Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
14 мая 2015 года | Дело № А40-39553/2015 |
Арбитражный суд города Москвы
в составе судьи Папелишвили Г.Н. (шифр судьи 144-297)
рассмотрел в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ) дело по заявлению Банка России
о привлечении ЗАО «Регистроникс» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КРФоАП
без участия сторон
УСТАНОВИЛ: Банк России обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении ЗАО «Регистроникс» к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1 КРФоАП.
Стороны, будучи извещенными о принятии судом к рассмотрению заявленных истцом требований в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.ст. 121, 122 АПК РФ надлежащим образом, ходатайств препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства не заявили, в связи, с чем спор рассмотрен, в том числе в порядке ст.ст. 123, 156, 226-229 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
В своем заявлении Банк России ссылается на нарушение ЗАО «Регистроникс» лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого в силу Статьи 39 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" вида деятельности – «Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг».
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не воспользовалось предоставленными ему АПК РФ процессуальными правами, отзыв или иную письменную позицию по спору не представило, требования заявителя не оспорило.
Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Как следует из материалов дела в Банк России поступило обращение ФИО1 от 02.06.2014 № 0-25855 о нарушениях ЗАО «Регистроникс» законодательства Российской Федерации о ценных бумагах в части требований к собственным средствам профессионального участника рынка ценных бумаг.
ЗАО «Регистроникс» является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг на основании лицензии № 10-000-1-00267, выданной ФСФР России 24.12.2002 без ограничения срока действия.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» Банк России вправе направлять профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России.
В соответствии со статьей 76.5. Федерального закона от 10.07.2012 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Ответчику были направлены предписания Банка России о предоставлении документов от 27.06.2014 № 55-2-1/578, от 29.07.2014 № 55-2-1/951, от 27.10.2014 № 55-2-1-1/1853 (далее - Предписания), в соответствии с которыми Ответчик обязан был предоставить в том числе:
- копии всех документов, подтверждающих расчет размера собственных средств Ответчика по состоянию на 30.04.2014 и на 30.09.2014;
- расшифровки всех строк расчета размера собственных средств с указанием реквизитов документов, явившихся основанием для принятия сумм остатков по счетам бухгалтерского учета к расчету размера собственных средств Ответчика (с указанием данных сумм), по состоянию на 31.12.2013, 31.01.2014, 28.02.2014, 31.03.2014, 30.04.2014, 31.05.2014, 30.06.2014, 30.09.2014 (далее - Даты);
- справку-разъяснение о причинах отражения в бухгалтерском учете по счету «Незавершенное строительство» по состоянию на Даты зданий на общую сумму 42 123 982 рублей, которые сданы в эксплуатацию в 1982 году и находятся в ремонте, с приложением копий документов на основании которых такие здания отнесены Ответчиком к объектам незавершенного строительства;
- объяснения по факту учета сумм в строке 040 расчета собственных средств с приложением копий подтверждающих документов;
- копию отчета (отчетов) оценщика об оценке объектов незавершенного строительства, участвующих в расчете собственных средств Ответчика на Даты (по состоянию на каждую дату расчета), а в случае если у Ответчика такой отчет (отчеты) отсутствует - объяснения по данному факту;
- объяснения по факту принятия на баланс Ответчика зданий, участвующих в размере собственных средств Ответчика на Даты (строка 040), по стоимости, превышающей стоимость, указанную в передаточном акте от 08.12.2012;
- сведения обо всех ценных бумагах, принятых к расчету собственных средств на Даты (строка 160), с указанием по каждой ценной бумаге полного наименования эмитента, его идентификационного номера налогоплательщика, государственного регистрационного номера выпуска ценных бумаг, количества ценных бумаг, принадлежащих Ответчику, стоимости ценных бумаг согласно балансовой стоимости, с приложением выписок из реестра владельцев ценных бумаг (выписок по счетам депо) таких эмитентов и/или иных документов, подтверждающих факт владения, а в случае отсутствия таких документов - объяснения по каждому факту;
- сведения о размере резерва под обесценение финансовых вложений, созданного Ответчиком;
- копии отчетов оценщиков об оценке ценных бумаг, принятых к расчету собственных средств Регистратора на Даты, в отношении каждой ценной бумаги (при наличии);
- сведения об остатках денежных средств Регистратора на расчетных (валютных) счетах, открытых Ответчику в кредитных организациях на каждую дату Периода с приложением копий банковских выписок по таким счетам каждого расчета на Даты;
- справку-разъяснение по каждому договору займа, участвующему в расчетах собственных средств на Даты (строка 210), с указанием в отношении каждого займа, является ли он действующим, пролонгированным или просроченным, с приложением копий подтверждающих документов;
- копии выписок с банковских счетов, подтверждающие перечисление и возврат денежных средств по договорам займа, отраженным в строке 210 «Иные займы, предоставленные организацией» каждого расчета собственных средств на Даты;
- копии балансов, отчетов о прибылях и убытках, отчетов о финансовых результатах Регистратора на 31.12.2013, 31.03.2014 и 30.06.2014.
В ходе анализа документов и сведений, предоставленных ЗАО «Регистроникс», Банком России установлено следующее:
1) В соответствии с пунктами 3 и 3.1 Положения о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, утвержденного приказом ФСФР России от 23.10.2008 № 08-41/пз-н (далее - Порядок расчета собственных средств) в состав активов, принимаемых к расчету собственных средств организации, включаются недвижимое имущество, программно-аппаратные средства и транспортные средства, принятые организацией по правилам бухгалтерского учета как основные средства, в оценке по данным бухгалтерского учета (за вычетом начисленной амортизации).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 Приказа ФСФР России от 11.02.2010 № 10-7/пз-н «О порядке и сроках раскрытия профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов информации о расчете собственных средств в сети Интернет» (далее - Приказ № 10-7/пз-н) профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Порядком расчета собственных средств, и раскрывается в сети Интернет на специальной странице сайта для распространения информации, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат участнику рынка, в течение месяца, следующего за месяцем, за который был произведен расчет. Информация о расчете собственных средств должна быть доступна на специальной странице не менее 12 месяцев с даты раскрытия указанной информации.
В соответствии с пунктом 2.15 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 20.07.2010 № Ю-49/пз-н (далее - Положение о лицензионных требованиях) профессиональные участники рынка ценных бумаг до раскрытия информации в соответствии с Приказом № Ю-7/пз-н обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг расчет собственных средств по состоянию на последний календарный день каждого месяца в порядке, определенном Порядком расчета собственных средств.
Согласно расчетам собственных средств Ответчика, осуществленным по состоянию на последний календарный день каждого месяца, начиная с 31.12.2013 и заканчивая 30.06.2014, а также по состоянию на 30.09.2014, в составе активов, участвующих в расчете собственных средств, Ответчик отражает незавершенное строительство (строка 40).
Из содержания расшифровок строк расчетов собственных средств Ответчика на Даты, представленных Ответчиком соответственно письмами от 29.07.2014 № 67/2014, от 02.09.2014 № 89/2014, от 09.09.2014 № 93/2014, от 11.09.2014 № 94/2014, от 28.11.2014 № 387/2014 в ответ на Предписания, следует, что в состав незавершенного строительства включены здания, машины и оборудование, полученные Ответчиком в результате реорганизации, принятые и продолжающие учитываться Ответчиком на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее - План счетов № 94н), счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. Следовательно, имущество, учтенное организацией в качестве вложений во внеоборотные активы, до его перевода в состав основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета не рассматривается в качестве объекта обложения налогом на имущество организаций, и на него не начисляется амортизация.
Таким образом, здания, машины и оборудование, учитываемые Обществом по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», не могут участвовать в расчете его собственных средств.
Следовательно, в нарушение пунктов 3 и 3.1 Порядка расчета собственных средств в состав активов, принимаемых к расчету собственных средств организации (строка 040), Регистратор включил активы, не принятые организацией по правилам бухгалтерского учета как основные средства, в следующем размере (с учетом применяемого коэффициента 0,5):
на 31.12.2013 - 34 253 434 рублей;
на 31.01.2014 - 34 253 433 рублей;
на 28.02.2014, 31.03.2014, 30.04.2014, 31.05.2014, 30.06.2014, 30.09.2014 - 29 168 688 рублей.
2) В нарушение пункта 2 Порядка расчета собственных средств стоимость активов Ответчика для расчета собственных средств на Даты определена Ответчиком не на основании данных бухгалтерского учета и в соответствии с Порядком расчета собственных средств.
Согласно расчету собственных средств Ответчика на 31.12.2013 и 31.01.2014 у Ответчика на балансе находилось недвижимое имущество стоимостью 645 783 рублей (счет бухгалтерского учета 01 «Основные средства»). Как следует из расшифровки размера собственных средств Ответчика, на указанную дату объектом недвижимости являлся земельный участок, принятый Ответчиком при реорганизации. Стоимость земельного участка подтверждается передаточным актом б/№ от 08.02.2012 и данными бухгалтерских балансов на 31.12.2013 и на 31.03.2014, предоставленных Ответчиком.
Согласно расчетам собственных средств Ответчика по состоянию на 28.02.2014 и 31.03.2014 стоимость недвижимого имущества составила 10 815 274 рублей. При этом из расшифровки соответствующих расчетов следует, что помимо указанного выше земельного участка Ответчик отнес к недвижимому имуществу машины и оборудование стоимостью 10 169 491 рублей (счет бухгалтерского учета 01 «Основные средства»), которые по состоянию на 31.01.2014 учитывались Ответчиком на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Аналогичная информация в отношении данных активов содержится в расчетах собственных средств на более поздние даты и в соответствующих расшифровках к ним.
Отражение в расчете собственных средств в качестве недвижимого имущества (строка 010) активов, учет которых ранее осуществлялся по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», в силу требований Плана счетов № 94н возможно только в случае перевода таких активов в состав основных средств согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета.
Однако, как следует из содержания бухгалтерских балансов на 31.12.2013, 31.03.2014 и 30.06.2014 активы стоимостью 10 169 тысяч рублей отражены Регистратором в бухгалтерском учете как «строительство объектов основных средств» (код 11506). Вместе с тем, в строке «основные средства организации» (код 11501) на 31.12.2013 и 31.03.2014 отражены средства в размере 719 тысяч рублей и 683 тысячи рублей соответственно, из которых 646 тысяч рублей приходилось на земельный участок, а на 30.06.2014 - 9 696 тысяч рублей, из которых 9 641 тысяч рублей приходится на стоимость земельного участка (после 30.04.2014 с учетом проведенной переоценки).
Согласно Плану счетов № 94н «строительство объектов основных средств» является субсчетом 08-3 счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Следовательно, «машины и оборудование» стоимостью 10 169 491 рублей при расчете собственных средств Ответчика не могли быть отнесены им к недвижимому имуществу (строка 010).
Таким образом, Ответчик в расшифровках расчетов собственных средств по состоянию на 28.02.2014, 31.03.2014, 30.04.2014, 31.05.2014, 30.06.2014, 30.09.2014 в отношении учета активов «машины и оборудование» стоимостью 10 169 491 рублей предоставил информацию, не соответствующую фактической.
3) В соответствии с пунктами 3, 3.9 Порядка расчета собственных средств в состав активов, принимаемых к расчету собственных средств организации, включаются ценные бумаги, учитываемые в составе финансовых вложений, по которым не определяется рыночная цена, - в оценке по данным бухгалтерского учета, за вычетом создаваемого организацией резерва под обесценение финансовых вложений, если за последние 6 месяцев до расчетной даты не проводилась оценка таких ценных бумаг оценщиком.
Из представленных расшифровок расчетов собственных средств на Даты следует, что к составу ценных бумаг, участвующих в расчетах собственных средств, Ответчик отнес вклады в уставные капиталы обществ и вложения в ценные бумаги, не допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг: акции ОАО «АМУР» и акции ОАО «Северный Форпост» (отражены в расчетах на 31.12.2013, 31.01.2014, 28.02.2014, 31.03.2014, 30.04.2014, 31.05.2014, 30.06.2014).
Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), ОАО «АМУР» прекратило деятельность в качестве юридического лица 25.12.2008; ОАО «Северный Форпост» - 14.02.2013.
В соответствии с пунктами 6, 6.1 Порядка расчета собственных средств в составе финансовых вложений не учитываются финансовые вложения в организации, которые по состоянию на расчетную дату ликвидированы или признаны несостоятельными (банкротами) либо в отношении которых введены процедуры банкротства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, при расчетах собственных средств на 31.12.2013 и 31.01.2014 Ответчик не мог включать в состав активов, информация о которых отражается в строке 150 расчета, акции ОАО «АМУР» стоимостью 34 220 рублей (с учетом коэффициента 0,5 - 17 110 рублей) и после 14.02.2013 (расчеты на 28.02.2014, 31.03.2014, 30.04.2014, 31.05.2014, 30.06.2014) акции ОАО «АМУР» и ОАО «Северный Форпост» общей стоимостью 4 780 936 рублей (с учетом коэффициента 0,5 - 2 390 468 рублей).
Кроме того, включенные в расчет собственных средств (по строке 150) доли Ответчика в уставных (складочных) капиталах организаций, указанные как «Паи в УК предприятий», не относятся к ценным бумагам. Следовательно, активы в размере 32 264 557,04 рублей (с учетом коэффициента 0,5 - 16 132 278,52 рублей), указанные в расчетах на 31.12.2013, 31.01.2014, 28.02.2014, 31.03.2014, 30.04.2014, 31.05.2014, 30.06.2013, а также активы в размере 40 397 980,04 рублей (с учетом коэффициента 0,5 - 20 198 990,52 рублей), указанные в расчете на 30.09.2014, не могут участвовать в расчете собственных средств Ответчика.
Таким образом, в нарушение пунктов 3, 3.9 Порядка расчета собственных средств при расчете собственных средств на Даты Ответчиком в состав активов по строке 150 «Ценные бумаги, не допущенные к торгам российского организатора торговли на рынке ценных бумаг» включил активы, не подлежащие включению в расчет.
4) Из представленных Ответчиком расшифровок расчетов собственных средств на Даты следует, что в состав займов, предоставленных организацией (строка 210), участвующих в расчетах собственных средств, Общество отнесло следующие активы:
Наименование заемщика | Реквизиты договора | Срок действия | Сумма, перешедшая Обществу по передаточному акту, руб. |
ОАО «Балтийский Эмиссионный Союз» | № 1 от 20.05.2009 | 12 месяцев | 134 000,00 |
ОАО «Балтийский Эмиссионный Союз» | № 2/09 от 30.10.2008 | 24 месяца | 145 000,00 |
ЗАО «Атомстройинвест» | № 1 от 08.08.2008, № 2 от 05.09.2008 | 12 месяцев | 20 273 000,00 |
ОАО «Балтийский Эмиссионный Союз» | № 3 от 08.08.2008 | 12 месяцев | 7 946 800,00 |
Дорога ЗАО | №2 от 08.08.2008 | 12 месяцев | 9 731 000,00 |
Колос ОАО | №1 от 08.08.2008 | 12 месяцев | 1 150 000,00 |
«Озерное» ОАО | от 08.09.2008 | 12 месяцев | 1 000 000,00 |
Островский молочный завод ООО | от 30.05.2008, от 01.07.2008, от 08.08.2008, от 01.09.2008, от 10.09.2008 | 24 месяца каждый | 861 256,05 |
Панкратовский СПК | от 09.09.2008 | 120 месяцев | 700 000,00 |
Полибино ОАО | от 16.04.2008 | 12 месяцев | 1 000 000,00 |
Титан-Инвест ЗАО | №41/08 от 20.04.2008 | 3 месяца | 17 000,00 |
ИТОГО: | 42 958 056 |
В соответствии с пунктами 8 и 8.4 Порядка расчета собственных средств в составе займов, предоставленных организацией, не учитываются пролонгированные или просроченные займы.
Согласно справке Ответчика от 16.12.2014 № 407/2014 все договоры займов, участвующие в расчете собственных средств по строке 210, являются пролонгированными.
В соответствии с пунктом 8 и 8.1 Порядка расчета собственных в составе займов, предоставленных организацией, не учитываются займы лицам, ликвидированным или признанным по состоянию на расчетную дату несостоятельными (банкротами), либо в отношении которых на указанную дату введены процедуры банкротства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно расшифровкам расчетов собственных средств в состав займов, участвующих в расчетах на Даты, включены займы, выданные ООО «Островский молочный завод», в отношении которого проводились процедуры банкротства и согласно данным ЕГРЮЛ 24.04.2014 внесена запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.
В соответствии с пунктом 11 Порядка расчета собственных средств в состав активов включаются займы, возврат которых ожидается не позднее 90 дней после расчетной даты.
Согласно расшифровкам расчетов собственных средств в состав займов, участвующих в расчетах на Даты включен займ, выданный Регистратором Панкратовскому СПК по договору от 09.09.2008 сроком на 120 месяцев.
Таким образом, в нарушение пунктов 8, 8.1, 8.4 и 3.11 Порядка расчета собственных средств при расчете собственных средств на Даты Регистратор в составе займов, предоставленных организацией, учитывает займы:
выданные ликвидированным или признанным по состоянию на расчетную дату несостоятельными (банкротами), либо в отношении которых на указанную дату введены процедуры банкротства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
возврат которых ожидается более чем через 90 дней после расчетной
даты;
пролонгированные займы -
на общую сумму 42 958 056 рублей (с учетом применяемого коэффициента 0,1 - 4 295 806 рублей).
5) Пунктом 2.1.3 Положения о лицензионных требованиях установлено, что собственные средства лицензиата должны соответствовать нормативам достаточности, установленным законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Банк России вправе устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг, за исключением кредитных организаций, нормативы достаточности собственных средств.
Согласно пункту 2 и подпункту «л» пункта 4 Указания Банка России от 21.07.2014 № 3329-У «О требованиях к собственным средствам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» (далее - Указание № 3329-У), действующего с 01.09.2014, и подпункту 6 пункта 1 приказа ФСФР России от 24.05.2011 № 11-23/пз-н «Об утверждении Нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» (далее -Приказ № 11-23/пз-н), действовавшего до 01.09.2014, минимальный размер собственных средств регистратора должен составлять 100 миллионов рублей.
Согласно расчетам собственных средств на Даты собственные средства Ответчика составляют: на 31.12.2013 - 100 500 531 рублей; на 31.01.2014 - 100 641 352 рублей; на 28.02.2014 - 100 025 984 рублей; на 31.03.2014 - 100 059 066 рублей; на 30.04.2014 - 106 926 042 рублей; на 31.05.2014 - 103 917 704 рублей; на 30.06.2014 - 101 042 093 рублей; на 30.09.2014 - 101 179 582 рублей.
Учитывая вышеуказанные нарушения Порядка расчета собственных средств, допущенные Ответчиком, его собственные средства фактически составляют: на 31.12.2013 - 45 801 902,48 рублей; на 31.01.2014 - 45 942 724,48 рублей; на 28.02.2014 - 37 869 252,48 рублей; на 31.03.2014 - 37 902 334,48 рублей; на 30.04.2014 - 44 769 310,48 рублей; на 31.05.2014 - 41 760 972,48 рублей; на 30.06.2014 - 38 885 361,48 рублей; на 30.09.2014 - 37 346 606,48 рублей.
Таким образом, в нарушение пункта 2.1.3 Положения о лицензионных требованиях размер собственных средств Ответчика не соответствовал требованиям подпункта 6 пункта 1 Приказа № 11-23/пз-н (до 01.09.2014) и пункта 2 и подпункта «л» пункта 4 Указания № 3329-У (с 01.09.2014).
Следовательно, Ответчик осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Установив необходимые и достаточные, по-мнению заявителя, признаки и основания для квалификации действий общества как правонарушения, состав которого описан в диспозиции ч.3 ст.14.1 КРФоАП,и привлечения его к административной ответственности в связи с выявлением нарушений лицензионных требовании и условий Банком России 17.02.2015 был составлен протокол об административном правонарушении №АП-ПР-55-2-1-15/101 с соблюдением требований ст.ст.25.1, 25.4, 25.5 и 28.2 КРФоАП в присутствии законного представителя общества – генерального директора ФИО2
Процессуальных нарушений, не позволивших административному органу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело о привлечении заявителя к административной ответственности, судом не установлено.
Согласно ч.1 ст.23.1 КРФоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе, ст.14.1 КРФоАП.
Материалы административного производства в отношении ЗАО «Регистроникс» по ч.3 ст.14.1 КРФоАП на основании ч.1 ст.23.1 КРФоАП направлены ЦБ РФ для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Согласно ч.3 ст.14.1 КРФоАП осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Событие административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении ЗАО «Регистроникс» условий, предусмотренных лицензией подтверждается материалами административного дела и по существу не оспорены обществом.
В соответствии с ч.1 ст.4.5 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КРФоАП, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом в силу положений ч.1 ст.4.5 КРФоАП постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей за нарушение законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок привлечения ЗАО «Регистроникс» к административной ответственности на дату принятия судом решения по настоящему делу не пропущен.
В силу ст.1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КРФоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КРФоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.1 КРФоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные заявителем при рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.3 ст.14.1 КРФоАП предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях ЗАО «Регистроникс» события вменяемого административного правонарушения и вины общества в его совершении.
Согласно п.16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КРФоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КРФоАП формы вины (ст.2.2 КРФоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КРФоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КРФоАП). Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 КРФоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Оценив указанные обстоятельства, а также характер совершенного административного правонарушения суд считает обоснованным и соразмерным назначение обществу в соответствии с ч.3 ст.14.1 КРФоАП за данное административное правонарушение наказания в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
В соответствии с п.13 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.1.5, 2.1, 4.1, 4.5, 14.1, 25.1, 25.4, 25.5, 26.1, 26.11, 28.2, 28.3 КРФоАП и ст.ст.65, 71, 156, 167-171, 176, 180, 181, 205-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь ЗАО «Регистроникс» к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КРФоАП.
Взыскать с ЗАО «Регистроникс» (119270, МОСКВА, НАБЕРЕЖНАЯ ЛУЖНЕЦКАЯ, д.2/4, СТР.17, ОФИС 111, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 11.07.2002) штраф в размере 30 000 рублей 00 копеек (Тридцать тысяч рублей ноль копеек).
Штраф следует уплатить по следующим реквизитам: получатель – Управление Федерального казначейства по Новосибирской области (ГУ Банка России по Новосибирской области), банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, ИНН <***>, КПП 775001001, расчетный счет № <***>, БИК 044501002, КБК 99911690010016000140, ОКТМО 50701000.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.
Судья Г.Н. Папелишвили