ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-36642/2021-148-183 от 17.05.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

Дело № А40-36642/21-148-183

20 мая 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2021  г.

Полный текст решения изготовлен 20 мая 2021 г.

Арбитражный суд в составе: судьи Нариманидзе Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишиной А.А

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассматривает в судебном заседании дело по заявлению АО «ВНИИС» (123557, МОСКВА ГОРОД, ПЕРЕУЛОК ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, ДОМ 3/10, СТРОЕНИЕ 1, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 21.06.2004, ИНН: <***>, КПП: 770301001)

К Росстандарту (123112, МОСКВА ГОРОД, ПРЕСНЕНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 10, СТРОЕНИЕ 2, ЭТАЖ 7, 29, 39, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.07.2004, ИНН: <***>, КПП: 770301001)

О признании незаконным решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 04.07.2019 г. № 130-46/2019 (исх. № АШ-21093/03 от 16.12.2020 г)

при участии:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – ФИО1, дов. от 12.01.2021 года

УСТАНОВИЛ:

АО «ВНИИС» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Росстандарта об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 04.07.2019 г. № 130-46/2019 (исх. № АШ-21093/03 от 16.12.2020 г).

Заявитель в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 136 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей сторон.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требования по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав в открытом судебном заседании доводы представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из заявления, между АО «ВНИИС» и Росстандартом 04 июля 2019 г. был заключен Государственный контракт № 130-46/2019 на выполнение работ в области технического регулирования по теме: лот 2.2.2 «Разработка и подготовка к утверждению стандартов на продукты питания и продукцию агропромышленного комплекса».

Государственный контракт размещен в открытом доступе в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте hups://zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (закупка № 0173100009219000028).

На сегодняшний день по второму этапу Заявитель разработал и разместил во ФГИС Росстандарта окончательные редакции проектов стандартов по 25 темам и пояснительные записки к ним, сформировал сводки отзывов и продолжает вести работы по исполнению второго этапа Государственного контракта.

Согласно п. 9.1 Государственный контракт действует до 01 декабря 2020 г.

Ответчик направил Заявителю уведомление (исх. № АШ-21093/03 от 16.12.2020 г.) об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта, по причине неисполнения второго этапа Государственного контракта (приложение № 5).

Срок сдачи работ по второму этапу Государственною контракта нарушены Заявителем по причине невозможности выполнять работы из-за вспышки новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Закупка, на право заключения Государственного контракта, была размешена в ЕИС 29.03.2019 г.

19.06.2019 г. Заявитель был признан победителем открытого конкурса в электронной форме, что подтверждается Протоколом подведения итогов 8/ОКЭФ-З от 19.06.2019 г.

Следовательно, на момент определения победителя конкурса и направления проекта Государственного контракта Заявитель не мог предвидеть появления новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

19.01.2021 г. Заявитель получил от Ответчика уведомление № ЛШ-21903/03 от 16.12.2020 г. об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта (приложение № 5).

21.01.2021 г. Заявитель направил письмо Ответчику (исх. № Д-204 от 21.01.2021 г.) изложив все обстоятельства дела и сообщил о своем несогласии с принятым Ответчиком решением, просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта № 130-46/2019 от 04.07.2019 г. Данное письмо осталось без ответа и удовлетворения.

05.02.2021 г. Заявитель направил в адрес Ответчика претензию (исх. № Д-86 от 05.02.2021 г.) с просьбой отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта № 130-46/2019 от 04.07.2019 г. Данная претензия осталась без ответа и удовлетворения.

Таким образом, заявитель считает, что оспариваемое решение  нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

На основании вышеизложенного, заявитель обратился в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из следующего.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2004 г. № 294, Росстандарт является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений. В соответствии с п. 5.1 указанного Положения Росстандарт осуществляет закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности согласно законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Правовое регулирование порядка заключения договоров определено главой 28 ГК РФ, материальные нормы которой регламентируют, в числе прочих, способы заключения договоров. Одним из таких способов является заключение договора на торгах.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях осуществления закупок товаров, работ, услуг регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

29 марта 2019 г. Росстандартом согласно ст. 49 Закона о контрактной системе в единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ в области технического регулирования по теме: лот 2.2.2. «Разработка и подготовка к утверждению стандартов на продукты питания и продукцию агропромышленного комплекса» от 29 марта 2019 г. № 0173100009219000028.

По результатам проведения торгов победителем указного конкурса было признано АО «ВНИИС» и с ним Росстандартом заключен государственный контракт № 130-46/2019 от 4 июля 2019 г. на выполнение работ в области технического регулирования по теме: лот 2.2.2 «Разработка и подготовка к утверждению стандартов на продукты питания и продукцию агропромышленного комплекса» (далее - Контракт).

В соответствии с разделом I Контракта АО «ВНИИС» обязуется своевременно разработать и подготовить к утверждению стандарты на продукты питания и продукцию агропромышленного комплекса» (далее - Работы), а Росстандарт обязуется принять и оплатить выполненные Работы. Содержание, перечень и сроки выполнения Работ определяются техническим заданием и календарным планом.

Содержание, перечень и сроки выполнения Работ определялись техническим заданием и календарным планом (п. 1.2 Государственного контракта).

Согласно календарному плану выполнение Работы предполагалось в 2 этапа.

Срок окончания выполнения работ по 1 этапу - 30 ноября 2019 г., а по второму - 16 ноября 2020 г. Срок окончания действия Контракта - по 1 декабря 2020 г. включительно (п. 9.1)

Срок выполнения работ по первому этапу - 30 октября 2019 года. На первом этапе выполняются следующие работы:

-           разрабатываются первые редакции проектов национальных стандартов и пояснительные записки к ним по темам № 3; 4; 13; 20; 24; 25; 35; 41 (приложение к ТЗ), уведомления о разработке проектов национальных стандартов размешаются в Информационной системе «БЕРЕСТА» (ФГИС Росстандарта);

-   разрабатываются первые редакции проектов межгосударственных стандартов и пояснительные записки к ним по темам № 1; 2; 5-12; 14-19; 21-23; 26-34; 36-40 (приложение к ТЗ). уведомления о разработке проектов межгосударственных стандартов размешаются в Информационной системе «БЕРЕСТА» (ФГИС Росстандарта), а также направляются в Росстандарт комплекты документов для размещения в информационной системе Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МГС) на рассмотрение.

Работы по первому этапу выполнены Заявителем в полном объеме и в срок, что подтверждается подписанным «05» ноября 2019 г. Актом сдачи-приемки работ по этапу 1.

По окончании выполнения 2 этапа Работы АО «ВНИИС» письмом от 16 ноября 2020 г. № Д-180 представил в Росстандарт отчетные документы, а именно: итоговый отчет о выполнении заданий ПНС на 2020 год по 2 этапу Государственного контракта от 16 ноября 2020 г., акт сдачи приемки Работ от 16 ноября 2020 г., справку-отчет о выполненных Работах.

25 ноября 2020 г. в соответствии с п. 3.2 Контракта приемочной Комиссией Росстандарта по приемке результатов выполнения работ, а также отдельных этапов работ в рамках государственной программы «Развитие системы технического регулирования и стандартизации», созданной приказом Росстандарта от 24 апреля 2020 г. № 820 (прилагается) были рассмотрены представленные АО «ВНИИС» документы и проведена экспертиза результатов Работ по 2 этапу, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия его условиям согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе.

По результатам экспертизы приемочной Комиссией был сделан вывод, что результат исполнения Контракта, представленный АО «ВНИИС», не соответствует требованиям Контракта, а именно:

1)не представлены окончательные редакции проектов национальных стандартов, пояснительных записок к ним, копий уведомлений о завершении публичного обсуждения, размещенных в Информационной системе «БЕРЕСТА» (ФГИС Росстандарта) по темам № 1-4, 8-11, 13, 22, 24, 25, 34, 35, 40, 41 (приложение к техническому заданию);

2)не представлены копии зарегистрированных приказов об утверждении национальных стандартов по темам № 1-4, 8-11, 13, 19-22, 24, 25, 34, 35, 40, 41 (приложение к техническому заданию);

3)не представлены окончательные редакции проектов межгосударственных стандартов, пояснительных записок, сводок отзывов к ним, размещенных в информационной системе Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (АИС МТС) на голосование, по темам № 5-7, 12, 14, 23, 31-33, 36-39 (приложение к техническому заданию);

4)не представлены комплекты документов проектов межгосударственных стандартов по темам № 5-7, 12, 14-18, 23, 26-33, 36-39 (приложение к техническому заданию), размещенных в АИС МТС на принятие;

5) не представлены копии зарегистрированных приказов о введении в действие межгосударственных стандартов по темам № 5-7, 12, 14-18, 23, 26-33, 36-39 (приложение к техническому заданию).

По результатам работы приемочной Комиссии Росстандарта было составлено соответствующее Заключение от 25 ноября 2020 г. и двухсторонний акт о выявленных недостатках и необходимых доработках.

При наличии неустранимых нарушений Контракта, препятствующих приемке результатов Работ, руководствуясь п. 3.3 и п. 3.4 Контракта, Росстандарт направил в адрес АО «ВНИИС» мотивированный отказ в приемке Работ (письмо от 27 ноября 2020 г. № АШ-19661/03, прилагается) и предложил представить в срок до 30 ноября 2020 г. доработанный отчет и недостающие документы, подтверждающие выполнение Работ.

Однако предложение Росстандарта было проигнорировано, в связи с чем в адрес АО «ВНИИС» направлено (п. 1 списка № 1 внутренних почтовых отправлений от 18 декабря 2020 г. и п. 29 приложения к данному списку, прилагается) Уведомление об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 16 декабря 2020 г. № АШ-21093/03.

АО «ВНИИС» в своем заявлении не отрицает получение указанного Уведомления 19 января 2021 г., что также подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12311233086255, размещенным на официальном сайте ФГУП «Почта России» www.pochta.ru(прилагается).

Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе АО «ВНИИС» было 10 дней на устранение нарушений условий Контракта, однако и в этот раз данные нарушения так и не были устранены, что привело к расторжению Контракта.

АО «ВНИИС» в своем заявлении указывает на причину невозможности выполнения Работы по 2 этапу в следствие вспышки новой короновирусной инфекции (2019-nCoV), однако доказательств этому не приводит.

Согласно позиции Верховного суда, изложенной в п. 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020, пунктами 1 и 3 ст. 401 ГК РФ установлены различия между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в основаниях освобождения от ответственности за нарушение обязательств.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или   договором,   лицо,   не   исполнившее   или   ненадлежащим   образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Таким образом, ст. 401 ГК РФ устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы.

Так, в п. 8 названного постановления разъяснено, что в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Из приведенных разъяснений следует, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Применительно к нормам ст. 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота не мог бы избежать неблагоприятных последствий, вызванных ограничительными мерами.

В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, объективно возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении.

Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:

а)  наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;

б)       наличие причинно-следственной связи между возникшими
обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой
исполнения обязательств;

в)    непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;

г)    добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для
предотвращения (минимизации) возможных рисков.

При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.

С учетом того, что АО «ВНИИС» не представлено доказательств невозможности исполнения обязательств по Контракту и невозможности осуществления предпринимательской деятельности в связи с введенными ограничительными мерами в связи с пандемией COVID-19, отсутствуют правовые основания для отсрочки исполнения Работ по 2 этапу Контракта и исполнения надлежащим образом обязательств по Контракту в ближайшей перспективе.

Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств того, что АО «ВНИИС» обращался к Госстандарту с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения Работ по 2 этапу Контракта, не заявлял о приостановлении деятельности в период пандемии COVID-19.

Более того, решением ФАС России по делу № 21/44/104/98 от 26 февраля 2021 г. АО «ВНИИС» было включено в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине относятся на истца.

Руководствуясь ст. ст. 27, 64-68, 71, 75, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

  РЕШИЛ:

В  удовлетворении заявления   АО «ВНИИС»   отказать.

            Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                              Н.А. Нариманидзе