ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-295749/19-182-1826 от 10.09.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-295749/19-182-1826

18 сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2020 года

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы

в составе судьи Моисеевой Ю.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Цветковой Н.В.

с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску Министерства обороны Российской Федерации (119019, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19, ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261, дата регистрации: 27.02.2003г.)

к Публичному акционерному обществу «Объединенная авиастроительная корпорация» (115054, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПИОНЕРСКАЯ Б., ДОМ 1, ОГРН: 1067759884598, ИНН: 7708619320, дата регистрации: 20.11.2006г.)

о взыскании 38 535 975 руб.

при участии:

от истца – Качуро Л.А. по доверенности от 22.10.2019 № 207/4/308д, диплом 3171 от 05.07.2017

от ответчика – Бабкина Е.Н. по доверенности от 04.10.2019 № 199,

УСТАНОВИЛ:

Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу «Объединенная авиастроительная корпорация» (далее - ответчик) о взыскании неустойки в размере 38 535 975 руб. по государственному контракту № 1517187329081020104010814/3/4/2/5-15-ДОГОЗ от 20.07.2015.

Исковые требования мотивированы положениями статей 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, представил возражения на отзыв.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал по доводам отзыва и письменных объяснений.

Выслушав доводы истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - заказчик) и ПАО «ОАК» (далее - поставщик) заключен государственный контракт от 20 июля 2015 г. № 1517187329081020104010814/3/4/2/5-15- ДОГОЗ поставку пассажирских дальнемагистральных самолетов Ту-214ПУ с аппаратурой спецсвязи и управления (далее - товар) для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2015 - 2017 годах (далее - контракт).

Цена контракта составляет 7 375 306 200 руб. 00 коп. (пункт 4.1. контракта).

Согласно пункту 2.1 контракта поставщик обязуется, вустановленный контрактом срок, поставить заказчику товар в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом, путем его передачи грузополучателю на условиях, установленных контрактом.

Поставщиком товар должен быть поставлен до 25.11.2017 (подпункт 3.2.2 контракта).

В соответствии с пунктом 7.7 контракта датой поставки товара является дата подписания грузополучателем акта приема-передачи товара.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что товар поставщиком не поставлен, просрочка исполнения обязательств по контракту с 25.11.2017г. по 13.12.2017г. составляет 19 дней.

В соответствии с пунктом 11.2 контракта в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Поставщиком исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается контрактом в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Согласно представленному истцом расчету, размер пени (неустойки) за период с 25.11.2017г. по 13.12.2017г. составил 38 535 975 руб.

Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Неустойка является способом обеспечения исполнения обязательства представляющим форму имущественной ответственности за его нарушение.

Направленная истцом в адрес ответчика претензия исх. № 212/6/171 от 09.01.2018, оставлена последним без удовлетворения.

Данный факт послужил основанием для обращения истца в Арбитражный суд города Москвы с настоящим исковым заявлением.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующих обстоятельств.

В соответствии с п. 2.1. контракта ответчик обязался в установленный контрактом срок поставить истцу товар в количестве, комплектности, соответствующий качеству и иным требованиям, установленным контрактом, путем его передачи грузополучателю на условиях установленных контрактом.

Товар - пассажирский дальнемагистральный самолет Ту-214ПУ с аппаратурой спецсвязи и управления (Ту-214ПУ-СБУС) (далее также воздушное судно) (п. 1.1.1 контракта).

Согласно п. 5.1. контракта поставляемый товар по своим функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам и иным требованиям,предъявляемым заказчиком к товару, должен соответствовать требованиям контракта, нормативно-технической документации на товар, ГОСТ, ТЗ, ТУ.

Нормативно-техническая документация на товар - Техническое задание на изготовление и поставку двух пассажирских дальнемагистральных самолетов Ту-214ПУ с аппаратурой спецсвязи и управления (Ту-214ПУ-СБУС) (приложение № 3 к контракту) (далее - Техническое задание на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС).

Согласно п. 3.2.2. срок поставки двух самолетов Ту-214ПУ-СБУС - до 25.11.2017.

Ссылаясь на просрочку исполнения обязательств по контракту, Минобороны России начислило ПАО «ОАК» неустойку в размере 38 535 975 руб. за период с 25.11.2017 г. по 13.12.2017 г. (19 дней). Однако, суд полагает начисление Минобороны России неустойки за нарушение сроков поставки товара необоснованным , поскольку  в силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В соответствии с п. 11.12 контракта сторона освобождается от уплаты неустойки (пени, штрафа), если докажет, что просрочка исполнения и (или) неисполнение обязательств произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Суд полагает, что вины ПАО «ОАК» во вменяемом Минобороны Россий нарушении сроков поставки товара по контракту не имеется.

В силу ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно ч. 1 ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 328 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленной срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на Соответствующий период просрочки заказчика.

Поскольку изготовление и поставка товара производится в соответствии с Техническим заданием на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС, поставщик не может приступить к исполнению контракта до получения технического задания, а Минобороны России в свою очередь, как заказчик, обязано это техническое задание поставщику предоставить.

Указанное техническое задание является приложением № 3 к контракту.

Как указывает ответчик, несмотря на регистрационную дату заключения контракта 20.07.2015 г., фактически контракт с приложением № 3 – Техническим заданием на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС - поступил в ПАО «OAK» 14.08.2015, то есть с нарушением срока на 25 дней (20.07.2015 - 14.08.2015 г.).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.

Вместе с тем, по состоянию на 20.07.2015 г. такое постановление отсутствовало.

ПАО «ОАК» было определено единственным поставщиком на поставку пассажирских дальнемагистральных самолетов Ту-214ПУ с аппаратурой спецсвязи и управления для нужд Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2015 г. № 797-35 «Об уточнении государственного оборонного заказа на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 годов».

Как указывает ответчик, контракт вместе с приложениями был передан ПАО «ОАК» после указанной даты.

В соответствии с п. 2.1. Технического задания на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС целью работы является изготовление и поставка самолетов со специальным бортовым узлом связи для обеспечения служебной деятельности Министра обороны Российской Федерации.

Согласно п. 3.2. Технического задания на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС состав изделия: - самолет Ту-214, изготовленный в соответствии с конструкторской и технической документацией, разработанной на самолеты прототипы; - специальный бортовой узел связи (СБУС); - комплекс цифровой связи (КЦС).

Порядок и содержание работ по созданию авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения (АТ ВН и АТ СН), взаимоотношения между заказчиками, разработчиками, производителями АТ ВН и АТ СН и федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование развития авиации и деятельности организаций авиационной промышленности регламентируется Положением о порядке создания авиационной техники военного назначения и авиационной техники специального назначения (утв. протоколом от 08.12.2010 г. № 17с Военного промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации) (далее - Положение).

В соответствии с п. 1.2.2. Положение является документом, обязательным для выполнения всеми федеральными органами, организациями и предприятиями Российской Федерации, участвующими в заказе, разработке, серийном производстве, модернизации и эксплуатации АТ ВН и АТ СН, уточняющим действующую нормативно-техническую документацию в области создания АТ ВН и АТ СН.

Согласно п. 1.3.1. Положения создание образцов АТ ВН и АТ СН включает в себя исследования в обеспечение создания образцов АТ ВН и АТ СН (научно-исследовательские работы - НИР), разработку (модернизацию, модификацию) образцов АТ ВН и АТ СН (опытно-конструкторские работы - ОКР) и их серийное производство, осуществляется в рамках выполнения государственного оборонного заказа, который формируется на основе государственной программы вооружения на соответствующий период и других федеральных целевых программ, разрабатываемых в соответствии с федеральным законодательством, а также может осуществляться организациями промышленности в инициативном порядке.

Согласно п. 1.3.7. Положения процесс создания (модернизации, модификации) образцов АТ ВН и АТ СН включает в себя следующие последовательно выполняемые стадии:

Стадия 1 - исследования в обеспечение создания образца АТ ВН и АТ СН.

Стадия 2 - опытно-конструкторские работы по созданию образцов АТ ВН и АТ СН.

Стадия 3 - серийное производство образцов АТ ВН и АТ СН, оснащение войск и снятие с производства.

Стадия 4 - эксплуатация и ремонт образцов АТ ВН и АТ СН.

Стадия 5 - утилизация образцов АТ ВН и АТ СН.

Следовательно, изготовление и поставка нового образца авиационной техники невозможны без предварительного проведения соответствующей опытно-конструкторской работы.

В соответствии с п. 3.1.1. ГОСТ РВ 15.203-2001 «Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения» опытно-конструкторская работа (ОКР) - комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец изделия ВТ, изготовлению и испытаниям опытного образца (опытной партии) изделия ВТ, выполняемых при создании (модернизации) изделия ВТ по тактико-техническому заданию государственного заказчика (заказчика).

Согласно п. 4.4.1 ГОСТ РВ 15.203-2001 ОКР следует считать законченной после утверждения рабочей конструкторской документации (РКД) с присвоением ей литеры "ОГ.

В силу ГОСТ РВ 15.301-2003 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Постановка на производство изделий. Основные положения» наличие РКД с литерой 110 Г является обязательным условием для постановки изделия на производство, то есть организации промышленного производства.

Вместе с тем, на момент заключения контракта и выдачи Минобороны России Технического задания на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС комплекс цифровой связи (КЦС) в порядке, установленном Положением и ГОСТ РВ 15.203-2001, опытно­конструкторская работа на разработку КЦС не проводилась, РКД с литерой "O1" на КЦС отсутствовала, что не позволяло приступить непосредственно к изготовлению и поставке данного изделия.

При этом проведение ОКР на разработку КЦС Техническим заданием на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС также предусмотрено не было, порядок выполнения указанных работ также государственным заказчиком определен не был.

Следовательно, между Минобороны России и ПАР «ОАК» был заключен контракт, предусматривающий обязательство разместить на самолетах несуществующую аппаратуру КЦС, при этом, являясь более слабой стороной по отношению к Минобороны России, переговорные возможности исполнителя по определению условий контракта были существенно ограничены (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах»).

Следствием отсутствия в Техническом задании на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС порядка создания и разработки КЦС явилось то, что государственным заказчиком был определен порядок согласования технической документации с органами военного управления Минобороны России, не был определен орган военного управления, ответственный за сопровождение работ по оснащению самолетов Ту-214ПУ-СБУС КЦС, не была обеспечена координация органов военного управления, необходимых для оперативного согласования отдельных технических заданий, что в свою очередь приводило невозможности выполнения работ по контракту.

Порядок выполнения вышеуказанных работ был определен Минобороны России Решением о порядке оснащения комплексами цифровой связи КЦС-214 двух специальных самолетов Ту-214ПУ-СБУС, утвержденным заместителем Министра обороны Российской Федерации 20.12.2016г., то есть спустя 18 месяцев после заключения контракта.

При этом Техническим заданием на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС были определены только общие требования к компоновке самолета и основное предназначение оборудования.

Согласно п. 3.5. Технического задания на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС «Конструктивные требования к специальному бортовому узлу связи» состав аппаратуры, ее назначение, требования по надежности, безопасности и др. определяются «Техническим заданием на создание специального бортового узла связи и оснащение им самолета Ту-214ПУ-СБУС» в соответствии с исходными данными в/ч 11232 и в/ч 38953.

Согласно п. 3.5.2, 3.5.2.4 Технического задания на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС «Требования к комплексу цифровой связи» назначение КЦС, требования по надежности, безопасности, размещение аппаратуры КЦС и др. определяются «Техническим заданием на создание КЦС и оснащение ее самолета» Ту-214ПУ-СБУС.

Согласно п. 3.17 Технического задания на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС «Требования по защите государственной тайны» требования по защите государственной тайны, включающие в себя требования к режимным помещениям, требования по защите информации от несанкционированного доступа и от утечки по техническим каналам, а также порядок по организации работ по защите информации, определяются отдельным техническим заданием.

Следовательно, для выполнения работ по контракту государственный заказчик должен был дополнительно конкретизировать требования к устанавливаемому на самолеты оборудованию путем выдачи трех технических заданий:

1.ТЗ на создание специального бортового узла связи (далее - СБУС);

2.ТЗ на создание комплекса цифровой связи (далее - КЦС);

3.ТЗ по защите государственной тайны (далее - ЗГТ).

Указанные технические задания формируют и детализируют требования государственного заказчика к самолетам в части установки на них специального оборудования и, следовательно, являются существенными для исполнения государственного контракта.

Поскольку изготовление и поставка товара предполагает изготовление всех его составных частей, поставщик не может приступить к исполнению контракта до получения указанных технических заданий, а Минобороны России в свою очередь, как заказчик, обязано это техническое задание поставщику предоставить.

Вместе с тем, технические требования к выполняемым работам были сформированы заказчиком с существенной задержкой.

Так, в соответствии с п. 6 протокола совещания № 235/4/2/4741 от 06.07.2016 г. по вопросу исполнения государственного контракта на поставку двух самолётов Ту-214ПУ- СБУС для Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного начальником Управления авиационной техники и вооружения Департамента Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа, с момента заключения государственного контракта задержка с выдачей головному исполнителю согласованных органами военного управления дополнительных ТЗ на СБУС-214, на КЦС-214 и на ЗГТ. предусмотренных «Техническим заданием на изготовление и поставку двух пассажирских дальнемагистральных самолетов Ту-214ПУ с аппаратурой спецсвязи и управления», утвержденным Министром обороны 27.06.2015 г., составляет более 11 месяцев.

Следовательно, истец признал факт задержки выдачи исполнителю технических требований к выполняемым работам более чем на 11 месяцев (352 дня - по состоянию на 06.07.2016 г.).

Техническое задание на оснащение самолета-салона Ту-214 специальным бортовым узлом связи (ТЗ на СБУС), согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти и военного управления, было направлено Минобороны России исх. № 235/4/2/0474 от 13.03.2016 (вх. ПАО «ОАК» 97с от 23.03.2016 г.), дополнение № 1 к ТЗ на СБУС, согласованное с органами военного управления, было направлено Минобороны России исх.№ 235/4/2/01433 от 18.07.2016 г. (вх. ПАО «ОАК» 291с от 22.07.2016 г.), то есть через 12 месяцев после заключения контракта с нарушением срока на 368 дней.

Техническое задание «Требования по защите государственной тайны и технической защите информации в салоне главного пассажира и вспомогательных помещениях самолета Ту-214ПУ-СБУС (ТЗ на ЗГТ), согласованное с заинтересованными органами исполнительной власти и военного управления, было направлено Минобороны России исх. № 235/4/2/01920 от 04.10.2016 г. (вх. ПАО «ОАК» № 398с от 10.10.2016 г.), то есть через 15 месяцев после заключения Контракта с нарушением срока на 448 дней.

Техническое задание на создание комплексов цифровой связи и оснащение ими двух самолетов Ту-214ПУ-СБУС (ТЗ на КЦС) согласовано заказчиком 19.10.2016 г. и поступило в ПАО «ОАК» через 16 месяцев после заключения Контракта с нарушением срока на 465 дней (вх. ПАО «ОАК» № 1147дсп от 27.10.2016 г.).

Задержка с выдачей головному исполнителю согласованных государственным заказчиком ТЗ на СБУС, КЦС, ЗГТ не позволила своевременно:

- определить состав и компоновку оборудования СБУС и КЦС, выпустить конструкторскую документацию (КД) на монтаж и установку оборудования и кабелей данных систем;

- разработать КД на изменение типовой конструкции в зависимости от выбранного варианта реализации ТЗ на ЗГТ, а также провести работы по ее изменению;

- изготовить кабели электропитания и межаппаратурные кабели КЦС и СЗИ;

- завершить разработку КД на интерьер и перейти к его монтажу;

- изготовить и испытать аппаратуру КЦС.

При этом в результате детализации государственным заказчиком требований к оборудованию фактическая стоимость работ существенно превысила установленную в п. 4.1. контракта ориентировочную цену государственного контракта.

Так, согласно п. 4.1. контракта цена контракта составляет 7 375 306 200 руб., с НДС.

В соответствии Заключением Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа от 02.04.2019 г., согласованным Департаментом аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации, фиксированная цена по контракту составила 7 157 068 669,11 руб. (без учета НДС). Соответственно, с учетом НДС стоимость работ составит 8 588 482 402,93 руб.

Превышение фактической стоимости работ над ориентировочной связано с тем, что ориентировочная цена государственного контракта была сформирована в условиях отсутствия технических заданий на создание специального бортового узла связи (СБУС), на создание комплекса цифровой связи (КЦС), по защите государственной тайны (ЗГТ) и не включала работы по оснащению воздушных судов КЦС и выполнению требований технического задания по ЗГТ.

После выдачи вышеуказанных ТЗ, в ходе их выполнения комплекс КЦС был усложнен более чем в 2 раза, в том числе:

- количество блоков аппаратуры увеличено с 14 до 35;

- в состав КЦС включено оборудования закрытой видеоконференцсвязи;

- предъявлены специальные требования по защите государственной тайны и противодействию иностранной технической разведке.

Дополнительно в состав экипажа ВС введен оператор КЦС и оборудовано дополнительное рабочее место.

Усложнение КЦС потребовало:

- перекомпоновать отсек СБУС, в связи с чем оператор СБУС со своим штатным оборудованием был перемещен из отсека, где в настоящее время располагается оператор КЦС, в 4 отсек СБУС;

- внести изменение в конструкцию самолета;

- нарастить оборудование системы защиты информации (далее - СЗИ).

Таким образом, реализация вышеуказанных требований заказчика привела к увеличению не только срока выполнения работ, но и их стоимости, в результате чего затраты возросли на сумму более 1 млрд руб. с НДС по отношению к ориентировочной цене.

ПАО «ОАК» обращалось в адрес государственного заказчика с просьбой о разработке и выдаче технических заданий, необходимых для выполнения работ (исх. №706 от 15.09.2015 г., исх. №768/дсп от 12.10.2015 г., исх. №707дсп от 17.09.2015 г., исх. №796дсп от 22.10.2015 г.).

При этом, в соответствии с условиями контракта и ст. 716 ГК РФ, государственный заказчик был уведомлен о невозможности продолжения работ по Контракту в связи с отсутствием технических заданий, то есть по объективным причинам, не зависящим от ПАО «ОАК» (исх.     № 126 от 15.01.2016 г., а также письмами исх. № 694 от  01.02.2016,  исх. №3867 от 12.05.2016 г., исх. №4513 от 30.05.2016    г., исх. №5144 от 20.06.2016,  исх. №5986 от 11.07.2016 г., исх. №6261 от 18.07.2016г., исх. №  6262 от 18.07.2016, исх. №6264 от 18.07.2016 г., исх. №6265 от 18.07.2016 г., исх. № 6750 от 29.07.2016,  исх. №8184 от 08.09.2016 г.).

В ноябре 2016 года ПАО «ОАК» письмом от 23.11.2016 г. № 10932 государственному заказчику было предложено перенести срок выполнения работ на 12 месяцев, что Минобороны России было проигнорировано.

Аналогичные обращения с просьбой перенести срок исполнения обязательств по контракту были направлены ПАО «ОАК» в адрес Минобороны России исх. № 11714 от 20.11.2017 и № 12911 от 19.12.2017 г., однако, государственный заказчик ответил отказом. Кроме того, о вышеуказанных объективных причинах просрочки заказчик был уведомлен в ответе ПАО «ОАК» от 18.05.2018 г. исх. № 5043 на претензию Минобороны России.

В силу п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) по вышеуказанным основаниям срок исполнения обязательств по контракту подлежит увеличению минимум на 465 дней задержки формирования технических требований к выполняемым-работам, то есть до 05.03.2019 г) (25.11.2017 г. + 465).

Письмом от 23.10.2017 г. № 10683 ПАО «ОАК» уведомило заказчика о том, что по состоянию на октябрь 2017 г. воздушные суда построены и укомплектованы, однако длительное формирование облика комплекса цифровой связи КЦС-214 и его существенное усложнение привели к задержке выполнения работ по оснащению самолетов комплексами цифровой связи и не позволяют завершить межведомственные испытания КЦС-214 до окончания срока выполнения контракта и предложило передать самолеты в соответствии с ТЗ за исключением КЦС-214 (по ВС № 64529) и за исключением работ в части этапа 9 раздела 12 ТЗ (проведение межведомственных испытаний СБУС-214, КЦС-214 и СЗИ) (по ВС № 64530), для чего принять соответствующее решение.

При этом МВИ и передачу в эксплуатацию КЦС-214 для ВС № 64529, а также этап 9 раздела 12 ТЗ для ВС № 64530 предлагалось выполнить в согласованные сроки, после передачи самолетов заказчику, в рамках контракта жизненного цикла.

Письмом от 17.11.2017 г. № 11266/1 ПАО «ОАК» запросило у заказчика сведения о наименовании и реквизитах получателя самолетов и сведения о должностном лице, уполномоченном на их приемку (сведения представлены исх. от 22.12.2017 г. № 235/4/2/9339).

Письмом от 20.11.2017 г. № 11714 ПАО «ОАК» уведомило заказчика о готовности к передаче самолетов 10.12.2017 г. и в 1 квартале 2018 г.

Однако на указанное предложение Минобороны России ответило отказом.

Письмом от 12.02.2018 г. № 1313 исполнитель по результатам проведенных в январе и феврале 2018 года совещаний с заказчиком вновь обратился к Минобороны России с просьбой принять решение о порядке передачи в эксплуатацию Ту-214ПУ-СБУС, а письмом от 22.02.2018 г. № 1710 уведомил Минобороны России о готовности предъявить самолеты к передаче в течение трех-четырех недель после оформления такого решения.

13.03.2018 Министром обороны Российской Федерации утверждено Решение о порядке передачи в эксплуатацию пассажирских дальнемагистральных самолетов с аппаратурой спецсвязи и управления Ту-214ПУ-СБУС, поставляемых в Минобороны России в соответствии государственным контрактом № 1517187329081020104010814/з/4/2/5-15- ДОГОЗ от 20.07.2015.

09.06.2018 Министром обороны Российской Федерации утверждено Решение об уточнении порядка передачи в эксплуатацию самолета Ту-214ПУ-СБУС № 64530, поставляемого в Минобороны России в соответствии государственным контрактом № 1517187329081020104010814/з/4/2/5-15-ДОГОЗ от 20.07.2015.

В соответствии с приемо-сдаточными актами от 26.03.2018 г. (ВС № 64529) и от 18.06.2018 г. (ВС № 64530) оба самолета были переданы в эксплуатацию Минобороны России и используются им по назначению.

10.09.2018 Департаментом Минобороны России по обеспечению государственного оборонного заказа утверждено Решение № 235/4/2/8077 об утверждении акта межведомственной комиссии и рабочей конструкторской документации на самолет Ту-214ПУ-СБУС и его составные части для организации серийного производства с присвоением литеры «О1».

Следовательно, в сентябре 2018 работы по снятию ограничений для самолетов Ту-214ПУ-СБУС, указанных в решениях от 13.03.2018, от 09.06.2018 были выполнены в полном объеме.

В связи с этим согласно Решению о порядке завершения государственного контракта №            1517187329081020104010814/з/4/2/5-15-ДОГОЗ от 20.07.2015 г. по поставке в Минобороны России пассажирских дальнемагистральных самолетов с аппаратурой спецсвязи и управления Ту-214ПУ-СБУС, утвержденному Министром обороны Российской Федерации 13.11.2018 г., в связи с передачей в эксплуатацию самолетов Ту-214ПУ-СБУС и выполнением регулярных полетов на них, учитывая отсутствие замечаний от эксплуатирующей организации по техническому состоянию самолетов, принято решение закрыть государственный контракт.

При этом согласно п. 1.6. Решения от 13.11.2018 г. военному представительству поручено в срок до 31.10.2018 г. выдать удостоверения на соответствие самолетов условиям государственного контракта.

Вместе с тем, осуществление технической приемки выполненных работ военным представительством стало возможно только после оформления Минобороны России дополнительного соглашения об изменении реквизитов 353 ВП МО РФ на 163 ВП МО РФ (исх. № 163/411 от 18.10.2018 г., исх. № 235/4/2/10375 от 21.11.2018 г., исх. № 5274 от 25.05.2018г.).

26.12.2018 года 163 Военным представительством Минобороны России выдано удостоверение № 208 о соответствии самолетов Ту-214ПУ-СБУС условиям контракта.

Таким образом, учитывая, что сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика, обязательства ПАО «ОАК» по государственному контракту № 1517187329081020Ю40Ю814/3/4/2/5-15-ДОГОЗ от 20.07.2015 г. выполнены в пределах установленных сроков.

Согласно п. 2-3 Решения от 13.11.2018 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 г. № 1465 стоимость выполненных работ решено установить на основании фактически понесенных затрат ПАО «ОАК» с учетом прибыли, а также полученных заключений на фиксированную цену предприятий- соисполнителей, выданных аккредитованными ВП МО РФ, и согласованной Департаментом аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации в срок до 31.10.2018.

Департаменту аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации совместно с ДОГОЗ и ПАО «ОАК» поручено обеспечить регистрацию цены самолетов Ту-214ПУ-СБУС в Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации.

О необходимости увеличения ориентировочной цены контракта государственный заказчик был уведомлен неоднократно, в том числе, письмами от 20.09.2017 г. № 9415, от 30.10.2017 г. № 10934.

Расчетно-калькуляционные материалы по обоснованию фиксированной цены выполненных работ были направлены заказчику письмами от 13.07.2018 г. № 7056, от 17.08.2018 № 8943.

Заключение по фиксированной цене Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа, согласованное Департаментом аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации, выдано еще 02.04.2019 г., однако, до настоящего времени цена не зарегистрирована, а дополнительное соглашение к контракту о переводе ориентировочной иены в твердую (п. 4.5. контракта) не подписано.

Отсутствие фиксированной цены товара и твердой цены контракта препятствует подписанию финансовых актов приема-передачи товара (п. 5 Решения от 13.11.2018 г.), что, однако не препятствует государственному заказчику использовать самолеты, переданные в эксплуатирующую часть в марте и июне 2018 г., а, следовательно, не может повлечь неблагоприятные последствия для ответчика в виде взыскания штрафных санкций.

Согласно п. 38 Обзора при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с чч. 5 и 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения своих обязательств устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

 Размер неустойки подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.

При этом закон не содержит прямого указания на применимую ставку в случае взыскания неустойки в судебном порядке. Данный механизм расчета неустойки позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.

Верховный Суд Российской Федерации отметил, что не имеется оснований в отсутствие прямого указания в законе при расчете неустойки учитывать соответствующие периоды действия ставок рефинансирования ЦБ РФ в течение просрочки.

С 01.01.2016 г. значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

В настоящее время ключевая ставка составляет 4,25 %. тогда как в исковом заявлении расчет неустойки произведен Минобороны России исходя из 8,25 %.

Ссылка истца на неутвержденный государственным заказчиком протокол № 404/19-П от 21.12.2015 является необоснованной, поскольку изменения в ТЗ на изготовление и поставку самолетов Ту-214ПУ-СБУС в части определения ПАО «ОАК» и его кооперации в качестве ответственного за оформление ТЗ на КЦС-214 Минобороны России не вносились.

Суд приходит к выводу о том, что Минобороны России нарушены сроки исполнения обязательств по формированию технических требований к выполняемым работам и выдаче ПАО «ОАК» технических заданий на срок от 11месяцев до 2 лет. Ответчиком обязательства были выполнены в пределах срока исполнения контракта.

Также отклоняется довод истца о том, что у Минобороны России отсутствовала обязанность по конкретизации требований к устанавливаемому на  самолеты оборудованию и, соответственно, выдачи трех технических заданий на создание специального бортового узла связи, создание комплекса цифровой связи и по защите государственной тайны, поскольку согласно пунктам 3.5, 3.5.2, 3.5.2.4, 3.17 Технического задания на изготовление и поставку Ту-214ПУ-СБУС требования к СБУС, КЦС и требования по защите государственной тайны определяются отдельными техническими заданиями.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется. В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ и снижению неустойки подлежит отклонению.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 АПК РФ).

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 309, 310, 328, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 8, 9, 65, 70, 71, 110, 123, 156, 167-171, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня принятия решения.

Судья:

Ю.Б. Моисеева