ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-46363/13 от 07.08.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-46363/13

33-470

14 августа 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2013 года

Полный текст решения изготовлен 14 августа 2013 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Ласкиной С.О. (шифр 33-470  )

при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Саламовой Е.А., после перерыва помощником судьи Бурцевой К.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) ФГБОУ ВПО «МГУДТ»

к Министреству культуры РФ

о признании незаконным предписания №10 от 28.12.2012 года,

при участии представителей

согласно протокола судебного заседания

УСТАНОВИЛ:

ФГБОУ ВПО «МГУДТ» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министреству культуры РФ о признании незаконным и отмене предписания №10 от 28.12.2012 года.

Заявленные требования мотивированы тем, что ни ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», также как и ФГБОУ ВПО «МГУДТ», ни структурное подразделение не подпадают под определение понятия «музей», которое закреплено в 54-ФЗ, и их деятельность не регулируется теми нормативно-правовыми актами, нарушение норм которых вменяется Министерством культуры РФ.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв с 05.08.13г. до 07.08.13г., что отражено в протоколе судебного заседания.

Заявитель в судебное заседание не явился, уведомлен судом надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленного о времени и месте проведения заседания представителя заявителя.

Представитель Министрества культуры РФ представил отзыв, против удовлетворения заявления возражал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого предписания.

Рассмотрев заявление, исследовав доказательства по делу, заслушав представителя ответчика, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании приказа от 03.12.2012 №1489 Министра культуры РФ была проведена плановая выездная проверка в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н.Косыгина», в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований, а именно: 4 нарушения федерального законодательства в сфере музейного дела, 7 нарушений постановлений Правительства Российской Федерации, 38 нарушений ведомственных нормативных правовых актов. Нарушения зафиксированы актом проверки от 11.12.2012 г. №13, по результатам проверки выдано предписание №10 от 28.12.2012 года.

Считая данное предписание незаконным, ФГБОУ ВПО «МГУДТ», являющееся правопреемником федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.Н.Косыгина», обратилось в Арбитражный суд с требованиями о признании его незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.4 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации №6/8 основанием для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным является одновременно его несоответствие закону и иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым правовым актом прав и законных интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

При этом в силу п.1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В качестве своего основного довода, Заявитель указывает на тот факт, что Музейно-выставочный комплекс «Музей тканей» не является музеем.

Однако Министерством культуры не проверялся факт, является ли указанный выше комплекс музеем или нет.

В отношении ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина» отделом контроля в сфере сохранения культурных ценностей Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры России были проведены мероприятия по контролю за состоянием Музейного фонда Российской Федерации.

Проверка проводилась во исполнение Ежегодного плана проведения Министерством культуры Российской Федерации плановых проверок юридических лиц на 2012 год (далее - План), утвержденного приказом Минкультуры России от 07.03.2102 № 149 (прилагается). План в установленном порядке согласован с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и размещен на официальном сайте.

ФГБОУ ВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина» включено в План на основании сведений, предоставленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

До принятия Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» действовал следующий порядок учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций.

В соответствии с приказом Министерства культуры СССР от 27.12.1988 № 483 «Об утверждении Положения о Музейном фонде СССР» музейный фонд Союза СССР представляет собой совокупность движимых памятников отечественной и зарубежной истории и культуры, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, хранящихся на территории СССР, в том числе в музеях, находящихся в ведении учреждений, организаций и предприятий. Основными хранилищами Музейного фонда Союза СССР являются музеи, находящиеся в ведении предприятий, учреждений и организация (п.3.1).

Все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда (Приказ Минкультуры СССР от 17.07.290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», п. 100).

Ранее Заявителем в Минкультуры России были представлены копии инвентарных книг учета, подтверждающих включение музейных предметов и коллекций в Музейный фонд СССР.

В связи с тем, что подавляющее большинство предметов, находящихся в Музейно-выставочном комплексе «Музей ткани», поступили в указанный комплекс до 1996 года, они входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»).

При этом, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся. Следовательно, не имеет значение, является ли «Музей ткани» юридическим лицом или структурным подразделением юридического лица.

Положением о Музейном фонде СССР, утвержденным Приказом Министерства культуры СССР от 27.12.1988 № 483 статьей 1.1. установлено, что Музейный фонд Союза СССР представляет собой совокупность движимых памятников отечественной и зарубежной истории и культуры, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, хранящихся на территории СССР:

- в государственных музеях, независимо от ведомственной принадлежности, а также в музеях на общественных началах;

- в музеях, находящихся в ведении учреждений, организаций и предприятий (государственных, колхозных, кооперативных, общественных).

В соответствии со статьей 3.1. того же документа основными хранилищами Музейного фонда Союза ССР являются:

- музеи, музеи-заповедники системы Министерства культуры СССР;

- выставки, запасники художественных фондов СССР и союзных республик;

- музеи, находящиеся в подчинении других министерств и ведомств;

- музеи, находящиеся в ведении предприятий, учреждений и организаций, а также кооперативные и общественные.

При этом следует иметь в виду, что, поскольку музейные предметы, находившиеся в музеях и иных организациях до 1996 года, на момент принятия Закона № 54-ФЗ являлись предметами Музейного фонда Союза ССР и, соответственно, уже относятся к Музейному фонду Российской Федерации, повторное прохождение процедуры включения в состав Музейного фонда Российской Федерации не требуется.

Тем не менее, информация об этих предметах должна быть направлена в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации не для регистрации в составе Музейного фонда Российской Федерации, а для внесения в него сведений об этих предметах, поскольку в соответствии с пунктом 2 Положения о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179, он представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона № 54-ФЗ музейные предметы, поступившие в государственные музеи и иные организации после 1996 года, независимо от источников поступления, подлежат включению в состав Музейного фонда Российской Федерации и считаются включенными в его состав после регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

Таким образом, музейные предметы, внесенные в представленные комиссии при проведении проверки книги поступлений (инвентарные книги) основного фонда «Музея тканей» ФГОУ ВПО «МГТУ имени А.Н. Косыгина» (самые ранние из них датированы 1939 годом) являются музейными предметами, входящими в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и законные интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительным. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными с т. 12 ГК РФ.

При рассмотрении настоящего дела суд учитывает правовую позицию, изложенную в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», в силу которой основанием принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух вышеназванных условий.

Поскольку судом установлено, что действия со стороны ответчика являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителя, требования ФГБОУ ВПО «МГУДТ» признаются не правомерными.

Ввиду изложенного оснований для удовлетворения заявления ФГБОУ ВПО «МГУДТ» у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 200, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ», заявление Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет дизайна и технологии» о признании незаконным предписания Министерства культуры РФ №10 от 28.12.2012 года оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

С.О.Ласкина