Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва 17 марта 2020 г. | Дело № А40-326706/19-25-2600 |
Резолютивная часть решения объявлена 12.03.2020
Полный текст решения изготовлен 17.03.2020
Арбитражный суд в составе:
судьи Мороз К.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хамхоевой Т.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
по иску публичного акционерного общества «РОСТЕЛЕКОМ» (ИНН: <***>; ОГРН: <***>; дата регистрации 23.09.1993; 191002, <...>)
к федеральному казенному учреждению «Главный центр связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ИНН: <***>; дата регистрации: 23.03.2011; 119049, <...>)
о взыскании задолженности по государственному контракту на обеспечение фиксированной электросвязи объектов ведомственного сегмента МВД России государственной системы миграционного и регистрационного учета № 716/2017-ЦЭИМТС от 31.07.2017 в размере 845 070,82 руб.
при участии: согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» о взыскании 845 070, 82 руб. основного долга за оказанные услуги по Государственному контракту от 31.07.2017 №716/2017- ЦЭИМТС на обеспечение услугами фиксированной электросвязи объектов ведомственного сегмента МВД России государственной системы миграционного и регистрационного учета от 31 июля 2017 года.
Истец исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам с учетом письменных пояснений.
Ответчик по иску возразил по изложенным в письменном отзыве с пояснениями доводам.
Исследовав письменные доказательства, суд установил.
Между ПАО «РОСТЕЛЕКОМ» (Истец, Исполнитель) и ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» (Ответчик, Заказчик) заключен Государственный контракт от 31.07.2017 №716/2017- ЦЭИМТС на обеспечение услугами фиксированной электросвязи объектов ведомственного сегмента МВД России государственной системы миграционного и регистрационного учета (далее - Госконтракт), в соответствии с которым Исполнитель предоставляет Заказчику (Ответчику) соответствующие услуги связи.
Согласно п. 6.3, п. 64 Технического задания Контракта, при отсутствии потребности в предоставлении услуг, Заказчик должен направить официальный запрос на отключение.
Истец указывает, что до поступления Запроса на отключение ПАО «Ростелеком» обязано предоставлять услуги связи в полном объеме.
Официальных запросов в адрес Исполнителя об отключении указанных объектов Заказчика не поступало в результате чего услуги продолжали оказываться в соответствии с условиями Госконтракта.
Несоблюдение Ответчиком условий п.6.4 Технического задания контракта привело к образованию задолженности за оказанные услуги по следующим счетам:
- №170100011008257/01000 от 22.12.2017;
- №170100011008210/01000 от 21.12.2017;
- №170100011008209/01000 от 21.12.2017.
Согласно п. 5.3 Госконтракта для проверки результатов исполнения контракта по соответствующим отчетным периодам, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов исполнения Контракта может проводиться своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Указанная экспертиза со стороны Заказчика не проводилась.
Согласно п. 2.3 Госконтракта расчет между Сторонами осуществляется ежемесячно за оказанные и принятые Заказчиком услуги на основании подписанного Заказчиком и Исполнителем Акта сдачи-приемки оказанных услуг и предоставления Исполнителем надлежаще оформленных следующих документов:
- Счета;
- Счет-фактуры;
- Акта сдачи-приемки оказанных услуг;
- Отчета об оказанных услугах в 1 экз.;
- Отчета о недоступности объекта (простоя) в 1 экз.
Оплата по Контракту производится в безналичной форме в национальной валюте Российской Федерации (в рублях) из средств, предусмотренных на финансирование Заказчика из федерального бюджета в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней, после подписания Акта сдачи-приемки оказанных услуг».
Согласно п. 2.5 Госконтракта после исполнения Сторонами обязательств по Контракту составляется Акт сверки взаимных расчетов.
Согласно п. 5.4. Госконтракта Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за соответствующим отчетным периодом, обязан предоставить для подписания Заказчику подписанный со своей стороны Акт сдачи-приемки оказанных услуг в количестве 2 (двух) экземпляров (Приложение № 2 к Контракту), Отчет об оказанных услугах (Приложение № 88 к Техническому заданию) и Отчет о недоступности объектов (простоя), подписанные со своей стороны по 1 (одному) экземпляру каждый (Приложение № 89 к Техническому заданию), на бумажном и электронном носителях в формате .doc uxls. Отчеты по каждому субъекту Российской Федерации, подписанные со своей стороны в 1 (одном) экземпляре направляются Пользователем в соответствии с Перечнем «Ответственных лиц территориальных подразделений» приложение № 87 к Техническому заданию.
Согласно п.5.5. Госконтракта не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения Отчета Пользователь при отсутствии замечаний подписывает и направляет в электронном виде документ Заказчику и Исполнителю. В случае имеющихся разногласий Пользователь направляет их Исполнителю.
Согласно п.5.7 Госконтракта, в случае отсутствия у Заказчика замечаний к результатам исполнения Контракта по соответствующему отчетному периоду, Заказчик на основании протокола Приемочной комиссии в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заседания Приемочной комиссии подписывает 2 (два) экземпляра Акта сдачи-приемки оказанных услуг и направляет 1 (один) экземпляр Исполнителю.
Согласно п.5.12 Госконтракта Заказчик, в случае отсутствия разногласий между Сторонами, на основании протокола заседания Приемочной комиссии подписывает Акт сдачи-приемки оказанных услуг в количестве 2 (двух) экземпляров, оформленных по форме, указанной в Приложении № 2 к Контракту, и в течение 5 (пяти) рабочих дней 1 (один) экземпляр направляет Исполнителю.
Вместе с тем, какие-либо действия, подтверждающие наличие замечаний к результатам исполнения Госконтракта в соответствии с предусмотренным его положениями порядком Ответчиком предприняты не были.
Исполнитель выставляет Заказчику счет в срок до 5-го числа отчетного месяца, оплата услуг производится Заказчиком ежемесячно не позднее последнего числа отчетного месяца на основании соответствующего счета, выставляемого Исполнителем.
В адрес Ответчика со стороны Истца была направлена Претензия № 01/05/17603-19 от 19.08.2019 об уплате задолженности в сумме 845 070, 82 руб., которая Ответчиком не исполнена.
В связи с неоплатой ответчиком истцу спорной задолженности за оказанные услуги связи в установленные сроки, истцом заявлены исковые требования.
Исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
По мнению Истца, задолженность по оплате услуг по Контракту образовалась за период с 01.08.2017 по 31.10.2017 по счетам
- №170100011008257/01000 от 22.12.2017;
- №170100011008210/01000 от 21.12.2017;
- №170100011008209/01000 от 21.12.2017.
в отношении следующих территориальных органов МВД России на региональном уровне (далее - территориальные органы или пользователи):
1) 3а период с 01.08.2017 по 31.08.2017 на сумму 139 030.29 руб.:
- ГУ МВД России по Пермскому краю на сумму 16 152,95 руб.;
- МВД по Удмуртской Республике на сумму 28 609.22 руб.;
- МВД по Республике Карелия на сумму 31517.98 руб.;
- УМВД России по г. Севастополю на сумму 25 854, 98 руб.;
- МВД по Республике Коми на сумму 36 895, 16 руб.
2) За период с 01.09.2017 по 30.09.2017 на сумму 376 090,24 руб.:
- МВД по Республике Карелия на сумму 31 517,98 руб.;
- ГУ МВД России по Кемеровской области на сумму 329 950,29 руб.;
- МВД по Республике Марий Эл на сумму 14 621,97 руб.;
3) 3а период с 01.10.2017 по 31.10.2017 на сумму 329 950,29 руб.:
- ГУ МВД России по Кемеровской области.
Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
31.07.2017 между ПАО «Ростелеком» к ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» был заключен государственный контракт на обеспечение фиксированной электросвязи объектов ведомственного сегмента МВД России государственной системы миграционного и регистрационного учета № 716/2017-ЦЭИМТС.
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель принимает на себя обязательство по заданию Заказчика обеспечить услугами фиксированной электросвязи объекты ведомственного сегмента МВД России государственной системы миграционного и регистрационного учета для осуществления государственных функций в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат надлежащим образом оказанных услуг и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Срок оказания услуг - с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. включительно (п. 4.1 Контракта).
В соответствии с разделом 5 Контракта приемка оказанных услуг производится ежемесячно на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг, отчета об оказанных услугах, отчета о недоступности объектов, а также отчетов, рассылаемых Исполнителем в территориальные органы и согласованных ответственными лицами Пользователей (региональная приемка).
В соответствии с Приложением № 4 к Контракту ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» Пользователям были делегированы полномочия Заказчика, которые без их участия реализовать невозможно. Ответственные лица территориальных органов, перечень которых приведен в Приложении № 87 к Техническому заданию к Контракту, имеют право:
- осуществлять региональную приемку оказанных услуг;
- прекращать, изменять и приостанавливать услуги по предоставлению каналов связи;
- получать от исполнителя товарно-материальные ценности, необходимые для оказания услуг;
- получать, подтверждать ежемесячные отчетные документы.
Заказчиком приемка производилась Приемочной комиссией, действующей на основании распоряжения ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» от 29 сентября 2017 г. №30-р.
Согласно п.5.4. Контракта Исполнитель в течение 10 (Десяти) рабочих дней, следующих за соответствующим отчетным периодом, обязан представить для подписания Заказчику подписанный со своей Стороны Акт сдачи-приемки оказанных услуг в количестве 2 (двух) экземпляров (Приложение № 2 к Контракту), Отчет об оказанных услугах (Приложение № 88 к Техническому заданию) и Отчет о недоступности объектов, подписанные со своей стороны по 1 (Одному) экземпляру каждый (Приложение № 89 к Техническому заданию), на бумажном и электронном носителях в форматах .doc и .xls. Отчеты по каждому субъекту Российской Федерации, подписанные со своей стороны в 1 (одном) экземпляре направляется Пользователям в соответствии с Перечнем «Ответственных лиц территориальных подразделений» (Приложение № 87 к Техническому заданию).
Вместе с тем, в нарушение условий Контракта отчеты об оказанных услугах за июль, август и сентябрь 2017 г. с актами сдачи-приемки оказанных услуг и первичным документами для оплаты услуг от Исполнителя в адрес Заказчика начали поступать в октябре 2017 г.
При этом в сформированном Исполнителем отчёте за оказанные услуги изменения, внесенные Пользователями, учтены не были.
Согласно п. 5.5. Контракта не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения отчета Пользователь при отсутствии замечаний подписывает и направляет в электронном виде документ Заказчику и Исполнителю. В случае имеющихся разногласий Пользователь направляет их Исполнителю. Исполнитель принимает меры к их устранению, после чего направляет исправленный отчет Пользователю.
После проверки Приемочной комиссией отчетной документации, предоставленной Пользователями, а также отчета об оказанных услугах, предоставленного Исполнителем, составлялся Протокол заседания Приемочной комиссии, в котором указывались замечания, ошибки, неточности, а также объекты, оказание услуг по которым не было подтверждено ответственными лицами в территориальных органах.
Пунктом 5.9. Контракта предусмотрено, что в случае принятия Заказчиком решения потребовать от Исполнителя безвозмездного устранения недостатков, выявленных при приемке результатов исполнения Контракта по соответствующему отчетному периоду, он направляет Исполнителю протокол заседания Приемочной комиссии с указанием перечня недостатков и (или) необходимых доработок и сроком их устранения Исполнителем в течение 3 (трех) рабочих дней со дня установления факта несоответствия результатов результата исполнения Контракта по соответствующему отчетному периоду условиям Контракта. Протоколы заседаний Приемочной комиссии направлялись в адрес Исполнителя.
Однако, несмотря на выявленные и указанные в Протоколе заседания приемочной комиссии замечания, Исполнитель без устранения данных замечаний формировал акты сдачи-приемки оказанных услуг.
При этом, согласно п. 5.11 Контракта, в случае принятия Заказчиком решения о предъявлении Исполнителю требования о соразмерном уменьшении установленной цены Контракта по соответствующему отчетному периоду в акте сдачи-приемки оказанных услуг указывается цена Контракта по соответствующему отчетному периоду, подлежащая выплате Исполнителю, с учетом такого уменьшения. Требование о соразмерном уменьшении цены Контракта по соответствующему отчетному периоду Исполнителем было принято. В актах сдачи-приемки оказанных услуг Исполнитель указывал стоимость услуг по соответствующему отчетному периоду с учетом выявленных замечаний Заказчика.
Таким образом, на момент формирования акта сдачи-приемки оказанных услуг Исполнитель владел информацией обо всех замечаниях, выявленных в ходе приёмки оказанных услуг за отчётный период. На основании акта-сдачи приемки оказанных услуг Исполнитель формировал счет и счет-фактуру, а Заказчик производил оплату фактически оказанных услуг.
Приемка и оплата оказанных услуг ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» производилась без нарушений сроков, предусмотренных в Контракте.
Таким образом, Ответчиком обязательства по Контракту исполнены надлежащим образом.
Выставляя счета на суммы, подтвержденные в актах сдачи-приемки оказанных услуг, ПАО «Ростелеком» тем самым признал, стоимость фактически оказанных услуг.
Акт об оказании услуг является основным доказательством, подтверждающим факт оказания услуг и исполнения Контракта.
Дополнительные акты сдачи-приемки услуг сторонами не подписывались, доказательства обратного Истцом не представлены.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, на которые Истец ссылается как на основание своих требований, возложена на Истца.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи операторами связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи. В качестве доказательства показания средств измерения Истцом не представлены.
С учетом пояснений Ответчика, Истец, ошибочно полагает, что какие-либо действия, подтверждающие наличие замечаний к результатам исполнения Контракта, Ответчиком предприняты не были.
ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» направляло в адрес ПАО «Ростелеком» протоколы заседаний приемочной комиссии и отчеты об оказанных услугах с указанием недостатков и замечаний, после чего Истцом подготавливались и подписывались со своей стороны акты сдачи-приемки оказанных услуг, в которых в том числе имеются ссылки на протоколы приемочной комиссии.
Таким образом, Истец обладал полной информацией об объеме фактически оказанных услуг и их стоимости.
Поскольку факт оказания услуг на сумму 845 070,82 руб. не подтвержден, акт сдачи-приемки оказанных услуг на указанную сумму сторонами не подписан - отсутствуют правовые основания для их оплаты.
Кроме того, Истец ссылается на отсутствие со стороны Заказчика официальных запросов на отключение от услуг.
Однако, п. 6.3 Технического задания Контракта не регламентирована форма таких запросов. Одновременно п. 5.8 Технического предусмотрена организация круглосуточной поддержки для приема заявок от Пользователей и Заказчика по телефону, факсу, электронной почте.
Предъявленные Истцом в качестве доказательства акты сверки взаимных расчетов по Контракту по состоянию на 31.12.2017 и 16.05.2018 первоначально были инициированы Ответчиком и подписаны с его стороны с подтверждением отсутствия задолженности по Контракту (письмо от 21.05.2018 № 38/1709).
Впоследствии акты сверки были заполнены рукописно ПАО «Ростелеком» с разногласиями (письмо от 25.05.2018 № 01/05/10341-18) и направлены в адрес ФКУ «ГЦСиЗИ МВД России» с проектом акта сверки за период с 01.01.2017 по 30.04.2018, содержащим задолженность, который Ответчиком не подписан. Данный акт также приобщен Истцом в материалы дела.
В дальнейшем сторонами неоднократно друг другу направлялись акты сверки взаимных расчетов, которые с двух сторон не подписаны.
Таким образом, представленные Истцом акты сверки не являются доказательствами признания Ответчиком задолженности на сумму 845 070, 82 руб.
Кроме того, факт неоказания услуг связи на спорную сумму подтвержден отчетами об оказанных услугах, которые подписаны со стороны ПАО «Ростелеком» и представителями территориальных органов МВД России на региональном уровне (Пользователями услуг).
Более того, объекты, по которым не оказывались услуги в МВД по Республике Карелия (в августе и сентябре 2017 г.) и ГУ МВД России по Кемеровской области (в сентябре и октябре 2017 г.) совпадают.
Таким образом, Истец знал об отсутствии объектов по адресам Пользователей и должен это был учесть при оказании услуг и формировании отчетных документов в последующем периоде (месяце).
Согласно п. 4.13 технического задания к Контракту Исполнителем должна быть организована точка контроля в виде панели мониторинга, на которой должно отображаться актуальное состояние услуг. Данное обстоятельство подтверждает, что Истец обладает полной информацией об объектах Заказчика.
Вместе с тем, Истцом не представлены показания приборов контроля услуг связи по спорным объектам Пользователей.
Учитывая изложенное, Истцом не представлено доказательств оказания услуг связи за спорный период на заявленную в иске сумму; основания для оплаты задолженности отсутствуют; исковые требования удовлетворению не подлежат.
Расходы по госпошлине подлежат распределению согласно положениям ст. 110 АПК РФ.
На основании ст.ст.8, 309, 310, 779, 781 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 104, 110, 123, 124, 167-171 АПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья К.Г. Мороз