РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Москва
16 июля 2020 года Дело № А40-314582/19-110-2357
Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 16 июля 2020 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи Мищенко А.В. /единолично/,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермоловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (123317, МОСКВА ГОРОД, НАБЕРЕЖНАЯ ПРЕСНЕНСКАЯ, ДОМ 10, СТРОЕНИЕ 2, ОГРН: <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "ВЯЗЕМСКИЙ ЛЬНОКОМБИНАТ" (215110, СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, <...>, ОГРН: <***>) о взыскании 30 000 000 рублей,
при участии:
от истца – ФИО1 по дов. от 02.04.2020
от ответчика- не явился
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВЯЗЕМСКИЙ ЛЬНОКОМБИНАТ" о взыскании 30 000 000 руб. субсидии предоставленной по договору от 28.11.2014 №14412.16Ц6846.08.017, о расторжении договора от 28.11.2014 №14412.16Ц6846.08.017.
Ответчик отзыв не представил, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении разбирательства, в удовлетворении которого отказано. С учетом своевременного размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд рассмотрел спор в их отсутствие на основании ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011г. №12 «О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №228-ФЗ «О внесении изменений в АПК РФ».
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам:
Как усматривается из материалов дела, между Минпромторг России и ООО «Вяземский льнокомбинат» (далее - Организация, Ответчик) был заключен договор о предоставлении субсидии от 28.11.2014 № 14412.16Ц6846.08.017 (далее - договор), согласно которому Минпромторг России предоставляет ООО «Вяземский льнокомбинат» в порядке и на условиях договора и Правил субсидию из федерального бюджета на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации инвестиционного проекта «Разработка конкурентоспособного на внутреннем и внешнем рынках ассортимента льняных и льносодержащих тканей».
Объем предоставленной субсидии по проекту, согласно пункту 2.3 договора составляет 30 000 000 (Тридцать миллионов) рублей, что подтверждается платежными поручениями № 781540 от 25.12.2014 и № 326287 от 31.08.2015.
Согласно пункту 1.3 договора, реализация проекта осуществляется в соответствии с планом - графиком реализации инвестиционного проекта, определяющим сроки и объем работ каждого этапа проекта и являющимся неотъемлемой часть договора (приложение № 1 к договору). Планом - графиком реализации инвестиционного проекта установлено выполнение:
1-го этапа проекта в срок до 15.07.2015;
2-го этапа проекта в срок до 15.12.2017;
3-го этапа проекта - 2017 - 2020 гг.
Согласно пункту 3.1.5 Организация обязуется достичь целевых показателей инвестиционного проекта, указанных в плане-графике реализации инвестиционного проекта, предусмотренном пунктом 1.3 договора.
Планом - графиком реализации инвестиционного проекта установлены следующие целевые показатели:
рабочие места - 60 шт.;
патенты - 2 шт.;
технологии - 1 шт.;
выпуск тканей около 1 млн. метров на сумму 600 млн. руб.
Пункт 3.1.8 договора, в редакции дополнительного соглашения № 1 от 01.07.2015, предусматривает обязанность ООО «Вяземский льнокомбинат» не позднее чем через 20 дней после окончания отчетного периода представить в Минпромторг России отчетные документы по этапу проекта, предусмотренные договором.
Таким образом, отчет по 2-му этапу проекта должен был быть представлен 09.01.2018 (с учетом правил статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Организацией в срок, предусмотренный пунктом 3.1.8 договора, отчетные документы представлены не были. В связи с чем, Минпромторгом России были направлены в адрес ООО «Вяземский льнокомбинат» письма от 29.01.2018 № 4994/08 и от 04.06.2018 № 34850/08 с требованием об исполнении договора.
С существенным нарушением срока, предусмотренного пунктом 3.1.8 договора, письмом от 30.01.2019 вх. МП-16067 от 01.02.2019 ООО «Вяземский льнокомбинат» был представлен в Минпромторг России отчет о реализации инвестиционного проекта.
Рассмотрев, представленные ООО «Вяземский льнокомбинат» отчетные документы, Минпромторг России установил, что ООО «Вяземский льнокомбинат» не были достигнута следующе целевые показатели:
рабочие места - 22 шт.;
выпуск тканей около 1 млн. метров на сумму 94,185 млн. руб.
Пунктом 5.3 договора установлена ответственность за нарушение обязанности по достижению целевых показателей: субсидия в случае ее использования не по целевому назначению, а также в случае не достижения нелевых показателей, предусмотренных планом-графиком реализации инвестиционного проекта, подлежит возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в связи с не достижением Ответчиком целевых показателей инвестиционного проекта, на основании пункта 5.3 договора, субсидия, полученная ООО «Вяземский льнокомбинат», подлежит возврату в доход федерального бюджета.
Из содержания статей 309 и 310 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
На основании пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Правилами установлены критерии, которым должны отвечать инвестиционные проекты. Так, согласно пункту 5 Правил инвестиционные проект должны отвечать следующим критериям:
а) инвестиционный проект относится к технологическому направлению, определяемому в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил (далее - технологическое направление), и направлен на производство продукции, удовлетворяющей требованиям, установленным в рамках соответствующего технологического направления (далее - инновационная продукция);
б) реализация инвестиционного проекта обеспечивает осуществление организацией комплекса мероприятий, направленных на решение задач и достижение целевых показателей и индикаторов государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в том числе показателя, связанного с интенсивностью затрат на технологические инновации организаций промышленного производства (доля затрат на технологические инновации в общем объеме затрат на производство отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций промышленного производства).
Возложение на получателя субсидии обязанности по достижению целевых показателей преследует цель достижения ожидаемых результатов реализации подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее - подпрограмма), а также контроля за эффективным использованием предоставленных бюджетных средств (пункт 1.4 Соглашения).
Неисполнение данной обязанности в установленный срок (период) является основанием для взыскания их в бюджет за ненадлежащее исполнение условий договора (пункт 5.3 Соглашения).
Срыв выполнения Ответчиком целевых показателей, установленных договором в плане - графике реализации инвестиционного проекта, является невыполнением целей, установленных договором и подпрограммой, ради выполнения которых были предоставлены меры финансовой поддержки Ответчику.
Следовательно, невыполнение Ответчиком целевых показателей инвестиционного проекта является существенным нарушением договора по смыслу пункта 2 статьи 450 ГК РФ.
04 июня 2018 г. в адрес Ответчика была направлена претензия с требованием об исполнении договора, а в случае невозможности - вернуть субсидию и расторгнуть договор (исх. от 04.06.2018 № 34850/08).
08 июля 2019 г. в адрес Ответчика была направлена претензия с требованием о расторжении договора и возврате субсидии (исх. № 45775/08 от 08.07.2019).
05 августа 2019 г. от Ответчика поступил ответ на претензию, в котором Ответчик был согласен с требованиями, просил рассрочку (исх. № 36 от 05.08.2019).
08 августа 2019 г. в адрес Ответчика была направлена повторная претензия с требованием осуществить возврат субсидии (исх. от 08.08.2019 г. № 53877/08).
При указанных обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 123,156,169-171 АПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Расторгнуть договор от 28.11.2014 №14412.16Ц6846.08.017.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВЯЗЕМСКИЙ ЛЬНОКОМБИНАТ" в пользу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации субсидию в размере 30 000 000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ВЯЗЕМСКИЙ ЛЬНОКОМБИНАТ" в федеральный бюджет госпошлину в размере 179 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия.
Судья: А.В. Мищенко