ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-285831/18-121-2980 от 25.12.2018 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. МоскваДело № А40-285831/2018-121-2980

Резолютивная часть решения объявлена25 декабря 2018 года

Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2018 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе

Председательствующего судьи Е.А.Аксеновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Каркавцевой

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Роскомнадзора по Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 27.07.2004, 440011, <...>)

к ФГУП «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 13.02.2003, 131000, <...>)

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, на основании протокола об административном правонарушении от 13.11.2018 № АП-58/3/726

при участии:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – ФИО1, по дов. от 27.07.2018 №77 АВ 8512839, паспорт

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности ФГУП «Почта России» по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 13.11.2018 г..

Заявитель своего представителя в суд не направил, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований со ссылкой на пропуск заявителем срока привлечения к административной ответственности.

Дело рассмотрено в порядке ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие заявителя при наличии данных о его надлежащем извещении.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы ответчика, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 19 октября 2018 года Управлением в результате осуществления государственного контроля и надзора за выполнением обязательных требований нормативно-правовых актов Российской Федерации в области связи в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», проводимого в рамках плановой выездной проверки на основании приказа от 15.08.2018 № 66-нд, подписанного руководителем Управления Роскомнадзора по Пензенской области, в период с 03.09.2018 по 28.09.2018 (продлена приказом руководителя Управления Роскомнадзора по Пензенской области от 25.09.2018 № 78-нд до 26.10.2018) выявлен факт совершения административного правонарушения в сфере связи: осуществление Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России» предпринимательской деятельности с нарушением п. 5 Лицензионных требований лицензии на оказание услуг почтовой связи № 162571 от 11.04.2018.

В соответствии с ч.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

На основании ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

На основании ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

В соответствии с п. 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного   Постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от 18.02.2005 № 87, услуги почтовой связи подлежат лицензированию.

Раздел XX Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 включает перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи.

ФГУП «Почта России» имеет лицензию на оказание услуг почтовой связи №162571 от 11.04.2018 выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с п. 5 Лицензионных требований лицензии на оказание услуг почтовой связи № 162571 от 11.04.2018, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании абз.3 ст.4 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи», порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 5.2.25.1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.07.2008 № 418, органом, к компетенции которого отнесено утверждение правил оказания услуг почтовой связи, является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Правила оказания услуг почтовой связи утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи».

Согласно п. 1 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234, настоящие Правила регулируют взаимоотношения пользователей с лугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

На основании с п.п. «в» п. 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234, операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество слуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

В   соответствии   с   п.38   Правил   оказания  услуг  почтовой   связи, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234, нерозданные почтовые отправления вскрываются на основании судебного решения в целях установления адресов пользователей либо иных сведений, необходимых для доставки (вручения) их адресату или возврата отправителю.

Оператор почтовой связи обязан по мере поступления на временное хранение нерозданных почтовых отправлений, но не реже 1 раза в квартал, обращаться в суд для получения разрешения на вскрытие почтовых отправлений.

Вскрытие нерозданных почтовых отправлений производится комиссией, означаемой в порядке, установленном оператором почтовой связи.

При наличии признаков содержания в почтовом отправлении запрещенных пересылке предметов или веществ, которые при вскрытии почтовых отправлений могут представлять опасность для жизни и здоровья людей, такие почтовые отправления изымаются и уничтожаются без вскрытия с соблюдением необходимых мер безопасности.

По факту вскрытия, изъятия или уничтожения без вскрытия нерозданного почтового отправления комиссией составляется акт.

Если при вскрытии нерозданного почтового отправления удалось установить адреса пользователей услугами почтовой связи, то оно вместе с одним экземпляром акта упаковывается и досылается адресату или возвращается отправителю.

В случае неустановления адресов пользователей услугами почтовой связи почтовые отправления передаются в число невостребованных.

В соответствии с п. 40 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234, вскрытие, изъятие и уничтожение невостребованных почтовых отправлений осуществляются в соответствии с пунктом 38 указанных Правил.

Невостребованные письменные сообщения подлежат изъятию и уничтожению. Другие вложения невостребованных почтовых отправлений и невостребованные почтовые переводы переходят в собственность оператора почтовой связи в порядке, предусмотренном статьей 226 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В  обоснование требований Управление указывает, что вопреки требованиям п.38, п.40 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 решения судов разрешающих вскрытие, изъятие или уничтожение невостребованных почтовых отправлений отсутствуют.

В ходе проведения плановой выездной проверки заместителем начальника ОСП Бессоновский почтамт УФПС Пензенской области - филиала ФГУП «Почта России» предоставлены пояснения по вопросу вскрытия, изъятия и уничтожения нерозданных/невостребованных почтовых отправлений.

Исходя из пояснений, документация по нерозданным/невостребованным
почтовым отправлениям за 2018 год не оформлена в соответствии с п. 38, п. 40
Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства
связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234 в связи с продолжительным периодом отсутствия ответственного сотрудника с марта по август 2018 года.

ОСП Бессоновский почтамт УФПС Пензенской области - филиала ФГУП
Почта России» не представило Акта вскрытия, изъятия или уничтожения
нерозданных/невостребованных почтовых отправлений, решений судов
газрещающих вскрытие, изъятие   или     уничтожение нерозданных/невостребованных почтовых отправлений.

ОСП Лунинский почтамт УФПС Пензенской области - филиала ФГУП Почта России» представило Акты на вскрытие нерозданных и невостребованных почтовых отправлений: № 1 от 07.02.2018; №2 от 27.02.2018; №3 от 30.03.2018; №4 от 03.05.2018; №5 от 03.05.2018; №6 от 30.05.2018; №7 от 04.07.2018; №8 от 30.07.2018; №9 от 30.08.2018.

Начальником ОСП Лунинский почтамт УФПС Пензенской области -филиала ФГУП «Почта России» ФИО2 предоставлены пояснения (исх. от 12.09.2018) по вопросу вскрытия, изъятия и уничтожения невостребованных почтовых отправлений.

Исходя из пояснений, решения судов разрешающих вскрытие, изъятие или уничтожение нерозданных/невостребованных почтовых отправлений отсутствуют.

Таким образом, Управление обоснованно пришло к выводу о том, что оператором почтовой связи ФГУП «Почта России» нарушен установленный Правилами порядок вскрытия, изъятия или уничтожения нерозданных/невостребованных почтовых отправлений.

Исходя из изложенного, оператором почтовой связи ФГУП «Почта России» нарушены обязательные требования: ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 38, п. 40, Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 № 234, п. 5 лицензионных требований лицензии № 162571 от 11.04.2018 на оказание услуг почтовой связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Однако, судом в ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что Управлением пропущен срок для привлечения Предприятия к административной ответственности.

Как уже указывалось судом ранее, в период с 03.09.2018 по 28.09.2018 года Управлением Роскомнадзора по Пензенской области на основании приказа от 15.08.2018 №66-нд, приказа от 25.09.2018 №78-нд проведена плановая выездная проверка деятельности ФГУП «Почта России» на территории Пензенской области.

По итогам проверки составлен единый Акт проверки от 19.10.2018 г. №А58/3/66-нд/80.

Как установлено протоколом об административном правонарушении №АП-58/3/726 от 13.11.2018, ФГУП «Почта России» вменяется нарушение п.38, п.40 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 №234, выявленные в ходе указанной плановой проверки: вскрытие нерозданных и невостребованных почтовых отправлений в ОСП Лунинский почтамт УФПС Пензенской области произведено без разрешения суда, что подтверждается актами на вскрытие почтовых отправлений от 07.02.2018, 27.02.2018, 30.03.2018, 03.05.2018, 30.05.2018, 04.07.2018, 30.07.2018, 30.08.2018.

Таким образом, эпизоды вменяемого правонарушения совершены 07.02.2018, 27.02.2018, 30.03.2018, 03.05.2018, 30.05.2018, 04.07.2018, 30.07.2018, 30.08.2018 соответственно.

Указанное правонарушение не является длящимся, поскольку окончено в момент вскрытия и уничтожения нерозданных почтовых отправлений без решения суда.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. №2 при принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Как разъяснено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 21 постановления Пленума от 02.06.2004г. №10 применительно к положениям части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

Вместе с тем, несмотря на ссылку административного органа в протоколе об административном правонарушении на нарушение прав потребителей, материалами дела указанное ущемление прав потребителей не доказано, в связи с чем, суд полагает, что трехмесячный срок привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, истек 30.11.2018 года.

Вменяемое правонарушение выявлено в ходе проверки административным органом лицензионных требований, в рамках плановой проверки, вменяемое нарушение относится к процедуре вскрытия и уничтожения нерозданных почтовых отправлений, а не к отношениям с потребителями, каких-либо сведений или доказательств, подтверждающих причинение данным нарушением ущерба конкретным гражданам-потребителям почтовых услуг, свидетельствующих о причинении административным правонарушением физического, имущественного или морального вреда ни применительно к закону о защите прав потребителей, ни вне связи с его положениями, в материалах дела не содержится.

Таким образом, ссылки административного органа на применение годичного срока привлечения к административной ответственности в связи с нарушением прав потребителей не обоснованы.

Изложенное свидетельствует об отсутствии правовых оснований для привлечения Предприятия к административной ответственности.

На основании ст.ст. 1.5, 1.6, 4.5, ч. 3 ст. 14.1, ст. 23.1, 24.5, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 75, 167-170, 176, 180, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Управления Роскомнадзора по Пензенской области о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ – отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

       Судья                                                                                                           Е.А.Аксенова