Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Москва Дело №А40-39731/12
02 июля 2012г. 10-367
Решение объявлено 25 июня 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 02 июля 2012 года
Арбитражный суд в составе:
судьи Пуловой Л.В., единолично
при ведении протокола секретарем Бардаевой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Префектуры ВАО г.Москвы (ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.12.2002 г.)
к обществу с ограниченной ответственностью «МЦКДО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата гос. регистрации 20.04.1998 г.),
третьи лица: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной системы города Москвы
с участием в судебном заседании:
от истца– Фоломкин А.Н., дов. от 21.03.12 №01-14-282/2,
от ответчика, третьих лиц -не явились, извещены,
от Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной системы города Москвы – ФИО1, дов. от 04.04.12 №31-10-775/2,
о демонтаже некапитального объекта (остановочно-торгового модуля и освобождении земельного участка,
установил:
Префектура ВАО г. Москвы; обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью «МЦКДО», третьи лица: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной системы города Москвы, просит суд обязать ответчика демонтировать некапитальный объект - остановочно-торговый модуль по адресу: <...> и освободить от него земельный участок по указанному адресу в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, предоставить Префектуре ВАО г.Москвы право демонтировать некапитальный объект - остановочно-торговый модуль по адресу: <...> и освободить от него земельный участок по указанному адресу, с последующим взысканием затраченных средств с ответчика.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. При таких обстоятельствах, дело рассматривается в его отсутствие в порядке ст. 123,156 АПК РФ.
Заслушав истца, третье лицо, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела с позиции ст. 71 АПК РФ, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ответчиком и ДЗР города Москвы был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка по адресу: г, Москва, проспект Буденного, вл. 14, действие которого на момент рассмотрения дела прекращено, что подтверждается уведомлением ДЗР г. Москвы от 03.06.2011 №330-ИТ3-193/11 об отказе от исполнения договора с 08.09.2011г., в порядке, предусмотренном ст. 622 ГК РФ, ответчику предложено освободить земельный участок.
Ответчик, занимаемый земельный участок не освободил, арендодателю по акту приема-передачи не передал, в нарушение ст.622 ГК РФ.
Согласно п. 4.7 указанного договора аренды в случае изменения градостроительной ситуации, ответчик обязан освободить занимаемую территорию по первому требованию Префектуры.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно статье 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Самовольное занятие земельного участка представляет собой использование земельного участка физическим или юридическим лицом без получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.
На территории города Москвы действует специальное правовое регулирование отношений по поводу размещения определенных некапитальных объектов, а именно Положение о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 года N 1139-ПП (в ред. Постановления Правительства Москвы от 26.05.2009 года N 499-ПП).
Согласно пункту 1 вышеуказанного Положения к объектам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся сооружения, конструкции, площадки независимо от их функционального назначения (далее - некапитальные объекты).
Общим критерием отнесения объектов к некапитальным объектам (движимому имуществу) согласно нормам гражданского законодательства является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы.
В соответствии с п. 1 раздела 2 Приложения N 1 к Положению, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП, к некапитальным объектам относятся: объекты мелкорозничной торговли:
- киоск - устанавливаемое в собранном виде сооружение общей площадью не более 10 кв. м, оснащенное торговым оборудованием, не имеющее торгового зала, рассчитанное на одно рабочее место продавца, совмещенное с площадью, на которой хранится товарный запас;
- павильон - возводимое (подлежащее сборке на месте установки) сооружение - магазин или кафе, имеющее торговый зал и выделенные неторговые подсобные, бытовые и складские помещения, площадью, минимально допустимой нормами проектирования, утвержденными законами города Москвы;
- остановочно-торговый модуль (ОТМ) - павильон ожидания городского наземного пассажирского транспорта, конструктивно, дизайнерски и функционально объединенный с киоском или павильоном, торговая площадь которого не превышает 20 кв. м.
В соответствии м п.2.2 постановления Правительства Москвы от 27.01.2009г. №46-ПП полномочия по предоставлению земельных участков для размещения некапитальных объектов делегировано префектурам округов.
Согласно постановлениям Правительства Москвы от 16.12.2008г. №1139-ПП, от 03.02.2011г. №26-ПП размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства/нестационарных торговых объектов, осуществляется исключительно на конкурсной основе. По итогам конкурса заключается договор аренды земельного участка с Департаментом земельных ресурсов города Москвы на основании распорядительного акта Префектуры АО города Москвы согласно постановлению Правительства Москвы от 16.12.2008г. №1139-ПП либо договор на размещение нестационарного торгового объекта с Префектурой АО г.Москвы на основании постановления Правительства Москвы от 03.02.2011г. № 26-ПП.
Указанная процедура ответчиком не была соблюдена.
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 25 Устава города Москвы использование земель в городе Москве является целевым. Права на земельные участки в городе Москве предоставляются и осуществляются в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Согласно ст. 2, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к органам местного самоуправления относится местная администрация, которая является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с п.1.16 Положения о префектуре административного округа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010г. №157-ПП, префектура в установленном порядке осуществляет контроль за соблюдением законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов города Москвы на территории административного округа.
В соответствии с п.2.2.10 Положения о префектуре административного округа, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010г. №157-ПП. Префектура в установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
Таким образом, по смыслу указанных норм права, орган местного самоуправления при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по существу реализует полномочия собственника.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии у ответчика документально подтвержденного права пользования земельным участком по адресу: г, Москва, проспект Буденного, вл. 14для размещения некапитального (нестационарного) объекта (остановочно-торгового модуля)
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ и пунктом 3 статьи 4 Закона города Москвы от 14.05.2003 г. N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", решение о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимается Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы, которое являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.
В силу правил, установленных ст. 70 ч. 2, 3 Земельного кодекса самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в совершении земельного правонарушения, или за их счет.
Наличие у истцов полномочий на защиту нарушенных прав города Москвы, связанных с правом собственности на землю, вытекает из ст. 125 п. 3 ГК РФ.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, возможность выступать в суде от имени субъекта Российской Федерации (в данном случае города Москвы) органам государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, предусмотрена.
Спорный земельный участок находится в собственности города Москвы.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всякого нарушения его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из отсутствия у ответчика оформленных в установленном порядке правовых отношений на земельный участок, занятый остановочно-торговым модулем и наличии оснований для освобождения указанного земельного участка по адресу: г, Москва, проспект Буденного, вл. 14 от остановочно-торгового модуля.
Расходы по государственной пошлине в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика в доход федерального бюджета, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, выступая в защиту публичных интересов.
Руководствуясь 12, 125, 301, 304 ГК РФ, ст.ст. 65, 66, 71, 101 - 103, 110, 112, 123, 156, 167 - 170, 174, 176 АПК РФ, суд
решил:
обязать общество с ограниченной ответственностью «МЦКДО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата гос. регистрации 20.04.1998 г.) демонтировать остановочно-торговый модуль по адресу: г, Москва, проспект Буденного, вл. 14 и освободить от него земельный участок по указанному адресу в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда в установленный срок, предоставить Префектуре ВАО г.Москвы право демонтировать некапитальный остановочно-торговый модуль по адресу: г, Москва, проспект Буденного, вл. 14 и освободить от него земельный участок по указанному адресу, с последующим взысканием затраченных средств с ответчика.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «МЦКДО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата гос. регистрации 20.04.1998 г.) в доход федерального бюджета 4.000 (Четыре тысячи) руб.госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Судья Л.В.Пулова