ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-38475/2021-135-257 от 17.06.2021 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. МоскваДело № А40-38475/21-135-257

09 июля 2021г.                                                                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2021 года                                     

Полный текст решения изготовлен 09 июля 2021 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующий: судья В.В. Дудкин

при ведении протокола помощником ФИО1

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление

Администрации Некрасовского муниципального района

к ответчику ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ»

об обязании предоставить документы

в судебное заседание явились:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Администрация Некрасовского муниципального района (далее – истец) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ФГБУ «ЦЖКУ Минобороны РФ» (далее – ответчик) с учетом положений ст. 49 АПК РФ, принятых судом, об обязании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предоставить администрации Некрасовского муниципального района следующие документы, предусмотренные приказом Министерства энергетики РФ №103 от 12 марта 2013 года:

Обследование зданий строений и сооружений (экспертиза дымовых труб и зданий)

Оперативный план тушения пожара на котельной

Отчет о проведении режимно-наладочных испытаний.

Графики химического контроля за водно-химическим режимом.

Режимные карты наладки водно-химического режима

Отчёты о наладке водно-химического режима, наличие актов внутреннего осмотра основного оборудования котельной и отбора проб отложений и шлама;

Акт (технический отчет) о проведении технического диагностирования

Заключение экспертизы промышленной безопасности (на ОПО);

Паспорта тепловых энергоустановок, содержащие положительные результаты технического освидетельствования;

График ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей

Расчет допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов

Наличие испытаний тепловых сетей на максимальную температуру теплоносителя.

Испытание тепловых сетей на определение тепловых и гидравлических потерь.

Акты гидравлических испытаний после отопительного периода.

Графики проведения гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей

Акты проверок ранее выданных предписаний.

Отчеты об устранении выявленных замечаний

Акты контроля состояния металла тепловых сетей.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, учитывая надлежащее извещение сторон (статья 123 АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, проводит судебное заседание в порядке установленном ч. 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие сторон.

Согласно п. 1 ст. 9 АПК РФ  лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства,  арбитражный суд находит заявленные требования по делу не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и указывает истец в тексте иска, в р.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области единственной теплоснабжающей организацией и поставщиком теплоэнергии является ЖКС №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, расположенный по адресу: 150000, <...>. Потребителями тепловой энергии являются: детский сад, школа, ФАП и 43 многоквартирных дома.

С целью исполнения указанных полномочий, на основании постановления администрации Некрасовского муниципального района №430 от 23 апреля 2020 года «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Некрасовского муниципального района к отопительному периоду 2020-2021 годов» уполномоченной комиссией была проведена проверка ЖКС №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

В Администрацию Некрасовского района от ЖКС №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России поступили часть документов для получения паспорта готовности района к отопительному периоду 2020-2021 гг.

От Администрации Некрасовского муниципального района в адрес ЖКС №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было направлено письмо от 20.08.2020 года за исх. №ИХ 12.01-1955/20 о необходимости предоставления документов по не устранённым замечаниям.

После предоставления некоторой документации в адрес ЖКС №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России было направлено повторное письмо от 25.09.2020 года №ИХ 12.01-2256/20 о необходимости предоставления документов.

До настоящего момента ЖКС №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в адрес Администрации Некрасовского муниципального района не представило следующие документы: график тепловых нагрузок; соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами; наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии;            функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно: укомплектованность указанных служб персоналом; обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения; проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей; организация контроля режимов потребления тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей; организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии; обеспечение проверки качества строительства принадлежащих вам тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии с Законом о теплоснабжении; обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно: готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготавления и топливоподачи, соблюдение водно-химического режима; отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей; наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов; наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления; проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей; выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива; наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями; отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний, влияющих на надежность работы в отопительный период, выданных уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) органами государственной власти и уполномоченными на осуществление муниципального контроля органами местного самоуправления; работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: полномочия по организации в границах поселения теплоснабжения населения относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.

На основании п. 1 и 4 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федеральный закон №190-ФЗ от 27 июля 2010 г. «О теплоснабжении»: принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а так же выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду относятся к вопросам местного значения муниципальных районов.

Порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения администрацией Некрасовского муниципального района проверок готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, определяется Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Министерства энергетики РФ №103 от 12 марта 2013 года.

В соответствии с главой II Правил оценки готовности к отопительному периоду:

-           Проверка осуществляется комиссиями, которые образовываются Федеральной
службой по экологическому, технологическому и атомному надзору или органами местного
самоуправления поселений, городских округов.

Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду, утверждаемой руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа.

-           При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных
главами III-V настоящих Правил (далее - требования по готовности). Проверка выполнения
теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных
настоящими Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения
соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и
иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В случае отсутствия обязательных требований технических регламентов или иных нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения в отношении требований, установленных настоящими Правилами, комиссии осуществляют проверку соблюдения локальных актов организаций, подлежащих проверке, регулирующих порядок подготовки к отопительному периоду.

В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости -проводят осмотр объектов проверки.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее - акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу.

При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний (далее -Перечень) с указанием сроков их устранения.

- Паспорт готовности к отопительному периоду (далее - паспорт) выдается
уполномоченным органом, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки.

- Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Таким образом, по мнению истца, ЖКС №19 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России нарушает требования Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённые приказом Министерства энергетики РФ №103 от 12 марта 2013 года.

Учитывая, что в досудебном порядке требования истца ответчиком не удовлетворены, истец обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующих норм закона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).

Исходя из пунктов 1, 4 части 1, части 1.1 статьи 6 Закона N 190-ФЗ полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения, в том числе по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, выполнению требований, установленных правилами оценки готовности поселений к отопительному периоду, и контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 20 Закона N 190-ФЗ проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (часть 2). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей (часть 5).

Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N 103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному сезону (далее - Правила N 103).

Согласно пунктам 2, 5, 6 Правил N 103 проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций к отопительному периоду осуществляется комиссией, которая образуется уполномоченным органом местного самоуправления, в соответствии с утверждаемой руководителем программой проведения проверки. В целях проведения проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций в состав комиссии могут включаться по согласованию представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Проверка выполнения теплосетевыми и теплоснабжающими организациями требований, установленных названными Правилами, осуществляется комиссиями на предмет соблюдения соответствующих обязательных требований, установленных техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В целях проведения проверки комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду, который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к названным Правилам. В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду. При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень замечаний с указанием сроков их устранения (пункты 7, 8 Правил N 103).

В соответствии с п.1 ст.1 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Как указано в ч.1 ст. 2 ГК РФ, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Как предусмотрено п.1,п.2 ст.2 АПК РФ, задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:  защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;  обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

Исходя из оснований и предмета заявленных требований,  на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что права истца в экономической сфере не нарушены, требования, фактически,  основаны на полномочиях истца в рамках государственного надзора по готовности к отопительному периоду и данные полномочия  подлежат реализации в порядке, предусмотренном  Федеральным законом, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.(Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).

Согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Вопрос оценки доказательств в силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является компетенцией суда, рассматривающего дело.

На основании изложенного, учитывая, что истцом не представлено надлежащих доказательств в обоснование заявленного требования в соответствии со ст. 65 АПК РФ, согласно которой каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.

Расходы по госпошлине подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.   

С учетом изложенного, на основании ст.ст.309, 310, 314, 330, 606, 614,   Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                           В.В. Дудкин