ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-37681/2020-92-275 от 21.08.2020 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115225, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г. Москва Дело № А40-37681/20-92-275  18 сентября 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена 21 августа 2020 года  Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2020 года 

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Костровой О.Н. 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамент  городского имущества г. Москвы 

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и  картографии по Москве (ул. Большая Тульская, д. 15, <...>) 

о признании незаконным решений, изложенных в письмах от 02.12.2019 № 77-0-1- 71/3148/2019-7695, от 13.12.2019 № 77-0-1-71/3148/2019-8002, от 17.12.2019 № 77-0-1- 71/3147/2019-1070, 77/017/216/2019-9454 об отказе в снятии с государственного  кадастрового учета объектов недвижимости 

при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (паспорт, дов. № 33-Д-812/20 от 12.05.2020г., диплом),

от ответчика: ФИО2 (удостов., дов. № Д-36/2019 от 30.12.2019г., диплом), 

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества г. Москвы (далее – заявитель, Департамент)  обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г.  Москве (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным решений,  изложенных в письмах от 02.12.2019 № 77-0-1-71/3148/2019-7695, от 13.12.2019 № 77- 0-1-71/3148/2019-8002, от 17.12.2019 № 77-0-1-71/3147/2019-1070, 77/017/216/2019-9454  об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости. 

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные  требования по доводам, изложенным в заявлении, указав, что оспариваемые решения 


ответчика являются необоснованными и нарушают права и законные интересы  Общества. 

Ответчиком представлен отзыв, в котором указывает, что оспариваемые  решения соответствует действующему законодательству, не нарушают права и  законные интересы заявителя. 

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц  участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не  подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие  (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Как следует из материалов дела, департамент городского имущества города  Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с  заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объектов недвижимости: 

-с кадастровым номером 77:04:0001017:1113, расположенного по адресу: <...>; 

-с кадастровым номером 77:04:0002003:1005, расположенного по адресу: <...>; 

- с кадастровым номером 77:07:0013003:1177, расположенного по адресу: <...> д/в 80А С.5Б/Н. 

Управлением Росреестра по Москве уведомлениями от 02.12.2019 № 77-0-1- 71/3148/2019-7695, от 13.12.2019 № 77-0-1-71/3148/2019-8002, от 17.12.2019 № 77- 0-1-71/3147/2019-1070, 77/017/216/2019-9454 в снятии с кадастрового учета было  отказано в связи с отсутствием права собственности города Москвы на указанные  объекты, а также отсутствием в составе приложенных документов акта обследования,  подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости, и отсутствием  в приложении акта документов, подтверждающих соблюдение установленного порядка  сноса объекта недвижимости. 

Не согласившись с указанными уведомлениями, заявитель обратился в  арбитражный суд с настоящими требованиями. 

Судом проверено и установлено, что срок обжалования, установленный частью  4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен. 

Оспариваемые акты Управления Росреестра по Москве вынесены в пределах  предоставленных ему полномочий. 

Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным  законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» 


(далее - Закон о регистрации), а также в соответствии с Гражданским кодексом  Российской Федерации (далее - ГК РФ) и иными нормативными правовыми актами. 

В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о недвижимости государственный кадастровый  учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой  экспертизы документов, представленных для осуществления государственного  кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или  отсутствия установленных Законом о недвижимости оснований для приостановления  государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо  для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или)  государственной регистрации прав. 

Как следует из материалов дела, по результатам проведения правовой  экспертизы управлением установлено следующее. 

Согласно сведениям реестра прав ЕГРН сведения о зарегистрированных правах  в отношении объектов недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером  77:04:0002003:1005, площадью 35,9 кв.м, расположенного по адресу: <...>, строен. 1; а также в отношении нежилого здания с кадастровым  номером 77:07:0013003:1177, площадью 6,3 кв.м, расположенного по адресу: <...> д/в 80А С.5Б/Н, отсутствуют. При этом Департамент обращался  для постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта с кадастровым номером  77:04:0002003:1005. 

По сведениям ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером  77:04:0001017:1113, площадью 474,5 кв.м учтено в качестве бесхозяйного, о чем  внесена регистрационная запись от 01.08.2019 № 77:04:0001017:1113-77/003/2019-1. 

Согласно ч. 4 ст. 225 Гражданского кодекса Российской федерации в городах  федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе бесхозяйные  недвижимые вещи, находящиеся на территориях этих городов, принимаются на учет  органами, осуществляющими государственную регистрацию права на недвижимое  имущество, по заявлениям уполномоченных государственных органов этих городов. По  истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет  уполномоченный государственный орган города федерального значения Москвы,  Санкт-Петербурга или Севастополя может обратиться в суд с требованием о признании  права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или  Севастополя на данную вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по  решению суда поступившей в собственность города федерального значения Москвы,  Санкт-Петербурга или Севастополя, может быть вновь принята во владение, в  пользование и в распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в  собственность в силу приобретательной давности. 

При этом в силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие  государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента  внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено  законом. 

Таким образом, в рассматриваемом случае возникновению права собственности  на бесхозяйную недвижимость предшествует признание права собственности в  судебном порядке и регистрации соответствующего права на основании вступившего в  законную силу судебного акта. 


На основании ч. 2, п. 2, ст. 15 Закона о недвижимости при осуществлении  государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации  прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению  собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства -  собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при  государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких  объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН. 

Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность  обращения с заявлением о снятии с кадастрового учета в связи с прекращением  существования объекта недвижимости только собственника здания, сооружения,  объекта незавершенного строительства. 

Учитывая вышеизложенное, суд согласился с позицией Управления, что  осуществление снятия с кадастрового учета бесхозяйного объекта недвижимости на  основании заявления Департамента городского имущества города Москвы не  представляется возможным. 

Кроме того, следует указать следующее.

В силу требований п. 13 Требований к подготовке акта обследования, утв.  Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 документы,  подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями  подлежат включению в состав Приложения, оформляются в форме электронных  образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной  квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего  Акт. Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его  бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов  документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и  распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов,  электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла.  Для сканирования документов необходимо использовать монохромный режим с  разрешением 300 dpi. Однако документы отсканированы не в монохромном режиме. 

В силу части 1 статьи 23 Закона о недвижимости акт обследования представляет  собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места  нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта  незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте  недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта  обследования документов подтверждает прекращение существования здания,  сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или  уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования  помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или  сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части  здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машиноместо  было расположено. 

Перечень документов, необходимых для согласования уполномоченным  органом решения о сносе (демонтаже) объекта недвижимости, определяется в  соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их  содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 


16.02.2008 № 87 (далее - Положение) снос (демонтаж) объекта и части объекта  капитального строительства рассматривается в качестве отдельного этапа  строительства (пункты 1, 8, 10 Положения), в отношении которого выполняется  «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального  строительства, состав и требования к которому предусмотрены пунктом 24 Положения. 

В настоящее время, согласно части 1 статьи 55.30 Градостроительного кодекса  РФ (далее - ГрК РФ) снос объекта капитального строительства осуществляется на  основании решения собственника объекта капитального строительства или  застройщика либо в случаях, предусмотренных ГрК РФ, другими федеральными  законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления. 

Вместе с тем в целях сноса объекта капитального строительства, застройщик или  технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу  объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. 

Кроме того, статьей 55.31 ГрК РФ определен порядок осуществления сноса  объекта капитально строительства. 

Согласно пункту 7 части 12 статьи 48 ГрК РФ в состав проектной документации  объектов капитального строительства, за исключением проектной документации  линейных объектов, включается раздел проект организации работ по сносу или  демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса  или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства,  реконструкции других объектов капитального строительства). 

Также, согласно п. 9 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных  приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.11.2015   № 861 (далее - Требования) в реквизит «Перечень документов, использованных при  подготовке акта обследования» вносятся сведения о наименовании и реквизитах  документов, использованных при подготовке Акта, в том числе проектная  документация объекта капитального строительства (за исключением проектной  документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального  строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов  капитального строительства. Однако в состав приложения Акта обследования не  включена проектная документация. 

Следует отметить, что в силу абз. 2 п. 3 Требований в случае отсутствия в  составе Приложения соответствующих документов в строке «Заключение кадастрового  инженера» должна быть приведена причина их неиспользования. 

Вышеуказанные обстоятельства препятствуют проведению учетно- регистрационных действий. 

Правомерность приостановления осуществления государственного кадастрового  учета на данном основании подтверждена судебной практикой. 

Так Верховный суд в Определении от 02.09.2019 по делу № 305-ЭС19-13992  согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что  Управление правомерно приостановило осуществление государственного кадастрового  учета, в связи с тем, что Общество не представило разрешение на проведение работ по  сносу помещения, предусмотренное Порядком оформления ордеров (разрешений). 

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что оспариваемые уведомления  являются правомерными, принятыми в полном соответствии с действующим 


законодательством Российской Федерации и не нарушают прав и законных интересов  Заявителя. 

Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и  законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении  заявленного требования. 

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в  соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

Руководствуясь ст. ст. 4, 67, 68, 71, 110, 123, 156, 167- 170, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие Федеральному закону от 13.07.2017 г. № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости», отказать в удовлетворении заявления  Департамента городского имущества г. Москвы к Управлению Росреестра по Москве  об оспаривании решений, изложенных в письмах от 02.12.2019 № 77-0-1-71/3148/2019- 7695, от 13.12.2019 № 77-0-1-71/3148/2019-8002, от 17.12.2019 № 77-0-1-71/3147/2019- 1070, 77/017/216/2019-9454 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета  объектов недвижимости. 

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный  апелляционный суд. 

Судья: Уточкин И.Н.

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 16.06.2020 14:14:36

Кому выдана Уточкин Игорь Николаевич