ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-326108/19-42-2738 от 17.02.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(в порядке ст.229 АПК РФ)

г. Москва

21 февраля 2020 года                                         Дело № А40-326108/19-42-2738

Резолютивная часть решения изготовлена  17 февраля 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:

Судьи Е.А. Хайло, единолично

рассмотрев в  порядке упрощенного производства дело по  иску

ООО "СТМ-СЕРВИС" (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 620026, <...>; дата регистрации 08.04.2011).

к ОАО «РЖД» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 107174, <...>; дата регистрации 23.09.2003).

о взыскании 355 151 руб. 09 коп.

без вызова сторон

                                                         УСТАНОВИЛ:

          ООО "СТМ-СЕРВИС" обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО «РЖД» о взыскании 355 151 руб. 09 коп.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2019г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ко дню принятия решения суд располагает сведениями о получении сторонами копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что является надлежащим извещением в силу статей 121, 122, 123 АПК РФ.

           Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи с чем спор рассмотрен, в том числе, в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

         Резолютивная часть решения объявлена 17.02.2020г.

         В суд от истца 20.02.2020г. поступило заявление о составлении мотивированного решения в полном объеме.

Ответчик представил отзыв, в котором просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Истец представил возражения на отзыв.

Исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между ОАО «РЖД» (заказчик, Ответчик) и ООО «СТМ-Сервис» (исполнитель, Истец) заключен договор на сервисное обслуживание локомотивов № 284 от 30.04.2014 г. (Далее – Договор 284), согласно которому заказчик поручает и обязуется оплатить, а исполнитель принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов, указанных в приложении №2 к договору, в порядке и сроки, определенные в договоре. В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании исполнитель берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов.

В соответствии с п.4.1.2 Договора № 284 Исполнитель обязан осуществлять качественное выполнение  сервисного обслуживания локомотивов согласно требованиям технических условий, руководств и других нормативных документов производителей локомотивов и оборудования, а также нормативных документов Заказчика.

Результатом сервисного обслуживания согласно п.1.5 Договора № 284 является содержание локомотивов в технически исправном состоянии, отвечающим требованиям технических условий, руководств и других нормативных документов производителей локомотивов и нормативных документов Заказчика.

В соответствии с п. 1.2. Договора 284 в период нахождения Локомотивов на Сервисном обслуживании Исполнитель берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния Локомотивов и устранению всех Неисправностей и Недостатков Локомотивов.

По смыслу договора обязательство по устранению неисправностей локомотива и оборудования, входящего в его комплектацию, не является безусловным.

В соответствии с Договором № 284 сервисное обслуживание локомотивов и оборудования, входящего в их комплектацию, может быть плановым и неплановым (непредвиденным).

По утверждению истца, в стоимость сервисного обслуживания входят только плановые работы. Неплановые работы выполняются в рамках Гарантийного ремонта и Обслуживания непредвиденного. Гарантийный ремонт выполняется за счет Исполнителя, а Обслуживание непредвиденное за счет Заказчика (ОАО «РЖД»). Данное деление предусмотрено договором № 284 (раздел термины и определения, Приложение № 1 к Договору) и соответствует положениям Главы 37 ГК РФ («Договор подряда»).

В соответствии с Приложением № 1 к Договору 284 Обслуживание непредвиденное - проведение работ и оказание услуг, необходимость выполнения которых возникла по вине Заказчика, вследствие нарушения правил эксплуатации Локомотивов и/или инфраструктуры железнодорожных путей Заказчика, норм, инструкций и прочей нормативно-технической документации, утвержденной Заказчиком, включая, но не ограничиваясь, случаи:

эксплуатации Локомотива на неисправной инфраструктуре железнодорожных путей;

превышения весовых норм, установленных для конкретного участка железнодорожного пути;

перепробега Локомотива между плановыми видами технического обслуживания, текущего ремонта, а также среднего и капитального ремонтов допущенного по вине Заказчика;

не соблюдения на участках железнодорожных путей скорости, установленной конструкторской документацией для Локомотива;

по вине третьих лиц, в том числе вследствие вандализма, хищения, столкновения с автотранспортом или наезда. К третьим лицам не относятся заводы-изготовители Локомотивов, локомотиворемонтные заводы, поставщики модулей, запасных частей, узлов, агрегатов и другого оборудования, входящего в комплектацию локомотива для Локомотивов, а также третьи лица, привлеченные Исполнителем;

по причине необходимости проведения работ и услуг по доукомплектованию Локомотивов, включая доукомплектование инвентарем, оборудованием, инструментами на Локомотиве.

Установление вины Заказчика осуществляется путем доказательства причинно-следственной связи между отказом, порчей, разукомплектованием Локомотива и действиями Заказчика и/или третьих лиц, в том числе вследствие вандализма, хищения,  столкновения и т.п.

Формулировка пункта «включая, но не ограничиваясь» свидетельствует о том, что  перечень случаев является открытым, а к обслуживанию непредвиденному относятся любые работы и услуги, необходимость проведения которых возникла по вине Заказчика.

Гарантийный ремонт – работы и услуги по устранению Неисправностей, Недостатков Локомотивов и Недостатков системных, не входящие в Обслуживание и Обслуживание непредвиденное, произошедших по вине Исполнителя, включая установку некачественных Модулей, Запасных частей, узлов и агрегатов, другого оборудования, входящего в комплектацию Локомотива, приобретенных Исполнителем и/или некачественного выполнения Сервисного обслуживания.

Таким образом, неисправности Локомотива и оборудования, входящего в комплектацию Локомотива, могут быть устранены Исполнителем безвозмездно в рамках Гарантийного ремонта и за счет Заказчика (ОАО «РЖД») в рамках Обслуживания непредвиденного.

В соответствии с п. 4.1.27 Договора 284 Исполнитель обязуется обеспечить в рамках Сервисного обслуживания:

а) поверку (калибровку) и ремонт средств измерений, установленных на Локомотивы, и средств измерений, применяемых при Сервисном обслуживании, в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, Регламентом взаимодействия центров метрологии железных дорог со сторонними организациями – потребителями услуг центра, утвержденным Заказчиком 22 декабря 2010 г., распоряжениями Заказчика от 26 января 2015 г. № 138р «О совершенствовании системы калибровки средств измерений в ОАО «РЖД» и от 15 июля 2011 г. № 1551р «Об утверждении Правил проведения метрологического надзора в ОАО «РЖД»;

Согласно п. 4.1.28 Договора 284 Исполнитель обязуется заключить договоры на поверку (калибровку) и ремонт средств измерений, установленных на Локомотивы, и средств измерений, применяемых Исполнителем при Сервисном обслуживании, с подразделениями Заказчика в соответствии с имеющейся областью аккредитации в порядке, установленном нормативными документами Заказчика, в том числе указанными пункте 4.1.27 настоящего Договора.

Во исполнение вышеуказанных пунктов Договора 284 Истец заключил с Московским центром метрологии Московской железной дороги – Филиала ОАО «РЖД» договор № 198/18-МУС/2854338 от 28.03.2018 г. (Далее – Договор на оказание метрологических услуг).

В соответствии с Договором на оказание метрологических услуг Московский центр метрологии оказывает Истцу услуги по поверке, калибровке и ремонту средств измерений, установленных на локомотивах.

Во исполнение Договора на оказание метрологических услуг Исполнитель в январе, феврале, марте, апреле, мае, июле, сентябре и ноябре 2018 г. обеспечил ремонт средств измерений, установленных на локомотивы Заказчика.

Факт выполнения ремонта подтверждается финансовыми Актами о выполненных работах (оказанных услугах):

- № 16 от 31.01.2018 г. (период с 09.01.2018 по 31.01.2018 г.);

- № 20 от 28.02.2018 г. (период с 01.02.2018 по 28.02.2018 г.);

- № 30 от 31.03.2018 г. (период с 01.03.2018 по 31.03.2018 г.);

- № 8 от 30.04.2018 г. (период с 01.04.2018 по 30.04.2018 г.);

- № 5 от 31.05.2018 г. (период с 01.05.2018 по 31.05.2018 г.);

- № 3 от 31.07.2018 г. (период с 01.07.2018 по 31.07.2018 г.);

- № 5 от 30.09.2018 г. (период с 01.09.2018 по 31.09.2018 г.);

- № 6 от 30.11.2018 г. (период с 01.11.2019 по 30.11.2018 г.), а также Техническими актами выполненных работ.

Стоимость работ согласована сторонами и определена в Приложении № 1 к Договору 198/18-МУС/2854338 от 28.03.2018 г.

Платежными поручениями № 12344 от 25.04.18 г., № 16149 от 29.05.2019 г., № 19342 от 26.06.2018 г., № 26500 от 28.08.2018 г., № 33556 от 30.10.2018 г. Истец оплатил работы, выполненные в вышеуказанные периоды. 

Между тем, ремонт средств измерений, установленных на локомотивах, носил вынужденный (неплановый) характер.  

Стороны в целях определения виновной стороны и оформления Обслуживания непредвиденного совместно составили и подписали с участием Московского центра метрологии Московской железной дороги Акты приема-передачи оборудования из ремонта, в которых определили причину и виновную сторону в возникновении неисправности средств измерений.

В соответствии с Актом приема-передачи оборудования из ремонта причина неисправности средств измерений, указанных в Финансовых актах – код 2, выработан нормативный срок службы (ответственность ОАО «РЖД»).

В соответствии с Договором 284 у Истца отсутствует обязательство по замене средств измерений с истекшим сроком службы. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Таким образом, вопрос о замене средств измерений находится в ведении ОАО «РЖД».

В связи с установлением ответственности ОАО «РЖД» ремонт средств измерений по вышеуказанным локомотивам был выделен в Обслуживание непредвиденное.

Истцом подготовлены Акты выполненных непредвиденных работ по договору № 284 от «30» апреля 2014 г. (По форме приложения № 22 к Регламенту):

- № 1616/НО/МСК Орехово/МСК Орехово от 31.01.2018 г. на сумму 104 931,69 руб.

- № 1649/НО/МСК/Орехово от 28.02.2018 г. на сумму 9 589,25 руб.

-  № 1628/НО/МСК Орехово от 31.03.2018 г. на сумму 18 737,80 руб.

- № 1629/НО/МСК Орехово/МСК Орехово от 30.04.2018 г. на сумму 21 096,36 руб.

- № 1630/НО/МСК Орехово от 31.05.2018 г. на сумму 172 028,24 руб.

- № 1646/НО/МСК Орехово от 31.07.2018 г. на сумму 1 917,85 руб.

- № 1647/НО/МСК Орехово от 30.09.2018 г. на сумму 15 342,80 руб.

- № 1648/НО/МСК Орехово от 30.11.2018 г. на сумму 11 507,10 руб.

Всего на сумму 355 151,09 (Триста пятьдесят пять тысяч сто пятьдесят один) руб. 09 коп.

Акты непредвиденного обслуживания были приняты и подписаны без возражений Начальниками эксплуатационных депо Заказчика (ОАО «РЖД»).

Таким образом, по мнению истца, у Ответчика образовалась задолженность перед ООО «СТМ-Сервис» в размере 355 151,09 (Триста пятьдесят пять тысяч сто пятьдесят один) руб. 09 коп.

В соответствии с пунктом 4.2. Договора на сервисное обслуживание локомотивов от 30 апреля 2014 г. № 284 (далее - Договор), ОАО «РЖД»(далее1 - Заказчик, Ответчик) поручает и обязуется оплатить, а ООО «СТМ-Сервис» (далее — Исполнитель, Истец) принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов, в порядке н сроки, определенные Договором. В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании Исполнитель берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния Локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов.

Согласно пункту 4.1.2. Договора Исполнитель обязан осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов своими силами и/или с привлечением третьих лиц согласно требованиям, установленными   техническими   условиями,   руководствами   и   другими нормативными документами производителей локомотивов и оборудования, а также нормативными документами Заказчика.

Истец полагает, что произведенные им работы по ремонту средств измерения, установленных на локомотивы ОАО «РЖД» относятся к обслуживанию непредвиденному, расчеты за которые предусмотрены условиями договора.

Однако, судом установлено, что согласно Приложения № 1 к Договору понятие обслуживание непредвиденное - это проведение работ и оказание услуг, необходимость выполнения которых возникла по вине Заказчика (Ответчика) вследствие нарушения правил эксплуатации Локомотивов и/или инфраструктуры железнодорожных путей Заказчика, норм, инструкций и прочей нормативно-технической документации, утвержденной заказчиком, включая случаи:

эксплуатации Локомотива на неисправной инфраструктуре железнодорожных путей;

превышения весовых норм, установленных для конкретного участка железнодорожного пути;

перепробега Локомотива между плановыми видами технического обслуживания, текущего ремонта, а также среднего и капитального ремонтов допущенного по вине Заказчика;

несоблюдения на '"участках железнодорожных путей скорости, установленной конструкторской документацией для Локомотива;

по вине третьих лиц, в том числе вследствие вандализма, хищения, столкновения с автотранспортом или наезда. К третьим лицам не относятся заводы-изготовители Локомотивов, локомотиворемонтные заводы, поставщики модулей, запасных частей, узлов, агрегатов и другого оборудования, входящего в комплектацию локомотива для Локомотивов, а также третьи лица, привлеченные Исполнителем;

по причине необходимости проведения работ и услуг по доукомплектованию Локомотивов, включая доукомплектование инвентарем, оборудованием, инструментами на Локомотиве.

Установление вины Заказчика осуществляется путем доказательства причинно-следственной связи между отказом, порчен, разукомплектованием Локомотива н действиями Заказчика и/или третьих лиц, в том числе вследствие вандализма, хищения, столкновения и т.п. К третьим лицам не относятся заводы-изготовители Локомотивов, локомотиворемонтные заводы, поставщики модулей, запасных частей и агрегатов для Локомотивов, третьи лица, привлеченные Исполнителем для выполнения настоящего Договора.

Рассмотрев представленные в подтверждение заявленных требований акты выполненных работ, основными работами проведенными в рамках обслуживания непредвиденного является ремонт контрольно-измерительных приборов, таких как манометр односторонний, амперметр, вольтметр, счетчик.

Суд установил, что указанные в актах выполненных непредвиденных работ контрольно-измерительные приборы, являются штатными приборами локомотивов данной серии и ремонт их входит в ставку сервисного обслуживания, а массовый их ремонт свидетельствует о некачественном сервисном обслуживании и должен проводится в рамках гарантийного ремонта, если не доказана вина Заказчика повлиявшая на их неисправность.

Указанные работы были проведены в соответствии с замечаниями локомотивной бригады по неудовлетворительной работе электровоза и обязаны проводится согласно условий Договора в рамках сервисного обслуживания.

В то же время, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между действиями Ответчика и отказом, порчей, разукомплектованием Локомотива. Следовательно, оснований относить указанные работы к непредвиденному обслуживанию по условиям, заключенного между сторонами Договора, у суда не имеется.

Ответственность же Заказчика по оплате непредвиденных работ возникает в случае установления и документально подтверждения наличия, причинно-следственной связи между виновными действиями Заказчика и возникшей неисправностью оборудования локомотива.

В нарушение установленных в Договоре оснований наступления ответственности Заказчика, Исполнитель не представил в подтверждения своих материальных требований доказательств совершения Заказчиком виновных действий, повлекших проведение обслуживания непредвиденного с отнесением расходов на Заказчика.

Фактически, спорные денежные средства, являются расходами, которые истец понес в рамках иных договорных отношений на оказание услуг по поверке, калибровке и ремонту средств измерений, прямая обязанность по исполнению которых возложена на него указанным договором.

Условия об обязанности возмещения Ответчиком спорных расходов договором не предусмотрено, так как привлечение третьих лиц обусловлено надлежащем исполнением своих обязательств Истцом по сервисному обслуживанию локомотивов.

Кроме того, в соответствии с п.2.3.1 Договора все расходы по текущему содержанию (в том числе поддержание в работоспособном состоянии путем проведения планово-предупредительного ремонта н устранения неисправностей) и эксплуатации оборудования, средств измерений и инструментов несет Исполнитель.

Текущее содержание Исполнитель осуществляет самостоятельно и/или с привлечением третьих ч лиц. Исполнитель по мере необходимости и за счет собственных средств осуществляет обновление илн замену средств измерений и инструментов, необходимых для сервисного обслуживания Локомотивов.

Таким образом, условиями Договора на Истца возложена прямая обязанность по несению расходов по текущему содержанию (в том числе поддержание в работоспособном состоянии путем проведения планово-; предупредительного ремонта и устранения неисправностей) и эксплуатации оборудования, средств измерений.

Довод Истца, что стороны в целях определения виновной стороны и оформления обслуживания непредвиденного совместно составили и подписали с участием Московского центра метрологии Московской железной дороги Акты приема-передачи оборудования из ремонта, в которых определили:

причину и виновную сторону в возникновении неисправности средств измерения и не подтверждается материалами дела.

Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обосновании своих требований либо возражений.

Доказательств проведения указанных мероприятий в материалы дела не представлено. Кроме того, в актах выполненных работ указано, что Истец выполнил работы по ремонту манометров односторонних и амперметра.

Сведений, о том, что произведена замена данных устройств средств измерений на новые в указанных актах выполненных работ не содержится. Так же в материалах дела отсутствует информации о причинах и виновности Ответчика, вследствие которых возникла необходимость по указанным работам.

Как следует, из актов выполненных работы, представленных Истцом в обоснование своих требований, им производился ремонт средств измерений, который предусмотрен ставкой сервисного обслуживание, за оказание услуг iio которому, Ответчик надлежащим образом и своевременно производил и производит оплату в рамках Договора № 284 от 30.04.2018 г.

В силу ст. ст. 64, 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции считает исковое заявление не обосновано и не подлежит удовлетворению в полном объеме.

Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства направлено на процессуальную экономию, снижение временных и финансовых затрат.

  В материалы дела представлены все документы, стороны изложили свою позицию, отсутствует необходимость исследовать дополнительные документы и обстоятельства.

Расходы по уплате госпошлины распределяются в порядке ст.110 АПК РФ.

   руководствуясь ст.ст. 12, 307, 309, 310, 702, 711  Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 4, 27, 65-67, 71, 102, 110, 123, 148, 149, 159, 226-229, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска – отказать.

            Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

          СУДЬЯ                                                                                             Хайло Е.А.