именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва 23 сентября 2020 г. Дело № А40-343725/19-33-2743 Резолютивная часть решения объявлена 16.09.2020 г. Полный текст решения изготовлен 23.09.2020 г. |
Арбитражный суд г.Москвы в составе:
Судьи Ласкиной С.О.
При ведении протокола секретарем судебного заседания Костровой О.Н.
Рассматривает в открытом судебном заседании дело по заявлению
ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "ФИО3 3" (119121 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ФИО3 ДОМ 3 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 24.06.2013, ИНН: <***>)
к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, МОСКВА ГОРОД, ПРОЕЗД КРАСНОГВАРДЕЙСКИЙ 1-Й, ДОМ 21, СТРОЕНИЕ 1, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)
третье лицо: Управление Росреестра по Москве
о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, выразившееся в несовершении юридически значимых действий, необходимых для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, об обязании Департамент городского имущества города Москвы обратиться в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, о признании незаконным бездействия Департамента городского имущества города Москвы, выразившееся в ненаправлении в Управление Росреестра по Москве Проекта межевания (корректировки) части территории квартала № 547 района Хамовники, ограниченного улицей ФИО3, Зубовской площадью. Зубовской улицей, проездом Девичьего ноля. Новоконюшенным переулком (№ 01.09.325.2014 дополнение к № 01.09.198.2013), утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2017 № 12107, об обязании Департамент городского имущества города Москвы направить в Управление Росреестра по Москве Проект межевания (корректировки) части территории квартала № 547 района Хамовники, ограниченного улицей ФИО3, Зубовской площадью, Зубовской улицей, проездом Новоконюшенным переулком (№ 01.09.325.2014 дополнение к № 01.09.198.2013), утвержденный распоряжением Департаментом городского имущества города Москвы от 26.04.2017г. № 12107
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 уд. №77/5580, дов. от 10.02.2020
от ответчика: ФИО2 дов. от 15.04.2020, паспорт, диплом
от третьего лица: извещен, не явился
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «ФИО3 3» (далее также –Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным бездействия, выразившееся в несовершении юридически значимых действий, необходимых для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, об обязании обратиться в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, о признании незаконным бездействия, выразившееся в ненаправлении в Управление Росреестра по Москве Проекта межевания (корректировки) части территории квартала № 547 района Хамовники, ограниченного улицей ФИО3, Зубовской площадью. Зубовской улицей, проездом Девичьего ноля. Новоконюшенным переулком (№ 01.09.325.2014 дополнение к № 01.09.198.2013), утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2017 № 12107, об обязании направить в Управление Росреестра по Москве Проект межевания (корректировки) части территории квартала № 547 района Хамовники, ограниченного улицей ФИО3, Зубовской площадью, Зубовской улицей, проездом Новоконюшенным переулком (№ 01.09.325.2014 дополнение к № 01.09.198.2013), утвержденный распоряжением Департаментом городского имущества города Москвы от 26.04.2017г. № 12107.
В обоснование заявленных требований ТСЖ «ФИО3 3» ссылается на то, что оспариваемое бездействие уполномоченного органа нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование согласно доводам заявления и письменных пояснений.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, ссылаясь на то, что нарушений прав заявителя допущено не было.
Третье лицо не явилось, извещено надлежащим образом о начавшемся процессе.
Дело рассмотрено в порядке ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд считает, что требования заявителя заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Департамента от 26.04.2017 № 12107 была утверждена корректировка ПМТ части территории квартала № 547 района Хамовники с целью разделения территории между МКД (для строительства которого выделялся земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:105) и нежилым административным зданием по адресу: ул. ФИО3, д. 11 А, стр. 1 (далее - нежилое здание), находившимся на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 площадью 624кв.м.
Утвержденной корректировкой ПМТ для эксплуатации МКД был установлен земельный участок площадью 3 270 кв.м., а для эксплуатации нежилого здания был установлен земельный участок площадью 581кв.м.
Истец указал, что в настоящее время для эксплуатации нежилого здания на кадастровом учете находится земельный участок с кадастровым номером № 77:01:0005003:4058 площадью 581 кв.м, а также оставшаяся часть земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 (площадью 624 кв.м - 581 кв.м = 43 кв.м), которая должна была войти в состав вновь формируемого земельного участка для эксплуатации МКД вместе с земельным участком_77:01:0005003:105.
Таким образом, на кадастровом учете сохранился земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 площадью 43 кв.м,непредусмотренный утвержденным ПМТ, в связи с чем возникло пересечение границ (наложение) этого непредусмотренного участка и вновь формируемого в соответствии с ПМТ земельного участка для эксплуатации МКД.
Исходя из положений законодательства, регулирующих кадастровый учет объектов недвижимости, границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, не должны пересекать границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (п.20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Таким образом, земельный участок, предусмотренный ПМТ для МКД, невозможно сформироватьдо тех пор, пока на кадастровом учета существует налагающийся на него земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 площадью 43 кв.м.
В связи с этим 10.09.2019 Заявитель направил в Департамент просьбу обратиться в Росреестр о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номерам 77:01:0005003:3767 для последующей постановки на кадастровый учет земельного участка для МКД в соответствии с ПМТ, утвержденным Департаментом.
В ответ Департамент письмом № ДГИ-1-76139/19-1 от 02.10.2019 сообщил, что в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 учтен после 01.03.2008 и не является «временным» объектом недвижимости, снять его с государственного кадастрового учета не представляется возможным. Заявителю было предложено выполнить кадастровые работы с учетом границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, а также земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:105, что и было выполнено.
В то же время Росреестр приостановил государственную регистрацию земельного участка для МКД (уведомление Росреестра от 29.10.2019 № 77-0-1-71/3095/2019-639). Одним из оснований этого явилось то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, а именно - того самого участка 77:01:0005003:3767, о котором шла речь выше.
Кроме того, еще одним основанием приостановления государственной регистрации послужило то обстоятельство, что границы образуемого земельного участка пересекают границы территориальных зон, сведения о которых содержатся в ЕГРН, т.е. территориальные зоны вступают в противоречие с ПМТ.
Отсюда следует, что Департаментом не были направлены для внесения в ЕГРН сведения об утвержденном ПМТ, в результате чего и не были скорректированы границы территориальных зон.
Таким образом, бездействие Департамента по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 и ненаправление им сведений об утвержденном ПМТ для корректировки территориальных зон послужили основанием для обращения Заявителя в Арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным указанных бездействий Департамента, которые нарушают интересы собственников и жителей МКД по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка, утвержденного ПМТ для эксплуатации МКД.
Посчитав бездействие ответчика необоснованным и несоответствующим действующему законодательству, а также нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Удовлетворяя требования заявителя, суд считает необходимым указать следующее.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) было предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке ПМТ (в том числе, в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
В силу части 7 статьи 72 Закон о регистрации недвижимости, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Аналогичные положения (со ссылкой на вышеуказанную статью Закона о регистрации недвижимости) указаны в преамбуле Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016
Согласно пункту 24 данного Обзора Верховного суда Российской Федерации при постановке на учет земельного участка, образованного из земель, право собственности на которые не разграничено, сведения о таком земельном участке также носят временный характер и к ним применяются правила части 4 статьи 24 Закона о кадастре.
Учитывая вышеизложенное, сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 носят временный характер и его снятие с учета может быть осуществлено по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение таким земельным участком органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы.
Таким образом, у Департамента имеется возможность обратиться в Росреестр с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На основании пп. 1 п. 1 и пп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, и п. 11 (3) ст. 41 Закона о государственной регистрации недвижимости земельный участок может быть образован только на основании утвержденного ПМТ.
Также согласно п. 42 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости -земельный участок не подлежит кадастровому учету, если его площадь отличается от площади, предусмотренной утвержденным ПМТ.
Заявитель указал, что указанный земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 площадью 43 кв.м вообще не предусмотрен утвержденным ПМТ:
На основании п. 35 ст. 26 Закона о государственной регистрации недвижимости не подлежат кадастровому учету земельные участки, образование которых не допускается законом, а именно в соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование ЗУ не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию недостаткам. Кроме того, пунктом 4 этой же статьи Земельного кодекса РФ регламентируется, что образование земельного участка не должно приводить к невозможности разрешенного использования объектов недвижимости на них; Заявитель пояснил, что в настоящий момент разрешенное использование земельного участка 77:01:0005003:3767 предполагает размещение объектов коммерческих организаций.
Заявитель также указал, что сам по себе земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 площадью 43 кв.м не имеет и не может иметь самостоятельного использования, на нем не размещены и не могут быть размещены какие бы то ни было самостоятельные объекты недвижимости и чьи-либо права на него не зарегистрированы. В натуре участок представляет из себя узкую «ломаную» полоску земли (шириной около 90 см) неправильной формы и не может быть использован ни в каких иных целях, за исключением его включения в участок для эксплуатации МКД, как и было утверждено ПМТ. Однако оставление его на кадастровом учете препятствует постановке на кадастровый учет земельного участка для эксплуатации МКД, что нарушает права и законные интересы собственников и жителей МКД.
Как следует из вышеизложенных положений законодательства, с заявлением о снятии участка с учета должен обратиться именно Департамент, поскольку Заявитель не является надлежащим заявителем. Таким образом, Департамент своим бездействием нарушает права собственников и жителей МКД на формирование земельного участка в соответствии с ПМТ.
Также в силу положений пункта 13 части 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об утверждении ПМТ.
В силу части 20 вышеуказанной статьи Закона о регистрации недвижимости органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи (за исключением решений, предусмотренных пунктом 9 части 1 настоящей статьи), а в случае, если в соответствии с частью 18 настоящей статьи требуется карта (план) объекта землеустройства или в соответствии с частью 19 настоящей статьи требуется описание местоположения границ соответствующих территорий или зон, - в течение шести месяцев с даты принятия указанных в пунктах 12, 14 - 16 части 1 настоящей статьи решений (актов) или в течение трех месяцев с даты принятия указанных в части 15 настоящей статьи решений (актов). При этом карта (план) объекта землеустройства или предусмотренное частью 19 настоящей статьи описание местоположения границ соответствующих территорий или зон направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего их лица.
В соответствии с пунктом 4.2.8 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП, Департамент принимает решения об утверждении проектов межевания территории в виде отдельного документа.
В силу пункта 6.42 Положения о Департаменте, Департамент направляет в установленном порядке в территориальный орган уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти принятые документы (содержащиеся в них сведения), необходимые сведения в ЕГРН по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.
Однако, вопреки указанным положения законодательства, до настоящего времени Департамент не представил в орган регистрации прав ПМТ для внесения сведений в ЕГРН, что подтверждается уведомлением Росреестра, полученным Заявителем.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, подготовка ПМТ осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Проекта межевания территории, утвержденного в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, а в силу пп. 4 п. 3 этой же статьи - исключительно в соответствии с утвержденным ПМТ осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД.
Таким образом, непредоставление Департаментом сведений о ПМТ в ЕГНР ущемило интересы собственников и жителей МКД, представителем которых является Заявитель: на кадастровом учете оказался не предусмотренный ПМТ земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 площадью 43 кв.м, который налагается на земельный участок, установленный для МКД.; в настоящее время при наличии на кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 и отсутствии сведений в ЕГРН об утвержденном ПМТ указанный участок (согласно уведомлению Росреестра) является препятствием для формирования земельного участка для эксплуатации МКД; в связи с отсутствием сведений в ЕГРН об утвержденном ПМТ не были скорректированы территориальные зоны, в связи с чем участок МКД, предусмотренный ПМТ, пересекает территориальные зоны иного назначения, что также является препятствием для формирования участка МКД.
В рассматриваемом случае Департамент своим бездействием нарушает права собственников и жителей МКД на формирование земельного участка в соответствии с ПМТ, поскольку в результате бездействий Департамента в ЕГРН не были внесены необходимые сведения о границах участков, соответствующих утвержденному ПМТ.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве, судом рассмотрены и отклонены в полном объеме, в связи со следующими обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 20.10.2017 № 35187 «О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <...> влд. 11А, стр. 1/1» из земельного участка77:01:0005003:3767 (площадью 624 кв.м.) был сформирован участок 77:01:0005003:4058 (площадью 581 кв.м.), который позднее был передан в аренду под эксплуатацию нежилого здания. Также на учете остался участок 77:01:0005003:3767, площадь которого в настоящий момент представляет из себя разницу между его старой площадью и площадью выделенного участка (624 - 581 = 43 кв.м.).
При этом формирование участков было произведено с нарушениями, и часть территории участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 (который отсутствует в ПМТ) не попадает в территорию участка под МКД, несмотря на то, что согласно утвержденному ПМТ данная территория относится к жилому дому ФИО3 3, при этом данный земельный участок расположен на проезде, который необходим для полноценной и безопасной эксплуатации жилого дома. Таким образом, указанный земельный участок невозможно включить в состав участка под МКД в рамках мероприятий по формированию, также он делает невозможным приведение территориальных зон в соответствие с ПМТ.
Кроме того, земельный участок для эксплуатации МКД должен пройти участка 77:01:0005003:4058, сформированного в 2017 году в иной конфигурации, предусмотрено ПМТ.
С учетом изложенного, несмотря на утверждённый ПМТ, Департаментом были сформированы земельные участки 77:01:0005003:4058 и 77:01:0005003:3767 которые не соответствуют ПМТ.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры (в том числе квартала), застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно на основании проектов межевания.
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе, для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Кроме того, формирование земельных участков возможно исключительно в границах, утвержденных проектом межевания, то есть, по смыслу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Таким образом, Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
В силу положений пункта 13 части 1 статьи 32 Закона о регистрации недвижимости, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об утверждении ПМТ.
В соответствии с пунктом 4.2.8 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-1111, Департамент принимает решения об утверждении проектов межевания территории в виде отдельного документа.
В силу пункта 6.42 Положения о Департаменте, Департамент направляет в установленном порядке в территориальный орган уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти принятые документы (содержащиеся в них сведения), необходимые сведения в ЕГРН по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Департамента.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства и положения законодательства, учитывая, что в отношении спорного земельного участка отсутствует спор о праве, нахождение этого объекта в государственном кадастре нарушает права и законные интересы Заявителя (а также Департамента), а также принимая во внимание то, что действующим законодательством не установлен запрет на снятие земельного участка, образованного из земель, государственная собственность на которые не разграничена, у Департамента имеется возможность обратиться в Управление Росреестра по Москве с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета.
На основании изложенного, суд пришёл к выводу о том, что заявитель обоснованно просит признать бездействия ответчика незаконными, а также обязывает Департамент устранить нарушение прав заявителя в установленном законом порядке.
Согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Оценив все доводы лиц и представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных правовых позиций в совокупности, суд пришел к выводу о том, что ответчик не аргументировал обоснованность оспариваемого заявителем бездействия.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах требования заявителя признаются судом обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате госпошлины возложить на ответчика, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании Земельного кодекса РФ и руководствуясь ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68, 69, 71, 75, 1234, 156, 166-170, 176, 180, 181, 189 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие требованиям действующего законодательства, признать незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы, выразившееся в не совершении юридически значимых действий, необходимых для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, а так же признать незаконным бездействие Департамента городского имущества города Москвы, выразившееся в не направлении в Управление Росреестра по Москве Проекта межевания (корректировки) части территории квартала №547 района Хамовники, ограниченного улицей ФИО3, Зубовской площадью, Зубовской улицей, проездом Девичьего поля, Новоконюшенным переулком (№ 01.09.325.2014 дополнение к № 01.09.198.2013), утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 26.04.2017 № 12107.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "ФИО3 3" в установленном законом порядке и сроки с учетом выводов, содержащихся в решении по настоящему делу.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ "ФИО3 3" расходы по государственной пошлине в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.О. Ласкина |