ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-41758/2020-39-257 от 14.07.2020 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

15.07.2020г.                                                                      Дело №А40- 58/ 20-39-257

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2020 г.

Полный текст решения изготовлен 15.07.2020 г.

Арбитражный суд в составе председательствующего судья Ю. Ю. Лакоба

При ведении протокола судебного заседания секретарем Мкоян Н.Г,

дело по иску ФГУП "КЖД"

к АО "ФПК"

третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора -  ОАО «РЖД»

о взыскании платы в размере 329 001,60  руб.              

При участии: согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

ФГУП "КЖД"  обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "ФПК" о взыскании платы в размере 329 001,60  руб. за время нахождения вагонов ответчика на железнодорожных путях общего пользования.

Ответчик представил отзыв, с заявленными исковыми требованиями не согласен, под доводам изложенным в отзыве.

Третье лицо в заседание не явилось, извещено, отзыв не представило. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 15 АПК РФ.

Суд,  рассмотрев заявленные требования пришел к следующим выводам.

В обоснование иска истец указывает на то, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Крымская железная дорога» (далее — ФГУП «КЖД», Истец) является владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также перевозчиком.

По причинам, зависящим от Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК», Ответчик), на инфраструктуре ФГУП «КЖД» произошло несколько случаев задержки подвижного состава.

После выгрузки воинского эшелона, прибывшего на станцию ФИО1 ФГУП «КЖД» в мае 2019 года, на железнодорожных путях станции в ожидании офтэрмленйя—перевозочных документов простаивали пассажирские вагоны                                №№ 05311733, 05311394, собственности АО «ФПК».

Работниками Истца составлен акт общей формы о задержке вагонов от 22.05.2019 № 11/404. О начале задержки вагонов и о составлении акта общей формы АО «ФПК» было уведомлено путем направления сообщения на электронную почту GerasimovVN@fpc.org.rzd.

Позднее, 28.05.2019 на электронные адреса osipova-skav@fpc.rii, GerasimovVN@lpc.org.rzd, SecretarGA-skav@fpc.ru была направлена электронная копия письма от 28.05.2019 № 80 с приложением копии акта общей формы от 12.05.2019 № 11/404. Данным письмом АО «ФПК» было повторно уведомлено о задержке вагонов №№ 05311733, 05311394, также Ответчику было предложено направить представителя для подписания акта.

Ответа на вышеперечисленные обращения со стороны АО «ФПК» не поступило, перевозочные документы на вагоны оформлены не были, для подписания актов общей формы представитель Ответчика на станцию ФИО1 не явился.

В связи с тем, что собственник – ответчик несет бремя содержания имущества, истец по факту простоя вагонов обратился к ответчику с требованием о взыскании платы за несвязанное с перевозочным процессом нахождения порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования.

Суд соглашается с доводами ответчика исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, эксплуатация фигурирующих в деле вагонов осуществлялась ОАО «РЖД» для перевозок при следовании грузовой скоростью воинского эшелона. Из прилагаемых к иску актов общей формы и иных документов усматривается, что отправителями и получателями вагонов являлись именно ОАО «РЖД» и воинская часть.

Во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 17.02.2016 № 678 в целях обеспечения воинских железнодорожных грузовых перевозок пассажирскими вагонами по результатам открытого аукциона между АО «ФПК» и ОАО «РЖД» заключен договор от 11.04.2019 № 3402098 (далее -Договор), в соответствии с которым ОАО «РЖД» обязуется за предусмотренное договором вознаграждение от своего имени совершать юридические и иные действия, связанные с привлечением принадлежащих АО «ФПК» на праве собственности или ином законном основании вагонов (далее - Вагоны) для осуществления перевозок при следовании грузовой скоростью воинского эшелона, сформированного из вагонов грузового парка и Вагонов (пункт 1.1).

К обязанностям ОАО «РЖД» по Договору относится (пункт 2.1): направление в адрес АО «ФПК» полученных от заказчика (организаций, заказывающих воинские железнодорожные перевозки во внутри­государственном сообщении, далее - Заказчик) данных о необходимом планируемом общем количестве Вагонов; обеспечение оперативного взаимодействия между Заказчиками и АО «ФПК» по привлечению потребного количества Вагонов; осуществление учета времени нахождения у Заказчиков Вагонов, информирование АО «ФПК» об освобождении Заказчиками Вагонов; перечисление полученной от Заказчиков Платы за использование Вагонов в пользу АО «ФПК» и др.

Взаимодействие Сторон по исполнению Договора, в частности, при оформлении документов на станции прибытия эшелона, устанавливается Регламентом, который является Приложением №2 к Договору (пункты 3.1, 12.9.2 Договора, далее - Регламент).

В соответствии с пунктом 3.2.1 Приложения № 2 к Договору, на основании уточненных заявок Приволжского ТЦФТО ОАО «РЖД» от 30.04.2019 № 5656/32, 5656/33 для обеспечения воинских железнодорожных грузовых перевозок были предоставлены вагоны № 05311428, 05312749 и 05311394, 05311733, которые выгружены по станции Керчь ФГУП «КЖД» 24.05.2019, и станции ФИО1 22.05.2019 соответственно.

В соответствии с разделом 6 Регламента (прим. 10) окончанием периода привлечения вагона при условии выгрузки на станциях иной железнодорожной инфраструктуры общего пользования при возврате с использованием паромной переправы является дата прибытия порожнего вагона на станцию ФИО2-Товарный. Возврат порожних вагонов в составе грузовых поездов осуществляется по перевозочным документам ф. ГУ-32 (ГУ-27у-ВЦ (учет по ГУ-32)), оформленным ДС станций (отправитель - иная железнодорожная инфраструктура общего пользования, получатель - ОАО «РЖД»). При этом под «ДС» согласно разделу 2 Регламента понимается «начальник станции или его представитель (в том числе приемосдатчик груза и багажа, агент железнодорожный/специалист системы фирменного транспортного обслуживания).

Следовательно, вагоны должны были быть возвращены на станцию ФИО2-Товарный и именно с этого момента АО «ФПК» имело бы право принимать решения относительно их перемещения, однако в связи с тем, что на станцию ФИО2-Товарный вагоны доставлены не были, АО «ФПК» не имело право вмешиваться в хозяйственную деятельность иных лиц и перевозочный процесс.

Таким образом, при выгрузке эшелона по станции Керчь, т.е. на станции иной железнодорожной инфраструктуры общего пользования, окончания периода привлечения вагонов не произошло. Как подробно указано выше, окончание периода привлечения вагона при подобных условиях - станция ФИО2 Товарный.

В соответствии с пунктом 12.6 Договора исполнение обязанностей Агента по Договору осуществляется Центром фирменного транспортного обслуживания - филиалом ОАО «РЖД» (107174, Россия, Москва, Каланчевская, д. 6/2). АО «ФПК» действовало добросовестно, в ОАО «РЖД» были направлены соответствующие обращения с просьбой принять меры к возврату вагонов. Так, Северо-Кавказским филиалом было направлено обращение от 04.06.2019 № 672/ФПКФС-КАВ по данному вопросу в подразделения ОАО «РЖД». В адрес руководства Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО «РЖД» было направлено обращение от 06.06.2019 № ИСХ-6272/ФПК о принятии мер к возврату порожних вагонов на станцию ФИО2-Товарный. Вместе с тем ответа не поступило, вагоны не были возвращены на станцию ФИО2-Товарный. Материалами дела подтверждается, что в июле 2019 года по окончании периода задержки вагоны не были возвращены АО «ФПК», а направлены без участия АО «ФПК» для следования в составе иного воинского эшелона.

ФГУП «КЖД» самостоятельно, без согласования и уведомления АО «ФПК», передислоцировало вагоны № 05312749, 05311428 со станции Керчь на станцию Симферополь - грузовой для погрузки 26.07.2019, вагоны № 05311394, 05311733 со станции ФИО1 на станцию Мекензиевы Горы для погрузки 25.07.2019.

Согласно части 16 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав) за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общею пользования, по причинам, зависящим от владельцев порожних грузовых вагонов (в том числе перевозчиков, являющихся такими владельцами), указанные лица вносят владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе. Часть 16 статьи 39 Устава прямо указывает на то, что владелец вагонов обязан оплатить время нахождения порожних вагонов на путях общего пользования, не связанное с перевозочным процессом, если такое нахождение вагонов произошло по причинам, зависящим от владельца порожних вагонов.

В соответствии с требованиями статьи 44 Устава владелец вагонов вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по истечении двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования.

Согласно части 16 статьи 44 Устава владелец вагонов освобождается от платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса, если уборка порожних грузовых вагонов с мест общего пользования после выгрузки грузов из вагонов не обеспечена по причинам, зависящим от перевозчика, или перевозчиком нарушен порядок согласования запроса, установленный настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Однако в настоящем деле вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от АО «ФПК», в связи с чем плата за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования не подлежит взысканию с АО «ФПК».

С учетом изложенного, исковые требования истца являются не обоснованными, не доказанными и не подлежащими  удовлетворению.

 Расходы по госпошлине относится на ответчика в соответствии со статьями 102,  110 АПК РФ относятся на ситца.

На основании изложенного,  руководствуясь ст.ст. 309, 310, ГК РФ, ст.ст. 65, 110, 121, 123, 176, 180, 181, АПК РФ, суд 

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

                                        Ю.Ю. Лакоба