ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-30556/18-26-208 от 15.05.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

22 мая 2018 года

Дело № А40-30556/18-26-208

Резолютивная часть решения объявлена 15 мая 2018 года

Полный текст решения изготовлен 22 мая 2018 года

Арбитражный суд в составе судьи Нечипоренко Н. В. (единолично),

при ведении протокола судебного заседания и.о.секретарем судебного заседания Скрябиной Д.А.

рассмотрев дело по иску Индивидуального предпринимателя ФИО1

(ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>, дата регистрации: 25.11.2016г.)

к ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ПРОМСВЯЗЬБАНК"

(ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождение: 109052, <...>, дата регистрации: 26.07.2002г.)

о признании незаконными действия ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК" по прекращению доступа к системе электронных платежных документов по банковскому счету №<***>

при участии:

от истца: ФИО2, паспорт, доверенность от  16.03.2018г.

от ответчика: ФИО3, паспорт, доверенность от 15.03.2018г.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее Истец, Клиент) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением о признании незаконными действия Публичного акционерного общества «Промсвязьбанк» (далее Ответчик, Банк) по прекращению доступа к системе электронных платежных документов по банковскому счету № <***> и обязании возобновить прием электронных платежных документов с использованием технологии дистанционного доступа по системе «PSB On-line», ссылаясь на необоснованное ограничение Банком прав ИП на распоряжение счетом, на нарушение Ответчиком положений ст.ст. 845, 858 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).

Истец в обоснование требований указывает, что 25.05.2017г. от Банка получен документ № 1 от 25.05.2017 г., которым он уведомлен об отказе Банка в приеме электронных платежных документов с 25.05.2017г., с указанной даты Банком будут приниматься к исполнению только надлежащим образом оформленные расчетные документы на бумажном носителе. Каких-либо запросов о предоставлении документов, иной информации от Банка о причинах, послуживших основанием для отказа в приеме электронных платежных документов, в адрес ИП ФИО1 из Банка не поступало. В ответ на запрос от Банка поступило письмо с предложением предоставить в обслуживающее отделение Банка ряд документов (без установления сроков их предоставления). Данные документы, с учетом особенностей хозяйственной деятельности ИП ФИО1 (отсутствия наемных работников, применения патентной системы налогообложения и пр.) в кратчайшие сроки были представлены в обслуживающее отделение Банка - офис «Садово-Спасский», <...>. Каких-либо дополнительных запросов о предоставлении документов, либо иной информации по результатам изучения уже представленных документов, в адрес ИП ФИО1 из Банка не поступало. Далее, 23.06.2017 г. от ИП ФИО1 в обслуживающем отделении ПАО «Промсвязьбанк» - офис «Садово-Спасский» без каких-либо возражений принят к исполнению расчетный документ клиента на бумажном носителе - платежное поручение № 1 от 23.06.2017 г. по оплате транспортных услуг ИП ФИО4 на сумму 43 500 руб. Однако, денежные средства на счет ИП ФИО4 не поступили. После чего 28.06.2017 г. в Банк представлено еще одно платежное поручение № 1 от 28.06.2017 г. по оплате транспортных услуг ИП ФИО4 на сумму 42 427. 20 руб. с приложением копии соответствующего договора с ИП ФИО4 Однако данное платежное поручение Банком также не было исполнено без объяснения причин и уведомления клиента об основаниях отказа в его исполнении. В связи с изложенным 11.12.2017 г. ИП ФИО1 обратился в Банк с претензией, в которой в рамках досудебного урегулирования просил возобновить использование системы «Банк-Клиент»/ «PSB Оп-line» и полноценное использование расчетного счета ИП ФИО1 в ПАО «Промсвязьбанк», повторно приложив к претензии ранее представленные в Банк копии документов, а также выразив готовность предоставить Банку по его запросу дополнительные документы, оказать любое иное содействие в целях дальнейшего плодотворного сотрудничества. Однако Банком по результатам рассмотрения претензии сообщено (исх. № 589/32 от 12.12.2017 г.) о запрете информирования клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Данные действия Истец считает незаконными.

Ответчик возражал против удовлетворения требований Истца по доводам, изложенным в отзыве, указал, что действия Банка полностью соответствуют требованиям Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее также Закон № 115-ФЗ), также условиям Договора, заключенного между сторонами.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 27.04.2017г. между Банком и Клиентом был заключен Договор комплексного банковского обслуживания (далее - Договор банковского счета) и открыт расчетный счет № <***> (далее - Счет). Договор банковского счета был заключен путем подачи заявления о предоставлении комплексного банковского обслуживания Клиентам - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой в порядке ст. 428 ГК РФ (далее - Заявление). В указанном Заявлении Клиент выразил согласие на присоединение к действующей редакции Правил открытия и обслуживания банковских счетов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, Правилам комплексного банковского обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила КБО), правилам открытия и обслуживания банковских счетов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, в ПАО «Промсвязьбанк» (далее - Правилам по счетам) а также тарифами (тарифными планами) Банка (далее - Тарифы банка).

В соответствии с требованиями Законом № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за контроль, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях, и документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил.

Письмом Центрального Банка Российской Федерации от 31.12.2014 г. № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» предписано кредитным организациям в случае выявления в деятельности клиентов операций, соответствующих признакам транзитных, запрашивать у клиента в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:  документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации; обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента; направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента.

Как следует из позиции ответчика, проанализировав операции Клиента по счету, Банк установил признаки сомнительных операций. Согласно Заключению департамента финансового мониторинга Банка (далее - Заключение ДФМ) операции Клиента были признаны сомнительными, обладающие признаками валового транзита. Среди контрагентов, от которых Клиенту поступают денежные средства (в большем объеме от оборота), имеются контрагенты, находящиеся в стоп-листе Банка, в списке Банка России (Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом (утв. Банком России 20.07.2016 № 550-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2016 N 43229)) (в рамках информации, полученной на основании письма ЦБ № 550-П от 20.07.2016 (далее Письмо 550-П). Кроме того, Банк отметил, что в отношении ИП ФИО1 сторонней кредитной организацией было отказано в открытии счета 21.07.2017.

Судом установлено, что 23.06.2017г., 28.06.2017г. и 21.07.2017г. Клиенту было отказано в совершении операций на основании п. 11 ст.7 Закона №115-ФЗ. Также, Банком было направлено уведомление в Федеральную службу по финансовому мониторингу от 29.05.2017 о сомнительных операциях Клиента.

Банком были выявлены операции по счету клиента, свидетельствующие о сомнительности операций, проводимых по счету.  Обороты по счету клиента с 10.05.2017 по 31.01.2018. Дебетовый оборот 512 940,00 руб.; Кредитный оборот - 752 212,60 руб. Налоги составляют 0 % от оборота по счету. Основной вид деятельности — «Торговля оптовая бумагой и картоном».

Банк, указал, что сомнительные операции, проводимые по счету: ООО "МЕТКОНТИНЕНТ" ИНН <***> общая сумма всех поступлений 752212,60 руб. с назначением платежей: «Оплата по договору №ИПА/МТК-Бум2 от 01.12.2016г за макулатуру. НДС не облагается», носят транзитный характер и характер обналичивания, денежные средства поступают от контрагента, состоящего в списке 550-П (Положение о порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом), (отказы в проведении операции 09.08.2017, 23.08.2017 код 08). Денежные средства в течении короткого времени перечисляются безналичным путем на счет корпоративной карты клиента (счет 40802810600003040289) с назначением платежа «Пополнение счета корпоративной карты НДС не облагается. » и, в срок не превышающий 2 дня, обналичиваются через банкоматы.

На основании анализа вышеперечисленных операций в дебетовом и кредитовом обороте по расчетному счету Клиента, Банком сделан вывод, что операции, проводимые по счету, носят транзитный характер и характер обналичивания денежных средств. Налоговая нагрузка в ПСБ не соответствует рекомендуемой ЦБ (в соответствии с письмом № 18-МР от 21.07.2017г. «Методические рекомендации Банка России о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания)»; отсутствуют платежи, свидетельствующие о реальном осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ на Банк при обслуживании клиентов возложена обязанность на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Для целей квалификации операций в качестве сомнительных операций кредитные организации используют признаки, изложенные в Положении Центрального банка от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение ЦБ №375-П), в п. 6.4 которого указано, что кредитная организация предусматривает в правилах внутреннего контроля кредитной организации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма  порядок дальнейших действии в отношении клиента, по операции которого принято решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о ее совершении.

В частности, в случае если на основании анализа всех имеющихся документов и информации операция по сделке вызывает у кредитной организации подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма ввиду того, что кредитная организация не может подтвердить однозначность вывода об очевидном экономическом смысле или очевидной законной цели такой операции по сделке, кредитная организация реализует право на отказ в выполнении распоряжения клиента-резидента о совершении операции по переводу денежных средств на основании п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Действующее законодательство о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, предусматривает обязанность банков осуществлять контроль за осуществлением операций клиентами и принятии мер по предотвращению указанных действий (п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

В качестве мер, которые в обязательном порядке применяются банками, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма можно выделить: запрос у клиента документов и информации, разъясняющие экономический смысл и подтверждающие законный характер операций по счетам (пп. 1.1 п. 1 ст. 7, п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ); приостановление операций по счету клиента (п. 11. ст. 7 Закона № 115-ФЗ); уведомление уполномоченных органов о проведении клиентом сомнительных операций (п. 11 ст. 7.2 Закона № 115-ФЗ); разработка и применение правил внутреннего контроля, а также принятие иных мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и для финансирования терроризма (п. 2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Согласно Письму Банка России от 27 апреля 2007 г. № 60-Т кредитным организациям рекомендуется включать в договоры право кредитной организации отказывать клиенту в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи.

В соответствии с п. 4.1.3.3. Правил КБО в случае, если у Банка возникли подозрения, что операции по Счету осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма банк вправе отказать в проведении любой операции по Счету.

Согласно п. 3.3.1. Правил обмена электронными документами по системе «Psb оn-line», в ПАО «Промсвязьбанк» Банк вправе Блокировать/приостанавливать доступ Клиента к Системам, отказать Клиенту в приеме/ исполнении ЭД в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в т.ч. законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, нормативными актами и рекомендациями Банка России, условиями договора банковского счета (иных договоров/соглашений, предусматривающих возможность обмена информацией с использованием Систем), Договором, в т.ч. настоящими Правилами, в т.ч. в следующих случаях: в случае наличия фактов и/или обоснованных подозрений о нарушении Клиентом действующего законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России и банковских правил; в случае, если не Подтверждена подлинность ЭП в Электронном документе; в целях принятия Банком защитных мер в целях осуществления со стороны Клиента контроля за совершаемыми с использованием Систем Операциями по Счету (-ам), связанными с распоряжением денежными средствами; в случае непредставления Клиентом Банку документов (информации) в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, в т.ч. законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма, нормативными актами Банка России, в т.ч. документов (сведений) в целях идентификации и обновления идентификационных сведений, а также документов, необходимых для документального фиксирования Банком информации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в установленные в запросе Банка сроки, а при изменении данных, необходимых для идентификации Клиента, его представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, - в течение 5-ти календарных дней с даты таких изменений (если в запросе Банка не указан иной, более короткий срок)).

Согласно п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В соответствии с п. 12 ст. 7. Закона № 115-ФЗ приостановление операций и отказ от выполнения операций не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.

Решение о квалификации (неквалификации) операции Клиента в качестве подозрительной кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих статус и деятельность Клиента, осуществляющего операцию, а также его представителя и (или) выгодоприобретателя (при их наличии).

Таким образом, право Банка на приостановление (блокирование) доступа клиента к Системам, а также отказ в приеме ЭД, предусмотрено действующим законодательством РФ, а также условиями заключенного сторонами Договора банковского счета.

Кроме того, суд отмечает, что Истец, заявляя требование о признании действий Банка по прекращению доступа к систем электронных платежных документов по Счету незаконными, не учитывает, что в рамках рассматриваемых правоотношений ответчик является стороной по гражданско-правовой сделке и в данном случае не исполняет публично-правовых функций, в связи с чем, его действия не могут оспариваться в порядке главы 24 АПК РФ; в данном случае истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.

На основании изложенного суд отказывает истцу в удовлетворении требования.

Расходы по госпошлине возлагаются на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12, 845, 858 ГК РФ,  ст.ст. 56, 65, 66 - 69, 71, 88, 106, 110, 112, 121- 123, 156, 167-171, 176,180,181 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.        

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Н.В. Нечипоренко