ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-3686/16 от 06.07.2016 АС города Москвы

И М Е Н Е М  Р О С С И Й С К О Й  Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                      Дело № А40-3686/16-31-26

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 03 августа 2016 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Агафоновой Е.Ю. (единолично),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Петуховой Ю.С., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску АО "ППК "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 394043, <...>, Б)

к ответчикам:

1. МИНФИН РОССИИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес:109097, <...>, СТР.1);

2. МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 103132, <...>)

о взыскании 12 311 345, 74 руб.

при участии: по протоколу

УСТАНОВИЛ:

АО "ППК "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" (далее - Истец) обратилось с иском в Арбитражный суд г. Москвы к Министерству финансов РФ (далее – Ответчик 1), МИНИСТЕРСТВУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – Ответчик 2) о взыскании 12 311 345, 74 руб.

Представитель МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в судебное заседание не явился. В материалах дела имеются документы, подтверждающие надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с требованиями ст.ст. 123, 124 АПК РФ. При таких обстоятельствах дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ.

Истец в судебном заседании указанные требования поддержал в полном объеме.

Представитель  Министерства финансов РФ иск не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации иск не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца и МИНФИНА РОССИИ, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Открытое акционерное общество «Пригородная пассажирская компания «Ченоземье» (в настоящий момент Акционерное общество «Пригородная пассажирская компания «Ченоземье») является коммерческой организацией, осуществляющей с 01.07.2011 деятельность по перевозке на платной основе пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии с лицензией ППБ № 3605846 от 25.03.2013.

В период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года АО «ППК «Ченоземье» осуществляло организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территориям Российской Федерации в соответствии с договорами на организацию транспортного обслуживания населения.

Перевозка пассажиров осуществлялась в 2012 году по тарифам, утвержденным исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

На территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее -Закон).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6.2 Закона в набор социальных услуг для граждан-получателей социальной услуги, перечень которых определен в статье 6.1 Закона, входит бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Между ОАО «ППК «Ченоземье» и Минздравсоцразвития России был заключен государственный контракт от 31 января 2012 г. № 228/К-18-Т/7-26 на оказание услуги по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.

В 2012 году состоялась реорганизация Минздравсоцразвития России. В связи с чем, между Минздравом России, Минтрудом России и ОАО «ППК «Ченоземье» было заключено дополнительное соглашение №ДС-1-РК/203 от 31.07.2012 к государственному контракту, согласно которому права и обязанности заказчика по государственному контракту перешли к Минтруду России.

Цена государственного контракта была рассчитана заказчиком в соответствии с формулой, предусмотренной в пункте 24(1) Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, и установлена в размере 112 275 091 (Сто двенадцать миллионов двести семьдесят пять тысяч  девяносто один рубль) рубль.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, и пунктом 2 государственного контракта перевозчик обеспечивает перевозку граждан - получателей социальной услуги без взимания с них платы за проезд в период действия государственного контракта без ограничения числа поездок и маршрута следования.

Потери в доходах ОАО «ППК «Ченоземье» представляют собой неполученную с граждан - получателей социальной услуги плату за проезд и рассчитаны исходя из количества оформленных безденежных проездных билетов и их фактической стоимости по утвержденным субъектом Российской Федерации тарифам.

Заказчик произвел оплату на сумму 112 275 091 рублей. Размер не возмещенных потерь в доходах ОАО «ППК «Ченоземье» за 2012 год по расчету истца составил 12 311 345,74 руб.

ОАО «ППК «Ченоземье» была направлена претензия от 31.01.2012 исх. № ППК - 237 в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с требованием возместить убытки в размере 12 311 345,74 руб. Требование оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 6.2. Федерального закона №178-ФЗ от 17.07.1999г. «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон №178-ФЗ) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается социальная услуга в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте.

Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте имеют следующие категории граждан: инвалиды войны; участники Великой Отечественной войны; ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах";военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;  инвалиды; дети-инвалиды.

Руководствуясь вышеназванным Федеральным законом между ОАО «ППК «Ченоземье» и Минздравсоцразвития России был заключен государственный контракт от 31 января 2012 г. № 228/К-18-Т/7-26 на оказание услуги по перевозке граждан-получателей социальной услуги железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (далее - Государственный контракт).

Согласно статье 4 Федерального закона "О государственной социальной помощи" к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи.

К ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг.

Порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 6.5).

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" Правительством Российской Федерации разработаны и утверждены Постановлением от 29 декабря 2004 года N 864 Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которыми определен порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, согласованная сторонами цена договора с учетом заключенного дополнительного соглашения  – 112 275 091,00 руб., была полностью истцу оплачена.

Расчёт цены государственного контракта производился по следующей формуле:

Цд = Нп х 12 х Чп хКф, где:

Цд - цена государственного контракта, заключаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с каждым перевозчиком;

Нп - норматив финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, которому предоставляется проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, утверждаемый ежегодно Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;

12 - количество месяцев, соответствующее финансовому году, на которое Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации заключается государственный контракт с каждым перевозчиком;

Чп - численность граждан из числа лиц, включенных по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи", которым в очередном году будет предоставлен проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения;

Кф - коэффициент, соответствующий доле участия перевозчика в предоставлении проезда гражданам на железнодорожном транспорте пригородного сообщения согласно сведениям, предоставляемым в соответствии с абзацем первым пункта 12(1) настоящих Правил.

Таким образом, Правительство Российской Федерации определило порядок расчёта цены и исчерпывающий перечень показателей, которые используются для указанных целей.

Оплата осуществлялась по ежемесячным счетам, в соответствии с п.п.4.-6. государственного контракта.

Таким образом, обязательства перед истцом были полностью выполнены в объеме, предусмотренном контрактом и в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями.

Рассчитанная в соответствии с требованиями Правил, цена контракта оплачивалась за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на указанные цели Минтруду России на 2012 год.

При этом оплата перевозчику по фактическим расходам, указанным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации не предусмотрена.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Контракта, заключенного сторонами во исполнение постановления № 864, на исполнителя возлагается обязанность обеспечить перевозку граждан - получателей социальной услуги без оплаты ими стоимости проезда в период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г., без ограничения числа поездок и маршрута следования, что означает, что количество поездок каждого гражданина, маршруты следования граждан и дальность их поездок, а также фактическая стоимость их проезда не подлежат какому-либо учету и не учитываются, в том числе при расчетах по контракту.

Таким образом, исходя из нормативных положений постановления № 864, Правил и условий подписанного сторонами Контракта, цена Контракта являлась фиксированной, оплата по фактической стоимости оказанных услуг не предусмотрена.

При этом, как указано выше, действующим законодательством и контрактом, регулирующим правоотношения сторон, не предусмотрено осуществление оплаты по контракту в зависимости от фактической стоимости проезда граждан льготных категорий.

Обязательства по контракту исполнены в полном объёме в соответствии с его условиями и требованиями Правил, что подтверждается материалами дела.

При этом в период действия договора истцом не инициировалось внесение изменений в контракт в части увеличения его цены на 12 311 345,74 рублей, соответствующий проект дополнительного соглашения не направлялся.

Таким образом, исковые требования о взыскании денежных средств заявлены за рамками договорных правоотношений.

В силу утверждённых Правительства от 29 декабря 2004 года № 864 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг осуществляется исключительно за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, утвержденных в установленном порядке Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, установленные настоящими Правилами, в соответствии с типовым контрактом, заключаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - главный распорядитель) и организацией.

Таким образом, в силу решения Правительства Российской Федерации к числу обязательных условий получения средств на предоставление гражданам проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения относится наличие типового контракта (договора).

Что касается порядка предоставления субсидий, то Минфин России, как участник бюджетного процесса в рамках организации исполнения федерального бюджета осуществляет выделение бюджетных ассигнований главному распорядителю - Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, которое, в свою очередь, за счёт и в пределах указанных средств перечисляет субсидии на расчётный счёт организациям на основании принятого в установленном Правилами порядке решения о предоставлении субсидий (п. п. 12, 23 - 25 Правил).

При этом суд учитывает, что Правила утверждены Правительством Российской Федерации, по вопросам отнесенным к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации, на основании и во исполнение федерального закона.

Принимая во внимание то обстоятельство, что порядок урегулирован законодательно, Минфин России не вправе осуществлять перечисление заявленных к взысканию средств непосредственно истцу, поскольку порядок и условия предоставления субсидий, регламентированные Правилами, не могут изменяться кем-либо.

Утверждая Правила, Правительство Российской Федерации действовало на основании и во исполнение федерального закона, в пределах своей компетенции, то есть в рамках определённого предмета правового регулирования.

Кроме того, суд принимает во внимание, что предоставление льгот соответствующей категории граждан осуществляется на основании федерального закона, имеющего в силу статей 4 и 76 Конституции Российской Федерации верховенство и прямое действие на всей территории Российской Федерации, а не в рамках договора между перевозчиком и главным распорядителем.

Соответственно указанные расходы перевозчик несёт не в рамках договора, а в силу закона. Заключение же договора и его исполнение является одним из элементов в системе действий, направленных на установление и реализацию механизма возмещения потерь в доходах, участником которых являются лишь перевозчик и Российская Федерация.

При этом речь идёт о необходимости соблюдения всеми участниками спорных правоотношений установленных Правительством Российской Федерации порядка и условий, обязательных как для предоставления, так и получения финансовой помощи.

Что касается существа положений статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ, то согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы право не было нарушено (упущенная выгода).

Суммы, которые заявляются истцом, не относятся ни к обозначенным выше расходам, ни к недополученным расходам, поскольку если исходить из предположения наличия потерь в доходах в заявленной сумме, то они возникли не в результате нарушения права, а в результате исполнения закона.

Последнее обстоятельство одновременно свидетельствует и о том, что эти расходы (на которых настаивает истец) не связаны с действием (бездействием) государства, что как следствие исключает и наличие причинно-следственной связи между предполагаемые ущербом и незаконным бездействием государства, выразившегося в уклонении от перечисления предприятию денежных средств в количестве достаточном для покрытия расходов.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что со стороны Российской Федерации в лице её федеральных органов исполнительной власти неправомерное бездействие не допущено, заявленные суммы не являются убытками, суд считает, что оснований для взыскания убытков по заявленным требованиям не имеется, так как отсутствует противоправность действий (бездействия), факт причинения истцу вреда (убытков), а также причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) ответчика и наступившим вредом (убытками).

Таким образом, отсутствует состав гражданского правонарушения, необходимый для целей статьей 15, 16, 1069 и 1071 ГК РФ.

Более того, суд отмечает, что государство не может быть понуждено в предоставлении субсидий в большем размере, чем оно это предусмотрело в установленном порядке при формировании бюджета. Предоставление субсидии в размере, полученном истцом, было предусмотрено в федеральном бюджете на 2012 год. Бюджет утверждается в форме Федерального закона. Исковое требование направлено по своей сути на изменение неустановленным способом Федерального закона о бюджете.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что потери в доходах, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров, учитывая их правовую природу, не могут в смысле статей 15, 16, 1069 ГК РФ расцениваться, как убытки.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст.110 АПК РФ.

руководствуясь ст.ст.102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ

Е.Ю. Агафонова