АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-284375/18-148-2130 |
Резолютивная часть объявлена 28 февраля 2019 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 марта 2019 года
Арбитражный суд города Москвы
в составе судьи Нариманидзе Н.А.
при ведении протокола помощником судьи Сафоновой Е.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
к Министерству финансов Российской Федерации, УФК по Республике Мордовия,
3-е лицо: Федеральное казначейство
о признании незаконным и отмене приказов № 386, 387, 388, 389 от 03.05.2018 г., о признании незаконными действий УФК по Республике Мордовия
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: 1)ФИО1, дов. от 25.07.2016 г. № 01-10-08/89, 2) не явился, извещен,
от 3–го лица: ФИО2, дов. от 13.12.2018 г. № 09-04-11/27054
У С Т А Н О В И Л
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее – Министерство) в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее – ответчик, Минфин России) о признании недействительным приказов от 03.05.2018 № 386, № 387, № 388, № 389 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета».
В обоснование заявленных требований Минсельхозпрод Республики Мордовия указывает, что приказы № 386, № 387, № 388, № 389 не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Министерства.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом, не явился. Суд рассматривает дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ без его участия.
Представитель ответчика против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Федерального Казначейства поддержал позицию ответчика по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает требования не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в период 22.01.2018 по 09.02.2018 в Минсельхозпрод Республики Мордовия Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия (далее – УФК по РМ) проведена внеплановая выездная проверка использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета в 2015-2016 году на мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Указанные контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных пунктом 3 статьи 166.1 и статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством, в том числе через свои территориальные органы, в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ и пунктами 48 – 64 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092).
По результатам проверки оформлен акт внеплановой выездной проверки от 09.02.2018 (далее - акт проверки).
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы УФК по РМ в порядке пункта 66 Правил № 1092 направило в Федеральное казначейство для принятия Руководителем Федерального казначейства решения о наличии оснований для направления в Минфин России уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
По результатам рассмотрения акта проверки и прилагаемых к нему материалов (пункт 67 Правил № 1092) направил в Минфин России уведомление о применении бюджетной меры принуждения от 06.04.2018 № 07-04-04/09-5946 в связи с выявленными бюджетными нарушениями при расходовании средств вышеуказанной Субсидии.
На основании Уведомления о БМП Минфин России 03.05.2018 издал приказы № 386, № 387, № 388, № 389 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», в котором содержатся указания на основания его издания, в частности, на факт совершения бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления (расходования) Субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, и Соглашением о предоставлении на 2015 год Субсидии от 06.05.2015 № 647/10-с, а также на Уведомление о БМП от 06.04.2018 № 07-04-04/09-5946.
Указанными Приказами № 252 предписано Федеральному казначейству исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет Республики Мордовия, в сумме 805 741 (восемьсот пять тысяч семьсот сорок один) рубль 73 копейки, рассчитанной по состоянию на 6 апреля 2018 г., и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет согласно указанным реквизитам.
Посчитав оспариваемые приказы незаконными и необоснованными, заявитель обратились в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с п. 6 ст. 166 и п. 1 ст. 306.3 БК РФ Министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение: о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат; о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета.
Согласно п. 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министр финансов Российской Федерации издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - приказы ненормативного характера.
Следовательно, издание приказов № 386, № 387, № 388, № 389 Министр финансов Российской Федерации осуществил в пределах предоставленных БК РФ полномочий и в форме, соответствующей положениям нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый приказ Минфином России издан в пределах предоставленных полномочий.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Относительно сроков направления уведомления о БМП и издания приказа суд отмечает следующее.
Согласно абзацу третьему п. 5 ст. 306.2 БК РФ при выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ.
С учетом п.п. 48, 62 и 64 Правил № 1092 проверка оканчивается оформлением акта проверки, который должен быть вручен (направлен) объекту контроля в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
В соответствии с п. 6 ст. 306.2 БК РФ бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 (для Счетной палаты РФ) или пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ (для Федерального казначейства), является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения.
Согласно п. 4 ст. 306.2 БК РФ порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливается финансовым органом в соответствии с БК РФ.
Срок на списание денежных средств во исполнение приказа о бесспорном взыскании денежных средств из соответствующего бюджета БК РФ не установлен.
Порядок проведения контрольных мероприятий заявителями не оспаривается.
Согласно п. 1 ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п. 5 ст. 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Исходя из указанных положений норм БК РФ, основанием для издания приказа Минфином России является только Уведомление о БМП. Предписания, представления, оформляемые контрольными органами в качестве отдельных мер реагирования (пункт 2 статьи 269.2, статья 270.2 БК РФ) на бюджетные нарушения, таковыми основаниями не являются.
Таким образом, оспариваемый приказ содержит необходимые основания для его издания: указание на факт бюджетного нарушения и на Уведомление о БМП, то есть соответствует указанным нормам БК РФ.
В силу п. 1 ст. 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты и федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при услови соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федераци бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательств Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 132 БК РФ (в редакции на момент предоставления субсидии) цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, Правила предоставления субсидий (Программа № 598, Правила № 1370) должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со статьёй 6 БК РФ именуются получателями средств федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 (далее - Государственная программа). Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, являющимися Приложением № 8 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (далее - Программа № 598, Правила №8) и Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 06.05.2015 № 647/10-с (далее - Соглашение № 647/10-с) в 2015 году из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия была предоставлена субсидия на мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в том числе:
на развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности (далее - Мероприятие - 1), в размере 1 560 000 рублей 00 копеек;
на реализацию проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности (далее - Мероприятие - 2), в размере 100 050 000 рублей 00 копеек.
В ходе проверки выявлены следующие бюджетные нарушения:
- на финансовое обеспечение Мероприятия - 1 в 2015 году в соответствии с приложением № 1 и приложением № 2 к Соглашении: № 647/10-с предусмотрены средства в размере 4 872 400 руб., в том числе: 1 560 000 руб. - объем финансирования за счет средств субсидии предоставленной из федерального бюджета (32,01707%); 3 312 400 руб. - объем финансирования за счет средств бюджета РМ (67,98292%).
Согласно Информации о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являете субсидия, подтверждающейся данными Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее - Отчет ф. 0503127) Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджет субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями территориальным государственным внебюджетным фондом (далее - Отчет ф. 0503324), Сведениями о ходе реализации Программы № 598, за январь-декабрь 2015 года фактические расходы средств составили в общей сумме 2 355 800 руб., том числе: 1 560 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерально бюджета (66,21954%); 795 800 руб. - за счет средств бюджета РМ (33,78046%).
При общем объеме фактически использованных средств в размере 2 355 800 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 754 258,27 руб. (2 355 800,00 х 1 560 000,00 / 4 872 400,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 805 741,73 руб. (1 560 000,00 - 754 258, 27).
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил № 8, пункта 2.2.4 Соглашения № 647/10-с, Приложения № 2 к Соглашению№ 647/10-с, Минсельхозом РМ не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Республики Мордовия, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 805 741,73 руб.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановлением (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
На основании изложенного Минфином России издан приказ от 03.05.2018 № 386 о применении бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия в сумме 805 741,73 руб.
Кроме того, на финансовое обеспечение Мероприятия - 2 в 2015 году в соответствии с приложением № 1 и приложением № 2 к Соглашению №647/10-с предусмотрены средства в размере 164 856 000 руб., в том числе:
- 100 050 000 руб. - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета (60,68933%);
- 64 806 000 руб. - объем финансирования за счет средств бюджета РМ (39,31067%).
Согласно Информации о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия, подтвержденной данными Отчета ф.0503127, Отчета ф. 0503324, Сведениями о ходе реализации Программы № 598 за январь - декабрь 2015 года фактические расходы средств составили в общей сумме 149 700 700 руб., в TON числе: 100 050 000 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной и: федерального бюджета (66,83335%); 49 650 700 руб. (48 788 800,00 + 861 900,00) - за счет средств консолидированного бюджета РМ (33,16665%).
При общем объеме фактически использованных средств в размере 149 700 700 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использован субъектом Российской Федерации в размере не боле 90 852 350,14 руб. (149 700 700,00 х 100 050 000,00 / 164 856 000,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 9 197 649,86 руб. (100 050 000,00 - 90 852 350,14).
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил № 8, пункта 2.2.4 Соглашения № 467/10-с, Приложения № 2 к Соглашению, Минсельхозом РМ не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств консолидированного бюджета Республики Мордовия, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 9 197 649,86 руб.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановлением (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключениел субвенций).
На основании изложенного Минфином России издан приказ от 03.05.2018 № 387 о применении бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республик Мордовия в сумме 9 197 649,86 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-Ф «О федеральном бюджете на 2016 год», Государственной программой, приложение № 3 к Программе № 598 (далее - Правила № 3) и Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 25.05.2016 № 99/10-с в 2016 году из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия была предоставлена субсидия на реализацию мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, (далее - Мероприятие - 3) в размере 181 844 600 руб., из которых средства федерального бюджета в объеме 1 210 284, руб. использованы с нарушением условий их предоставления.
В ходе проверки выявлено следующее бюджетное нарушение.
На финансовое обеспечение Мероприятия - 3 в 2016 году в соответствии с приложением № 1 и приложением № 2 к Соглашению № 99/10-с предусмотрены средства в размере 267 744 600 руб., в том числе: 181 844 600 руб. - объем финансирования за счет средств субсидии предоставленной из федерального бюджета (67,91719%); 85 900 000 руб. (82 000 000,00 + 3 900 000,00) - объем финансирования за счет средств консолидированного бюджета РМ (32,08281%).
Согласно данным Отчета ф. 0503127 на 01.01.2017, Отчета ф. 0503324 01.01.2017, Сведениям о ходе реализации Программы № 598 за январь-декабрь 2016 года фактические расходы средств составили в общей сумме 265 962 600 руб., в том числе: 181 844 600 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета (68,37224%); 84 118 000 руб. (80 241 600,00 + 3 876 400,00) - за счет средств консолидированного бюджета РМ (31,62776%).
При общем объеме фактически использованных средств в размере 265 962 600 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 180 634 315,73 руб. (265 962 600,00 х 181 844 600,00 / 267 744 600,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 210 284,87 руб. (181 844 600,00- 180 634 315,73).
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил № 3, пункта 2.2.4 Соглашения № 99/10-с, Приложения № 2 к Соглашению № 99/10-с, Минсельхозом РМ не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств консолидированного бюджета Республики Мордовия, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 1 210 284, 87 руб.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановлением (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
На основании изложенного Минфином России издан приказ от 03.05.2018 № 388 о применении бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия в сумме 1 210 284, 87 руб.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», Государственной программой, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 1370 (далее - Правила № 1370) и Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации от 08.02.2016 № 416/17-с (далее - Соглашение № 416/17-с) в 2016 году из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия была предоставлена субсидия на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в рамках подпрограммы "Развитие молочного скотоводства" Государственной программы, (далее - Мероприятие - 4) в размере 268 390 600 руб. из которых средства федерального бюджета в объеме 384 983,53 руб. использованы с нарушением условий их предоставления.
В ходе проверки выявлено следующее бюджетное нарушение.
На финансовое обеспечение Мероприятия - 4 в 2016 году в соответствии с приложением № 1 и приложением № 2 к Соглашению № 416/17-с предусмотрены средства в размере 312 890 600 руб., в том числе: 268 390 600 руб. - объем финансирования за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета (85,77778%); 44 500 000 руб. - объем финансирования за счет средств бюджета РМ (14,22222%).
Согласно данным Отчета ф. 0503127 на 01.01.2017, Отчета ф. 0503324 на 01.01.2017, Отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации (местного
бюджета), источником финансового обеспечения которых является субсидия из
федерального бюджета, на 1 января 2017 года фактические расходы средств
составили в общей сумме 312 441 785 руб., в том числе: 268 390 600 руб. - за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета (85,90099%); 44 051 185 руб. - за счет средств бюджета РМ (14,09901%).
При общем объеме фактически использованных средств в размере 312 441 785 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована субъектом Российской Федерации в размере не более 268 005 616,47 руб. (312 441 785,00 х 268 390 600,00 /312 890 600,00).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 384 983,53 руб. (268 390 600,00 - 268 005 616,47).
В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил № 1370, пунктов 1.3, 2.2.1 Соглашения № 416/17-с, Приложения № 1 к Соглашению № 416/17-с, Минсельхозом РМ не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Республики Мордовия, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 384 983,53 руб.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановлением (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
На основании изложенного Минфином России издан приказ от 03.05.2018 № 389 о применении бюджетных мер принуждения в виде бесспорного взыскания средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Мордовия в сумме 384 983,53 руб.
Вместе с тем, как следует из пояснений Республики Мордовия от 08.02.2018 № 12-04/08, из республиканского бюджета Республики Мордовия, перечисление бюджетных ассигнований из бюджета Республики Мордовия в рамках последующего исполнения условий Соглашений № 647/10-с, № 99/10-с, № 416/17-с в рамках вышеуказанных мероприятий не осуществлялось.
Частью 3 статьи 7 Закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 264-ФЗ) установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Кроме того, бюджетная мера принуждения (пункт 2 статьи 306.2 БК РФ) в виде бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из одного бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, по смыслу, придаваемому БК РФ, не является наказанием в общем понимании данного термина, применяемого в рамках законодательства об административных правонарушениях и уголовного, поскольку не воздействует на физическое лицо или организацию (на их собственные средства, не создает для них негативных последствий), а направлена именно на изъятие средств публично-правового образования, бюджету которого были предоставлены субсидии из бюджета другого публично-правового образования. Указанная мера также не воздействует на конкретный орган власти или средства, предоставленные данному органу из бюджета субъекта Российской Федерации и закрепленные за ним для исполнения функций и полномочий, предусмотренных нормативным правовым актом о статусе такого органа.
В связи с этим не требуется установление вины лица, как элемента субъективной стороны правонарушения (КоАП РФ) или преступления (УК РФ), установление вины является задачей не бюджетного законодательства, а иного и иных органов.
С учетом изложенного, бюджетная мера принуждения является способом принудительного возврата средств, предоставленных другому бюджету (в виде субсидий, иных межбюджетных трансфертов), в тот бюджет, из которого такие средства были предоставлены, и преследует своей целью восстановление нарушенного права публично-правового образования, которое предоставило средства, на расходование таких средств в соответствии с целевым назначением и(или) на условиях предоставления (расходования) средств межбюджетных трансфертов, которые определены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и правилами предоставления межбюджетных трансфертов, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации (обязательными для исполнения) в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, бюджетная мера принуждения направлена на восстановление баланса интересов публично-правового образования, из бюджета которого были предоставлены средства межбюджетного трансферта.
Российская Федерация вправе вернуть собственные средства федерального бюджета, пресекая тем самым нарушение ее прав на целевое использование средств федерального бюджета и уважение принципа партнерства (равенства) при несении расходов в условиях софинансирования совместных с субъектами Российской Федерации программ развития.
Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации, в силу вышеуказанных норм Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» имеют большую юридическую силу по отношению к законам и нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, следовательно, последние не имеют преимущества перед постановлениями Правительства Российской Федерации, а установленное законами и нормативными актами субъекта Российской Федерации регулирование не должно противоречить федеральному закону и постановлениям Правительства Российской Федерации.
Кроме того, заявителем пропущен, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ срок на признание незаконным бездействия Департамента.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установление в законе, срока для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействий) недействительными, не законными обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности административных и иных публичных правоотношений. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием как для отклонения ходатайства о восстановлении срока, так и для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Срок на обжалование приказов Минфина России начал течь с момента списания УФК по РМ денежных средств из бюджета РМ, то есть с 05.06.2018, что подтверждается также заявлением Минсельхозпрод Республики Мордовия, в котором он также указывает на списание денежных средств 05.06.2018.
Таким образом, Заявитель не отрицает факт списания денежных средств в доход федерального бюджета именно в эту дату. Следовательно, заявитель должен был обратиться в суд с настоящими требованиями не позднее 05.09.2018 г.
Между тем, заявление об оспаривании приказов Минфина России подано заявителем только в суд 12.09.2018, т.е. по истечении срока, установленного ч.4 ст. 198 АПК РФ на признание незаконным бездействия.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие наличие причин пропуска срока по уважительным причинам, не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Следовательно, указанный выше срок в порядке ч. 2 ст. 117 АПК РФ восстановлению не подлежит.
Согласно ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Пропуск заявителем указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, оспариваемые приказы от 03.05.2018 № 386, № 387, № 388, № 389 соответствуют бюджетному законодательству и не нарушает прав субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Минфина России 03.05.2018 № 386, № 387, № 388, № 389 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета» не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 167-170, 176, 180, 181, 201 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Н.А. Нариманидзе |