ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-43076/16 от 30.03.2016 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                               Дело № А40-43076/16-120-253

01 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 30 марта 2016 года

Полный текст решения изготовлен  01 апреля 2016 года

Арбитражный суд г.Москвы  в составе:

судьи Блинниковой И.А.

Протокол ведет секретарь Гаврилов О.И.

Рассмотрев  в открытом судебном заседании дело по заявлению

Отделение по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по ЦФО

ответчик: ПАО «Росгосстрах»

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

С участием:

от заявителя: неявка, извещен

от ответчика: неявка, извещен

УСТАНОВИЛ:

Отделение по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по ЦФО  обратилось с требованием о привлечении ПАО «Росгосстрах»(далее – Ответчик, Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст.14.1. КоАП РФ.

В заявлении Отделение по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по ЦФО просит привлечь общество к административной ответственности за административное правонарушение, выразившееся в нарушении лицензионных требований и условий в части нарушения порядка расчета страховой премии по договору страхования, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

Заявитель и ответчик в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных представителя заявителя и ответчика.

Суд, рассмотрев представленные материалы, оценив представленные доказательства, установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.

В соответствии со статьей 76.1 Закона № 86-ФЗ некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом № 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.

Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

Как следует из материалов дела, в Отделение Владимир из Интернет-приемной Банка России (вх. № ОЭТ-383 от 10.12.2015) поступили обращения ФИО1 (далее - Обращения) по вопросу несогласия с присвоенными классами страхования и применными значениями коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - КБМ), при расчете страховых премии по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО).

В целях осуществления страхового надзора Отделением Владимир в соответствии актом 4 части 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее - Закон № 4015-1) у ООО «Росгосстрах» (исх. № ТЦ7-62-23-8/14526 от 21.12.2015) и Российского союза автостраховщиков (далее - РСА, исх. № Т117-62-23-8/14528 от 21.12.2015) запрошены сведения, документы и объяснения по вопросам, изложенным в Обращениях.

В результате анализа документов, представленных ООО «Росгосстрах» (письмо от 31.12.2015 исх. № 04-24/171, вх. № 32 от 11.01.2016) и РСА (письмо от 13.01.2016 исх. № И-994, вх. № 778 от 18.01.2016), установлено, что гражданская ответственность ФИО1 застрахована по нижеприведенным договорам ОСАГО, заключенным с ООО «Росгосстрах»:

договор ОСАГО от 14.03.2011 полис серии ВВВ 0564952397 сроком действия 17.03.2011- 16.03.2012, примененный класс страхования 10 (КБМ=0,65);

договор ОСАГО от 25.04.2011 полис серии ВВВ 0564970939 сроком действия 29.04.2011-28.04.2012, примененный класс страхования 10 (КБМ=0,65);

договор ОСАГО от 28.04.2012 полис серии ВВВ 0591385294 сроком действия 29.04.2012  - 28.04.2013, примененный класс страхования 11 (КБМ=0,6);

договор ОСАГО от 25.04.2013 полис серии ВВВ 0643553279 сроком действия 29.04.2013  - 28.04.2014, примененный класс страхования 3 (КБМ=1); договор ОСАГО от 31.03.2014 полис серии ССС 0655746373 сроком действия 29.04.2014           - 28.04.2015, примененный класс страхования 4 (КБМ=0,95); договор ОСАГО от 01.04.2015 полис серии ССС 0696286905 сроком действия

29.04.2015        - 28.04.2016, примененный класс страхования 3 (КБМ=1).

Из представленных РСА сведений следует, что информация о страховых случаях по вышеуказанным договорам ОСАГО в автоматизированной информационной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - АИС ОСАГО) отсутствует.

Согласно истории страхования при заключении договора ОСАГО от 01.04.2015 (полис ССС 0696286905) ФИО1 вправе был рассчитывать на 13 класс страхования (КБМ=0,5) вместо присвоенного Страховщиком 3 класса страхования(КБМ=1), поскольку по предыдущим договорам ОСАГО, заключенным между ФИО1 и Страховщиком, страховых выплат не осуществлялось.

В рассматриваемом случае Страховщик на дату обращения страхователя -01.04.2015 располагал информацией о необходимости присвоения ФИО1  соответствующего класса страхования по договору ОСАГО от 01.04.2015 (полис серии полис ССС 0696286905), поскольку с 2011 года имело место продление договора ОСАГО на новый срок.

Страховщик при присвоении ФИО1 класса страхования по договору ОСАГО от 01.04.2015 (полис серии полис ССС 0696286905) не использовал имеющиеся у него сведения, а также не представил доказательств обращения в АИС ОСАГО, куда самим Страховщиком, в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО), и должна быть внесена информация о страховании по окончании действия предыдущих договоров ОСАГО в отношении страхователя.

ООО «Росгосстрах» при наличии должной степени заботливости и осмотрительности имело возможность не допустить присвоения неправильного класса страхования. Однако Страховщик пренебрежительно отнесся к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей, не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований страхового законодательства и присвоил неверный класс страхования.

Указанные действия Страховщика повлекли присвоение ФИО1 неверного класса страхования, сведения о котором Страховщиком были внесены в АИС ОСАГО. Нарушение порядка применения КБМ вследствие присвоения некорректного класса страхования свидетельствует о нарушении Страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации.

Условия и порядок обязательного страхования, в том числе базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов, регулируются Законом об ОСАГО, Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Центральным банком Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П (далее - Правила № 431-П), Указанием Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Указание № 3384-У), которыми определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Необходимо отметить, что до 11.10.2014 действовали Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263 (далее - Правила № 263). При определении страховой премии по договору обязательного страхования страховщики до 11.10.2014 руководствовались постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее -Постановление № 7319).

В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Закона № 40-ФЗ, при прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (далее -АИС ОСАГО), созданную в соответствии со статьей 30 Закона об ОСАГО.

На основании пункта 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического   осмотра   страховщик   использует   информацию,   содержащуюся   в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 указанного закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра.

Заключение по договора  обязательного  страхования  без  внесения  сведений  о  страховании  в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии  со  статьей  30  Закона  об  ОСАГО,  и  проверки  соответствия представленных   страхователем   сведений   содержащейся   в   автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Аналогичное положение закреплено пунктом 1.8 Правил № 431-П.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона об ОСАГО коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются, в том числе в зависимости от наличия илиотсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО (пункт 1 статьи 9 Закона об ОСАГО).

В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Приложением 2 к Указанию № 3384-У установлены коэффициенты страховых тарифов.

При заключении или изменении договора ОСАГО сроком действия один год, в соответствии с частью 1 Примечания к пункту 2 Приложения 2 к Указанию № 3384-У, меняется коэффициент КБМ. В соответствии с таблицей пункта 2 Приложения 2 к Указанию № 3384-У, в случае отсутствия страховых выплат в период действия договора ОСАГО, в каждый последующий период страхования страхователю присваивается повышающий класс страхования и при расчете страховой премии применяется понижающее значение КБМ.

Проверкой установлено, что ООО «Росгострах» при заключении договора ОСАГО от 01.042015 (полис ССС 0696286905) нарушен порядок применения КБМ вследствие присвоения некорректного класса страхования, что свидетельствует о нарушении требований страхового законодательства Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона № 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать требования страхового законодательства.

В  соответствии  с пунктом  1  статьи  32 Закона № 4015-1  лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности  в  качестве  страхового  брокера  представляет  собой  специальное -разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом орехового надзора субъекту страхового дела.

Подпунктом 14 пункта 3 статьи 32 Закона № 4015-1 определено, что для учения лицензии соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора документы,   подтверждающие   соответствие   соискателя   лицензии   требованиям, установленным   федеральными   законами   о   конкретных   видах   обязательного страхования   (в   случаях,   если   федеральные   законы   содержат  дополнительные к страховщикам).

Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком   страхового   законодательства   является   условием   осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, ленных     специальным    разрешением     (лицензией),     образует    состав пивного   правонарушения,   ответственность   за   совершение   которого трена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

ООО «Росгосстрах» имело лицензии С 0977 50 и П № 0977 50 на осуществление страховой деятельности, выданные 07.12.2009 Федеральной службой страхового надзора.

ПАО «Росгосстрах» имеет, в том числе, лицензию на осуществление страхования ОС № 0001-03 по виду деятельности: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выданную 18.09.2015 Центральным Банком Российской Федерации (Банком России) без ограничения срока действия (решение о предоставлении лицензии от 06.06.2003, решение о замене бланка лицензии «№РБ-52-3/1761 от 18.09.2015).

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом № 99-ФЗ, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Закона № 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В силу части 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой (Закон № 4015-1). Наличие лицензии предполагает соблюдение условий осуществления соответствующих видов деятельности.

Неверно присвоив класс страхования и применив повышенное значение КБМ, Страховщик необоснованно увеличил размер страховой премии при заключении договора ОСАГО 01.04.2015 (полис ССС 0696286905), в связи с чем допустил нарушение лицензионных требований и условий, установленных в совокупности пунктом 5 статьи 30 Закона № 4015-1, пунктом 6 статьи 9, пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО и пунктом 2 приложения 2 к Указанию № 3384-У. Несоблюдение требований установленных законодательством РФ в области лицензируемой деятельности образует событие административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ устанавливает, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде в соответствии с частью 1 статьи 23.1 КоАП РФ.

Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП).

Процедура привлечения ответчика  к административной ответственности заявителем соблюдена. Протокол по делу об административном правонарушении вынесен надлежащим лицом в пределах своей компетенции и при наличии достаточных оснований, срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек. В связи с чем, имеются все необходимые основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.1 ч.3 КоАП РФ.

Суд считает, что доводы заявителя являются обоснованными, а ответчик с учетом положений ст.9, ст.65 АПК РФ не представил доказательств необоснованности составления протокола об административном правонарушении и невиновности во вменяемом правонарушении.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ответчика от административной ответственности у суда не имеется.

Смягчающих ответственность обстоятельств по делу судом не установлено.

Принимая во внимание, что доказательств того, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ ответчиком совершено не впервые заявителем не представлено, суд считает возможным установить ПАО "Российская государственная страховая компания»  меру административной ответственности в виде штрафа, установленного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст. 14.1, ст.ст.23.1, 25.1, 25.4, 28.2, 28.3 КоАП РФ, ст.ст.65, 68, 71, 167-170, 176, 205, 228 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Привлечь Публичное акционерное общество «Российская государственная страховая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 119991, Москва, ул. Большая Ордынка, д.40, стр.3, дата регистрации - 19.08.1992) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Наложить на Публичное акционерное общество «Российская государственная страховая компания» административный штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.

Штраф следует уплатить по следующим реквизитам:

Получатель (администратор доходов):

Отделение по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу

ИНН <***>

ОГРН <***>

КПП 332831001

ОКТМО 17 701 000 

УФК по Владимирской области (Отделение Владимир)

Счет: № 40101810800000010002

Банк получателя: Отделение Владимир БИК 041708001

КБК 99911690010016000140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет».

ИП 205270897003502701001

УИН 99901700171215000808

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.

Судья                                                                                                           И.А. Блинникова