ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-40216/19-17-333 от 01.04.2019 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                 Дело № А40-40216/19-17-333

01 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено  02 апреля 2019 года

Арбитражный суд в составе судьи Поляковой А.Б. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кочиевым Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Северно-Западного административного округа (адрес: 123098, <...>)

к ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 08 февраля 2019 года №б/н

в судебное заседание явились: от заявителя –ФИО2 ,удостоверение ТО № 256030; от заинтересованного лица  - неявка, извещено.

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Северно-Западного административного округа обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на осуществление индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в отсутствие лицензии.

В  судебное  заседание  не   явился  представитель заинтересованного лица, в   установленном   статьями  121-123, АПК РФ порядке извещенного  о времени  и месте  судебного заседания, в  связи с  чем дело рассмотрено  без  его   участия.   

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как усматривается из материалов дела,  Прокуратурой округа в период с 12 часов 00 минут по 14 часов 00 минут 16.01.2019 проведена проверка соблюдения федерального законодательства о лицензировании ИП ФИО1 (основной вид деятельности - дополнительное образование детей) фактически осуществляющей деятельность по адресам: <...>, и ул. Родионовская, д. 10, корп.1, на основании договоров субаренды от 15.08.2018 №03/18-А и от 17.09.2018 №120-М/Ш, что также подтверждается информацией с сайта http://godege.ru.

В ходе проверки прокуратурой округа установлено, что согласно договору № 153 от 25.07.2017 НОУ «Учебный центр «Годограф» предоставляет ФИО1 на условиях неисключительной лицензии материалы и инструкции, необходимые для создания условий для оказания консультационных услуг Клиентам, а также настраивает различные сервисы и программы, необходимые для привлечения Клиентов и осуществлению консультационной деятельности, за вознаграждение.

В соответствии с п. 3.1.1, 3.1.8 и 3.1.10, а также приложением № 1 указанного договора НОУ «Учебный центр «Годограф» обязуется предоставить ФИО1 материалы.; внедрить CRM - систему Bitrix-24, адаптированную под работу учебного центра; добавить информацию о ФИО1 в официальную группу Учебного центра «Годограф» в соц. Сеть Вконтакте, находящуюся по адресу: vk.com/godege; предоставить ФИО1 материалы для учащихся в формате ЕГЭ и ОГЭ по предметам: математика, русский язык, биология и др., а также методические программы на 8 месяцев (36 занятий) по вышеуказанным предметам.

Прокуратурой округа изучены договоры субаренды нежилых помещений по вышеуказанным адресам.

Так, в соответствии с п. 2.3. договора субаренды №120-М/Ш от 17.09.2018 субарендодатель предоставляет ИП ФИО1 помещение по адресу: <...>, исключительно для осуществления хозяйственной детальности Федеральной сети учебных центров «Годограф», предоставляющей курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по всем школьным предметам.

ИП ФИО1 в ходе проверки представлен экземпляр договора № 8 от 01.12.2018 на предоставление платных консультационных услуг.

В соответствии с п. 1.1. указанного договора ИП ФИО1 обязуется оказать услуги по организации консультационных мероприятий для участника занятия по истории и обществознанию в объеме не менее 2 астрономических часов в неделю по каждому из предметов.

Согласно п. 2.2. ИП ФИО1 создает необходимые условия для проведения занятия; проводит занятия в соответствии с расписанием, оговоренным с участником занятия. В случае отсутствия участника занятий ИП ФИО1 предоставляет материалы для самостоятельного изучения занятий.

В приложении к вышеуказанному договору имеется расписание занятий, определено количество занятий в год, периодичность занятий и их длительность.

Кроме того, на официальном сайте Учебного центра «Годограф» НОУ (http://godege.ru/kursy-ege-i-oge-mitino.html) в информационно-коммуникационной сети Интернет размещена информация о работе филиала НОУ «Учебный центр «Годограф» по адресу: <...>, в том числе указано, что «экспертами ЕГЭ и ОГЭ центра «Годограф» разработаны методические программы, цель которых - структурировать имеющиеся знания и заполнить пробелы в темах».

Согласно объяснениям ИП ФИО1 она является преподавателем, объясняет детям принципы сдачи ЕГЭ и ОГЭ, консультирует по всем возникающим вопросам; по окончанию занятия их участникам дается домашнее задание для самостоятельной подготовки.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Как следует из положений части 1 статьи 12Закона содержание образования определяют образовательные программы, что в соответствии со ст. 2 Закона, является комплексом основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогическими условиями и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, формами аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона об образовании, образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование, как установлено частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществляется, в том числе, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.

В ходе проверки установлено, что ИП ФИО1 лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет, что подтверждается актом проверки, объяснениями ИП ФИО1 и заключением советника отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления государственного надзора и контроля в сфере образования.

В то же время в деятельности ИП ФИО1 усматриваются признаки образовательной деятельности, что подтверждается материалами проверки, фотоматериалами, заключением советника отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления государственного надзора и контроля в сфере образования ФИО3

Согласно п. 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, оказание услуг, отвечающих критериям образовательной деятельности, без получения необходимой лицензии является основанием для привлечения оказывающего такие услуги лица к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Учитывая, что материалами дела подтверждается факт осуществления ИП ФИО1 образовательной деятельности, в действиях ИП ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

08.02.2019 прокуратурой Северо-Западного административного округа г. Москвы в присутствии индивидуального предпринимателя по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отнесено согласно ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ к подведомственности арбитражных судов, Прокуратура обратилась в Арбитражный суд города Москвы.

Процессуальных нарушений при возбуждении дела об административном правонарушении, а также нарушений, влекущих невозможность использования доказательств согласно статье 26.2 КоАП Российской Федерации, не установлено.

Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации  осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Материалами дела факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, подтвержден. Зафиксированные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении обстоятельства, а также иные представленные  в  дело доказательства, предусмотренные частью 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации, позволяют сделать вывод о том, что предприниматель имел объективную возможность соблюдения установленных федеральным  законом правил, однако, необходимых и зависящих от него  должных  мер  к  тому  не  принял (статьи  2.2,   2.4   КоАП Российской Федерации).

На дату принятия решения срок привлечения к административной ответственности не истек.

Таким  образом,   состав  административного  правонарушения,  ответственность за   совершение  которого предусмотрена частью  2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации,   подтвержден представленными в  дело  доказательствами.

Признаков малозначительности, предусмотренных статьей 2.9 КоАП Российской Федерации, не установлено. Оценив фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения,  руководствуясь  правилами  назначения   наказания,  предусмотренными статьей 4.1 КоАП Российской Федерации, с  учетом   предусмотренных  статьями  4.2  и 4.3  обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность,  принимая   во   внимание  характер совершенного административного правонарушения, а  также  то  обстоятельство, что  ранее  ответчик  не привлекался к  административной  ответственности, суд   приходит к  выводу  о   возможности назначении наказания в виде штрафа в минимальном размере,  предусмотренном санкцией части   2 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации. 

На основании ст.ст. 2.1, 2.10, 4.1, 4.5, 14.1 (ч.2), 23.1, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.4 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 110, 123, 156, 167-170, 176, 205-206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, дата регистрации 28.08.2017 г.) к административной ответственности на основании ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 4000 (четыре тысячи) рублей без конфискации.

Штраф должен быть перечислен по реквизитам: получатель –УФК по г.Москве (Прокуратура г.Москвы, л/с <***>), банк получателя: Главное управление Банка России по ЦФО, БИК банка 044525000, расчетный счет № <***>, КБК 415 116 9001 001 6000 140, ОКТМО 45381000, ИНН получателя 7705019420, КПП получателя 770501001.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                    А.Б. Полякова