ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-4026/2020-37-35 от 14.07.2020 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

http://www.msk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-4026/20-37-35  21 июля 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2020 года

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Скачковой Ю.А. 

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело

по иску ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ (ОГРН <***>, 

ИНН <***>), ДЕПАРТАМЕНТА ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА
МОСКВЫ (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к ГОСУДАРСТВЕННОМУ БЮДЖЕТНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ГОРОДА МОСКВЫ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ 

КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА "СТОЛИЦА" (ОГРН <***>, ИНН  <***>) 

третьи лица: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ (ОГРН 

СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН <***>, ИНН  <***>), ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН  <***>, ИНН <***>) 

о признании права собственности города Москвы на самовольную постройку.  При участии: 

от истца Правительства Москвы – ФИО2 по доверенности от 10.01.2020 № 4-  47-31/20; 

от истца ДГИ г. Москвы – ФИО2 по доверенности от 23.12.2019 № 33-Д-  1277/19; 

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 27.01.2020 № 01/20;

от третьих лиц - не явились, извещены.

УСТАНОВИЛ:

Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы  обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом принятого судом 


14.07.2020 в порядке статьи 49 АПК РФ уточнения) к Государственному бюджетному  профессиональному образовательному учреждению города Москвы «Образовательный  комплекс градостроительства «Столица» со следующими требованиями: 

Иск мотивирован тем, что земельный участок для целей строительства  (реконструкции) объекта капитального строительства не оформлялся, разрешение на  строительство капитального объекта не выдавалось. По мнению истцов, спорное здание  обладает признаками самовольного строительства. 

Истцы поддержали требования по доводам иска.

Ответчик согласился с заявленными требованиями, считает иск законным и  обоснованным. 

Третьи лица, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания в  порядке ст.ст. 121-123 АПК РФ, в судебное заседание не явились. Судебное заседание  проведено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ст. 156 АПК РФ

Суд, рассмотрев исковые требования, выслушав доводы истцов и ответчика,  исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к  следующим выводам. 

Как следует из материалов дела, в ходе проведения обследования земельного  участка с кадастровым номером 77:05:0011013:1004 с адресным ориентиром: <...> выявлен объект, обладающий признаками недвижимого  имущества и размещенный без разрешительной документации. 

Рапортом обследования Государственной инспекции по контролю за  использованием объектов недвижимости города Москвы от 24.04.2019 № 9050845  установлено, что объект, расположенный по адресу: <...>, обладает признаками самовольного строительства. 

Земельный участок с кадастровым номером 77:05:0011013:1004 площадью 17  919 кв. м передан Государственному бюджетному профессиональному  образовательному учреждению города Москвы «Образовательный комплекс  градостроительства «Столица» на праве постоянного (бессрочного) пользования  (свидетельство от 25.12.2012 № 77-77-14/052/2012-134). 

На указанном земельном участке возведено строение площадью 722,1 кв. м,  используемое как автосервис, предназначенный для прохождения учебной практики. 

Сведения о наличии документов на возведение объекта, о выделении земельного  участка для целей строительства (реконструкции) объекта, постановке на кадастровый  учет объекта, а также о зарегистрированных правах отсутствуют. 

По мнению истцов, строение площадью 722,1 кв. м, используемое под  автосервис, с адресным ориентиром: <...>, обладает  признаками самовольного строительства 

Собственник земельного участка - город Москва, не выдавал ответчику  разрешения на строительство/реконструкцию спорного объекта как объекта  недвижимого имущества на указанном земельном участке. 

В соответствии со ст. 48, 49, 51 Градостроительного кодекса РФ установлен  порядок и требования к разработке и согласованию исходно-разрешительной и  проектной документации, получению разрешения на производство работ по  строительству и реконструкции. Органы исполнительной власти города Москвы не  издавали распорядительных актов, разрешавших осуществление строительства  спорного объекта недвижимости на земельном участке с указанными адресными  ориентирами, исходно-разрешительную документацию на строительство 


(реконструкцию) объекта недвижимости не согласовывали, не разрабатывали и не  рассматривали проектно-сметную документацию и не выдавали разрешение для  строительства (реконструкции) объекта. 

Согласно п.6 ст. 55.32 Градостроительного Кодекса РФ, снос самовольной  постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями  осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при  отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором  создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный  соответствующим решением суда или органа местного самоуправления. 

В соответствии с п. 10 ст. 55.32 Градостроительного Кодекса РФ, под  приведением самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями  законодательства понимается разработка и утверждение проектной документации,  получение разрешения, ввод в эксплуатацию. Приведение самовольной постройки в  соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или  возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице  правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена  самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением  суда или органа местного самоуправления. 

Согласно п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник  земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их  перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим. Эти права  осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и  правил, а также требований о назначении земельного участка. 

Согласно п. 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не  являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему  права владения и пользования участком на условиях и пределах, установленных  законом или договором с собственником. 

Согласно Федеральному закону от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной  деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись  при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения  и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил (абз. 3 ч. 2 ст. 3). 

Согласно положениям п. 3 ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ «О  государственном кадастре недвижимости» обязательным документом для  осуществления кадастрового учета созданного объекта недвижимости является  разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. 

Согласно п. 1 ст.222 ГК РФ самовольной постройкой является здание,  сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не  предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное  использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо  возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона  согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм  и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о  получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные  градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала  возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату  выявления самовольной постройки. 

Указанная статья содержит в себе признаки, позволяющие квалифицировать  объект недвижимости, как самовольную постройку. 

Осуществление самовольной постройки является виновным действием,  доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из  условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ

Кроме этого, самовольное строительство представляет собой правонарушение, 


которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего  предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм,  регулирующих проектирование и строительство. 

Согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не  приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой -  продавать, дарить, сдавать в аренду совершать другие сделки. 

В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную  постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином  установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом  владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный  участок, на котором создана постройка. 

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в  действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными  участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах  Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге  осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской  Федерации, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются  органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований  городов федерального значения. 

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 «О Правительстве  Москвы» Правительство Москвы является высшим постоянно действующим  коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы,  обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность  подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы. 

Согласно пояснениям ответчика, в рамках Государственного контракта от  03.06.2013г. № КР-016 по адресу: <...>, на месте  полигона, на котором находился металлический ангар 1984 года постройки,  несоответствующий требованиям СанПиН, реконструировано некапитальное  сооружение для учебно-производственной деятельности (объект). 

Согласно Приложению № 6 к Государственному контракту от 03.06.2013г. №  КР- 016, утвержденного начальником ГКУ Дирекции Департамента образования города  Москвы ФИО4, между сторонами подписан Акт о приемке в эксплуатацию  приемочной комиссией законченного ремонтом Объекта. 

Функциональное назначение Объекта: Автомодуль для проведения учебных  занятий, практики и государственной аттестации по специальности среднего  профессионального образования «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»,  входящим в ТОП-50 востребованных профессий России. 

Объект представляет собой отдельно стоящее одноэтажное сооружение из  быстровозводимых сборно-разборных металлических конструкций на основании -  армированной бетонной плите толщиной 250 мм. 

Согласно плану земельного участка БТИ от 2008 года Объект размещен на месте  учебного полигона с аварийным ангаром. Работы выполнены в 2013 году на основании  проектной документации в рамках программы капитального ремонта объектов  образования. 

До начала работ получены сведения в ГУП «Мосгоргеотрест» об отсутствии  подземных коммуникаций и безопасности грунтов в месте проведения работ  (геоподоснова от 12.03.2013 и справка о геологических изысканиях от 26.06.2013).  Работы выполнялись при поддержке управы района Зябликово. 

Ресурсоснабжение Объекта обеспечено без увеличения мощностей, выделенных  для основного здания. Учёт ресурсов осуществляется общими приборами учёта. 

Объект оснащён современным учебным оборудованием, а именно:  гидравлическими автоподъемниками; камерой и соответствующим оборудованием для 


окраски кузовных элементов; оборудованием для компьютерной диагностики  различных систем автомобиля и пр. 

Балансовая стоимость Объекта составляет - 14 млн. рублей, размещенного в нем  учебного оборудования - 9 млн. рублей. Сумма имущественного налога на Объект за  2018 год составила 299 914,00 рублей. 

Объект и его инженерное оснащение соответствует установленным  строительным нормам и безопасно для пребывания всех категорий людей (Экспертное  заключение о безопасности объекта от 20.11.2018 года; Заключение о соответствии  противопожарных систем требованиям пожарной безопасности от 15.02.2019). 

Контингент ГБПОУ ОКГ «Столица» составляет 4887 студентов.

Обучение, прохождение учебной и производственной практики студентами  колледжа по специальностям укрупненной группы «Техника и технологии наземного  транспорта»: 2014/2015 уч. год - 327 чел., 2015/2016 уч. год - 365 чел., 2016/2017 уч. год  - 407 чел., 2017/2018 уч. год - 510 чел., 2018/2019 уч. год - 518 чел. 

Профессиональная подготовка в 2018/2019 уч. году 175 учащихся  общеобразовательных учреждений в рамках городского проекта для школьников. 

Проведение итоговой аттестации по основным профессиональным  образовательным программам. Является аттестованным центром проведения  государственного экзамена в соответствии с международными стандартами (аттестат  WorldSkillsRussia). Численность аттестующихся на данной площадке студентов  составляет в среднем 100 человек в год. 

Учебная практика учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов  VIII вида - в среднем 50 обучающихся в год. 

Проведение регионального и национального уровня чемпионата  профессионального мастерства «Абилимпикс» для людей с особыми потребностями.  Студенты ответчика являются победителями регионального и призерами  национального уровня в компетенции «Каменная кладка». 

Объект представляет собой высокотехнологичную и безопасную  образовательную среду, позволяющую ежегодно обучать самым востребованным в  России профессиям более 700 учащихся, в том числе с особыми потребностями и  инвалидов, Объект является аттестованной в соответствии с международными  стандартами и не имеющей аналогов в округе площадкой для проведения  государственной аттестации и национального чемпионата в безопасных и равных для  всех категорий граждан условиях, наличие данной образовательной площадки  позволило увеличить контингент обучающихся за 4 года более чем в 1,5 раза,  реализация решаемых Объектом задач на других площадях ответчика невозможна. 

Ответчик считает, что в целях эффективного использования бюджетных средств  и решения педагогических задач по реализации профессиональных программ,  востребованных в городе Москве и вошедших в ТОП-50, необходимо сохранить  данный Объект. 

Определением суда от 01.06.2020г. назначено проведение судебной  строительно-технической экспертизы. 

Проведение экспертизы поручено экспертам ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ  ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "РЕГЛАМЕНТ"  ФИО5 и/или ФИО6. 

Экспертами даны следующие ответы на поставленные судом вопросы:

Вопрос 1: Соответствует ли строение площадью 442 кв.м по адресу: <...>, строительным и градостроительным нормам и правилам,  правилам пожарной безопасности, экологическим, гигиеническим, санитарно-  эпидемиологическим нормам и правилам? 

Ответ: Строение по адресу: <...>, не соответствует  градостроительным нормам и правилам в части отсутствия разрешения на 


строительство. 

Строение по адресу: <...>, соответствует  строительным нормам и правилам, правилам пожарной безопасности, экологическим,  гигиеническим, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. 

Вопрос 2: Создает ли угрозу жизни и здоровью граждан строение площадью 442  кв.м по адресу: <...>? 

Ответ: Строение по адресу: <...>, не создает  угрозу жизни и здоровью граждан. 

Вопрос 3: Когда было создано строение площадью 442 кв.м по адресу: <...>, и какие изменения индивидуально-определенных  признаков указанного строения производились по настоящее время? 

Ответ: Строение (общей площадью 722,1 кв.м) по адресу: <...>, возникло в результате нового строительства после 2013 года. Вследствие  отсутствия какой-либо документации после 2013 года, точную дату (период)  возникновения здания определить не представляется возможным. 

Индивидуально-определенные признаки строения с момента его возникновения  по настоящее время не изменялись. 

Согласно заключению экспертов, строение общей площадью 722,1 кв.м по  адресу: <...>, возникло в результате нового строительства  после 2013 года. 

Строение по адресу: <...>, не соответствует  градостроительным нормам и правилам в части отсутствия разрешения на  строительство. 

Таким образом, с учетом отсутствия разрешения на строительство и  допущенных при строительстве нарушений градостроительных норм и правил,  требования истцов о признании здания, расположенного по адресу: <...>, площадью 722,1 кв.м, самовольной постройкой подлежат  удовлетворению. 

Согласно п.2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не  приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой –  продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. 

Вместе с тем, сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые  законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей,  правила застройки, последующая эксплуатация объекта не представляет угрозу жизни и  здоровью граждан. 

При указанных обстоятельствах суд признает право собственности города  Москвы на самовольную постройку: строение площадью 722, 1 кв.м., расположенное  по адресу: <...>. 

Расходы по оплате экспертизы в размере 240 000 руб. 00 коп. относятся на  ответчика и подлежат взысканию в пользу департамента. 

Поскольку истцы освобождены от оплаты госпошлины, госпошлина в размере  6 000 руб. 00 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход Федерального бюджета. 

С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 222, 263, 264, 304 ГК РФ,  руководствуясь ст.ст. 49, 65, 102, 110, 123, 156, 167-171, 176, 180, 181 АПК РФ, суд 

Р Е Ш И Л:

Признать строение площадью 722, 1 кв.м., расположенное по адресу: <...>, самовольной постройкой. 


Признать право собственности города Москвы на самовольную постройку:  строение площадью 722, 1 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, Ореховый  бульвар, д.22. 

Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА  "СТОЛИЦА" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход Федерального бюджета  РФ 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп. госпошлину. 

Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА  "СТОЛИЦА" (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ДЕПАРТАМЕНТА  ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН <***>, ИНН  <***>) 240 000 (двести сорок тысяч) руб. 00 коп. расходов на оплату судебной  экспертизы. 

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в  Девятый арбитражный апелляционный суд. 

Судья Ю.А. Скачкова