ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-45966/2020-29-416 от 09.07.2020 АС города Москвы

(29 отд., тел. 600-97-77)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город МоскваДело № А40-45966/20-29-416

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 15 июля 2020 года

Арбитражный суд в составе:                                    

Председательствующего:  Лежневой О.Ю. (29-416)

Судей: единолично

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Фагмановой Э.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.08.2002, ИНН: <***>)

к ОТКРЫТОМУ  АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003)

о взыскании денежных средств в размере 901 942,80 руб., а также госпошлины в размере 21 039 руб.,

при участии:

Истец:  ФИО1 по доверенности от 04.06.2020 г. № УК-0117/20

Ответчик: не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.08.2002, ИНН: <***>) (далее - Истец) обратилось с исковым заявлением к ОТКРЫТОМУ  АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003) (далее - Ответчик)о взыскании денежных средств в размере 901 942,80 руб., а также госпошлины в размере 21 039 руб.

Исковые требования основаны на ошибочном списании с истца денежных средств и возникновении вследствие этого неосновательного обогащения на стороне ответчика.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 17 марта 2020 года исковое заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.08.2002, ИНН: <***>) принято судом к рассмотрению и возбуждено производство по делу № А40-45966/20 (л.д. 1).

В канцелярию суда 08.05.2020 г. от ответчика поступил отзыв на исковое заявление.

В канцелярию суда 08.07.2020 года поступили возражения ответчика против рассмотрения дела в отсутствие представителя.

Истец пояснил, что не возражает против рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.

Суд, руководствуясь ст. 156,158 АПК РФ, определил отказать в удовлетворении ходатайства ответчика об отложении судебного заседания как не обоснованного и не соответствующего ст. 156,158 АПК РФ, при этом суд учитывает, что в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление,  суд учитывает  также устные возражения истца по доводам отзыва на исковое заявление,  ответчиком не представлены доказательства, обосновывающие настоящее ходатайство, кроме того, ходатайство не мотивировано. 

Истцом мотивированное ходатайство о привлечении ООО «ТМРП», ФГП ВО ЖДТ России в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, не представлено.

Определением от 02 июня 2020 г. суд известил участвующих в деле лиц, о том, что в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ, если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу, не явятся в предварительное судебное заседание и не заявят возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, суд завершит предварительное судебное заседание и рассмотрит дело по существу в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции с принятием окончательного судебного акта.

Дело рассмотрено судом в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя Ответчика.

Принимая во внимание положения  ч. 6 ст. 121 АПК РФ,  п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года №12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года №228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://www.arbitr.ru 15 марта 2011 года) суд также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии искового заявления к производству, о завершении предварительного судебного заседания и назначении судебного заседания, об отложении судебного заседания,  вместе с соответствующими файлами размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru/).

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Изучив представленные в материалы дела документы, выслушав доводы Истца, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, между ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» (ООО «ФИТ») и ООО «Терминал Морской Рыбный Порт» (ООО «ТМРП») заключен договор № Э-291217/01 от 29 декабря 2017 года, в соответствии с которым ООО «ТМРП» обязуется за вознаграждение выполнять работы по перевалке грузов (погрузку, выгрузку, перемещение), краткосрочное хранение, складирование груза, а также по дополнительному соглашению сторон выполнять иные работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой грузов.

Согласно пункту 3.1.8 вышеуказанного договора ООО «ТМРП» согласовывает ОАО «РЖД» план завоза экспортного груза ж/д транспортом на территорию ООО «ТМРП» в соответствии с заявкой, поданной ООО «ФИТ».      

В соответствии с вышеуказанным пунктом договора ООО «ФИТ» подало:

заявку № 0031245257-ИЗМ/1 от 29 апреля 2019 года (согласована ОАО «РЖД» 30 апреля 2019 года) на перевозку 18 вагонов со ст. Автово до ст. Владивосток;

заявку № 0031246650 от 05 апреля 2019 года (согласована ОАО «РЖД» 08 апреля 2019 года) на перевозку 23 вагонов со ст. Автово до ст. Владивосток;

заявку № 0031246835 от 05 апреля 2019 года (согласована ОАО «РЖД» 09 апреля 2019 года) на перевозку 13 вагонов со ст. Автово до ст. Владивосток;

заявку № 0031246861 от 05 апреля 2019 года (согласована ОАО «РЖД» 08 апреля 2019 года) на перевозку 17 вагонов со ст. Автово до ст. Владивосток;

заявку № 0031270665 от 11 апреля 2019 года (согласована ОАО «РЖД» 11 апреля 2019 года) на перевозку 3 вагонов со ст. Автово до ст. Владивосток;

заявку № 0031272935 от 11 апреля 2019 года (согласована ОАО «РЖД» 12 апреля 2019 года) на перевозку 6 вагонов со ст. Автово до ст. Владивосток;

заявку № 0031273254 от 11 апреля 2019 года (согласована ОАО «РЖД» 12 апреля 2019 года) на перевозку 6 вагонов со ст. Автово до ст. Владивосток;

заявку № 0031274342 от 11 апреля 2019 года (согласована ОАО «РЖД» 12 апреля 2019 года) на перевозку 2 вагонов со ст. Автово до ст. Владивосток.

Даты согласования вышеуказанных заявок со стороны ОАО «РЖД» подтверждаются выписками из системы АС ЭТРАН (автоматизированная система электронная транспортная накладная) по каждой заявке.

В указанных заявках в примечаниях стоит отметка «КО-КП» («контейнерная отправка - контейнерный поезд»), что означает, что вагоны пойдут в составе контейнерного поезда.

В свою очередь, между ОАО «РЖД» и ООО «ТМРП» заключен договор № 68ЭП_18_2 от 01 сентября 2018 года на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Автово Октябрьской железной дороги.

На основании вышеуказанных заявок станцией Автово (ООО «ТМРП) 19 апреля 2019 года и 04 мая 2019 года были оформлены перевозочные документы по маршруту ст. Автово - ст. Владивосток на перевозку грузов в контейнерах.

При формировании заявок и оформлении перевозочных документов ООО «ФИТ» и ООО «ТМРП» руководствовались телеграммой ОАО «РЖД» № ИСХ-26685/ЦД от 05 декабря 2018 года, где объявлены маршруты перевозки грузов в контейнерных поездах на 2018/2019 года с указанием количества условных вагонов по маршрутам.

Так, по маршруту ст. Автово - ст. Владивосток длина контейнерного поезда должна составлять 71 условный вагон.

При формировании составов на подъездном пути грузоотправителем ООО «ТМРП» были соблюдены все условия вышеуказанной телеграммы.

Так, согласно списку вагонов и контейнеров в составе контейнерного поезда ст. Автово - ст. Владивосток, отправленных 19 апреля 2019 года, длина всех отправленных вагонов в сумме составила 981,350 метров, что соответствует 70,49928 условным вагонам (согласно технологии расчёта массы и длины грузового поезда, утвержденной Протоколом шестьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества длина условных вагонов всегда округляется в большую сторону и, соответственно, составляет 71 условный вагон), исходя из: 981,350 метров / 13,920 метров (длина условного вагона).

Платформа 94106390 была отцеплена от указанного контейнерного поезда уже после погрузки, оформления поезда и присвоения ему индекса поезда, о чем составлен соответствующий акт № 128 от 14.04.2019 г.

Поскольку отцепка произошла уже после приема к перевозке (оформление в ЭТРАНе, присвоение индекса поезда) условия нормативных актов ОАО «РЖД» о порядке формирования КП считаются соблюденными.

Согласно порядку организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов (в редакции распоряжений ОАО «РЖД» № 1081/р от 28.05.2018 г., № 2566/р от 03.12.2018 г.), утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» № 176/р от 01.02.2018 г. (статья 1) при приеме к перевозке контейнеров в составе КП допускается отклонение длины КП от объявленной в сторону уменьшения на один физический вагон независимо от его типа и длины.

В данном случае был отцеплен 1 физический вагон - 94106390, что не противоречит вышеуказанным положениям ОАО «РЖД» о контейнерных поездах не смотря на то, что условная длина контейнерного поезда после отцепа стала составлять 68,688 условных вагонов

Согласно списку вагонов и контейнеров в составе контейнерного поезда ст. Автово - ст. Владивосток, отправленных 04 мая 2019 года, длина всех отправленных вагонов в сумме составила 979,310 метров, что соответствует 70,353 условным вагонам (согласно технологии расчёта массы и длины, грузового поезда, утвержденной Протоколом шестьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества длина условных вагонов всегда округляется в большую сторону и, соответственно, составляет 71 условный вагон), исходя из: 979,310 метров / 13,920 метров (длина условного вагона).

В соответствии с порядком организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» № 176/р от 01 февраля 2018 года в редакции, действовавшей на момент оформления перевозочных документов и формирования контейнерных поездов, маршрут перевозки и длина контейнерного поезда (максимальное значение допустимой графиковой длины поезда от станции отправления до станции назначения) в условных вагонах устанавливается ОАО «РЖД» и объявляется телеграммой за подписью заместителя генерального директора ОАО «РЖД», курирующего вопросы организации железнодорожных перевозок, а в случае его отсутствия - за подписью заместителя начальника Центральной дирекции управления движением.

При приеме к перевозке контейнеров в составе контейнерного поезда длина указанных поездов должна соответствовать длине, установленной ОАО «РЖД» для конкретного маршрута перевозки. Допускается отклонение контейнерного поезда от объявленной ОАО «РЖД» длины в сторону уменьшения на один физический вагон.

Таким образом, отцепка платформы 94106390 (АОФ №123 от 14.04.2019) от поезда, отправленного 19.04.2019 г., индекс поезда 0355-012-9800, не является основанием для снятия отметки «Контейнерный поезд» и пересчета провозной платы в сторону её увеличения.

Как уже было отмечено ООО «ФИТ», телеграммой ОАО «РЖД» № ИСХ-26685/1ДД от 05 декабря 2018 года длина условных вагонов по маршруту ст. Автово - ст. Владивосток должна соответствовать 71 условному вагону (с допустимым отклонением +/- один условный вагон).

Кроме того, согласно статье 5 порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов при перевозке груженых и порожних контейнеров на вагонах в составе контейнерного поезда на расстояние свыше 2300 км по российским железным дорогам обеспечивается выполнение следующих условий: вместимость контейнерного поезда в ДФЭ в зависимости от длины поезда.

При размещении груженых и порожних контейнеров на вагонах в составе контейнерного поезда обеспечивается полное использование длины (вместимости) каждого вагона.

Как уже было отмечено ООО «ФИТ», длина всех отправленных 19 апреля 2019 года вагонов составила 981,350 метров, что соответствует 71 условным вагонам и 152 ДФЭ (должна быть не менее 134).

Длина всех отправленных 04 мая 2019 года вагонов составила 979,310 метров, что соответствует 71 условным вагонам и 138 ДФЭ (должна быть также не менее 134).

В соответствии со статьей 8 порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов проставление в перевозочных документах штемпеля «контейнерный поезд» и календарного штемпеля, подтверждающего документальное оформление приема груза к перевозке в составе контейнерного поезда, производится после приема с путей необщего пользования полностью сформированного контейнерного поезда или при формировании контейнерного поезда на путях станции средствами ОАО «РЖД» - после окончания приема и вывода на пути общего пользования последней группы вагонов с контейнерами, обеспечивающей формирование контейнерного пользования длиной, объявленной в телеграмме ОАО «РЖД» и установленной в договоре на организацию контейнерных поездов, а также при соблюдении условий пунктов 5 и 7 порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов.

Проверка соответствия контейнерного поезда параметрам, установленным в телеграмме ОАО «РЖД», осуществляется уполномоченными работниками железнодорожной станции.

Согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной № ЭИ021970, квитанции в приеме груза к перевозке № АП299978, квитанциям о приеме груза под номерами <***>, ЭИ828213, ЭИ827512, ЭИ828229, ЭИ827708, ЭИ828175, ЭИ827338, ЭИ827634, ЭИ827618, ЭИ828136, ЭИ786211, ЭИ827319, ЭИ827216, ЭИ828189, ЭИ828143, ЭИ827393, ЭИ827539, ЭИ827250, ЭИ828123, ЭИ827571, ЭИ827560, ЭИ827828, ЭИ828008, ЭИ827351, ЭИ828046, ЭИ828100, ЭИ828161, ЭИ827371, ЭИ828255, ЭИ828200, ЭИ807908, ЭИ827589, ЭИ827102, ЭИ827603, ЭИ827726, ЭИ827650, ЭИ827674, ЭИ827694 со стороны ОАО «РЖД», по результатам проверки контейнерного поезда, не было внесено каких-либо замечаний, в том числе, в тарифную отметку 05 «Контейнерный поезд» и «Исключительный тариф», что согласно статье 8 порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов означает, что ООО «ФИТ» корректно рассчитало стоимость отправки двух контейнерных поездов (от 19 апреля 2019 года и 04 мая 2019 года) исходя из их длины в размере 71 условный вагон.

Соответственно, размер провозной платы должен был быть взыскан исходя из того размера, который был рассчитан ООО «ФИТ» и был указан во всех вышеобозначенных квитанциях в приеме груза к перевозке.

Следовательно, размер провозной платы должен был составить 14 637 693,60 рублей, вместо выставленного ОАО «РЖД» - 15 539 636,40 рублей.

Таким образом, размер доначисленной ОАО «РЖД» стоимости тарифа составил 901 942,80 рублей.

22 апреля 2019 года и 13 мая 2019 года соответственно, от ОАО «РЖД» из Автово на станцию Владивосток поступила телеграмма с просьбой произвести добор тарифа в связи с тем, что контейнерные поезда, погруженные 19 апреля 2019 года и 04 мая 2019 года соответственно, были погружены не до полной вместимости и отправлены с невыдержанной условной длинной (71 условный вагон) - 69 условных вагонов, в связи с чем, применение к указанным отправкам тарифной отметки 05 «Контейнерный поезд» является ошибочным и необходимо произвести добор тарифа в размере 901 942,80 рублей и, как следствие, увеличив плату за охрану на 323 745,60 рублей

На основании вышеизложенного, ОАО «РЖД» в одностороннем порядке осуществило списание денежных средств в размере 901 942,80 рублей в качестве добора за тариф со счёта ООО «ФИТ», что подтверждается счёт-фактурой № 0001008/05005228 от 20 мая 2019 года, счёт-фактурой № 0001008/05000267 от 05 мая 2019 года, актом оказанных услуг № 1000230686/2019054 от 20 мая 2019 года, актом оказанных услуг № 1000230686/2019051 от 05 мая 2019 года.

Кроме того, в связи с удалением отметки «контейнерный поезд» в АС ЭТРАН на указанные поезда, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» (далее - ФГП ВО ЖДТ России) ООО «ФИТ» были необоснованно доначислены 323 745,60 рублей в качестве добора за охрану, что подтверждается актом сдачи-приёмки оказанных услуг по договору № УВО-2734 от 16 ноября 2011 года за май 2019 года, счёт-фактурой № 05000218 от 31 мая 2019 года, актом сверки взаимных расчетов на 31 мая 2019 года, счетом на оплату № 1110 от 07 июня 2019 года, счетом на оплату № 1111 от 07 июня 2019 года.

Между ООО «ФИТ» и ФГП ВО ЖДТ России имеется отдельный договор № УВО-2734 на оказание услуг по сопровождению и охране грузов в вагонах, контейнерах сменным способом при перевозке железнодорожным транспортом от 16 ноября 2011 года.

24 июня 2019 года и 07 мая 2019 года соответственно, ООО «ФИТ» направило в ОАО «РЖД» письма с просьбой вернуть необоснованно снятые отметки «контейнерный поезд» и осуществить перерасчет платы за железнодорожный тариф и охрану в общем размере - 1 225 688,40 рублей, необоснованно выставленные и списанные с единого лицевого счёта (ЕЛС) ООО «ФИТ».           

27 июня 2019 года и 16 мая 2019 года ОАО «РЖД» направило в адрес ООО «ФИТ» ответы на вышеуказанные письма № 27/01 и № 16/05-01 в соответствии с которыми, по мнению ОАО «РЖД», у контейнерного поезда, отправленного 19 апреля 2019 года и контейнерного поезда, отправленного 04 мая 2019 года, длина составляла 69 условных вагонов. Таким образом, по мнению ОАО «РЖД» со стороны ООО «ФИТ» не были выполнены условия телеграммы ОАО «РЖД» № ИСХ-26685/ЦД от 05 декабря 2018 года, а денежные средства в размере 901942,80 рублей - списаны с лицевого счёта ООО «ФИТ» на законных основаниях.

Кроме того, по мнению ОАО «РЖД», статья 5 порядка организации перевозки груженых и порожних контейнеров в составе контейнерных поездов применяется только для контейнеров в 20 и 45 футовом эквиваленте, а в составе контейнерного поезда, отправленном 04 мая 2019 года были погружены 20 и 40 футовые контейнеры, что является ошибочным толкованием указанного нормативного акта.

24 января 2020 года в адрес ОАО «РЖД» была направлена досудебная претензия с просьбой произвести возврат незаконно списанных денежных средств в размере 901942,80 рублей, а также осуществить перерасчет платы за охрану в размере 323 745,60 рублей, что подтверждается квитанцией EMS № ED000732875RU.

Указанная претензия была получена ОАО «РЖД» 30 января 2020 года, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ED000732875RU.

Таким образом, поскольку доводы ОАО «РЖД», изложенные в письмах № 27/01 и № 16/05-01 от 27 июня 2019 года и 16 мая 2019 года, соответственно, являются ошибочными в силу изложенного, списание денежных средств было произведено незаконно.

Согласно п. 1. ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ. Эти правила применяются и в отношении требований одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством (п.3.ст.1103 ГК РФ).

Исходя  из смысла указанной  нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факту приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости  собственного  имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранение того  имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за  счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за  счет другого.

Учитывая, что ответчик не представил доказательств возврата денежных средств истцу, суд  считает,  что  требования  истца о взыскании денежных средств в размере 901 942,80 руб. предъявлены  правомерно и подлежат  удовлетворению, а сумма денежных средств в размере 901 942,80 руб. принудительному взысканию с ответчика, поскольку от него не поступили в суд доказательства устранения нарушения  прав  истца.

Расходы по оплате государственной пошлины относятся на Ответчика в соответствии со ст.110 АПК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.309, 310, 314, 330, 779, 781 ГК РФ, ст.ст. 9, 64, 65, 75, 106, 110, 121- 123, 167-171, 176, 177, 181 АПК РФ, ст. ст. 333.22, 333.40 НК РФ,  суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.08.2002, ИНН: <***>).

Взыскать с  ОТКРЫТОГО  АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003) сумму задолженности в размере 901 942,80 (Девятьсот одна тысяча девятьсот сорок два рубля 80 копеек), а также сумму госпошлины в размере 21 039(Двадцать одна тысяча тридцать девять рублей 00 копеек) в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ" (ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 05.08.2002, ИНН: <***>).

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты изготовления в полном объеме в 9 Арбитражный Апелляционный Суд.

СУДЬЯ:                                                                                                        О.Ю. Лежнева