Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело №А40-32627/17-94-306
10 апреля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2017 года
Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Подрезовым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО
к ответчику ЗАО «3М Россия» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации : 16.08.2002, 121614,<...>)
о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 14.17 КоАП РФ на основании протокола № 08-17/72-1Ю от 01.02.2017
при участии:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 27.12.2016 № 1-59
от ответчика: ФИО2, доверенность от 20.03.2017 № 2878/2017; ФИО3, доверенность от 21.02.2017 № 2870/2017;
УСТАНОВИЛ:
МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ЗАО «3М Россия» (далее - ответчик) к административной ответственности по ч. 1 ст.14.17 КоАП РФ.
Заявление мотивировано тем, что ЗАО «3М Россия» совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Ответчиком представлен отзыв, ссылается на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО «ЗМ РОССИЯ» с целью выполнения поручения, на основании приказа от 19.12.2016 № 1-2554, 21.12.2016 в 14 часов 30 минут проведен осмотр складского помещения, расположенного по адресу: 143600, <...>, производственный комплекс по производству защитных антикоррозийных порошковых покрытий и товаров народного потребления и сборке респираторов, назначение: нежилое, производственного (промышленного) назначения, Литера В, этаж 1, № помещения 1, № на плане 36 (S=762,3 кв.м),используемого ЗАО «ЗМ РОССИЯ» для осуществления лицензируемого вида деятельности.
21.12.2016 в 14 часов 30 минут в ходе проведения, в рамках внеплановой выездной проверки, осмотра помещения, расположенного по адресу: 143600, <...>, производственный комплекс по производству защитных антикоррозийных порошковых покрытий и товаров народного потребления и сборке респираторов, назначение: нежилое, производственного (промышленного) назначения, Литера В, этаж 1, № помещения 1, № на плане 36 (S=762,3 кв.м), находящихся там вещей и документов, проведенного в присутствии представителя ЗАО «ЗМ РОССИЯ» по доверенности от 19.12.2016 № 2846/2016 ФИО3, установлено, что выше указанное помещение является обособленным подразделением организации, указанным в лицензии ЗАО «ЗМ РОССИЯ», в котором осуществляется закупка, хранение и поставка спиртосодержащей непищевой продукции (адгезив стоматологический, праймер - лицензируемый вид деятельности), что подтверждается лицензией серии РА № 001771, № 773НП0004340 от 27.02.2015.
Обществом осуществляется закупка спиртосодержащей непищевой продукции и дальнейшая её поставка контрагентам. На момент осмотра в нарушение пункта 2 статьи 8 ФЗ-№171 и пункта 2 Требований, в помещении,расположенного по адресу: 143600, <...>, производственный комплекс по производству защитных антикоррозийных порошковых покрытий и товаров народного потребления и сборке респираторов, назначение: нежилое, производственного (промышленного) назначения, Литера В, этаж 1, № помещения 1, № на плане 36 (S=762,3 кв.м),технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота спиртосодержащей непищевой продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, отсутствуют.
Таким образом, в ходе проведения осмотра в рамках внеплановой выездной проверки в отношении ЗАО «ЗМ РОССИЯ», 21.12.2016 в 14 часов 30 минут установлено, что в вышеуказанном помещении технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота спиртосодержащей непищевой продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации, отсутствуют, что является нарушением лицензионных требований.
По результатам проверки составлен акт проверки от 27.12.2016 №yl-а1728/08.
23.12.2015г. ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу ФИО4 в присутствии представителя ЗАО «3М Россия» по доверенности от 19.12.2016 № 2846/2016 ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № 08-17/72-1Ю по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд о привлечении ЗАО «3М Россия» к административной ответственности, поскольку рассмотрение дел об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.17 КоАП РФ, отнесено, согласно ч. 3 ст. 23.1 КАП РФ, к подведомственности арбитражных судов.
Суд считает, что протокол составлен с соблюдением требований ст.ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ, а также сроков, установленных ст. 28.5 КоАП РФ.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом вменяемого правонарушения являются охраняемые законом отношения, регламентирующие предпринимательскую деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в действиях (бездействии), в результате которых нарушаются лицензионные требования к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Согласно п. 20 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
В соответствии с лицензией №773НП0004340 от 27.02.2015г. ЗАО «ЗМ Россия» получило право на осуществление деятельности по закупкам, хранению и поставкам спиртосодержащей непищевой продукции (адгезив стоматологический, праймер), предусмотренной абз.5 ч.2 ст. 18 ФЗ N 171, которая предполагает только оборот, а не производство и оборот произведённой продукции.
В соответствии с лицензией №773НП0004340 от 27.02.2015г. ЗАО «ЗМ Россия» имеет право осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту нахождения своего обособленного подразделения по адресу: Россия, <...>., литера В, этаж 1, помещение №1, № на плане 36 (S=762,3 кв.м.). Согласно уведомлению о постановке на налоговый учёт филиала, указанное обособленное подразделение ЗАО «ЗМ Россия» представляет собой его филиал в г.Волоколамске, расположенный по адресу 143600, <...> состоящий из комплекса зданий и сооружений, расположенных по указанному адресу (номеру дома).
В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязаны осуществлять учет и декларирование объемов их оборота.
Во исполнение положений ст.14 Федерального закона N 171-ФЗ ЗАО «ЗМ Россия» при осуществлении лицензируемого вида деятельности по закупкам, хранению, поставкам спиртосодержащей непищевой продукции (адгезив стоматологический, праймер) осуществляло учёт оборота продукции в установленном ФЗ порядке, а именно - с использованием оборудования по учёту объёма оборота, оборудованного техническими средствами фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему, что подтверждается представленными в ходе проверки документами, в том числе выданными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Сертификат на технические средства ЕГАИС №1953575 от 25.07.2016г., Акт предварительной проверки программно-технического комплекса от 21.04.2015г., Акт о готовности к подключению технических средств ЕГАИС №1 от 20.04.2015г., Паспорт-формуляр на технические средства ЕГАИС от 20.04.2015г., Договор на установку ЕГАИС №МФ/77/СПОТ/15-03 от 23.03.2015г., Удостоверения о повышении квалификации и должностные инструкции операторов ЕГАИС, заявки о фиксации сведений об операциях в ЕГАИС), а также п.6 Акта проверки МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО №yl-al728/08, согласно которому предоставленные сведения об остатках продукции соответствуют сведениям в ЕГАИС, п.7 Акта проверки МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО №yl-al 728/08, согласно которому была проведена проверка фиксации документов, подтверждающих легальность производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции в ЕГАИС, искажений информации, указанной в первичных документах, с данными зафиксированными в ЕГАИС, не установлено.
Адрес, по которому была произведена установка и осуществлялся учёт оборота продукции в ЕГАИС в соответствии со ст.14 ФЗ, указан в оформленных на него документах, предоставленных в ходе проверки и отражённых в Акте проверки, а именно - Россия, <...>, литера В, этаж 1, помещение №1, № на плане 36 (S=762,3 кв.м.).
Учет объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям ст. 8 указанного Федерального закона (далее - оборудование).
Статьей 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ установлена обязанность, заключающаяся в оснащении указанного оборудования техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Таким образом, перечисленные нормы законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции вменяют в обязанность ЗАО «ЗМ Россия» осуществлять разрешенные в соответствии с лицензией закупки, хранение и поставки алкогольной продукции только по вышеуказанному адресу обособленного подразделения (указанному в лицензии), а также обязывают организацию иметь соответствующее оборудование и вести с его помощью учет, фиксацию и передачу в ЕГАИС информации об обороте продукции.
В соответствии с п.2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. Постановлением Правительства РФ №650 от 09.07.2016г., при наличии у организации обособленных подразделений программно-аппаратные средства должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
На момент проверки оборудование ЕГАИС по месту нахождения обособленного подразделения ЗАО «ЗМ Россия» в г.Волоколамске было предъявлено МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО и осмотрено проверяющими без замечаний, в т.ч. оборудование было сфотографировано, проверена установка на нём антивирусного программного обеспечения.
Однако, в связи с тем, что помещение, где было предъявлено оборудование ЕГАИС на момент проверки отличалось по номеру от помещения, указанного в лицензии (являлось смежным с ним), данное обстоятельство было отражено в Акте проверки МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО №yl-al 728/08 как отсутствие оборудования ЕГАИС у ЗАО «ЗМ Россия» в целом.
Помещение, смежное с помещением №1 по адресу: Россия, <...>., литера В, этаж 1, в котором было предъявлено оборудование ЕГАИС на момент проверки, не может считаться находящимся за пределами обособленного подразделения ЗАО «ЗМ Россия» - филиала в г.Волоколамск, а следовательно, указанное обстоятельство не может быть рассмотрено как нарушение п. 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объёме производства и оборота спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утв. Постановлением Правительства РФ №650 от 09.07.2016г., на которое указано в Акте проверки, а также не влияет на соблюдение ответчиком лицензионных требований и исполнение последним обязанности по ведению соответствующего учета, не приводит к его искажению, и не препятствует фиксации и передаче информации об объеме оборота алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему, и, соответственно, не влечет нарушения лицензионных требований и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.17 КоАП РФ.
Кроме того оборудование ЕГАИС ответчика подключено и функционирует на основании составленного при участии представителей лицензирующего органа Акта о готовности к подключению технических средств организации к техническим средствам ЕГАИС и, соответственно по согласованию со службой, а также с соблюдением Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения норм и правил, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд пришел к выводу о том, заявителем не доказано наличии в действиях ЗАО «3М Россия» события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, у суда отсутствуют правовые основания для привлечения ЗАО «3М Россия» к административной ответственности ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, в связи с чем заявление МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 123, 156, 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу о привлечении ЗАО «3М Россия» к административной ответственности по ч. 1 ст.14.17 КоАП РФ на основании протокола № 08-17/72-1Ю от 01.02.2017 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: В.В. Лапшина