ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-45471/2023-181-252 от 08.08.2023 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-45471/2023-181-252

11 августа 2023г.

резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2023г.

полный текст решения изготовлен 11 августа 2023г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего – судьи К.М.Хабаровой

При ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Салтановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ АЛЕКСАНДРОВА БОРИСА БОРИСОВИЧА

к ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

ТРЕТЬЕ ЛИЦО: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

об урегулировании разногласий возникших при заключении договора аренды,

при участии:

от Истца: Исмаилов Р.А. по доверенности № 05 от 03.04.2023 г.

от Ответчика: Зелинская К.Л. по доверенности № 77-02/11371 от 25.04.2023 г.

от третьего лица: не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ АЛЕКСАНДРОВ БОРИС БОРИСОВИЧ обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ об урегулировании разногласий при заключении Договора аренды земельного участка №77-13/239 от 17 октября 2022 года в редакции Истца.

Ответчиком представлен письменный отзыв на иск.

Как следует из материалов дела, Истец является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:06:0002018:1059, расположенного по адресу: город Москва, улица Нагорная, дом 23, корпус 4 (далее по тексту именуемого - «Здание»).

Кроме того, Истец является пенсионером, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Здание располагается на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0002018:15, имеющим адресные ориентиры: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория города федерального значения муниципальный округ Котловка, улица Нагорная, земельный участок 23/4 (далее по тексту именуемом - «Земельный участок»). Земельный участок находится в федеральной собственности.

19 апреля 2022 года Истец обратился к Ответчику письмом №14 от 19 апреля года, которым попросил оформить договор аренды Земельного участка.

18 октября 2022 года Ответчик письмом от 18 октября 2022 года №77-13/31003 «О рассмотрении обращения» направил в адрес Истца проект Договора аренды федерального земельного участка №77-13/239 от 17 октября 2022 года (далее по тексту именуемый -«Проект»).

28 ноября 2022 года Истец письмом №27 от 22 ноября 2022 года «О рассмотрении проекта договора аренды федерального земельного участка» направил Ответчику разногласия на Проект в части примененного Ответчиком порядка определения и расчета размера арендной платы за Земельный участок.

Истец указывает, что Ответчик по ошибке применил при расчете размера арендной платы за Земельный участок положения подпункта «г» пункта 2 правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 (далее по тексту именуемых - «Правила»), в то время как в рассматриваемой ситуации применению подлежали положения четвертого абзаца подпункта «а» пункта 3 Правил.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Истца в суд с иском об урегулировании разногласия, возникшие при заключении Договора аренды земельного участка №77-13/239 от 17 октября 2022 года, изложив п.3.1. Договора и Приложение к договору «Расчет арендной платы» в редакции Истца.

В соответствии со ст. 445 ГК РФ лицо вправе обратиться в суд с требованием об обязании заключить договор только тогда, когда для лица, в адрес которого направлена оферта, заключение договора является обязательным. Обязанность уполномоченного органа заключить договор аренды земельного участка с собственником недвижимого имущества, расположенного на этом участке, закреплена в земельном законодательстве.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно ст. 432 ГК РФ в договоре должны быть согласованы все существенные условия, указанные в качестве таковых в законе.

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Существенными условиями договора аренды являются: предмет договора, плата за пользование и срок пользования земельным участком.

Таким образом, в соответствии со статьей 446 ГК РФ преддоговорный спор может быть рассмотрен судом, если возникшие разногласия по условиям договора переданы на рассмотрение суда по соглашению сторон.

Следует учитывать, что ответчик вправе заявить свои возражения не только посредством направления протокола разногласий Обществу, но и при рассмотрении дела.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что у сторон возникли разногласия по условиям договора аренды земельного участка.

В этой ситуации следует исходить из того, что возникшие разногласия по условиям договора переданы на рассмотрение суда по соглашению сторон.

В обоснование своей позиции, Истец указывает, что льгота, предусмотренная четвертым абзацем подпункта «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 (далее по тексту именуемых - «Правила»), и льгота, предусмотренная подпунктом 8 пункта 5 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют идентичную правовую природу и идентичное социально-экономическое предназначение. А в части непокрытой льготой, Истец просит применить при исчислении размера арендной платы общие правила.

Так, в соответствии с нормами земельного законодательства земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи (в случае предоставления земельного участка в собственность за плату) и договора аренды (в случае предоставления земельного участка в аренду).

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». А согласно последним, базой для расчета размера арендной платы за земельный участок, как и в случае с налоговой базой по земельному налогу, является кадастровая стоимость соответствующего земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Правилами предусмотрена льготная ставка при определении размера арендной платы за земельный участок, которая подлежит применению, если земельный участок предоставлен физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах. В этом случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы, ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета, а в остальной части размер арендной платы устанавливается на уровне 3% от кадастровой стоимости земельного участка.

На основании вышеизложенного, Истец указывает, что из системного толкования положений статей 606, 608, пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 и 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что норма четвертого абзаца подпункта «а» пункта 3 Правил должна быть истолкована в качестве бланкетной нормы только в части перечня физических лиц, на которые она распространяет свое действие. При этом недопустимым и противоречащим указанным нормам права является толкование нормы четвертого абзаца подпункта «а» пункта 3 Правил, как правила, распространяющего свое действие исключительно на физических лиц, в чьей собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении находятся земельные участки.

Рассмотрев разногласия по договору, суд пришел к следующему.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, предусмотрен принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Истец полагает, что ему полагается льгота, предусмотренная четвертным абзацем подпункта «а» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, а также на основании пп. 8 п. 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, так как он является пенсионером.

Согласно сведениям ЕГРИП Истец является Индивидуальным предпринимателем, с 09.07.2015. Основным видом деятельности является «Аренда и управление собственным арендованным имуществом».

В соответствии с пп. 8 п. 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий: пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Также, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок имеет вид разрешенного использования «эксплуатация зданий гостиницы».

Регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не приводит к созданию нового субъекта права: индивидуальный предприниматель (далее также - ИП) - это физическое лицо, которое имеет специальный статус, позволяющий законно вести предпринимательскую деятельность.

Возможность заниматься предпринимательской деятельностью, не создавая юридическое лицо, является одним из правомочий, которое входит в содержание правоспособности граждан (ст. 18 ГК РФ). В силу принципа национального режима (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") статус индивидуального предпринимателя могут также приобретать иностранные граждане и лица без гражданства. Условием для регистрации иностранца или апатрида в качестве индивидуального предпринимателя выступает наличие права временно или постоянно проживать в РФ (пп. "е" п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон о регистрации).

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя физическое лицо проходит процедуру регистрации в ФНС России в уведомительном порядке. Процедура регистрации ИП, установленная гл. VII.1 Закона о регистрации, имеет ряд отличий от процедуры регистрации создания юридического лица, в частности: применяются иные формы документов, отличается состав сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр, в отношении ИП и юридического лица.

Действующее законодательство однозначно определяет, что индивидуальный предприниматель ведет деятельность без образования юридического лица (ст. 23 ГК РФ, абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ). Но с учетом цели и направленности на систематическое получение прибыли к деятельности ИП применяются те же правила, что установлены для юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Специфика правового статуса ИП как физического лица также учитывается, поэтому в ряде нормативных правовых актов разграничиваются нормы для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей. В частности, ответственность ИП за административные правонарушения, как правило, отличается от ответственности юридического лица и определяется правилами ответственности должностных лиц, если прямо не предусмотрено иное.

Согласно п. 3 Правил, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:

а) 0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 N 1120)

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами.

Как видно из подпункта «а» пункта 3 Правил, льготы могут быть предоставлены как юридическим лицам (абзац первый), так и физическим лицам, при этом в данном случае законодатель не разграничивает нормы для юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей.

Земельный участок, является собственностью РФ. Учитывая, что Истец не является налогоплательщиком в отношении данного участка, применение пп. 8 п. 5 статьи 391 Налогового кодекса не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, с учетом статуса Истца размер арендной платы должен рассчитываться в соответствии с подпунктом «е» пункта 3 Правил определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года №582, на основании кадастровой стоимости Участка.

На основании вышеизложенного, пункт 3.1. договора и Приложение к договору «Расчет арендной платы» подлежит изложению в редакции ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на истца.

Руководствуясь ст.ст.421,426, 445, 446, ГК РФ, ст. ст. 4, 110, 123, 124, 156, 167-171,176,180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Урегулировать разногласия, возникшие между ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ АЛЕКСАНДРОВЫМ БОРИСОМ БОРИСОВИЧЕМ (ИНН: 772801561407) и ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (ИНН: 7708701670) при заключении Договора аренды земельного участка №77-13/239 от 17 октября 2022 года, изложив в следующей редакции:

пункт 3.1. договора: «Размер годовой арендной платы за Участок составляет 677 142 рубля 86 копеек (шестьсот семьдесят семь тысяч сто сорок два рубля 86 копеек), что составляет 169 285 рублей 71 копейка (сто шестьдесят девять тысяч двести восемьдесят пять рублей 71 копейка) в квартал.

Размер арендной платы за пользование земельным Участком определяется в соответствии с пунктом 6 Правил определения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582, на основании рыночной стоимости права аренды земельного Участка»;

Приложение к договору «Расчет арендной платы»:

«Кадастровый номер земельного участка: 77:06:0002018:15

Площадь земельного участка - 699 кв. м.

Арендатор - Александров Борис Борисович

Наименование исходных данных для расчета

Условные обозначения

Величина исходных данных

Единица измерения

Рыночная стоимость права аренды

Рс

33 180 000

рублей

Размер годовой арендной платы

Ср

677 142,86

рублей

Размер арендной платы за квартал

Cpl

169 285,71

рублей

Арендная плата для Арендатора определена в соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

Рс 33 180 000

Ср = — = -------------------------- = 677 142 руб. 86 коп.

49 49

1. Расчет арендной платы за пользование земельным участком в квартал:

Ср 677 142,86

Cpl = — = ---------------------- = 169 285 руб. 71 коп. в квартал.»

44

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Решение направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству копии решения на бумажном носителе могут быть направлены в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья К.М.Хабарова