ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-2969/19-122-13 от 19.03.2019 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

25 марта 2019года                                                            Дело № А40-2969/19-122-13

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2019года

Полный текст решения изготовлен 25 марта 2019года

Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента экономического развития г. Севастополя

к Федеральному казначейству РФ

о признании недействительным представления от 20.11.2018 г. №23-00-04/24863

при участии:

от заявителя – ФИО1, дов. от 15.01.2019 г.

от ответчика – ФИО2, дов. от 13.12.2018 г.

УСТАНОВИЛ:

Департамент экономического развития г. Севастополя (Заявитель, Департамент, ДЭРС) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральному казначейству РФ (Ответчик) о признании незаконным представления от 20.11.2018 г. №23-00-04/24863.

В судебном заседании заявитель требования поддержал.

Ответчик представил отзыв, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся лиц, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Как указывает заявитель, В период с 30.07.2018 по 20.09.2018 в Департаменте экономического развития города Севастополя (ДЭРС) проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

По результатам проверки 20.09.2018 заинтересованным лицом был составлен Акт плановой выездной проверки ДЭРС, в адрес ДЭРС направлено Представление от 20.11.2018 №23-00-04/24863 (Представление).

В соответствии с указанным представлением Федеральным казначейством был выявлен ряд нарушений бюджетного законодательства РФ, в связи с чем в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1092, Федеральное казначейство потребовало рассмотреть информацию об указанных в Представлении нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения, в том числе по пунктам 2, 3 Представления осуществить возврат средств в доход федерального бюджета в сумме 13 220,32 тыс. рублей в срок до 25.12.2018 по указанным в Представлении реквизитам, о результатах исполнения настоящего Представления проинформировать Федеральное казначейство до 28.02.2019 с приложением копий подтверждающих документов, заверенных в установленном порядке.

Заявитель, считая данное Представление незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.

Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден.

Отказывая в удовлетворении требований, суд соглашается с доводами Ответчика, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и т установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 (в редакции от 22 января 2018 года № 8) (Правила № 790) предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, подготавливаемых (формируемых) и заключаемых в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Пунктом 15 Правил № 790 установлено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет главному распорядителю средств федерального бюджета отчеты о выполнении условий предоставления субсидии в сроки, которые предусмотрены соглашением.

Согласно пункту 4.3.7 Соглашений о предоставлении в 2017-2020 годах субсидии из федерального бюджета бюджету города федерального значения Севастополь на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» от 15 февраля 2017 года № 139-07-014 и от 20 февраля 2017 года № 139-07-234 (Соглашения № 139-07-014 и № 139-07-234) установлено, что Правительство Севастополя обязуется обеспечивать представление в Министерство экономического развития Российской Федерации не позднее 10 числа месяца, следующего за кварталом, в котором была получена Субсидия, в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», в том числе отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 1 раздела IV постановления Правительства Севастополя от 22 февраля 2017 года № 140-ПП «Об утверждении Порядка расходования средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» на 2017 год» (постановление Правительства Севастополя № 140-ПП) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета города Севастополя, источником финансового обеспечения которых является Субсидия, определяется Соглашением.

Департамент обобщает и подготавливает сводную отчетную информацию с последующим ее представлением Министерство экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 7 Правил № 790 пункта 4.3.7 Соглашений № 139-07-014 и № 139-07-234 Департаментом предоставлены сводная отчетность о ходе реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» и отчеты об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству в Министерство экономического развития Российской Федерации с недостоверными отчетными данными об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению в части указания информации о вводе объектов в эксплуатацию в 2017 году, которая не соответствует предъявленным к проверке документам по двум объектам капитального строительства: «Реконструкция подъездных и внутриплощадочных дорог, благоустройство территории у заповедника Херсонес: «Парк имени Анны Ахматовой», прибрежная зона пляжа «Солнечный», улица Древняя, г. Севастополь» (Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует); «Реконструкция и благоустройство территории, прилегающей к Инкерманскому монастырю» (Разрешение № RU91-94105000-144-2018 на ввод объекта в эксплуатацию Департаментом архитектуры и градостроительства г. Севастополя выдано 23.04.2018).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Севастополя № 140-ПП Департамент определен главным администратором доходов по средствам субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

В соответствии с пунктом 2 раздела II постановления Правительства Севастополя № 140-1111 для осуществления бюджетных полномочий по реализации мероприятий Программы Департамент является уполномоченным органом, в том числе в части: администрирования средств Субсидии; контроля за соблюдением условий предоставления субсидии на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий Программы.

Пунктом 2 раздела III постановления Правительства Севастополя № 140-ПП установлено, что в случае, если по состоянию на 31 декабря 2017 года допущены нарушения обязательств по достижению показателей результативности использования субсидии, предусмотренных Соглашением, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования Субсидии в 2018 году указанные нарушения не устранены, возврат средств из бюджета города Севастополя в федеральный бюджет производится в порядке, в объеме и в сроки, предусмотренные пунктами 20 - 22 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.2 БК РФ Администратор доходов бюджета, в том числе обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства; осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно Перечню главных администраторов доходов бюджета города Севастополя и закрепляемых за ними видами (подвидами) доходов бюджета города Севастополя на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов приложение № 1 к Закону города Севастополя от 26 декабря 2017 г. № 393-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» Департамент является главным администратором доходов по денежным взысканиям, налагаемым в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджетов субъектов Российской Федерации).

В части утверждения о не наделении Департамента полномочиями по осуществлению возврата средств субсидий, доведенных главному распорядителю бюджетных средств, установлено, что ранее Департаментом уже осуществлялся возврат средств за аналогичные нарушения (платежное поручение от 13 июля 2017 г. № 65306).

Таким образом, Департамент, являясь администратором доходов бюджета города Севастополя обязано обеспечить возврат в доход федерального бюджета: средств в сумме 12 473,29 тыс. рублей в связи с несоблюдением графика выполнения мероприятий по объекту «Реконструкция подъездных и внутриплощадочных дорог, благоустройство территории у заповедника Херсонес: «Парк имени Анны Ахматовой», прибрежная зона пляжа «Солнечный», улица Древняя, г. Севастополь»; средств в сумме 747,03 тыс. рублей в связи с несоблюдением графика выполнения мероприятий по объекту «Реконструкция и благоустройство территории, прилегающей к Инкерманскому монастырю, г. Севастополь».

Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненорма­тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных по­ложений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полно­мочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспаривае­мый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфе­ре предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о недоказанности заявителем несоответствия оспариваемого Представления закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Департамента экономического развития города Севастополя отказать полностью.

            Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                              Н.Е. Девицкая