ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-326517/19-92-2542 от 08.06.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-326517/19-92-2542

15 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2020 года

Полный текст решения изготовлен 15 июня 2020 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сочневой А. А.,

рассмотрев   в открытом  судебном заседании дело по  заявлению

ООО «Специализированный застройщик ЛС-РИЭЛТИ»

к ответчику: Комитет г. Москвы по обеспечению реализации  инвестиционных проектов в строительстве  и контролю в области долевого строительства

о признании недействительным постановления № 1 по делу об административном правонарушении № 05-07-19-466 от 02.12.2019 года вынесенное Комитетом г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.

при участии в судебном заседании:

от  заявителя: не явился, извещен; 

от ответчика:  ФИО1   (ФИО2., дов. № 77-30-66/9 от 27.12.2019г., диплом), 

УСТАНОВИЛ:

ООО «Специализированный застройщик ЛС-РИЭЛТИ» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления № 1 по делу об административном правонарушении № 05-07-19-466 от 02.12.2019 Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (далее – ответчик, Москомстройинвест) о привлечении ООО «Специализированный застройщик ЛС-РИЭЛТИ» к административной ответственности по ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Заявитель представителя в суд не направил, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом, в связи с чем суд счел возможным рассмотрение дела без его участия в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Представитель Ответчика возражал против удовлетворения требований заявителя по мотивам, изложенным в отзыве, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого постановления, подтверждение факта совершения заявителем административного правонарушения материалами административного дела, соблюдение порядка и срока привлечения Общества к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Суд считает, что заявителем был соблюден десятидневный срок, предусмотренный ч.1 ст.30.3, ч.2 ст.208 АПК РФ на его обжалование в Арбитражный суд.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Оспариваемым постановлением № 1 по делу об административном правонарушении № 05-07-19-466 от 02.12.2019 Москомстройинвсет привлек ООО «Специализированный застройщик ЛС-РИЭЛТИ» к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей за нарушение требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 6,7 ст. 210 АПК РФ судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий.

Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения статей 25.1, 28.2, 28.4, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно п.2 ст.23 ФЗ РФ №214-ФЗ от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с названным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

Функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в силу п.1, 4.2., 4.3. Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 26.04.2011 №157-ПП является Москомстройинвест, к полномочиям которого также отнесено принятие решений о рассмотрении в установленном порядке дел об административных правонарушениях, привлечении к административной ответственности должностных лиц и юридических лиц в пределах своей компетенции.

В силу положений п.1 ст.2 ФЗ РФ №214-ФЗ застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим ФЗ для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.

Как видно из материалов дела, Москомстройинвестом в период с 12.09.2019 - 09.10.2019 на основании приказа от 12.09.2019 №01-06-140/9 проведена внеплановая документарная проверка ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» по вопросу соблюдения требований ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ при строительстве Объекта - Многофункциональный комплекс в составе жилой застройки и многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой, со встроенными нежилыми помещениями по адресу: г.Москва, СВАО, район Лосиноостровский, ул.Тайнинская, вл.9 (далее - Объект).

В ходе внеплановой документарной проверки ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» установлено следующее: Деятельность ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства Объекта. ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» осуществляет строительство Объекта, планируемого к размещению на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0011002:29 на основании разрешения на строительство от 04.07.2018 №77-151000-017542-2018 (до 04.07.2022).

Учитывая, что первый договор участия в долевом строительстве Объекта зарегистрирован 10.12.2018, т.е. после 01.01.2017 - требуется выдача заключения о соответствии застройщика и проектной декларации положениям законодательства о долевом строительстве в соответствии с ч.3 ст.6 ФЗ от 03.07.2016 №304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Заключение о соответствии выдано от 05.12.2018 №77-13-541/8.

Таким образом, в соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» является застройщиком Объекта.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2011 №366-ПП «О мерах по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства и (или) иных объектов недвижимости в городе Москве» (в ред. постановления Правительства Москвы от 17.11.2015 №753-ПП) установлен перечень сведений и документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в уполномоченный орган Правительства Москвы, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства, в сроки, определенные ст.11 ФЗ от 26Л2.2008 №294-ФЗ.

В соответствии с п.4 ч.б ст.23 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ контролирующий орган наделен правом получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Административным органом в адрес государственной регистрации ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» посредством ФГУП «Почта России» направлено уведомление от 12.09.2019 №77-21-2533/9 о необходимости предоставления в Москомстройинвест в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса необходимых сведений и документов.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12500938045340, сформированному на официальном сайте ФГУП «Почта России», 01.10.2019 отправление получено адресатом.

Также 12.09.2019 запрос от 12.09.2019 №77-21-2533/9 вручен администратору ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ», о чем свидетельствует подпись представителя на копии запроса.

Документы и сведения согласно уведомлению от 12.09.2019 №77-21-2533/9 представлены застройщиком в полном объеме.

В рамках проверки проведен анализ проектной декларации застройщика с вносимыми в нее изменениями, размещенными в ЕИСЖС на сайте: www.наш.дом.рф.

По результатам анализа проектной декларации в редакции от 26.07.2019, размещенной на сайте www.наш.дом.рф установлено следующее.

В соответствии с ч.5 ст. 19 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.20 настоящего Федерального закона.

Согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 30.06.2019:

- размер дебиторской задолженности составил 2 946 257 тыс.руб.;

- размер кредиторской задолженности составил 170 418 тыс.руб.;

- финансовый результат составил 33 241 тыс.руб.

По результатам анализа раздела 6 проектной декларации в редакции от 26.07.2019, размещенной на сайте www.наш.дом.рф установлено следующее:

- размер дебиторской задолженности составил 2 946 257 тыс.руб.;

- размер кредиторской задолженности составил 9 251 783 тыс.руб.;

- финансовый результат составил 33 241 тыс.руб.

На основании вышеизложенного, сведения о размере кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» по состоянию на 30.06.2019 (II квартал 2019) не соответствуют данным, внесенным в проектную декларацию застройщика на строительство Объекта.

В соответствии с ч.8 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 года №214 - ФЗ застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, проектная декларация от 26.07.2019 содержит недостоверные сведения о размере кредиторской задолженности по состоянию на 30.06.2019 (подтверждается скриншотами от 03.10.2019, что нарушает ч.5 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, за что ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ», допустив вышеуказанное нарушение, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 14.28 КоАП РФ, а именно - опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Субъектом правонарушения является юридическое лицо, обязанное в установленный срок в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предоставлять полную и (или) достоверную информацию, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязанное соблюдать сроки опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.

Объективная сторона совершенного правонарушения выражена в нарушении ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» ч.8 ст.19, п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ (сведения о размере кредиторской задолженности (за 2 квартал 2019 года) не соответствуют данным, внесенным в проектную декларацию застройщика на строительство объекта в редакции от 26.07.2019).

Субъективная сторона совершенного правонарушения выражена в том, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ходе составления протокола об административном правонарушении №05-07-19-466-01 от 30.10.2019 представитель по доверенности ФИО3 представил письменные объяснения в соответствии с которыми пояснил следующее.

В проектной декларации за 2 квартал 2019 сумма показателя строки 6.1.3 «размер кредиторской задолженности» в сумме 9 251 783,38 тыс.руб. складывается из следующих значений: прочие долгосрочные обязательства (строка 1450 раздела IV «Долгосрочные обязательства») в сумме 9 073 500,80 тыс.руб. + кредиторская задолженность (строка 1520 раздела V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства») в сумме 170 418,13 тыс.руб. + прочие краткосрочные обязательства (строка 1550 раздела V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства») в сумме 7 864,45 тыс.руб.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении №05-07-19-466 ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» была поддержана изложенная позиция.

В обоснование отсутствие вины в поданном в суд заявлении ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» также приведены аналогичные доводы, изложенные в письменных объяснениях, имеющихся в материалах дела об административном правонарушении №05-07-19-466.

Однако, суд соглашается с доводами административного органа о том, что позиция ООО «СЗ «ЛС-РИЭЛТИ» не основана на правильном толкований положений ч.5 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, согласно которым застройщик обязан ежеквартально вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на день опубликования проектной декларации).

Положения указанной статьи применяются в совокупности, а не в отрыве с нормами законодательства о бухгалтерском учете, в том числе с учетом положений ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н) (Далее - Положение (ПБУ 4/99)).

В соответствии с п.1 ст.30 ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно Положению (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Согласно п.5 Положения (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях   и   убытках   и   пояснительная   записка   именуются   пояснения   к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Пунктом 6 Положения (ПБУ 4/99) предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна содержать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из Правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Пункт 20 Положения (ПБУ 4/99) обязывает организацию при составлении бухгалтерской отчетности - как промежуточной, так и годовой - раскрывать показатели, в том числе показатели кредиторской задолженности.

При этом согласно пункту 20 Положения (ПБУ 4/99) числовой показатель бухгалтерской отчетности «кредиторская задолженность» отнесен к разделу «Краткосрочные обязательства» и включает в себя числовые показатели по задолженностям: перед поставщиками и подрядчиками, по векселям к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми обществами, задолженность перед персоналом организации, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, авансам полученным и задолженность прочим кредиторам.

В форме бухгалтерского баланса (утв. приказом Минфина России от 02.07.2010 N66H) для отражения числового показателя «кредиторская задолженность» предусмотрена специальная строка (1520).

Таким образом, включение в числовой показатель «кредиторская задолженность» иных числовых показателей (показатель строки 1450 раздела IV «Долгосрочные обязательства») в сумме 9 073 500,80 тыс.руб., прочие краткосрочные обязательства (показатель строки 1550 раздела V бухгалтерского баланса «Краткосрочные обязательства») в сумме 7 864,45 тыс.руб.), отраженных в других строках бухгалтерского баланса, нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено.

Следовательно, включение в проектную декларацию числового показателя «кредиторская задолженность», сформированного в нарушение Правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету, и отличающегося от аналогичного показателя, отраженного в бухгалтерском балансе застройщика, противоречит действующему законодательству.

Правомерность изложенной Москомстройинвестом позиции подтверждается правоприменительной практикой по делам со схожими правоотношениями с участием Москомстройинвеста, вступившими в законную силу судебными актами по делу №А40-41624/17-94-388.

Факт вменяемого заявителю административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Таким образом, исходя из имеющихся доказательств, арбитражный суд установил, что факт совершения обществом административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, доказан.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что заявителем сделано не было.

Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено.

В настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Наказание ООО «Специализированный застройщик ЛС-РИЭЛТИ» назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд пришел к выводу о законности вынесенного в отношении заявителя постановления по делу об административном правонарушении, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании ст. ст. 1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.28, 24.5, 28.2, 29.7 КоАП РФ, руководствуясь ст. ст. 27, 29, 65, 71, 123, 156, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления ООО «Специализированный застройщик ЛС-РИЭЛТИ» (ОГРН <***>) к Москомстройинвесту об оспаривании постановления от 02.12.2019г. № 1по делу об административном правонарушении № 05-07-19-466.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                             Уточкин И.Н.