ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
06 ноября 2020 г. Дело № А40-45177/20-180-352
Резолютивная часть решения объявлена 05 ноября 2020 г.
Решение в полном объеме изготовлено 06 ноября 2020 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Ламоновой Т.А. (единолично)
протокол ведет секретарь Глебова В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
истец:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕРВИОНИКА" (119119, МОСКВА ГОРОД, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНСКИЙ, ДОМ 42, КОРПУС 1-2-3, ПОМЕЩЕНИЕ II КОМНАТА 22, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.10.2012, ИНН: <***>)
ответчик:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (129110, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЩЕПКИНА, ДОМ 38, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2002, ИНН: <***>)
третье лицо:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (107078, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА БАСМАННАЯ НОВ., 10, СТР.1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 29.01.2003, ИНН: <***>)
О взыскании 2 475 548 руб. 24 коп. неосновательного обогащения и процентов
в судебное заседание явились:
от истца – ФИО1 дов. №28-02/20-6 от 28.02.2020г.
от ответчика – ФИО2 дов. №192 от 09.12.2019г.
третье лицо – ФИО3 дов. №01-22-6816/20 от 13.10.2020г.
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 2 475 548 руб. 24 коп. задолженности, в том числе: 2 444 788 руб. 00 коп. – неосновательное обогащение, 30 760 руб. 24 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.07.2020 по 05.11.2020, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму неосновательного обогащения в соответствии со ст. 395 ГК РФ с 06.11.2020 по дату фактической оплаты.
В судебном заседании истец исковые требования поддерживал, ответчик наличие неосновательного обогащения не оспаривал, просил отказать во взыскании процентов.
3 лицо поддерживало позицию ответчика.
Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истец ссылается на то, что в период с апреля 2018 г. по июль 2019 г. ООО «Сервионика» перечислило в ГКУ ЦЗН компенсационную стоимостьквотируемых рабочих мест за невыполнение квоты для приема на работу молодежи в I—IV кварталах 2018 г. и I—II кварталах 2019 г. в совокупном размере 3 027 708,00 руб., что подтверждается следующими платежными поручениями:
№ 5092 от 24.04.2018 г. на сумму 614 600,00 руб.— компенсационная стоимость
квотируемых рабочих мест за невыполнение квоты приема на работу молодежи в I квартале 2018 г.;
№ 11186 от 30.07.2018 г. на сумму 521 710,00 руб.— компенсационная стоимость
квотируемых рабочих мест за невыполнение квоты приема на работу молодежи во II квартале 2018 г.;
№ 016879 от 24.10.2018 г. на сумму 563 430,00 руб.— компенсационная стоимость
квотируемых рабочих мест за невыполнение квоты приема на работу молодежи в III квартале 2018 г.;
№ 876 от 29.01.2019 г. на сумму 445 920,00 руб.— компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест за невыполнение квоты приема на работу молодежи в IV квартале 2018 г.;
№ 4225 от 11.04.2019 г. на сумму 441 024,00 руб.— компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест за невыполнение квоты приема на работу молодежи в I квартале 2019 г.;
№ 7948 от 12.07.2019 г. на сумму 441 024,00 руб.— компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест за невыполнение квоты приема на работу молодежи во II квартале 2019 г.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04.08.2009 г. № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (далее -Постановление Правительства Москвы № 742-ПП) перечисление компенсационной стоимости осуществлялось Истцом на основании подготовленных отчетов по форме № 1-квотирование «Сведения о выполнении установленной квоты и движению денежных средств» по каждому из названных отчетных периодов.
В результате выявления у Истца работников, относящихся к квотируемой категории молодежи (выпускники (от 18 до 24 лет) учреждений начального и средне-специального профессионального образования, из числа лиц, ищущих работу впервые; выпускники (от 21 до 26 лет) учреждений высшего профессионального образования, из числа лиц, ищущих работу впервые), после перечисления компенсационной стоимости в указанные отчетные периоды Истец подготовил и направил Ответчику следующие документы:
1. Копии отчетов П-4 за январь 2018-июнь 2019г.;
2. Копии паспортов всех сотрудников квотируемой категории на каждый отчетный период;
3. Копии документов об образовании всех сотрудников квотируемой категории на каждый отчетный период;
4. Копии приказов по форме Т-1 на всех сотрудников квотируемой категории на каждый отчетный период;
5. Копии трудовых книжек всех сотрудников квотируемой категории на каждый отчетный период, заверенные в установленном порядке;
6. Копии приказов об увольнении на тех сотрудников, которые прекратили трудовые отношения с Истцом;
7. а также иные документы, запрошенные представителями Ответчика по электронной почте у представителей Истца, для целей проведения проверки по факту излишнего перечисления денежных средств в заявленные отчетные периоды.
Согласно уточненных сведений Истец трудоустроил большее количество молодежи на квотируемые места, нежели это было отражено в Первоначальных отчетах, вследствие чего общая компенсационная стоимость квотируемых рабочих мест за невыполнение квоты для приема на работу молодежи в I—IV кварталах 2018 г. и I—II кварталах 2019 г., подлежащая уплате Истцом, составила 582 920 руб., что подтверждается Уточненными отчетами «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств» и документами на сотрудников, подтверждающие выполнение квоты в пределах, указанных в отчете.
В связи с изложенным Государственному казенному учреждению города Москвы Центра занятости населения города Москвы необходимо было произвести корректировку отчетов ООО «Сервионика» «Сведения о выполнении установленной квоты и движении денежных средств» за I, II, III и IV кварталы 2018 г. и I, II кварталы 2019 г.
Таким образом, Истец излишне перечислил Ответчику компенсационную стоимость квотируемых рабочих мест за невыполнение квоты для приема на работу молодежи в I-IV кварталах 2018 г. и I—II кварталах 2019 г. в совокупном размере 2 444 788 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1102 ГК РФ данное правило применяется независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии с п. 4 Приказа Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 17.12.2018 г. № 1635 за ГКУ ЦЗН (Ответчиком) закреплены полномочия администратора доходов бюджета при принятии решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ.
Соответствующий порядок утвержден приказом Министерства финансов РФ от 18.12.2013 г. № 125н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации». Согласно п. 27 данного Приказа «Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат сумм поступлений), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней, следующих за днем их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком. Возврат сумм поступлений осуществляется исходя из законодательно установленных нормативов распределения поступлений».
Ответчик, являясь администратором доходов бюджета г. Москвы в области труда и социальной защиты населения, принимает решения и несет ответственность перед плательщиками за возврат из бюджета излишне уплаченных денежных средств, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата. Как следствие, Ответчик обязан возвратить Истцу излишне перечисленную компенсационную стоимость в размере 2 444 788 руб.
Истец указывает на то, что, обнаружив факт переплаты, Истец неоднократно обращался к Ответчику, в т.ч. в лице ДТСЗН г. Москвы, с просьбой возвратить из бюджета излишне перечисленную компенсационную стоимость в разные отчетные периоды, однако требования истца остались без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами по правилам ст. 395 ГК РФ с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Согласно ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие уклонения от их возврата или иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. В соответствии со ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.
Истец ссылается на то, что полный пакет документов, на основании которого Ответчик мог произвести возврат Истцу излишне перечисленных компенсационных платежей, был предоставлен Ответчик) 18.06.2020 г., что подтверждается письмом исх. № 18.06.2020-1-бух с отметкой о получении документов ведущим юрисконсультом ГКУ ЦЗН ФИО2 С учетом ч. 5 чт. 4 АПК РФ Ответчик должен был произвести возврат излишне перечисленных компенсационных платежей в течение 30 календарных дней, т.е. не позднее 18.07.2020 г., а с учетом того, что 18.07.2020 г. приходится на нерабочий день - не позднее 20.07.2020 г. Тем не менее, Ответчик не возвратил до настоящего времени излишне перечисленные компенсационные платежи в размере 2 444 788,00 руб. В связи с изложенным истец просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.07.2020 г.по 05.11.2020 г. в размере 30 760 руб. 24 коп.
Доводы ответчика о том, что проценты начислению не подлежат, отклоняются судом, принимая во внимание, что возможность начисления процентов предусмотрена в п. 4 Приказа Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 17.12.2018 г. № 1635, в абз. 4 п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ. а также принятого в его развитие п. 27 приказа Министерства финансов РФ от 18.12.2013 г. № 125н.
Ссылка ответчика на ограничительные меры, связанные с распространением новой короновирусной инфекции также отклоняется судом, принимая во внимание, что проценты начислены истцом с 21.07.2020 г., т.е. после снятия указанных ограничительных мер.
Пунктом 3 ст. 395 ГК РФ предусмотрено, что проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений. Согласно ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая вышеизложенное, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 АПК РФ и другие положения Кодекса, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы по госпошлине распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 9, 65, 68, 71, 110, 150, 167-170, 176, 180, 181 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (129110, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЩЕПКИНА, ДОМ 38, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2002, ИНН: <***>) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕРВИОНИКА" (119119, МОСКВА ГОРОД, ПРОСПЕКТ ЛЕНИНСКИЙ, ДОМ 42, КОРПУС 1-2-3, ПОМЕЩЕНИЕ II КОМНАТА 22, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.10.2012, ИНН: <***>) 2 475 548 руб. 24 коп. задолженности, в том числе: 2 444 788 руб. 00 коп. – неосновательное обогащение, 30 760 руб. 24 коп. – проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.07.2020 по 05.11.2020, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленными на сумму неосновательного обогащения в соответствии со ст. 395 ГК РФ с 06.11.2020 по дату фактической оплаты, и 35 296 руб. 79 коп. расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | Т.А. Ламонова |