Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
06 сентября 2019 года Дело № А40-35143/19-5-327
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 06 сентября 2019 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Киселевой Е.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караевой Л.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
истца: Общество с ограниченной ответственностью «Вэд сервис» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 25.04.2007, ИНН: <***>, адрес: 141960, Московская обл., район Талдомский, рабочий <...>)
к ответчику: Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2014, ИНН: <***>, адрес: 123104, <...>)
о взыскании 9 314 054 руб.
в заседании приняли участие:
от истца: ФИО1, дов. от 16.01.2019;
от ответчика: ФИО2, дов. № 180170 от 04.06.2018
Установил:
ООО «Вед сервис» обратилось в суд с иском к АО «Центральный научно- исследовательский институт экономики, информатики и систем управления» о взыскании 7 800 000 руб. основного долга, 1 517 687 руб. 69 коп. неустойки, а также расходы истца на оплату услуг представителя в сумме 300 000 руб. (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, уточнений размера исковых требований).
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по контракту № 101/120-12 от 20.06.2012 г.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Ответчик, заявленные требования не признал по доводам письменного отзыва на иск.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что между ООО «ВЭД Сервис» (исполнитель) и ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ», впоследствии реорганизованным в АО «ЦНИИ ЭИСУ» (заказчик) заключен контракт № 101/120-12 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы шифр «Ретранслятор-ВЭД» от 20 июня 2012 года, в соответствии с условиями которого, истец обязуется выполнить в соответствии с условиями контракта и своевременно сдать ответчику, а ответчик обязуется принять и оплатить составную часть опытно-конструкторской работы шифр «Ретранслятор-ВЭД» (далее именуется - СЧ ОКР), выполняемую в рамках опытно-конструкторской работы шифр «Ретранслятор». Работы выполняются в рамках государственного контракта от 24.05.2012 года№ 365/3K/2012/ДРГЗ, заключенным между ответчиком и Министерством обороны РФ.
Согласно п. 2.2. контракта, содержание, этапы и сроки выполнения СЧ ОКР определяются ведомостью исполнения работ (приложение № 2 к контракту). Ведомостью исполнения работ, проводимых в рамках СЧ ОКР шифр «Ретранслятор-ВЭД» к контракту № 101/120-12 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы шифр «Ретранслятор-ВЭД» от 20 июня 2012 года, сторонами согласованы содержание этапов работы и сроки. Стоимость работ по каждому этапу согласовывается сторонами в протоколе согласования контрактной цены на выполнение этапа 3 СЧ ОКР шифр «Ретранслятор-ВЭД» по контракту № 101/120-12 на выполнение составной части опытно-конструкторской работы шифр «Ретранслятор-ВЭД» от 20 июня 2012 года и дополнительному соглашению № 2 от 26.11.2013 года.
В соответствии с п. 6.1 контракта цена этапа должна уточняться за месяц до окончания работ. В протоколе согласования контрактной цены на выполнение этапа 3 СЧ ОКР «Ретранслятор-ВЭД» по контракту сторонами 23.09.2014г. установлена фиксированная цена этапа в размере 13 000 000,00 руб.
В соответствии с п.п. 5.4, 6.8 контракта, оплата за выполненные работы осуществляется заказчиком после направления исполнителем заказчику счета, счета-фактуры, акта сдачи-приемки, акта приемки этапа СЧ ОКР (по форме 16), акта инвентаризации, заключение ВП.
В соответствии с п. 5.6 контракта заказчик в течение 15 рабочих дней с момента получения результатов СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) обязан рассмотреть их и в случае обнаружения факта отступления исполнителя от условий настоящего контракта или ТЗ предъявить исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР). При этом заказчик вправе установить исполнителю срок для приведения результатов СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) в соответствии с условиями настоящего контракта и ТЗ, либо принять их частично (в части, соответствующей условиям контракта и ТЗ).
В соответствии с п. 6.8 контракта счета исполнителя на оплату аванса и окончательного расчета оплачиваются заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя не позднее 10 банковских дней после поступления от государственного заказчика бюджетных денежных средств на эти цели и выполнения исполнителем требований настоящего контракта.
Согласно п. 8.6. контракта, в случае просрочки сроков оплаты принятой СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР) исполнитель вправе потребовать от заказчика уплаты неустойки за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, от суммы задолженности за выполненную СЧ ОКР (этап СЧ ОКР).
В обоснование своих требований, истец указывает на то, что свои обязательства по договору исполнил, работы по 1 и 2 этапам были выполнены истцом в полном объеме, приняты и оплачены ответчиком, однако, выполненные работы по 3-му этапу, до настоящего времени ответчиком не оплачены.
Третий этап СЧ ОКР, предусмотренный ведомостью исполнения работ - участие в проведении ПИ, устранение замечаний ПИ - должен быть выполнен истцом в период с 01.09.2014 года по 15.08.2014 года, стоимость работ по третьему этапу, согласно протоколу согласования контрактной цены составила 13 000 000,00 руб.
Ответчик аванс за работы по третьему этапу произвел в размере 5 200 000,00 руб. 00 коп.
Истец указывает, что к выполнению работ приступил и работы выполнил в установленный контрактом срок, что подтверждается: заключением 168 ВП МО РФ на нормативно-технические документы, разработанные ООО «ВЭД Сервис» в рамках выполнения 3-го этапа СЧ ОКР «Ретранслятор-ВЭД» по контракту с ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ» № 101/120-12 от 20.06.2012 г. от 15.08.2014 г., актом приемки фактически выполненных работ по этапу 3 «Участие в проведении ПИ. Устранение замечаний ПИ» СЧ ОКР «Ретранслятор-ВЭД» по контракту № 101/120-12 от 20.06.2012 г. от 15.08.2014 г. Отчетные материалы по третьему этапу были направлены ответчику в соответствии с условиями контракта и срок установленный контрактом (письмо исх. № 113/1 от 15.08.2014 г.).
Однако дальнейшая приемка выполненных работ по третьему этапу была ответчиком приостановлена, что подтверждается решением о порядке проведения метрологической экспертизы и выполнения работ по метрологическому обеспечению эксплуатации комплекса ретрансляторов связи на этапе разработки опытного образца и проведения предварительных испытаний от 04.08.2014 г., в связи с неготовностью опытных образцов ответчика для проведения испытаний.
Работы сдавались истцом по мере готовности оборудования ответчика.
Окончательно работы по третьему этапу были сданы истцом 27.12.2016 года (письмо исх. № 113 от 26.12.2016 года), ответчик работы принял, замечаний в сроки установленные контрактом не заявил, однако и подписанные акты по форме 16 в адрес истца не вернул, от оплаты выполненных истцом работ уклонился.
Согласно пункту 5.6. контракта заказчик в течение 15 рабочих дней с момента получения результатов СЧ ОКР (этапов СЧ ОКР) обязан рассмотреть их и в случае обнаружения факта отступления исполнителем от условий контракта или ТЗ предъявить исполнителю обоснованные замечания и претензии по результатам выполнения СЧ ОКР (этапов СЧ ОКР).
15.08.2014г. № 119/1 в адрес ответчика были направлены отчетные материалы по третьему этапу СЧ ОКР «Ретранслятор-ВЭД», выполненному по контракту с ФГУП «ЦНИИ ЭИСУ» от 20.6.2012 г. № 101/120-12.
В нарушение указанного срока ответчик, получив отчетные документы, не направил в течение 15 рабочих дней мотивированный отказ, не предъявил исполнителю каких-либо обоснованных замечаний, претензий, возражений, заявлений о недостатках, которые исключают возможность использования результата работ для указанной в контракте цели, в связи с чем, работы считаются принятыми без претензий и замечаний.
Также истец указывает на то, что, из общедоступных источников (Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-203790/17-51-1862) ему стало известно, что работы по государственному контракту «ОКР Ретранслятор» № 1214187147182452539000669/365/3K/2012/ДРГЗ государственным заказчиком были приняты 21.02.2017 с выпуском итогового акта.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец полагает, что имеются основания для оплаты ответчиком выполненные работы по третьему этапу.
Ответчик, возражая против удовлетворения заявленных требований утверждает, что истец не направил ему заключение ВП и акт инвентаризации, не представил документов, подтверждающих факт выполнения работ по 3-му этапу в полном объеме и в соответствии с техническим заданием.
В соответствии с п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В обоснование факта выполнения работ истцом в материалы дела представлен акт приемки фактически выполненных работ по этапу 3 «Участие в проведении ПИ. Устранение замечаний ПИ» СЧ ОКР «Ретранслятор-ВЭД» по Контракту № 101/120-12 от 20.06.2012 г. от 15.08.2014 г. Окончательно работы по третьему этапу были сданы истцом 27.12.2016 года (письмо исх. № 113 от 26.12.2016 года). Ответчик замечаний в сроки, установленные контрактом, не заявил, подписанные акты по форме 16 в адрес истца не вернул.
В силу пункта 1 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
Согласно пункту 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
В то же время статья 753 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает возможность составления одностороннего акта сдачи-приемки результата работ, и защищает, таким образом, интересы подрядчика, если заказчик необоснованно уклоняется от надлежащего оформления документов, удостоверяющих приемку.
Заказчик обязан в соответствии с положениями ст. 720 Гражданского кодекса Российской Федерации организовать приемку результата, подписать акт, либо вернуть неподписанный акт с мотивированным отказом от его подписания. Обязанность доказывания обоснованности мотивов отказа от подписания актов о приемке выполненных работ возложена на заказчика. Обоснованными мотивами для отказа от подписания акта могут быть: отрицательные результаты испытаний при приемке; нарушение процедуры приемки работ, предусмотренной договором или установленной нормативно-правовыми актами для отдельных объектов строительства; обнаружение недостатков, которые исключают возможность использования объекта строительства для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком и др. (существенные недостатки).
С учетом требований Федерального закона «Об оборонном заказе» денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа, обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.
Таким образом, отношения по контракту регулируются, в первую очередь, Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».
По итогам проверки представленных документов АО «ЦНИИ ЭИСУ» направило ООО «ВЭД Сервис» протокол согласования контрактной цены 3 этапа ОКР в размере 5 245 800 руб.
Как указано выше, в соответствии с п. 6.1 контракта цена этапа должна уточняться за месяц до окончания работ. В протоколе согласования контрактной цены на выполнение этапа 3 СЧ ОКР «Ретранслятор-ВЭД» по контракту сторонами установлена фиксированная цена этапа в размере 13 000 000,00 руб. на дату 23.04.2014.
В соответствии с п. 5.7 Контракта стороны, в случае, когда результаты этана СЧ ОКР приняты частично, заказчик вправе потребовать уменьшения контрактной цены этапа СЧ ОКР.
Уменьшение цены 3 этапа СЧ ОКР вызвано в том числе с тем, что на данном этапе метрологическая экспертиза не проводилась, на это обстоятельство также указывает и 168 ВП в Заключении. В этой связи часть работ, касающихся проведения метрологической экспертизы исключены из цены работ по 3 этапу СЧ ОКР, об этом АО «ЦНИИ ЭИСУ» указывало в расшифровке трудовых затрат 3 этапа СЧ ОК.Р «Ретранслятор-ВЭД» и как следствие цена этапа была снижена до 5 245 800 руб.
Доказательством того, что метрологическая экспертиза проводилась силами АО «ЦНИИ ЭИСУ» служит тот факт, что эти экспертизы подписаны работниками АО «ЦНИИ ЭИСУ». Кроме того, метрологическая экспертиза проводилась в 2016 году и не могла учитываться при установлении цены 3 этапа СЧ ОКР, поскольку данный протокол был составлен в 2014 году.
Таким образом, весь объем работ по подготовке и проведению метрологической экспертизы, был исключен из стоимости цены 3 этапа СЧ ОКР. В связи с чем, стоимость работ истца составила 5 245 800 руб.
Отношения по контракту регулируются, в первую очередь специальными нормами права, а именно Федеральным законом «О государственном оборонном заказе».
При этом установлено, что оплата поставок продукции (работ, услуг) по оборонному заказу производится в соответствии с условиями государственного контракта (п. 2 Письма ВАС от 19.02.1996 № С5-7ЮЗ-93 «О Федеральном законе «О государственном оборонном заказе»).
Следовательно, в силу п. 6.8 контракта условия для окончательной оплаты работ по контракту не наступили ввиду не поступления АО «ЦНИИ ЭИСУ» денежных средств от государственного заказчика по государственному контракту.
Согласно п. 1 ст. 314 ГК РФ исчисление срока исполнения обязательства допускается в том числе с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором. Подобным же образом, в силу ст. 327.1 ГК РФ, исполнение обязанностей, а равно и исполнение, изменение и прекращение прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон определенных действий либо наступление иных обстоятельств, предусмотренных договором.
Таким образом, само по себе не противоречит нормам законодательства условие договора о том, что срок оплаты выполненных работ исчисляется с момента сдачи государственному заказчику результата этих работ или с момента получения денежных средств от тоже государственного заказчика.
В настоящий момент работы по ОКР «Ретранслятор» прекращены, о чем имеется решение Министра обороны от 03.06.2018 г. Работы будут приниматься по фактическим затратам. Поэтому утверждения истца о том, что работы были приняты государственным заказчиком, не соответствует действительности.
В соответствии с п. 6.10. контракта оплата фактических затрат исполнителя в случае приостановки выполнения СЧ ОКР либо прекращения СЧ ОКР и/или контракта осуществляется после проведения проверки фактических затрат . Проверка фактических затрат исполнителя проводится заказчиком в тридцатидневный срок после получения от исполнителя калькуляции фактических затрат с расшифровками и актов инвентаризации результатов СЧ ОКР (этапа СЧ ОКР), в том числе акта инвентаризации.
По результатам проверки стороны составляют протокол согласования фактических затрат, который с момента его подписания сторонами является неотъемлемой частью контракта.
Протокол согласования фактических затрат, подписанный сторонами в материалы дела не представлен.
Истец документально не опроверг данные доводы ответчика.
При таких обстоятельствах, условия для оплаты части выполненных работ по контракту не наступили, принимая решение по настоящему делу, суд учитывает в том числе и решение Министерства обороны Российской Федерации от 27.05.2019 г. № 06.05.2019г. о порядке завершения опытно-конструкторской работы шифр «Ретранслятор», в соответствии с которым ОКР «Ретранслятор» решено прекратить из-за недостижения в ходе выполнения ОКР заданных тактико-технических характеристик, а Управлению заказов по совершенствованию технической основы системы управления Вооруженными Силами Российской Федерации организовать установленным порядком работу по проверке финансово-экономических затрат, понесенных АО «ЦНИИ ЭИСУ» при выполнении ОКР. По результатам указанной проверки организовать работу по расторжению ГК.
С учетом изложенного оснований к удовлетворению заявленного требования о взыскании стоимости работ по 3-ему этапу у суда не имеется, акцессорное требование о взыскании процентов также удовлетворению не подлежит.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, предусмотрено статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца. Основания для возложения на ответчика судебных расходов сумме 300 000 руб., связанных с оплатой истцом услуг представителя, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 12, 309, 310, 702 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 131, 167- 171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца с даты его принятия.
Судья Е.Н. Киселева