Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-40628/17 130-373 |
мая 2017 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 мая 2017 года
Полный текст решения изготовлен 15 мая 2017 года
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петуховой Т.К.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ООО «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» (адрес: 354000, <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 01.07.2013) к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления (адрес: 350000, <...>, <...>) о признании недействительным приказ от 21 июня 2016 № ОД-1955, о признании недействительным уведомление от 23.06.2016 № ТЗ-27-1-11/23021, о восстановлении ООО «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» в государственном реестре микрофинансовых организаций с 21 июня 2016г.
при участии представителей
от истца (заявителя) - не явился, извещен,
от ответчика (заинтересованного лица) – ФИО1, ФИО2. № ДВР 16-31/92 от 24.03.2016, удостоверение, ФИО3, ФИО2. № ДВР16-010/419 от 21.12.2016, паспорт
УСТАНОВИЛ:
ООО «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (Банк России) в лице Южного главного управления о признании недействительным приказ от 21 июня 2016 № ОД-1955, о признании недействительным уведомления от 23.06.2016 № ТЗ-27-1-11/23021, о восстановлении ООО «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» в государственном реестре микрофинансовых организаций с 21 июня 2016г.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по правилам статьи 123 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Суд установил, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемых заявителем Приказа и уведомления ЦБ РФ необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Из заявления следует, что Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации уведомило Общество с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» об исключении из государственного реестра микрофинансовых организаций (уведомление от 23.06.2016 г. № ТЗ-27-1-11/23021).
Приказом Центрального банка Российской Федерации (Банка России) от «21» июня 2016 г. № ОД-1955 (далее по тексту - Приказ) были исключены сведения об Обществе с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» из государственного реестра микрофинансовых организаций. В обоснование принятия данного решения Банк России указывает на неоднократное в течение года нарушение Обществом с ограниченной ответственностью «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» требований статьи 15 Федератьного закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофнансовых организациях», пунктов 2 и 3 приложения 3 к Указанию Банка России от 17.05.2014 № 3263-У «О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации», действовавшему на момент совершения нарушения (Общество представило документы, содержащие отчеты о микрофинансовой деятельности за полугодие 2015 года и 9 месяцев 2015 года, с нарушением требований представления отчетности; представило документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности за 2015 год (представляемый не позднее 30 календарных дней), с нарушением срока).
Не согласившись с указанным приказом и уведомлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4 и статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями согласно статье 76.1 Закона о Банке России, в том числе признаются микрофинансовые организации.
Статьей 76.5 Закона о Банке России установлено, что Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2010 № 151 -ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) Банк России осуществляет регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением микрофинансовыми организациями требований Закона о микрофинансовой деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о микрофинансовой деятельности Банк России ведет государственный реестр микрофинансовых организаций, получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями установленных действующим законодательством требований.
Государственный реестр микрофинансовых организаций размещен на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.cbr.ru в рубрике «Микрофинансирование и финансовая доступность» подраздела «Надзор за участниками финансовых рынков» раздела «Финансовые рынки».
Юридическое лицо, сведения о котором внесены в указанный государственный реестр, обладает статусом микрофинансовой организации.
Сведения об Обществе исключены из государственного реестра микрофинансовых организаций в соответствии со статьей 76.5 Закона о Банке России и пунктом 1 части 1.1 статьи 7 Закона о микрофинансовой деятельности в связи с неоднократным в течение года нарушением Обществом требований статьи 15 Закона о микрофинансовой деятельности, пунктов 2 и 3 приложения 3 к Указанию Банка России от 17.05.2014 № 3263-У «О формах и сроках представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации» [1] (далее - Указание 3263-У), действовавшему на момент совершения нарушений.
Статьей 15 Закона о микрофинансовой деятельности установлено, что микрофинансовые организации обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные Законом о микрофинансовой деятельности (часть 1 статьи 15). Форма, сроки, порядок составления и представления отчетности и иных документов и информации микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями устанавливаются нормативным актом Банка России (часть 3 статьи 15).
В соответствии с пунктом 2 приложения 3 к Указанию 3263-У, действовавшему на момент совершения нарушения. Общество должно было представлять отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.
В соответствии с пунктом 3 приложения 3 к Указанию 3263-У, действовавшему на момент совершения нарушения, Общество должно было представлять отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации, не позднее 15 рабочих дней после отчетного года или даты изменения сведений.
Согласно пункту 1 Приложения 3 к Указанию 3263-У документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации (далее - отчетность), представляются в Банк России в форме электронного документа с электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25 марта 2010 года № 10-21/пз-н «Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам» (далее - Порядок организации электронного документооборота) с учетом особенностей, установленных Указанием 3263-У.
Пунктом 3.9 Порядка организации электронного документооборота установлено, что электронный документ, прошедший входной контроль, регистрируется в системе электронного документооборота в ФСФР России (Банке России). При регистрации электронному документу присваивается входящий номер, что подтверждается направляемым ФСФР России (Банком России) уведомлением «документу присвоен входящий номер».
Банком России по результатам анализа отчетности Общества, выявлены неоднократные нарушения требований законодательства о микрофинансовой деятельности, совершенные Обществом в течение года.
В соответствии с пунктом 1 Указания 3263-У отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации составляется по форме, установленной в приложении 1 к Указанию 3263-У.
Обществом в Банк России представлены недостоверные сведения в отчете о деятельности микрофинансовой организации за полугодие 2015 года (от 23.07.2015 №ТР-2015-00175149).
По результатам рассмотрения отчетов Общества о деятельности микрофинансовой организации, представленных за первый квартал 2015 года (от 02.06.2015 № ТР-2015-00136879) (далее - отчет за первый квартал 2015 года) и полугодие 2015 года (от 23.07.2015 № ТР-2015-00175149) (далее - отчет за полугодие 2015 года), установлены следующие нарушения требований Указания 3263-У:
в отчете за полугодие 2015 года значение строки 2.5 «Количество договоров микрозайма, заключенных за отчетный период, в том числе со следующими субъектами» раздела 2 (0) меньше значения строки 2.5 «Количество договоров микрозайма, заключенных за отчетный период, в том числе со следующими субъектами» раздела 2 отчета за первый квартал 2015 года (6). Разность составила (-6). Данные отражены без нарастающего итога;
в отчете за полугодие 2015 года значение строки 2.6 «Сумма микрозаймов, выданных за отчетный период следующим субъектам» раздела 2 (0) меньше значения строки 2.6 «Сумма микрозаймов, выданных за отчетный период следующим субъектам» раздела 2 отчета за первый квартал 2015 года (950). Разность составила (-950). Данные отражены без нарастающего итога;
в отчете за полугодие 2015 года показатель строки 2.16 «Количество физических лиц, предоставивших микрофинансовой организации денежные средства по договорам займа за отчетный период» раздела 2 (1) не равен сумме составляющих его показателей;
в отчете за полугодие 2015 года показатель строки 2.17 «Сумма денежных средств, предоставленных микрофинансовой организации физическими лицами по договорам займа за отчетный период» раздела 2 (200) не равен сумме составляющих его показателей.
С целью устранения в действиях Общества нарушения законодательства Российской Федерации в соответствии со статьей 76.5 Закона о Банке России, пунктами 6 и 7 части 4 статьи 14 Закона о микрофинансовой деятельности Банком России в адрес Общества направлено Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым предписывалось в срок не позднее 10 дней с даты получения предписания: направить в Банк России исправленный отчет о микрофинансовой деятельности за полугодие 2015 года; направить в Банк России отчет об исполнении предписания; принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации.
Обществом в Банк России представлены недостоверные сведения в отчете о деятельности микрофинансовой организации за девять месяцев 2015 года (от 23.10.2015 №ТР-2015-00237473).
По результатам рассмотрения отчетов о деятельности микрофинансовой организации Общества, представленных за полугодие 2015 года (от 23.07.2015 ЖГР-2015-00175149) (далее - отчет за полугодие 2015 года) и девять месяцев 2015 года (от 23.10.2015 № ТР-2015-00237473) (далее - отчет за девять месяцев 2015 года), установлены следующие нарушения требований Указания 3263-У:
в отчете за девять месяцев 2015 года значение показателя строки 2.13 «Сумма денежных средств, предоставленных микрофинансовой организации юридическими лицами по договорам займа и кредита за отчетный период» раздела 2 (600) меньше значения показателя строки 2.13 «Сумма денежных средств, предоставленных микрофинансовой организации юридическими лицами по договорам займа и кредита за отчетный период» раздела 2 отчета за полугодие 2015 года (938). Разность значений составила (-338). Данные отражены без нарастающего итога;
в отчете за девять месяцев 2015 года значение показателя 2.16 «Количество физических лиц, предоставивших микрофинансовой организации денежные средства по договорам займа за отчетный период» раздела 2 (1) не равно сумме показателей его составляющих (0). Разность значений составила (-1). Данные не сопоставимы;
в отчете за девять месяцев 2015 года значение показателя строки 2.17 «Сумма денежных средств, предоставленных микрофинансовой организации физическими лицами по договорам займа за отчетный период» раздела 2 (500) не равно сумме показателей его составляющих. Разность значений составила (-500). Данные не сопоставимы;
в отчете за девять месяцев 2015 года сумма всех строк графы «Общая сумма предоставленных потребительских микрозаймов за квартал» раздела 5 «Средневзвешенные значения полной стоимости потребительских микрозаймов» имеет нулевое значение, при этом сумма микрозаймов, выданных физическим лицам (потребительские микрозаймы) в третьем квартале 2015 года, рассчитанная как разность значений показателя строки 2.6.3 «Сумма микрозаймов, выданных физическим лицам (потребительские микрозаймы)» раздела 2 отчета за девять месяцев 2015 года и отчета за полугодие 2015 года (700) имеет значение отличное от ноля. Разность значений составляет (-700). Данные не сопоставимы.
С целью устранения в действиях Общества нарушения законодательства Российской Федерации в соответствии со статьей 76.5 Закона о Банке России, пунктами 6 и 7 части 4 статьи 14 Закона о микрофинансовой деятельности Банком России в адрес Общества направлено Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, которым предписывалось в срок не позднее 10 рабочих дней с даты получения предписания: направить в Банк России исправленный отчет о микрофинансовой деятельности за девять месяцев 2015 года; принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений законодательства Российской Федерации.
Обществом по состоянию на 02.02.2016 не представлен в Банк России отчет о микрофинансовой деятельности за 2015 календарный год, представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года. Данный отчет представлен Обществом 10.02.2016 вх. № ТР-2016-00335191, то есть с нарушением срока.
В целях устранения выявленного нарушения Банком России в адрес Общества направлено письмо от 16.02.2016 № Т327-1-4/5886 о принятии Обществом мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности подобных нарушений.
Таким образом, в деятельности Общества установлены факты неоднократного нарушения требований статьи 15 Закона о микрофинансовой деятельности.
Нарушения Обществом законодательства о микрофинансовой деятельности носят систематический характер, исполнение требований нормативных актов осуществляется только после вынесения предписаний об устранении нарушений.
Статьей 7 Закона о микрофинансовой деятельности установлены основания для исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1.1 статьи 7 Закона о микрофинансовой деятельности исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций может осуществляться Банком России на основании решения Банка России в случае неоднократного в течение года нарушения требований Закона о микрофинансовой деятельности, нормативных актов Банка России.
Учитывая изложенное, Банком России принято решение об исключении сведений об Обществе из государственного реестра микрофинансовых организаций.
Таким образом, Приказ Банка России принят в соответствии с требованиями законодательства и соответствует целям осуществления надзора Банком России, установленным Законом о микрофинансовой деятельности и Законом о Банке России.
Доводы Общества об отсутствии вины в непредставлении отчетности ввиду отсутствия специальных познаний в сфере бухгалтерского учета и отчётности, отсутствии в штате бухгалтера, и передаче своих обязанностей по представлению отчетности специализированной организации по договору об оказании бухгалтерских услуг, являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства относятся к внутриорганизационным проблемам самого общества и никак не освобождают Общество от ответственности за допущенные нарушения. Общество не приняло достаточных мер по обеспечению своевременного представления в Банк России бухгалтерской (финансовой) отчетности, что свидетельствует о виновности данной микрофинансовой организации.
По мнению Общества, допущенные нарушения являются малозначительными, поскольку не повлекли неблагоприятных последствий, не причинили вреда охраняемым законом интересам личности, общества и государства.
Суд не может согласиться с данным доводом Общества ввиду следующего.
Показатели отчета о деятельности за первое полугодие 2015 года, изначально представленного Обществом, существенно отличаются от действительных показателей деятельности Общества, которые были представлены в составе отчета о деятельности за первое полугодие 2015 года в ответ на предписание об устранении нарушений. Так, в первоначально представленном отчете о деятельности отсутствовала информация о предоставленных обществом микрозаймах физическим лицам. Согласно скорректированному отчету о деятельности Общество предоставило микрозаймы на сумму 950 000 рублей.
Показатели отчета о деятельности за девять месяцев 2015 года, изначально представленного Обществом, существенно отличаются от действительных показателей деятельности Общества, которые были представлены в составе отчета о деятельности за девять месяцев 2015 года в ответ на предписание об устранении нарушений. Так, существенно (на 28,6%) была занижена сумма денежных средств, предоставленных микрофинансовой организации физическими лицами по договорам займа (изначально представлена информация о сумме займа в размере 500 000 рублей, фактически сумма займа составила 700 000 рублей); не отражена сумма денежных средств, предоставленных микрофинансовой организации физическими лицами-учредителями по договорам займа (фактически сумма займа составила 700 000 рублей); существенно (на 61%) была занижена сумма денежных средств, предоставленных микрофинансовой организации юридическими лицами по договорам займа и кредита (изначально представлена информация о сумме займа в размере 600 000 рублей, фактически сумма займа составила 1 538 000 рублей); не отражены сведения о средневзвешенных значениях полной стоимости кредита (займа) по категории «Потребительские микрозаймы с обеспечением в виде залога».
Учитывая, что контроль за соблюдением прав потребителей финансовых услуг, в том числе заемщиков микрофинансовых организаций, является одной из приоритетных целей Банка России, установленных статьей 76.1 Закона о Банке России, представление недостоверных сведений о количестве заемщиков и сумме предоставленных займов приводит к невозможности осуществления Банком России в полной мере предусмотренных законом полномочий по контролю и надзору за деятельностью микрофинансовых организаций.
Кроме того, на основании сведений о количестве и сумме заключенных договоров потребительского займа в соответствии с Указанием Банка России от 29.04.2014 № 3249-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)» Банком России ежеквартально рассчитываются и публикуются среднерыночные значения полной стоимости потребительских кредитов (займов).
В соответствии с требованиями части 11 статьи 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» на момент заключения договора потребительского кредита (займа) полная стоимость потребительского кредита (займа) не может превышать рассчитанное Банком России среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) соответствующей категории потребительского кредита (займа), применяемое в соответствующем календарном квартале, более чем на одну треть.
Таким образом, представление недостоверных сведений о количестве заемщиков и сумме предоставленных займов влияет на расчет ограничения полной стоимости кредита (займа), устанавливаемое Банком России для всех микрофинансовых организаций, и не может быть признано незначительным нарушением.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий от нарушений, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, выразившееся в неоднократном, систематичном нарушении требований действующего законодательства.
Необходимо отметить, что Обществом ранее также допускались неоднократные нарушения требований статьи 15 Закона о микрофинансовой деятельности к срокам и порядку представления отчетности, а именно:
1) не представлен отчет о деятельности за 2014 год, представляемый не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года;
2) не представлен отчет о персональном составе руководящих органов за 2014 год.
Указанные отчеты были представлены Обществом только после направления Банком России предписания об устранении нарушений.
Также, в нарушение пункта 4 Указания Банка России от 09.07.2015 № 3719-У «Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами» ООО «МФО «Союз-Кредит» не представило в Банк России отчет по форме ОКУД 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций» за февраль 2016 года. Отчет представлен Обществом только в декабре 2016 года после получения Обществом уведомления об исключении сведений о нем из государственного реестра микрофинансовых организаций.
Таким образом, изложенные факты свидетельствуют о систематическом нарушении Обществом требований к срокам и порядку составления и представления отчетности, а также об отсутствии своевременно проведенных мероприятий, направленных на исключение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что Приказ и уведомление Банка изданы в пределах своей компетенции, являются законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» (адрес: 354000, <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, дата регистрации: 01.07.2013) о признании недействительными Приказ Центрального банка Российской Федерации от 21.06.2016 №ОД-1955, уведомление Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 23.06.2016 №ТЗ-27-1-11/23021, обязании восстановить ООО «Микрофинансовая организация «Союз-Кредит» в государственном реестре микрофинансовых организаций с 21.06.2016 – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | С.М. Кукина |