ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-298466/19-139-2478 от 25.05.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

28 мая 2020 года                                                                  Дело №А40-298466/19-139-2478

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2020 года

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2020 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Вагановой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Бруяко Т.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Акционерного общества "Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации" (125424, Москва город, тупик Сходненский, дом 4, офис 224, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.07.2002, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 03.11.2009, адрес: 115191, <...>)

о признании незаконными действия по приостановлению государственной регистрации права собственности на долю АО "ЦНИИКА" в общей долевой собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:07:0007002:12411, расположенном: <...> (уведомление Управления Росреестра по Москве от 10.10.2019 № 77/005/261/2019-2377); о возложении обязанности

при участии до и после перерыва в том же составе:

от заявителя – ФИО1, дов. от 09.01.2020;

от ответчика – ФИО2, дов. №Д-44/2019 от 30.12.2019;

УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании 18.05.2020 г. был объявлен перерыв до 25.05.2020 г. до 14 час. 20 мин., что отражено в протоколе судебного заседания.

Акционерное общество "Центральный научно-исследовательский институт комплексной автоматизации" (далее – Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – ответчик, Управлением Росреестра по г. Москве) по приостановлению государственной регистрации и отказа в государственной регистрации (Уведомления от 10.10.2019 № 77/005/261/2019-2377; от 10.01.2020 № 77/005/261/2019-2377) права собственности на долю АО «ЦНИИКА» в общей долевой собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером: 77:07:0007002:12411, расположенном: <...>, о возложении обязанности зарегистрировать за АО «ЦНИИКА» право собственности на долю в размере 1261697/1727830 в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером: 77:07:0007002:12411, расположенном: <...>, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ.

Представитель заявителя поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения требования по доводам, изложенным в отзыве.

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, на рассмотрение дела не явилось, позицию по спору не представило.

Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.

Выслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения представителей заявителя и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

В силу указанных норм и ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.

Как следует из заявления, решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.12.2018 г. по делу №А40-52617/2017 АО «ЦНИИКА» признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство. Определением суда по тому же делу от 19.04.2019 г. конкурсным управляющим АО «ЦНИИКА» утвержден ФИО3

АО «ЦНИИКА» являлось застройщиком офисно - административного комплекса по адресу: <...>, что подтверждается разрешением на строительство № 77-129000-005823 от 18.01.2011, выданное Мосгосстройнадзором. Офисно-административный комплекс представляет собой 4 корпуса («А», «Б», «С», «Д») переменной этажности (10-14 этажей) на едином стилобате с подземной парковкой (подземная этажность -4 этажа).

Корпуса «Б», «С», «Д» были построены и введены в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 24.12.2015 № 77-129000-006995-2015.

Ввиду того, что в отношении АО «ЦНИИКА» было возбуждено дело о банкротстве, корпус «А» достроен не был. В настоящий момент корпус «А» является объектом незавершенного строительства, построенный на 97 %, объекту присвоен кадастровый номер № 77:07:0007002:12411.

25.03.2019 конкурсный управляющий АО «ЦНИИКА» (в лице представителя) обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением № 77/005/261/2019-2377 о регистрации права собственности на долю в объекте незавершенного строительства с кадастровым номером 77:07:0007002:12411, расположенном по адресу: <...> (корпус «А»).

Указанное заявление было подано в целях формирования конкурсной массы АО «ЦНИИКА» как застройщика, не завершившего строительство вышеуказанного объекта недвижимости в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве.

01.04.2019 в целях уточнения размера доли, заявителем было подано заявление о приостановке государственной регистрации права собственности на долю в объекте незавершенного строительства. Уведомлением от 03.04.2019 № 77/005/261/2019-2377 государственная регистрация приостановлена.

30.09.2019 после исправления Управлением Росреестра по г. Москве технической ошибки в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 77:07:0007002:12411, расположенном по адресу: <...> части размера долей ФИО4 и ФИО5 (уведомление от 27.09.2019 № 77/005/261/2019-9212), конкурсный управляющий АО «ЦНИИКА» обратился с заявлением о возобновлении регистрации № 77/005/261/2019-9395.

С учетом дополнительных документов, предоставленных при возобновлении регистрационных действий, доля АО «ЦНИИКА» в объекте незавершенного строительства составила 1261697/1727830 (не проданные и не переданные иным лицам в недостроенном здании помещения общей площадью 12 616,97 кв.м.). Расчет доли АО «ЦНИИКА» и выписка из ЕГРН па объект незавершенного строительства, прилагаются.

15.10.2019 заявителем получено Уведомление о приостановлении государственной регистрации от 10.10.2019 № 77/005/261/2019-2377.

В обоснование приостановления государственный регистратор, сослался на п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ осуществляемой в форме капитальных вложений», а также ст. 252 ГК РФ, указал, что ввиду непредставления заявителем соглашения о разделе имущества, находящегося в общей долевой собственности (ст. 252 ГК РФ), заявленные регистрационные действия не могут быть проведены.

10.01.2020 Управлением было принято решение об отказе № 77/005/261/2019-2377 в осуществлении действий по государственной регистрации права общей долевой собственности (размер доли 121542/172783) АО «ЦНИИКА» в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером № 77:09:0004014:6765, расположенного по адресу: <...>, в связи с не устранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права.

Заявитель с действиями Управления Росреестра по г. Москве о приостановлении и отказе государственной регистрации в соответствии с указанными уведомлениями не согласен, ввиду чего обратился в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.

В соответствии с частями 3, 4, 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество -юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее -государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Пунктом 1 ст. 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно ч. 7 ст. 1 закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее -государственный кадастровый учет).

В силу частей 1, 2 ст. 14 закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, и образованием объекта недвижимости.

Частью 1 ст. 15 закона № 218-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

Согласно ч. 4, ч. 5 ст. 18 закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета   и   (или)   государственной   регистрации   прав;   иные   документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 40 закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 40 закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

В то же время, вместе с заявлением о государственной регистрации от 25.03.2019 № 77/005/261/2019-2377, заявителем были представлены все предусмотренные вышеуказанной нормой документы, в том числе копия действующего разрешения на строительство офисно-административного комплекса площадью 17236,5 кв.м. (№ 77-129000-012949-2016 от 06.07.2016), а также документы, подтверждающие право собственности на земельный участок с кадастровым номером № 77:07:0007002:81, на котором в настоящий момент возведен объект незавершенного строительства.

Как уже отмечено выше, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 закона № 218-ФЗ.

При этом, каких-либо замечаний к представленным заявителем документам у регистратора не возникло, в связи с чем требование о предоставлении соглашения о разделе общей долевой собственности, является необоснованным.

Кроме того, по мнению ответчика, объект незавершенного строительства с кадастровым номером № 77:07:0007002:12411 является объектом инвестиционной деятельности, на который распространяются положения нормы п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ, согласно которой объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором. Государственная регистрация права долевой собственности, по мнению ответчика, на эти незавершенные объекты инвестиционной деятельности не требуется, данный довод суд отклоняет.

В рамках рассмотрения заявления конкурсного управляющего АО «ЦНИИКА» от 25.03.2019 № 77/005/261/2019-2377 о регистрации права собственности на долю в объекте незавершенного строительства, применение вышеуказанной нормы недопустимо, поскольку строительство объекта осуществлялось на земельном участке, принадлежащем застройщику на праве собственности, а не на государственной или муниципальной земле, а также каких-либо инвестиционных договоров между застройщиком и органами власти, предусматривающим распределение площади объекта, не заключалось.

Конкурсным управляющим было установлено наличие прав собственности Застройщика на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №: 77:07:0007002:12411, общей площадью 17278.3 кв.м.; степень готовности объекта незавершенного строительства - 97 %, расположенного по адресу: 121151, <...> д 8, в части не проданной инвесторам.

Как указано выше, право собственности АО «ЦНИИКА», как застройщику Объекта, принадлежит    на    основании         действующего    Разрешения    на    строительство    и зарегистрированного в ЕГРН права собственности на земельный участок с кадастровым номером № 77:07:0007002:81 (доля в праве 6348/12500).

В объекте незавершенного строительства с кадастровым номером № 77:07:0007002:12411 зарегистрированы доли инвесторов строительства в праве собственности на объект.

Общая долевая собственность на объект незавершенного строительства с кадастровым номером № 77:07:0007002:12411 возникла ввиду следующих обстоятельств.

07.07.2014 между АО «ЦНИИКА» и ООО «МДК» (ИНН: <***>) были заключены два договора инвестирования № 13/14 и № 14/14, по условиям которых Застройщик привлек денежные средства ООО «МДК» для строительства инвестиционного объекта.

По окончании строительства, АО «ЦНИИКА» взамен привлеченных денежных средств должно было предоставить ООО «МДК» площади в построенном офисно-административном комплексе по адресу: <...> башня «А» (объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:07:0007002:12411).

ООО «МДК» были частично уступлены права требования к АО «ЦНИИКА» в пользу третьих лиц на основании заключенных договоров цессии (всего было заключено более 60 договоров).

После возбуждения дела о банкротстве АО «ЦНИИКА», лица, в пользу которых ООО «МДК» были уступлены права требования по договорам инвестирования, признавали права собственности на долю в объекте незавершенного строительства в судебном порядке.

На основании вступивших в законную силу судебных актов, в ЕГРН внесены соответствующие записи в отношении объекта незавершенного строительства.

Таким образом, на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:07:0007002:12411 возникла общая долевая собственность.

Согласно сведениям из ЕГРН, в отношении указанного объекта незавершенного строительства зарегистрированы права 64 лиц, общий размер доли которых составляет 466133/1727830.

В настоящий момент какие - либо споры относительно долей в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства, отсутствуют. Состав долевых собственников полностью определен.

Согласно учетам АО «ЦНИИКА», не проданы и не переданы иным лицам (т.е. остаются за Застройщиком на праве собственности) в недостроенном здании, помещения общей площадью 12 616,97 кв.м.

В связи со статусом объекта, как незавершенного строительством, права собственности регистрируются в ЕГРН, как доли в праве общей долевой собственности.

Оставшаяся доля самого застройщика АО «ЦПИИКЛ» в размере 1261697/1727830 не проданная и не переданная иным лицам, подлежит государственной регистрации как право собственности застройщика, в связи с чем конкурсным управляющим АО «ЦНИИКА» и было подано заявление о государственной регистрации права.

Кроме того, решением Арбитражного суда г. Москвы от 09 октября 2019 по делу № А40-152993/19-84-1361, вступившим в законную силу,  отказ об исправлении технической ошибки в размерах долей двух физических лиц, в результате которой уменьшена доля АО «ЦНИИКА», был признан незаконным. В мотивировочной части решения (стр. 4), судом установлено, что АО «ЦНИИКА» имеет право собственности как застройщик объекта, что подтверждается указанными ранее разрешениями на строительство и правом собственности на земельный участок.

При изложенных обстоятельствах следует признать, что заявителем представлены все необходимые ст. 18 закона № 218-ФЗ документы для осуществления государственной регистрации права собственности, оспариваемые действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - о приостановлении государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации, оформленные уведомлениями от 10.10.2019 № 77/005/261/2019-2377; от 10.01.2020 № 77/005/261/2019-2377.

Таким образом, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд считает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законе порядке.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Госпошлина распределяется в соответствии со ст. 110 ГК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по приостановлению государственной регистрации и отказ в государственной регистрации права собственности на долю АО «ЦНИИКА» в общей долевой собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером: 77:07:0007002:12411, расположенном: <...>., оформленные уведомлениями от 10.10.2019 № 77/005/261/2019-2377; от 10.01.2020 № 77/005/261/2019-2377.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законе порядке.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                                                    Е.А. Ваганова