ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-38840/15 от 14.05.2015 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-38840/15

июня 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2015 года

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2015 года

Арбитражный суд в составе судьи Л.А. Дранко (шифр 79-305),

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.А. Чернышевой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Конкурсного управляющего ООО «Дорстрой-АБ»

к 1. ИФНС № 46 по г. Москве 2. ИФНС № 25 по г. Москве

о признании незаконными действий ИФНС № 25 по г. Москве выразившихся в отказе выдать запрашиваемый документ и обязании выдать дубликат свидетельства, о признании незаконными действий ИФНС № 46 по г. Москве выразившихся в отказе выдать запрашиваемый документ и обязании выдать дубликат свидетельства и обязании внести сведения в ЕГРЮЛ.,

при участии:

от заявителя: Кукан А.М. по доверенности от 23.04.2015 г.,

от ИФНС России №46 по г.Москве: Спиренков И.Н., удостоверение, по доверенности от 08.12.2014 г.

УСТАНОВИЛ:

Конкурсный управляющий ООО «Дорстрой-АБ» К.Т. Тедеев обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия МИФНС России №46 по г.Москве, выразившихся в отказе предоставить дубликат свидетельства ОГРН в отношении общества, и обязании внести в ЕГРЮЛ сведения о  лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Требования заявителя мотивированы судебным актом арбитражного суда, который подтверждает утверждение К.Т. Тедеева в качестве конкурсного управляющего ООО «Дорстрой-АБ» и вытекающей из этого обязанностью ответчика по внесению соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Представитель МИФНС России №46 по г.Москве возражал по заявленным требованиям, ссылаясь на отсутствие оснований для внесения изменений в ЕГРЮЛ и несоблюдение заявительного порядка государственной регистрации.

ИФНС № 25 по г. Москве, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.

Заслушав доводы представителей присутствующих лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что дело подлежит рассмотрению по существу, а заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч.1, 5 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннего полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.

Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда г.Москвы по делу №А40-140573/14 от 12.11.2014 года ООО «Дорстрой-АБ» признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Также, данным решением в качестве конкурсного управляющего назначен К.Т. Тедеев.

В целях проведения конкурсного производства Т.К. Тедеевым в адрес МИФНС России №46 по г.Москве подан запрос о выдаче путем отправки на юридический адрес должника дубликата свидетельства ОГРН.

Обращаясь с требованием в арбитражный суд, заявитель указывает, что ответчик без достаточных правовых оснований не направил ему дубликат свидетельства ОГРН.

Однако при обращении в арбитражный суд заявителем также не учтено, что согласно п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения судом о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является наличие одновременно двух оснований: как несоответствие такого акта закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав.

Таким образом, Закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

В настоящем случае, суд полагает необходимым отметить, что Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня со дня государственной регистрации, в соответствии с указанным заявителем способом получения документов, выдаёт заявителю или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Приказом ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей» (зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2013 N 26583) (далее - Приказ) утверждены формы и содержание документов, подтверждающих факт внесения записи в ЕГРЮЛ. На основании Приказа документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей после 03 .07. 2013, является:

при создании (в том числе путем реорганизации) юридического лица, приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, создании крестьянского (фермерского) хозяйства - свидетельство и прилагаемый к нему лист записи, форма и содержание которого утверждены Приказом;

при внесении в ЕГРЮЛ или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей иных сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, крестьянском (фермерском) хозяйстве - лист записи, форма и содержание которого утверждены Приказом.

Таким образом, при внесении в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ, является Лист записи ЕГРЮЛ, по форме, утверждённой Приказом.

Учитывая вышеизложенное, с 04.07.2013 при обращении за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, выдаётся Лист записи ЕГРЮЛ, по форме, утверждённой Приказом.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном  органе  в  порядке,  предусмотренном  законом  о  государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные Единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

В силу п.п. «л.» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Согласно п.5 ст.5 Закона №129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 ст.51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В соответствии с п.2 ст. 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

При отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, включаются в ЕГРЮЛ.

Учитывая изложенное, повторная выдача документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ вновь назначенному руководителю юридического лица осуществляется налоговым органом после внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ.

При этом, как указывает ответчик, запрос о повторной выдаче вышеназванного документа может быть представлен в регистрирующий орган одновременно с заявлением по форме № Р 14001, утвержденной приказом ФНС России 25 января 2012 г. N ММВ-7-б/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», представляемым для внесения в ЕГРЮЛ сведений в связи с изменением сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ). Представление иных документов, в том числе протокола общего собрания участников юридического лица и приказа о вступлении в должность нового руководителя юридического лица, не требуется. Повторная выдача документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, может быть осуществлена налоговым органом одновременно с документами, подтверждающими факт внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе юридического лица.

В случае представления в регистрирующий орган запроса о повторной выдаче документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ, после внесения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе юридического лица, с учётом положений п. 1 ст. 6 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), повторная выдача указанного документа, может быть осуществлена в срок, предусмотренный п. 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ - не более пяти дней, следующих за днём получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Таким образом, у инспекции не имелось оснований для выдачи дубликата свидетельства ОГРН и внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи чем, у суда также отсутствуют основания для обязания инспекции внести изменения в ЕГРЮЛ.

Суду заявителем не представлены доказательства отказа в совершении ответчиком определенных Законом о регистрации действий, принятия решений, либо совершения действий (принятия решений), не соответствующих Закону, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований заявителя у суда не имеется.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст.ст.16,  29, 65, 75, 123, 156, 104, 110, 167-170, 198-201 АПК

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Конкурсного управляющего ООО «Дорстрой-АБ» об оспаривании бездействия ИФНС № 46 по г. Москве – отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Л.А. Дранко