому ее применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Лицо, требующее возмещение убытков, должно доказать факт нарушения обязательства контрагентом, наличие и размер понесенных истцом убытков, причинную связь между правоотношением и убытками.

В рамках договора № 1077-TG-2020 от 08.09.2020 г. заключенного между ООО «НПО ДиОД» и ООО «ТРАНСПОРТИР Групп» на основании пп. 2.5 «Экспедитор защищает интересы Заказчика и действует как его представитель в морских портах, на железнодорожных станциях, в санитарных и таможенных органах и других организациях».

18.12.2020 г. ООО «НПО ДиОД» подало декларацию на товары № 10005030/181220/0397453. В графе 47 Исчисление платежей указана сумма, подлежащая оплате в размере 181 919 (сто восемьдесят одна тысяча девятьсот девятнадцать) рублей 14 копеек. В ходе проверки декларации и документов ОКТС Шереметьевской таможни направило запрос документов от 18.12.2020 г. в котором указано, что для выпуска товаров необходимо предоставить обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин. В Расчете размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин размер обеспечения составил 87 628 (восемьдесят семь тысяч шестьсот двадцать восемь) рублей 49 копеек. 21.12.2020 г. Таможенным органом зарегистрировано поступление обеспечения в сумме 87 628,49 рублей, что подтверждается Таможенной распиской. После длительных проверок ОКТС Шереметьевской таможни вынесло решение о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары. В декларации, с внесенными изменениями по стоимости, сумма, подлежащая оплате, составила 266 234 (двести шестьдесят шесть тысяч двести тридцать четыре) рубля 29 копеек. Разница в сумме между первой поданной декларацией и окончательной декларацией составила 84 315 (восемьдесят четыре тысячи триста пятнадцать) рублей, что и является убытками, понесенными Истцом.

Таможенная стоимость формируется из стоимости товаров и суммы всех расходов, понесенных участником при их транспортировке. В рамках данной поставки документы, подтверждающие стоимость транспортных расходов оформлены не надлежащем образом, что выявлено ОКТС Шереметьевской таможни.

В решение ОКТС Шереметьевской таможни о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары от 08.03.2021 г. сказано, что структура таможенной стоимости в части транспортных расходов не подтверждена документально. Согласно условиям договора на транспортно-экспедиторское обслуживание № 1077-TG-2020 от 08.09.2020 (далее - Договор), экспедитор (ООО "ТРАНСПОРТИР Групп"), обязуется от своего имени, за вознаграждение и за счет заказчика (ООО НПО Диод") организовать перевозку грузов заказчика в международном и внутрироссийским сообщении всеми видами транспорта, осуществление их транспортно экспедиторского обслуживания в морских и речных портах, железнодорожных станциях и на логистических терминалах, а заказчик обязуется оплатить услуги экспедитора. Экспедитор обязуется организовать перевозку и ТЭО грузов заказчика в соответствии с условиями, указанными в поручении экспедитору (заявка) (Приложение № 1) (пункт 2.1 Договора). Экспедитор имеет право по своему усмотрению выбирать субподрядчиков для выполнения заявленного заказчиком объема работ. При этом экспедитор заключает договоры с организациями, задействованными в процессе перевозок, от своего имени, производит расчеты за предоставленные ими услуги за счет заказчика (пункт 2.2 Договора). Стоимость услуг по Договору устанавливаются в российских рублях, USD или Евро и указывается в поручении экспедитора (заявка) и/или в дополнительных соглашениях к Договору. Если ставки экспедитора поименованы в валюте иной, нежели чем в российских рублях, оплата в рублях производится заказчиком по курсу ЦБ РФ на дату оплаты плюс дополнительные 3% на конвертацию для последующего перевода контрагенту. Обществом представлено поручение экспедитору (заявка) № 1 от 04.12.2020 (далее - поручение экспедитору), счет на оплату № 4741/329873 от 17.12.2020 (далее - счет), в которых указан маршрут и условия перевозки EXW, Китай, Шанхай - Россия, Москва, а также стоимость услуг экспедитора 3255 USD + 25 USD (страховка), тем самым общая стоимость перевозки составила 3280 USD. Обществом также был представлен инвойс № SZAF2012080421 от 18.12.2020 (далее - инвойс от 18.12.2020) выставленный компанией "Global Link Logistics Co., Ltd" в адрес компании "Transportir Limited Polska Sp.Zo.o." с указанием авианакладной № 999-79947523 и страны отправления Beijing на сумму 3255 USD, равную сумме 3255 USD указанной в счете. Таким образом, таможенному органу неизвестен размер вознаграждения экспедитора и его включение за услуги по перевозке рассматриваемой товарной партии. Также согласно графе 20 ДТ местом поставки товаров является Shanghai. В счете отсутствует детализация транспортных услуг, но также как и в поручении экспедитору, маршрут перевозки указан Китай, Шанхай - Россия, однако в авианакладной № 999-79947523 (далее - авианакладная) поименован аэропорт Пекин, в то время как расстояние между городами составляет более 1067 км. В связи с тем, что в счете отсутствует детализация транспортных расходов, таможенному органу неизвестно включена ли локальная доставка от Shanghai до Beijing в счет. В представленном счете, платежном поручении № 1178 от 17.12.2020, в акте № 171220-008- 329873 от 17.12.2020 (далее - акт), стоимость транспортных расходов составила 3255 USD (246151.89 руб. ЦБ РФ на день оплаты счета). Стоимость авиафрахта 21409.55 китайских юаней (далее - CNY) указанная в авианакладной, что по курсу ЦБ РФ на дату регистрации ДТ составит 3292.04 USD, превышает стоимость транспортных расходов, указанных в счете (3255 USD). В рамках таможенного контроля 19.02.2021, посредством электронного документооборота "АИСТ-М" у ООО "НПО Диод" были запрошены следующие пояснения и документы: документальное подтверждение от экспедитора о включении перевозки от Shanghai до Beijing в стоимость транспортных расходов; детализацию транспортных расходов; документальное подтверждение о включении вознаграждения экспедитору за услуги по перевозке рассматриваемой товарной партии; стоимость транспортных расходов в авианакладной значительно превышают сумму транспортных расходов указанную в счете, в поручении экспедитору; документальное подтверждение от авиакомпании о стоимости транспортных расходах; документальное подтверждение от экспедитора ООО "ТРАНСПОРТИР Групп", о полномочиях компаний "Transportir Limited Polska Sp.Zo.o." и "Global Link Logistics Co., Ltd", поименованных в инвойсе от 18.12.2020, в отношении данной поставки.

В ответ на запрос таможенного органа, Обществом представлена информация от экспедитора, о том, что в авианакладной в графе "Total" указана рекомендуемая цена транспортного тарифа, который выставляется по справочнику IATA. В стоимость доставки груза, ввезенного по авианакладной, указанную в счете включены: авто вывоз груза по маршруту Shanghai - Beijing, а также вознаграждение экспедитора. На основании представленных документов таможенному органу неизвестно действительное вознаграждение экспедитора и его включение за услуги по перевозке рассматриваемой товарной партии. В связи с тем, что выявлены разночтения в стоимости транспортных услуг, указанных в счете, в авианакладной, и не предоставлены подтверждающие документы от авиакомпании, представленные документы и сведения не позволяют количественно определить и документально подтвердить все элементы заявленной декларантом структуры таможенной стоимости товаров.

Согласно пункту 1 статьи 784 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ (далее -ГК РФ), перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки. В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной. Авианакладная, как договор перевозки, отвечает требованиям Правил воздушных перевозок. Данный транспортный документ содержит все необходимые сведения: реквизиты грузоотправителя, грузополучателя; наименование перевозчика (транспортного агента), номер рейса отправления, маршрут перевозки, дату отправления груза; информацию о перевозимом грузе (наименование, количество мест, размеры груза, вес брутто); официальный тариф IATA, стоимость транспортных услуг. Под тарифом IATA (INTERNATIONAL AIR TRANSPORT ASSOTIATION - Международная Ассоциация Воздушного Транспорта) понимается тариф, установленный нормами международной тарифной политики IATA. Информация по таким тарифам находится в официальных тарифных справочниках IATA, и данные тарифы не зависят от авиакомпании. На основании выше сказанного, учитывая выявленные расхождения и противоречия, у ОКТС Шереметьевской таможни отсутствовала возможность проверить достоверность заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ.

Ответчик указывает, что работал в убыток по данной заявке, прикладывая Акт №190/12/2020/329873 от 25/12/2020 г., от «Transportir Limited PolskaSP.ZO.o.». ООО «НПО ДиОД» считает, что данный акт не может выступать доказательством, так как «Transportir Limited PolskaSP.ZO.o.» входит в группу компании «ТРАНСПОРТИР» и является филиалом Транспортир Групп в Польше.

На основании вышеизложенного суд полагает, что решением ОКТС Шереметьевской таможни установлен факт ненадлежащего оформления документов Ответчиком, вследствие чего у ОКТС Шереметьевской таможни отсутствовала возможность проверить достоверность заявленной таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ, что привело к корректировке декларации и увеличению суммы платежа, подлежащих оплате ООО «НПО ДиОД».

На основании изложенного, суд считает, что материалами дела подтверждается наличие условий, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков на ответчика, в связи с чем требование истца о взыскании убытков обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина  по иску относится на ответчика.

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 15, 307, 309, 310, 393, 801-806 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-68, 71, 102, 110, 123, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСПОРТИР ГРУПП" в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ДИОД"  убытки в размере 84 315 руб.  по договору № 1077-TG-2020 на транспортно-экспедиторское обслуживание от 08.09.2020г. и расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 3 373 руб.

Настоящий судебный акт подлежит немедленному исполнению и может быть обжалован в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

     Судья                                                                                                          Ю.В.Жбанкова