АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
12 апреля 2019 года Дело № А40-293806/18-139-3016
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 12 апреля 2019 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Ваганова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
Компании «Англофорд ЛТД.»
к ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги ЦАО» (109029, <...>); Префектуре ЦАО города Москвы (109147, <...>); Мосжилинспекции (101000, г.Москвы. Лубянский пр-д, д.3/6, стр.6)
третье лицо: Управа Красносельского района города Москвы (107140. <...>)
о признании незаконным акта от 11.10.2017 №9014218, действий, о взыскании 3005396,35 руб.
при участии:
от заявителя: ФИО1, дов. № 1 от 04.03.2019;
от ответчиков: от ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги ЦАО» - ФИО2, дов. № 96/18 от 27.06.18; от Префектуры ЦАО города Москвы – ФИО3, дов. от 18.05.2018; от Мосжилинспекции – не явилось, извещено
от третьего лица - не явлось, извещено
УСТАНОВИЛ:
Компании «Англофорд ЛТД.» обратилось с заявлением о признании незаконным акта Госинспекции по недвижимости о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 11.10.2017 №9014218, о признании незаконным действия ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа» по демонтажу металлических свай, установленных в целях обеспечения устойчивости склона и безопасной эксплуатации здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003040:4788 и железобетонной площадки для хранения автомобилей, о признании незаконным действия ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа» по демонтажу межевых знаков -ограждения, установленного в 2012 году по границе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:4788, о возложении обязанности на Префектуру Центрального административного округа города Москвы, ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа» вернуть, незаконно демонтированное и изъятое имущество: металлические сваи, железобетонную площадку, ограждение, о взыскании с ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа», Префектуры Центрального административного округа города Москвы в пользу Компании «Англофорд ЛТД.» убытков, понесенных Компанией «Англофорд ЛТД.», за установку демонтированного ограждения в размере 839 360 рублей 55 копеек, убытков за проведение работ по благоустройству территории в размере 2 166 035 рублей 80 копеек,
Компания «Англофорд ЛТД.» заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам заявления и письменных пояснений.
ГБУ г. Москвы «Автомобильные дороги ЦАО» против удовлетворения возражало по доводам письменного отзыва.
Префектура ЦАО города Москвы против удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменные пояснения.
Мосжилинспекции, извещенная надлежащим образом о дате и месте судебного разбирательства на рассмотрение дела не явилась, представила письменные пояснения, против заявленных требований возражала.
Управа Красносельского района города Москвы, извещенная надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дела не явилась, отзыв не представила.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Поскольку указанные выше требования носят смешанный характер, то подлежат рассмотрению в порядке искового и административного судопроизводства (глава 24 АПК РФ).
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзывов на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, а так же прекращению в части оспаривания акта Мосжилинспекции, по следующим основаниям.
Установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого решения заявителем не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правительством Москвы принято постановление от 11 декабря 2013 № 819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка».
Согласно п. 2.6 Приложения 1, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 № 819-ПП, пресечение незаконного (нецелевого) использования земельного участка - комплекс мероприятий, включающий в себя: выдворение с земельного участка лиц, способствующих незаконному (нецелевому) использованию участка, в том числе лиц, осуществляющих охрану; ограждение земельного участка; вывоз с земельного участка строительной техники, оборудования, иного имущества, за исключением строительного мусора, подлежащего утилизации, на специализированную площадку для хранения; демонтаж строительных конструкций; зарытие котлованов; отключение от сетей; проведение работ по благоустройству территории и совершение иных действий, необходимых для пресечения проведения строительных работ.
В п. 2.1. Положения (Приложение 1) отражены следующие признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Незаконно размещенный объект недвижимости- объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п 2.2 Положения (Приложение 1)).
В случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, либо Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы в 5-дневный срок проводит обследование соответствующих земельных участков,по результатам которого составляет один из следующих актов:
-акт об отсутствии факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
-акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка в случае наличия на соответствующем земельном участке признаков, указанных в пункте 2.1 Положения (Приложение 1), с направлением в течение двух дней копии данного акта в префектуру соответствующего административного округа города Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а при наличии в информационной системе сведений о наличии разрешения на строительство, в том числе срок действия которого истек, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
-акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент городского имущества города Москвы.
В соответствии с пунктом 3.3 постановления Правительства Москвы от 11.12.2013г. № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» Госинспекцией по недвижимости было проведено обследование вышеуказанного земельного участка и по факту выявленных нарушений составлен акт № 9014218 от 11.10.2017, из которого следует, что в ходе проведенного обследования выявлены признаки незаконного (нецелевого) использования земельного участка, а именно : использование участка для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов, являющихся основанием для использования земельного участка, и разрешения на строительство.
В силу пункта 5 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и другие дела, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В свою очередь, арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности (§ 2 главы 25 АПК РФ), а также об оспаривании незаконных действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц при проведении проверок (глава 24 АПК РФ, ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Оспариваемый акт об отсутствии/подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 11.10.2017 №9014218 не отвечает признакам ненормативного акта, поскольку не содержит положений властно-распорядительного характера, обязательных для лица, которого они касаются, не направлен на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствия, а является документом о проверке соблюдения законности (целевого) использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы и носит информационный характер.
При таких обстоятельствах, в части признания незаконными и отмене акта Госинспекции по недвижимости г.Москвы от 11.10.2017 №9014218 об отсутствии/подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
В силу положений постановления Правительства г. Москвы от 11 декабря 2013 № 819-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка» Префектура соответствующего административного округа города Москвы обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
В соответствии с п. 2.3.5. Положения о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 157-ПП, Префектура административного округа города Москвы обеспечивает в установленном Правительством Москвы порядке выполнение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, снос самовольных построек, освобождение земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со статьей 51 ГрК РФ, а также статьей 3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные статьей 51 ГрК РФ документы.
Согласно имеющимся доказательствам, спорный объект создан при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и при отсутствии разрешения на строительство.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г., в соответствии с взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно пункту 6 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москвы» основанием для занятия, использования земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства документы, являющиеся основанием для возникновения прав на земельный участок, в том числе: договоры купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования, и иные договоры и (или) соглашения, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком, а также решения Правительства Москвы (уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы), оформленные в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Основанием для занятия и использования земельного участка, на праве аренды, безвозмездного использования являются оформленные в установленном Правительством Москвы порядке в соответствии с требованиями федерального законодательства договор аренды, безвозмездного пользования, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования земельным участком. Условия использования земельного участка устанавливаются в указанных договорах (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48).
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2014 № 48 органы исполнительной власти города Москвы осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
Часть 3 ст.4 Закона города Москвы от 19.12.2014 № 48 указывает, что в случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду.
Статья 8 Закона города Москвы от 19.12.2014 № 48 определяет порядок предоставления органами исполнительной власти города Москвы земельных участков в аренду.
Итак, согласно п. 1.1 Положения от 25.04.2012г. № 184-ПП, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы, выполняющим полномочия собственника в части осуществления мероприятий по контролю за использованием земель, находящихся в собственности города Москвы и государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п.п. 4.4.4, 4.4.6 Положения о государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 25 апреля 2012г. № 184-ПТТ, Госинспекция по недвижимости осуществляет земельный контроль за соблюдением требований по оформлению прав на занимаемые земельные участки и документов, разрешающих на них осуществление хозяйственной деятельности, в случаях, установленных правовыми актами города Москвы, требований по обеспечению доступа на земельные участки общего пользования.
Таким образом, имелись все признаки незаконного (нецелевого) использования земельного участка, установленные п.2.1. приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков».
Как уже указывалось выше, актом Госинспекции по недвижимости № 9014218 от 11.10.2017 был установлен факт незаконного (нецелевого) использования земельного участка по адресу: <...>. В ходе обследования земельного участка Госинспекцией по недвижимости было выявлено, что земельный участок используется для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформления в установленном порядке документов, являющихся основанием для использования земельного участка, и разрешения на строительство; на участке размещены строительная техника и оборудование, произведено разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведен фундамент, опоры, стены, перекрытия, а также выявлены объекты, размещенные на земельном участке незаконно и подлежащее демонтажу, а именно: монолитный железобетонный фундамент и металлические сваи.
В соответствии с положениями п.3.3.2 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП данный Акт Госинспекции по недвижимости был направлен в Префектуру ЦАО г.Москвы для обеспечения проведения мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка.
В соответствии с п. 4.1.1. приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП Префектура соответствующего административного округа города Москвы в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением Государственного бюджетного учреждения города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа города Москвы либо государственного учреждения города Москвы, получившего в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия право на проведение работ на объектах культурного наследия и их территориях, проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.
Демонтаж незаконно размещенных объектов - монолитного железобетонного фундамента, металлических свай, был осуществлен ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП и на основании акта Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 11.10.2017 №9014218, о чем 09.11.2017 был составлен соответствующий Акт о демонтаже незаконно размещенного объекта.
Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа» является некоммерческой организацией, зарегистрированной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве, 29.09.2011 г.
В соответствии с п.2.1. Устава Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства города Москвы, полномочий города Москвы в сфере городского хозяйства.
В соответствии с п. 2.2.8 Устава основными целями деятельности Учреждения является: проведение работ по демонтажу и (или) перемещению на специально организованную площадку незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, их хранение, возврат правообладателям либо утилизация, проведение в установленном порядке работ, направленных на пресечение незаконного (нецелевого) использования земельных участков, работ по сносу самовольных построек, благоустройство освобожденных территорий, хранение, утилизация имущества, находившегося на земельных участках при их незаконном (нецелевом) использовании, и имущества, находившегося в самовольных постройках, а также образованного в результате сноса самовольных построек.
Таким образом, выполнение работ по демонтажу объекта соответствует уставной деятельности Учреждения.
Кроме того, Учреждение выполняет работу согласно государственному заданию, а действия направлены на надлежащее исполнение своих обязанностей и положений Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП на основании заявок органов государственной власти и местного самоуправления, при этом выполняемая работа носит исключительно технический характер, никакими властными полномочиями в области выявления и пресечения незаконного (нецелевого) использования земельных участков Учреждение не наделено.
Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организация», бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Также суд отмечает, что Префектурой ЦАО города Москвы был подан иск к Компании «Англофорд ЛТД» о взыскании суммы убытков в размере 555450,00 рублей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-121641/18-1-608 было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003040:4788 с адресным ориентиром: г. Москва, Каланчевский
тупик, вл.9, стр. 2 передан в аренду Компании «Англофорд ЛТД» по договору аренды для эксплуатации здания под административные цели. Доказательств выдачи разрешения на проведение строительных работ на указанном земельном участке Компанией «Англофорд ЛТД» в материалы дело не предоставлено.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконными действия ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа» по демонтажу металлических свай, установленных в целях обеспечения устойчивости склона и безопасной эксплуатации здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003040:4788 и железобетонной площадки для хранения автомобилей, о признании незаконным действия ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа» по демонтажу межевых знаков -ограждения, установленного в 2012 году по границе земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003040:4788, о возложении обязанности на Префектуру Центрального административного округа города Москвы, ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа» вернуть, незаконно демонтированное и изъятое имущество: металлические сваи, железобетонную площадку, ограждение.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Требования заявителя о взыскании с ГБУ города Москвы «Автомобильные дороги Центрального административного округа», Префектуры Центрального административного округа города Москвы в пользу Компании «Англофорд ЛТД.» убытков, понесенных Компанией «Англофорд ЛТД.», за установку демонтированного ограждения в размере 839 360 рублей 55 копеек, а также убытков за проведение работ по благоустройству территории в размере 2 166 035 рублей 80 копеек, суд считает не подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В качестве одного из оснований искового заявления истец также указывает ст. 16 ГК РФ) «Возмещение убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления».
Согласно данной норме ГК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Кроме этого, истец ссылается в обоснование своего иска и на положения ст. 1069 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», в силу которой вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Из содержания указанных правовых норм, а также, исходя из сложившейся судебной практики (напр., пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», пункт 3.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.2015 № 25-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.А. ФИО4», определения Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. по делу № 302-ЭС14-735, от 2 декабря 2014 г. по делу № 310-ЭС14-142, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 № 6118/13) следует, что возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при доказанности соответствующего правового состава, включающего в себя следующие обязательные элементы: совершение противоправных действий или бездействия (нарушение или ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств), наличие вреда (возникновение убытков) и доказанность его размера, причинно-следственная связь между противоправными действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у истца убытками.
При этом, отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из указанных элементов влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В отсутствие доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных законом элементов ответственности для возмещения вреда, при наличии всех перечисленных обстоятельств, исковые требования Компании «Англофорд ЛТД.» удовлетворениюне подлежат.
В удовлетворении требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя суд также отказывает.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по государственной пошлине возлагаются на заявителя согласно ст.110 АПК РФ.
На основании ст. ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156 167- 170, 176, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Производство по делу №А40-293806/18-139-3016 в части признания незаконным акта Госинспекции по недвижимости от 11.10.2017 №9014218 прекратить. В остальной части требований отказать.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.А. Ваганова