ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-38866/15 от 04.06.2015 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-38866/15

127-273

июня 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 04 июня 2015 года

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2015 года

Арбитражный суд в составе судьи Кофановой И. Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селим Р.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Моспромпроект» (125047, <...>. Д. 27. ИНН <***>  ОГРН <***> дата регистрации  23 июня 2014г.)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, <...>. ИНН <***>  ОГРН <***>  дата регистрации 3 ноября 2009г.)

Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы (115054, <...>. ИНН <***>  ОГРН <***>  дата регистрации 15 ноября 1991г.)

об признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) 05.12.2014 М12/042/2014-988;

обязании Управления Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию перехода права собственности и государственную регистрацию права собственности на объект, расположенный по адресу: <...>.

при участии представителей

от истца (заявителя) – ФИО1 по доверенности № 68 от 01.07.2014г.,

от ответчика – ФИО2 по доверенности № 6190/2015 от 26.03.2015г.

от третьего  лица – ФИО3 по доверенности № 33-Д-956/14 от 30.12.2014г.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Моспромпроект» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

об признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) 05.12.2014 М12/042/2014-988;

обязании Управления Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию перехода права собственности и государственную регистрацию права собственности на объект, расположенный по адресу: <...>,

с учетом уточнения предмета исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ (т.2, л.д. 5).

Рассмотрев материалы дела суд установил следующее:

12.02.2014 года на основании Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы № 1704 Государственное унитарное предприятие города Москвы Институт по проектированию промышленных и транспортных объектов для городского хозяйства г. Москвы «Моспромпроект» (ГУП «Моспромпроект») реорганизовано в форме преобразования в Открытое акционерное общество «Институт по проектированию промышленных и транспортных объектов для городского хозяйства г. Москвы «Моспромпроект» (ОАО «Моспромпроект»). Дата регистрации в налоговом органе - 23.06.2014 года. ОАО «Моспромпроект» является правопреемником всех прав и обязанностей ГУП «Моспромпроект».

Указанный объект вошел в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП «Моспромпроект» по состоянию на 30.09.2013г., что подтверждается указанным выше распоряжением и передаточным актом имущественного комплекса от 23.06.2014г.

10.07.2014 Заявитель в обеспечение исполнения п. 13 Распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 12.02.2014г. № 1704 «О приватизации ГУП «Моспромпроект» подал документы на государственную регистрацию права собственности объекта недвижимого имущества: здание, общей площадью 1 719,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

24.07.2014 государственная регистрация приостановлена сроком на 1 месяц в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона о регистрации. Причинами приостановления послужило следующее.

В качестве документа - основания представлено Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 12.02.2014 № 1704 «О приватизации ГУП Моспромпроект», по которому в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ГУП города Москвы «Моспромпроект» вошло нежилое здание, общей площадью 1719,2 кв.м., расположенное по адресу: <...>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В пункте 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно статьи 552 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В соответствии со статей 25.5 Закона о регистрации при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно проводится государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.

По данным Государственного кадастра недвижимости, совпадающим со сведениями публичной кадастровой карты (http://maps.rosreestr.ru/Portal/) нежилое здание адресу: <...>, площадью 1719,2 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0001044:1072, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001044:34.

По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001044:34 сформирован подраздел I об объекте, при этом ранее зарегистрированные права аренды третьего лица, прекращены.

Вместе с тем, в Управление поданы документы только на переход права собственности в отношении здания.

Соответствующее заявление и иные документы, необходимые для перехода права собственности от города Москвы к ОАО «Моспромпроект» на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0001044:34, не представлены.

21.08.2014 государственная регистрация приостановлена сроком на 3 месяца на основании заявления № 12/052/2014-549.

20.11.2014 государственная регистрация возобновлена в связи с истечением срока приостановления.

В течение срока приостановления дополнительные документы представлены не были.

05.12.2014 было принято решение об отказе.

Оспаривая решение об отказе заявитель указал, что Заинтересованным лицом при анализе правовых норм не учтено следующее.

Согласно п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц. Аналогичное правило содержится и в п. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и п. 1 ст. 28 Закона о приватизации.

Статья 27 Земельного кодекса РФ содержит положения об ограничении оборотоспособности земельных участков. В свою очередь, п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускает предоставление в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, а так же резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Пункт 8 ст. 28 Закона о приватизации так же содержит перечень земельных участков, которые не подлежат отчуждению.

Земельный участок с КН 77:01:0001044:34 согласно электронному атласу Москвы (автоматизированная информационная система, содержащая сведения о расположении в пределах административных границ города Москвы объектов культурного наследия) является земельным участком, собственность на который не разграничена.

Согласно историко-культурному опорному плану территории города Москвы указанный земельный участок находится на исторической территории города Москвы, отнесенной к зонам охраны объектов культурного наследия. Так, согласно ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002г. земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и настоящим указанным законом.

Исторической территорией города Москвы в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 18.07.2006 № 510-ПП «Об утверждении Положений о Городском реестре недвижимого культурного наследия и об Историко-культурном опорном плане города Москвы» является территория объектов культурного наследия, а также иные части территории города Москвы с исторически сложившимися планировочной структурой, ландшафтом, характером застройки, иными характеристиками, представляющими культурную ценность, границы, режим содержания и использования которых устанавливаются в соответствии с законодательством о культурном наследии.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия (ч. 4 ст. 99 ЗК РФ). При этом земельные участки, на которых находятся объекты, не являющиеся памятниками истории и культуры, но расположенные в границах зон охраны памятников истории и культуры, используются в соответствии с градостроительными регламентами, установленными с учетом требований охраны памятников истории и культуры (абз. 3 ч. 10 ст. 85 ЗК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 753-ПП «Об обременениях земельных участков и ограничениях их использования в городе Москве» от 28.08.2007г. документами территориального планирования, документацией по планировке территории, а так же ранее установленными градостроительными регламентами определяется принадлежность земельных участков и их частей к территориям с видами обременении земельных участков и ограничений их использования. Пункт 4 указанного Постановления устанавливает ограничение «не подлежит приватизации» в отношении земельных участков или их частей, расположенных на землях или следующих видах территорий:

- землях общего пользования (занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, автомобильными дорогами, мостами, тоннелями, подземными пешеходными переходами, эстакадами, инженерными сооружениями и коммуникациями, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами, береговой полосой водных объектов);

- землях в составе территорий, предусмотренных документами территориального планирования и документацией по планировке для использования в государственных или общественных интересах.

Таким образом, земельный участок с КН 77:01:0001044:34 имеет особый правовой режим использования и не подлежит приватизации на основании норм федерального и локального законодательства. Поэтому Департамент имущества города Москвы не имел права включать в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия такой земельный участок.

Кроме того, согласно абз. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о приватизации передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов. В свою очередь, земельный участок с КН 77:01:0001044:34 никогда не передавался в аренду ГУП «Моспромпроект». Поэтому на момент проведения инвентаризации (по состоянию на 30.09.2013) актива в виде имущественного права аренды на земельный участок с КН 77:01:0001044:34 у ГУП «Моспромпроект» не имелось.

Суд, исследовав доказательства по делу, оценив доводы сторон, находит требования Заявителя правомерными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.

В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в ст. 20 Закона о регистрации, в частности, в случаях, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав (абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации). 

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 № 132 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20, 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации. К их числу относятся следующие документы: заявление о регистрации права; документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя; кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов); документ об уплате государственной пошлины.

Согласно п. 5 ст. 57 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения инвентаризации с целью последующей приватизации) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица (абз. 3 п. 2 ст. 218 ГК РФ) - с момента завершения реорганизации юридического лица.

Таким образом, вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам -правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В соответствии п. 5 ст. 57 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения инвентаризации с целью последующей приватизации) при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно ст. 59 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения инвентаризации с целью последующей приватизации) передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц. Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Так, в материалы дела правоустанавливающих документов были представлены Передаточный акт имущественного комплекса от 23.06.2014 и Распоряжение о приватизации ГУП «Моспромпроект» от 12.02.2014 № 1704, что подтверждается Описью дела (т. 1 л.д. 49) и Распиской в получении документов в государственной регистрации от 10.07.2014 (т. 1 л.д. 64).

В Передаточном акте, в разделе «1. Основные средства» «п. 1.1. Земельные участки» отсутствует информация о каких-либо передаваемых земельных участках или прав на них. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 (далее - «Закон о приватизации) передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов. В свою очередь, земельный участок с КН 77:01:0001044:34 никогда не передавался в аренду ГУП «Моспромпроект». Поэтому на момент проведения инвентаризации (по состоянию на 30.09.2013) актива в виде имущественного права аренды на земельный участок с КН 77:01:0001044:34 у ГУП «Моспромпроект» не имелось. Ввиду этого, в Приложение № 2 к Распоряжению ДГИ от 12.02.2014 № 1704 (т. 1 л.д. 142) не включен данный земельный участок, как объект, который не подлежал приватизации в составе имущественного комплекса. Таким образом, на момент проведения приватизации у ГУП «Моспромпроект» отсутствовало обязательство в виде договора аренды на земельный участок с КН 77:01:0001044:34.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что реорганизация в форме преобразования предполагает универсальное правопреемство по обязательствам присоединяемого лица, то представленный на государственную регистрацию передаточный акт соответствовал предъявляемым к его оформлению требованиям законодательства.

В данном случае, была осуществлена сделка по приватизации недвижимого имущества. Документом-основанием является передаточный акт и Распоряжение ДГИ от 12.02.2014 № 1704.

Вывод регистратора о том, что необходимо представить дополнительно документы для перехода права собственности от города Москвы к Заявителю на земельный участок с КН 77:01:0001044:34, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Согласно справочной информации по объектам недвижимости в режиме on-line на официальном сайте Росреестра в сети Интернет права на указанный земельный участок не зарегистрированы. Кроме того, согласно сведениям электронного атласа Москвы, представленного на сайте Департамента имущества города Москвы, в отношении указанного земельного участка собственность неразграничена. Поэтому переход права собственности на земельный участок от города Москвы к Заявителю невозможен, по причине изначального отсутствия права собственности города Москвы на этот земельный участок.

Поэтому ссылка государственного регистратора на ст. 25.5. Закона о регистрации не могла быть применима в условиях сделки приватизации между городом Москвой, в лице ее уполномоченного органа - Департамента имущества города Москвы, и ОАО «Моспромпроект».

Кроме того, следуя буквальному толкованию абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации становится явным, что обязанность по предоставлению документов возложена на заявителя. Заявителями были Департамент имущества города Москвы и ОАО «Моспромпроект». Указанные лица в полном объеме исполнили свои обязанности по предоставлению полного комплекта документов для права собственности (перехода права) на здание, в соответствии со ст. 11, 13, 16, 17 Закона о регистрации. Заявители не могли представить документы для перехода права собственности и регистрации права собственности на земельный участок с КН 77:01:0001044:34, по причине отсутствия указания на такой объект в правоустанавливающих документах, а именно в Передаточном акте от 23.06.2014 и Распоряжении Департамента ДГИ от 12.02.2014 № 1704.

Таким образом, все необходимые документы, предусмотренные Законом о регистрации и соответствующие требованиям действующего законодательства, для проведения государственной регистрации права собственности (перехода права) на спорное недвижимое имущество были представлены заявителем в регистрирующий орган, в том числе, надлежащим образом оформленный Передаточный акт от 23.06.2014 и Распоряжение ДГИ от 12.02.2014 № 1704, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации права собственности (перехода права) на спорное имущество отсутствовали.

При таких обстоятельствах, требования подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине подлежат возвращению из федерального бюджета в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года, Федеральным законом № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 года,  ст. ст. 27, 35  Земельного кодекса РФ, ст. ст. 8, 12, 552 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 65, 67, 68, 71, 106, 110, 123, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение об отказе в государственной регистрации права собственности, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) 05.12.2014 М12/042/2014-988.

Обязать Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию перехода права собственности и государственную регистрацию права собственности на объект, расположенный по адресу: <...>.

Возвратить Открытому акционерному обществу «Моспромпроект» из федерального бюджета госпошлину по иску в размере 3 000 рублей, перечисленную по платежному поручению №598 от 26.02.2015 года, выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с даты его принятия.

Судья:

И.Н.Кофанова