Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
06 июня 2016г. | Дело № | А40-30818/2016-145-265 | ||
Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2016г. Решение в полном объеме изготовлено 06 июня 2016г. | ||||
Арбитражный суд г. Москвы в составе: | ||||
Председательствующего судьи | Вигдорчика Д.Г. | |||
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Широбоковой О.В. | ||||
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 (140004, гМО., г. Люберцы, <...>) к Центральному банку Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>, 107016, <...>) о признании приказа от 26.01.2016 № ОД-211 недействительным, на основании которого был аннулирован аттестат № 000075 AI-004, о восстановлении нарушенного права. | ||||
при участии: от заявителя –неявка, извещен.; от ответчика – ФИО2, удостоверение, доверенность ДВР 16-31/92 от 24.03.2016г. | ||||
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному банку Российской Федерации о признании Приказа от 26.01.2016 № ОД-211 недействительным, на основании которого был аннулирован аттестат серии AI-004 № 000075 по квалификации специалист финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами».
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствии заявителя в порядке ст. 123 АПК РФ.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве, со ссылкой на то, что оспариваемый Приказ является законным и обоснованным, вынесенным в пределах компетенции ответчика.
Выслушав представителя заинтересованного лица, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем Приказа ЦБ РФ необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 9.1 ст. 4 и ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (к числу которых относятся и профессиональные участники рынка ценных бумаг) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В силу п. 10 ст. 44 Федерального закона от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) Банк России вправе аннулировать квалификационные аттестаты физических лиц в случае неоднократного или грубого нарушения ими законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Согласно п. 6 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 28.01.2010г. № 10-4/пз-н, (далее - Положение о специалистах финансового рынка) решение об аннулировании квалификационного аттестата, выданного ФКЦБ России, ФСФР России или организацией, аккредитованной ФСФР России на осуществление аттестации специалистов финансового рынка, аттестованного лица принимается в случае неоднократного или грубого нарушения аттестованным лицом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах или законодательства Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах, а также указанного Положения, в том числе, если исполнение или неисполнение аттестованным лицом своих обязанностей повлекло нарушение организацией (ее филиалом) указанного в настоящем пункте Положения законодательства.
В соответствии с п. 7 Положения о специалистах финансового рынка предусмотрено, что нарушения, допущенные специалистами финансового рынка, указанные в п. 1.1 и 2 приложения № 1 к Положению (руководитель и контролер), в связи с которыми за нарушение законодательства Российской Федерации была аннулирована лицензия организации, осуществляющей деятельность на финансовом рынке, являются основанием для принятия ФСФР России решения об аннулировании квалификационных аттестатов указанных лиц.
Согласно п. 3 ст. 10.1 Закона о рынке ценных бумаг профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан в письменной форме уведомить Банк России обо всех предполагаемых назначениях на должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, руководителя службы внутреннего контроля, контролера профессионального участника рынка ценных бумаг.
Из положений п. 4 ст. 10.1 Закона о рынке ценных бумаг следует, что профессиональный участник рынка ценных бумаг обязан уведомлять в письменной форме Банк России об освобождении от должности указанных лиц, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Согласно п. 18 ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг Банк России определяет порядок ведения реестра и ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, содержащий данные о выданных, приостановленных и об аннулированных лицензиях на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Банк России вносит изменения в реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг в течение трех дней после принятия соответствующего решения или получения документа, являющегося основанием для внесения изменения;
Банком России в результате осуществления контроля и надзора за деятельностью Общества выявлено, что в указанный период ФИО1 как единоличный исполнительный орган допустил нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, повлекшие аннулирование лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг.
Так, в соответствии с п. 2.1.10 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 20.07.2010 №10-49/пз-н (далее - Положение о лицензионных требованиях) установлена обязанность предоставления полной информации о структуре собственности лицензиата в виде электронного документа с электронной подписью не позднее 15 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом.
Справка о структуре собственности представляется по форме, указанной в приложении к информационному письму ФСФР РФ от 12.10.2010г. № 10-ВМ-02/23350 Положение о лицензионных требованиях и подписывается лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа.
ФИО1, являясь единоличным исполнительным органом, не обеспечил представление Обществом в Банк России информации о структуре собственности по состоянию на 31.03.2014г.
В силу п. 2.15 Положения о лицензионных требованиях установлена обязанность профессиональных участников рынка ценных бумаг до раскрытия информации в соответствии с Приказом ФСФР России от 11.02.2010 № 10-7/пз-н «О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг информации о расчете собственных средств в сети Интернет» обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Положением о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, утвержденным Приказом ФСФР России от 23.10.2008г. № 08-41/пз-н, в виде электронного документа с электронной подписью. Расчет собственных средств представляется с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным лицом профессионального участника рынка ценных бумаг и заверенным оттиском печати. Сопроводительное письмо должно содержать полное наименование профессионального участника рынка ценных бумаг, ИНН, ОГРН, адрес местонахождения, дату, по состоянию на которую составлен расчет собственных средств, и адрес сайта в сети Интернет, на котором он будет опубликован.
ФИО1, являясь единоличным исполнительным органом, не обеспечил представление Обществом в Банк России расчетов размера собственных средств по состоянию на 31.01.2014г., 28.02.2014г., 31.03.2014г., 30.04.2014г., 31.05.2014г.
В соответствии с п. 2.1 приказа ФСФР России от 06.12.2012г. № 12-108/пз-н «О сроках и порядке представления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг» (далее - Приказ № 12-108/пз-н) установлено, что профессиональные участники рынка ценных бумаг предоставляют отчеты, которые определены в приложении № 2 к Положению об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденному совместным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2001 № 33/109н, в ФСФР России в форме электронного документа с электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25.03.2010 № 10-21/пз-н.
Согласно п. 3 Приказа № 12-108/пз-н лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа профессионального участника рынка ценных бумаг, и контролер профессионального участника рынка ценных бумаг несут ответственность за достоверность, полноту и сроки представления отчетов в соответствии с требованиями данного приказа.
ФИО1, являясь единоличным исполнительным органом, не обеспечил представление Обществом в Банк России отчетности по форме № 1100 «Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг» за I квартал 2014г.
В ходе осуществления возложенных на Банк полномочий, административным органом выявлено, что в соответствии с имеющимся в реестре Банка России, а также согласно сведениям, полученным из Единого государственного реестра юридических лиц, решения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23.07.2014 по делу № 2-4016/2014, отчетности Общества, представленной в Банк России, ФИО1 в период с 03.02.2010г. по 11.07.2014г. являлся единоличным исполнительным органом Общества.
В силу п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества.
Согласно п. 1 ст. 44 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества при осуществлении им прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
ФИО1 будучи единоличным исполнительным органом Общества, ненадлежащим образом выполнял возложенные на него обязанности, а именно не исполнял требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и не принимал меры, направленные на предотвращение выявленных нарушений.
Таким образом, ФИО1 не соответствует квалификационным требованиям к руководителям и специалистам финансового рынка.
Допущенные ФИО1 в период его нахождения на должности руководителя Общества нарушения повлекли нарушения Обществом законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, послужившие основанием для аннулирования Банком России лицензий профессионального участника рынка ценных бумаг (приказ Банка России от 13.08.2015 № ОД-2102), и в соответствии с Законом о Банке России, пунктом 10 статьи 44 Закона о рынке ценных бумаг, пунктами 6, 7 Положения о специалистах финансового рынка, Банком России принято решение об аннулировании квалификационного аттестата серии AI-004 № 000075 по квалификации «специалист финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами», выданного ФИО1.
Таким образом, Приказ об аннулировании аттестата издан Банком России в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и соответствует целям осуществления надзора Банком России, установленным Законом о рынке ценных бумаг и Законом о Банке России.
Довод ФИО1 о том, что Банком России не учтен факт не возможности ФИО1 осуществления функций генерального директора Общества, судом отклоняется как не обоснованные и документально не подтверждены
Суд отмечает, что при определении периода нахождения ФИО1 на должности генерального директора Общества, следует учитывать решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы по делу № 4016/2014 от 23.07.2014, в соответствии с которым трудовые отношения между ФИО1 и Обществом были расторгнуты 11.07.2014г.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании недействительным Приказа Центрального банка Российской Федерации от 26.01.2016г. № ОД-211 – отказать.
Проверено на соответствии Федеральному закону от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации, Федеральному закону от 22.04.1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца дней со дня его принятия.
Судья:Д.Г. Вигдорчик