ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-286038/19-60-2214 от 22.10.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

10 ноября 2020 года Дело №А40-286038/19-60-2214

Резолютивная часть решения объявлена 22 октября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 10 ноября 2020 года

Арбитражный суд в составе: судьи Буниной О.П., единолично, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Луганько Н.С.,

В заседании приняли участие:

от ответчика – ФГКУ – ФИО1 – представитель, по доверенности от 24.12.2019г. №73;

от ответчика – Минобороны – ФИО1 – представитель, по доверенности от 27.01.2020г.

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: <...>, зал 10024, дело по иску Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 214038, <...>, дата регистрации 27.12.2013) к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 115035, Москва, ул. Садовническая, д. 62, стр.3, дата регистрации 22.07.1977г.), Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>; ИНН <***>; Москва, ул. Знаменка, д.19; дата регистрации: 11.11.1998г.)

о взыскании 1.691.355руб. 41коп.

Установил:

Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» обратилась в суд с иском к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 4.714.080руб. 60коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2014г. по 31.03.2019г.

Протокольным определение суда от 04.06.2020г. судом принято заявление истца об изменении исковых требований: о взыскании 1.691.355руб. 41коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.10.2014г. по 31.12.2019г. с ФГКУ, а в случае недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Определением суда от 24.09.2020г. к участию в деле в качестве второго ответчика с предъявлением требований в порядке субсидиарной ответственности привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Исковые требования мотивированы наличием задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в многоквартирных домах, в которых имеются помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации.

Истец, извещенный о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился.

Ответчик - Минобороны России заявленные требования не признал по доводам письменного отзыва по делу, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.

Ответчик – ФКГУ против удовлетворения заявленных требований возражал, указал, что он не является обязанным лицом, заявил пропуске истцом срока исковой давности.

Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения представителя ответчиков, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что согласно выпискам из ЕГРП от 29.03.19 на недвижимое имущество и сделок с ним, жилое помещение в доме 3-а по ул. Валентины ФИО2 в г. Смоленске (кв. №№52,57,24,85, 75, 4,36,31,87, 51, 22,72,3), по ул.Валентины ФИО2, д.4-а в г.Смоленске (кв. №№45, 76,10, 66,9, 34, 90, 64,55, 37,52,25, 87,79,31,82), ул.М.Соколовского, д. 15 в г. Смоленске, кв.71, ш. Краснинское, д.3, в г. Смоленске (кв. №13,113, 225,230,166,158,116,151, 148,71, 145,115,46,47,8, 208, 128, 192, 124, 133, 189, 175, 222, 16,4, 105,44, 33, 150,106,120,40,140,122,127,2, 63,9,65,135,54,92,88,87, 17,111, 57,58, 68,36,159,119,141,103, 12, 129, 204, 136, 78, 146, 97, 236, 243, 176, 233, 190, 102, 112, 67, 167, 118, 117, 249, 48,154, 83,75,55,49,187,186,182, 220,228,20, 172, 43,161, 157, 152, 142, 104, 39, 70,191, 139, 125, 3,81, 76,131, 91,50,188, 25,219, 41, 165,164, 163,74, 107,247,123,61, 138, 79, 23, 96, 244,24, 15,108, 170, 174, 162, 160, 248, 130, 66, 137, 56, 185, 235, 179,212,224, 21, 60, 82, 168, 28, 32, 72, 194, 114, 84, 200, 1, 80, 52, 53, 95, 226, 237, 246, 178, 213, находятся в оперативном управлении ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Кроме того, согласно выпискам из ЕГРП от 24.07.2019 по объектам недвижимости: <...>, (кв. №29, 90, 207, 93, 206, 5, 45, 59,7,10,69,14, 22,73,18, 19, 77, 30, 26, 85, 27, 35, 86, 34,89,37,94,42,101,110,121,205,, 209, 210,211, 216, 218, 227, 238, 241, 250, 231, 240, 100, 169, 171, 173, 177, 181, 183, 184, 193, 195, 196, 197, 202, 126, 132, 134, 144, 147, 149), <...>, 78, 58,1, 55,70, 69, 49, 39, 33, 24, 15, 85, 61, 46, 19, 7, 6, 75, ул. Валентины ФИО2, д.4-а, кв.49, 39, 33, 24, 15, 85, 61, д.46, 19, 7,6,75 находящимся в оперативном управлении ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

Согласно указанным выпискам собственником приведенных выше объектов недвижимости является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Федеральным законом от 25.12.2012 №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) внесены изменения, в соответствии с которыми установлен порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно части 1 статьи 155, частям 1, 3 статьи 158, статье 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества, соразмерно своей доле в общем имуществе в многоквартирном доме, с момента возникновения права собственности на помещение в этом доме.

Во исполнение положений раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации, закона Смоленской области от 31.10.2013 №114-з «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» постановлением Администрации Смоленской области от 11.12.2013 № 1017 была создана специализированная некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства Смоленской области некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (далее - Региональный оператор) в организационно-правовой форме - фонд, утвержден Устав некоммерческой организации.

27.12.2013 региональный оператор зарегистрирован в ЕГРЮЛ (ОГРН <***>).

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирном доме на территории Смоленской области установлен постановлениями Администрации Смоленской области №1161 от 27.12.2013 и №855 от 17.12.2014 на 2014 - 2015 годы 5,60 рубля, №680 от 06.11.2015 на 2016 год - 6,08 рубля, № 735 от 13.12.2016 на 2017 год - 6,32 рубля, №880 от 21.12.2017 на 2018 год- 6,57 руб., № 861 от 14.12.2018 на 2019 год -7,5 руб., № 743 от 09.12.2019 на 2020 год -7,73 руб. в месяц в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения.

В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта (далее - региональная программа), в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.

Постановлением Администрации Смоленской области от 27.12.2013 №1145 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области на 2014-2043 годы, которая опубликована 20.01.2014 в Вестнике Смоленской областной Думы, 2014, №1 (ч. II).

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, включенных в региональную программу, возникла у собственников помещений в таких домах в Смоленской области с 01.10.2014 года.

Собственники помещений многоквартирных домов № 3а, 4а по ул.Валентины ФИО2 в г.Смоленске, №3 по ул. Краснинское шоссе в <...> по ул. М. Соколовского в г.Смоленске не приняли решениеоб избрании способа формирования фонда капитального ремонту, поэтому фонд капитального ремонта в отношении этого дома был сформирован органом местного самоуправления на счете регионального оператора, то есть некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (постановление муниципального образования г. Смоленск от 27.10.14 №1913-ядм).

Как указывает истец по данным объектам недвижимости за период с 01.10.2014г. по 31.03.2019г. сформировалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в сумме 4.714.080руб. 60коп.: в том числе задолженность 4394611 руб. 32 коп. по жилым помещениям в доме 3-а по ул.Валентины ФИО2 в г.Смоленске (квартиры №№52, 57, 24, 85, 75, 36, 31, 87, 51, 22, 72, 3), доме 4-а по ул.Валентины ФИО2 в г.Смоленске (квартиры №№ 45, 76, 10, 66, 9, 34, 90, 64, 55, 37, 52, 25, 87, 79, 31, 82), доме 15 по ул.М.Соколовского в г.Смоленске (квартира №71), доме 3 по ул. Краснинское шоссе в г.Смоленске (квартиры №№ 13, 113,225, 230, 166, 158, 116, 151, 148, 71, 145, 115, 46, 47, 8, 208, 128, 192, 124, 133, 189, 175, 222, 16,4, 105, 44, 33, 150, 106, 120, 40, 140, 122, 127, 2, 63, 9, 65, 135, 54, 92, 88, 87, 17,111, 57, 58, 68, 36, 159, 119, 141, 103, 12,129, 204, 136, 78, 146, 97, 236, 243, 176, 233, 190, 102, 112, 67, 167, 118, 117, 249, 48, 154, 83, 75, 55, 49, 187, 186, 182, 220, 228, 20, 172, 43, 161, 157, 152, 142, 104, 39, 70,191, 139, 125 , 3 , 81, 76, 131, 91, 50, 188, 25, 219, 41, 165, 164, 163, 74, 107, 247, 123, 61, 138, 79, 23, 96, 244,24,15, 108, 170, 174,162, 160, 248, 130, 66, 137, 56, 185, 235, 179, 212, 224, 21, 60, 82, 168, 28, 32, 72, 194, 114, 84, 200, 1, 80, 52, 53, 95, 226, 237, 246, 178, 213) за период с 01.10.2014 по 31.03.2019; и задолженность 319469руб. 37коп. по объектам недвижимости по адресам: <...>, (квартиры №29, 90, 207, 93, 206, 5, 45, 59, 59, 7, 10, 69, 14, 22, 73, 18, 19, 77, 30, 26, 85, 27,35, 86, 34, 89, 37, 94, 42, 101, 110, 121, 205, 209, 210, 211,216, 218, 227, 238, 241,250,231,240,100, 169, 171, 173, 177, 181, 183, 184, 193, 195, 196, 197, 202, 126,132, 134, 144, 147, 149), <...>, (квартиры №№ 10, 63, 78, 58, 1, 55, 70, 69, 49, 39, 33, 24, 15, 85, 61, 46, 19, 7, 6, 75), <...>, (квартиры №№ 49,39,33, 24, 15, 85, 61, 46, 19, 7, 6, 75) за период с 01.10.2014 до момента перехода права собственности на объекты.

Наличие задолженности по указанным объектам послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Распорядителем бюджетных средств по отношению к ответчику 1 является ответчик 2.

Согласно Актам сверки помещений от 01.09.15, 01.01.16, 01.01.17, находящихся в оперативном управлении ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации была признана указанная задолженность, но не оплачена.

После предъявления иска в суд, 11.12.2019г. Министерство обороны РФ произвело оплату задолженности за период с 01.07.2018 по 31.12.2018г. в отношении помещений, указанных в перечне на 188 помещений в сумме 518.452, 86руб., а также 2043,85руб. в отношении квартиры №207 в доме 3 по ул.Краснинское шоссе в г.Смоленске (Перечень на 82 помещения).

За период рассмотрения дела в суде ответчики не производили оплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт в отношении помещений из Перечня на 188 помещений, а также не представляли в адрес истца документов, подтверждающих выбытие данных объектов недвижимости из оперативного управления Учреждения и собственности Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем за период с 01.04.2019 по 31.12.2019 образовалась задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении указанных помещений в сумме 887760 рублей, в связи с чем в адрес ответчиков 28.02.2020г. была направлена претензия, которая была частично удовлетворена.

07.05.2020г. Министерство обороны РФ в отношении спорных помещений оплатило задолженность за период с 01.09.2015 по 31.12.2015 в сумме 320992,12руб., с 01.01.2016 по 31.12.2016 в сумме 1023343,40руб., с 01.01.2017 по 31.12.2017 в сумме 1030858,41руб., с 01.01.2018 по 30.06.2018 в сумме 521594,64руб., с 01.01.2019 по 31.05.2019 в сумме 493200руб., а всего: 3.389.988,57руб., что отражено в расчетах задолженности.

В настоящее время за период с 01.10.2014г. по 31.12.2019г. задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении вышеуказанных помещений, находящихся в оперативном управлении Учреждения, составляет 1 691 355руб. 41коп. (4394611,32руб. (долг за период 01.10.2014-31.03.2019, помещения Перечень №1) + 319469,37руб. (долг за период с 01.10.2014 по момент прекращения оперативного управления Учреждения, помещения Перечень №2) = 4714080,60руб. (первоначальные исковые требования) – 518.452,86руб. (оплата помещений Перечень №1, с 01.07.2018 по 31.12.:2018;) -2043,85руб. (оплата за помещения Перечень №2, с 01.07.2018 по 31.12.2018) + 887760руб. (долг за период 01.04.2019-31.12.2019) = 5.081.343,98руб. – 3.389.988,57руб. (оплата 07.05.2020) = 1 691 355,41руб.) Расчеты задолженности по Перечням №№1, 2 выполнены исходя из площади помещений, находящихся в оперативном управлении ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, минимального размера тарифа, периода задолженности и произведенных ответчиком оплат.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик (Минобороны России) иск не признал, заявил о пропуске истцом срока исковой давности), ответчик (ФКУ) считает себя ненадлежащим ответчиком, более того, с учетом всех произведенных оплат (№796576 от 07.05.2020г. на сумму 322 602,68руб. (период с 01.09.2015 по 31.12.2015); - №796590 от 07.05.2020г. на сумму 1 028 589,20руб. (период с 01.01.2016 по 31.12.2016); - №796589 от 07.05.2020г. на сумму 1 036 311,33руб. (период с 01.01.2017 по 31.12.2017); - №796583 от 07.05.2020г. на сумму 524 428,92руб. (период с 01.01.2018 по 30.06.2018); - №257242 от 11.12.2019г. на сумму 520 496,71руб. (период с 01.07.2018 по 31.12.2018); №796596 от 07.05.2020г. на сумму 493 200,00руб. (период с 01.01.2019 по 31.05.2019)), задолженность за период с 01.10.2014 по 31.12.2019 составляет 1 676 211руб. 85коп. против 1 691 355руб. 41коп., начисленной Истцом.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ). По обязательствам, срок исполнения которых не определен, либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании указанного срока (пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

В силу п.3 ст.192 ГК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Согласно п. 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 г., течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении). Непоступление ответа на претензию в течение 30 дней (часть 5 статьи 4 АПК РФ) либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Правило пункта 2 статьи 202 ГК РФ о продлении срока исковой давности до шести месяцев в таком случае не применяется, поскольку касается только тех обстоятельств, которые поименованы в пункте 1 статьи 202 ГК РФ.

Претензия от 01.04.2019г. на часть суммы отправлена 10.04.2019г.

В Арбитражный суд Смоленской области с настоящим иском истец обратился 03.08.2019г., определением от 13.08.2019г. заявление было оставлено без движения, поскольку к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора. Определением от 06.09.2019г. срок оставления без движения был продлен.

Истцом представлена квитанция об отправки претензии от 06.09.2019г.

Заявленный период требований с 01.10.2014г. по 31.12.2019г.

О нарушении своих прав в части оплаты истец должен был узнать не позднее 11 числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны услуги.

Таким образом, истцом срок исковой давности по периоду с октября 2014 года по июнь 2016 г. пропущен.

Согласно п.15 Постановления Пленума ВС №43 от 29.09.2015 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Таким образом требования о взыскании задолженности за период с 01.10.2014г. по 30.06.2016г. не подлежат удовлетворению в связи с истечение срока исковой давности.

Исходя из представленного расчета сумма за сроком давности составляет 1.016.018руб. 97коп.

По расчету суда задолженность за период, за который срок исковой давности не пропущен, с учетом произведенных Министерством обороны Российской Федерации платежей, составила 675.336руб. 44коп.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (часть 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт включен в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, собственник нежилого (жилого) помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Ответчик свои обязательства по оплате взносов на капитальный ремонт не исполняет, в результате чего, образовалась задолженность.

Размер платы за капитальный ремонт является простой операцией по умножению тарифа на площадь жилых помещений и количество месяцев.

Согласно пункту 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Минобороны России является собственником спорных помещений.

Принимая во внимание имеющиеся в материалах дела доказательства принадлежности ответчику на праве собственности, суд полагает, что в силу ст.210 ГК РФ, задолженность в сумме 675.336руб. 44коп. подлежит взысканию с Министерства обороны России.

Отказывая в удовлетворении требований к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, суд исходит из следующего:

В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, обладающее правом оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.

В соответствии с п.4 ст.123.22 ГК РФ, казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества

Пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (пункт 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзацах 8, 9 пункта 4 Постановления от 22.06.2006 N21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).

Статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

Исходя из указанной нормы права, кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.

Основанием для привлечения к субсидиарной ответственности является недостаточность денежных средств у основного должника.

В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 14.06.2018г. №322 утверждён Порядок взаимодействия органов военного управления и организаций ВС РФ при уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов. Согласно которому территориальные управления обобщают информацию, полученную от управления эксплуатации, а также сведения о включении многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта, ежеквартально в срок до 20 числа отчетного месяца направляют перечни многоквартирных домов в Департамент имущественных отношений, на основании данных перечней многоквартирных домов планируют объём средств на очередной финансовый год и плановый период, необходимый на уплату взносов на капитальный ремонт и направляет указанные сведения в Департамент имущественных отношении до 1 апреля текущего года. Соответственно, Департамент имущественных отношений в установленные сроки направляет обоснования бюджетных ассигнований в Департамент финансового планирования министерства обороны одновременно с продолжениями по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Деятельность Учреждения как организации, созданной на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации № 422-р от 29 марта 2012 г., регулируется в соответствии с действующим законодательством, Уставом Учреждения, нормативными актами собственника, его заданиями по конкретным вопросам хозяйственной деятельности Учреждения. Учредителем ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России является Российская Федерация. Спорные жилые помещения, закрепляемые за Учреждением, находятся в собственности Российской Федерации. Согласно пункту 1, пункту 2 статьи 8 главы 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. № 305, функции по определению потребностей в бюджетных ассигнованиях, необходимых для приобретения товаров, ресурсов и услуг, координация деятельности органов военного управления при планировании расходов, по формированию и ведению реестра получателей услуг по эксплуатационному содержанию материально-технической базы и обеспечению потребителей Министерства обороны Российской Федерации коммунальными услугами, а также по предоставлению в обслуживающие финансовые органы решений на оплату первичных оправдательных документов по исполнению государственных контрактов возложены на Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является установленный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Согласно части 2 статьи 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.

Согласно части 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Любые действия, приводящие к нарушению принципа адресности, либо к направлению средств на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Исходя из вышеизложенного, с учетом имеющегося порядка выделения денежных средств, направления документов в целях формирования средств на оплату капитальных взносов, суд полагает целесообразным взыскать денежных средства с собственника имущества Министерства обороны, в удовлетворении к ФГКУ «СпецТУИО» Минобороны России суд отказывает.

С учетом изложенного и доводов ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности, признанных судом обоснованными, иск подлежит частичному удовлетворению.

Судебные издержки и расходы на оплату госпошлины распределяется судом в порядке ч. 1 п. 1 ст. 110 АПК РФ, с учетом итогов рассмотрения дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.8, 12, 196, 199, 200, 309, 310 ГК РФ, и ст.ст.4, 41, 49, 65, 75, 101-103, 110, 112, 123, 156, 167-171, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>; ИНН <***>; Москва, ул. Знаменка, д.19; дата регистрации: 11.11.1998г.) за счет казны Российской Федерации в пользу Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 214038, <...>, дата регистрации 27.12.2013) 675.336 (шестьсот семьдесят пять тысяч триста тридцать шесть) рублей 44 копейки задолженности, а также 6.672 (шесть тысяч шестьсот семьдесят два) рубля судебных расходов по госпошлине.

В удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 115035, Москва, ул. Садовническая, д. 62, стр.3, дата регистрации 22.07.1977г.) и о взыскании 1.016.018руб. 97коп. задолженности отказать.

Возвратить истцу - Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 214038, <...>, дата регистрации 27.12.2013) из дохода федерального бюджета госпошлину в сумме 29.860руб., уплаченной по платежному поручению №6446 от 01.08.2019г. в общей сумме 46.570руб., в связи с изменением размера исковых требований.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Судья О.П. Бунина