РЕШЕНИЕ
г. Москва
18 июня 2013 г. Дело № А40-47973/2013
Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2013г.
Полный текст решения изготовлен 18 июня 2013 г.
Арбитражный суд в составе
судьи О.В. Каменской (единолично) (шифр судьи 21-268)
При ведении протокола судебного заседания секретарем Самодуровой О.В.
рассматривается в открытом судебном заседании суда дело по иску (заявлению)
ОАО «Альфа-Банк»
к заинтересованному лицу Объединению административно-технических инспекций города Москвы
о признании незаконным постановления от 21.03.2013г. № 09-Н02-119 и Предписания от 07.03.2013г. № 09-Н02-119
при участии:
от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 31.10.2012г.)
от ответчика – неявка ( изв.)
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Альфа-Банк» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к ответчику Объединению Административно-Технических инспекций города Москвы о признании незаконным и отмене постановления от 21.03.2013г. № 09-Н02-119 и Предписания от 07.03.2013г. № 09-Н02-119.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что ни Постановлением Правительства Москвы N 801-ПП, ни Распоряжением Правительства Москвы № 2521-РП от 0б.12.2006 не установлено обязанности юридических лиц обеспечивать праздничное тематическое оформление арендуемых ими или находящихся в собственности помещений, в связи с чем банк не нарушал требования Постановления Правительства Москвы N 801-ПП, поскольку указанным постановлением обязанности по праздничному тематическому оформлению на Банк не возложены.
От ответчика поступил отзыв, в котором указал на законность оспариваемого Постановления и Предписания, наличие события административного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Заявление подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, 21.03.2013 Объединением Административно-Технических Инспекций города Москвы (далее -ОАТИ г. Москвы) вынесено Постановление № 09-Н02-119по делу об административном правонарушении (далее - Постановление), которым ОАО «АЛЬФА-БАНК» (далее - Банк) привлечено к ответственности по ст. 8.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
07.03.2013 ОАТИ г. Москвы вынесено Предписание №09Н02-119, которым Банку предписано «Произвести праздничное тематическое оформление витрин, входной группы банка к международному женскому дню (8 марта)» (далее - Предписание) в срок до 07.03.2013 года»
Банк считает Постановление не соответствующим закону, подлежащим отмене, так как незаконным требованием уплатить штраф нарушаются его имущественные права и считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Оценка доказательств показала следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Постановление поступило в Банк 03.04.2013 г., в связи с чем, срок на обжалование Постановления не пропущен.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Суд установил, что протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено должностными лицами в пределах их полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 22.1 КоАП, Положением об объединении административно-технических инспекций г. Москвы (утвержденным Постановлением № 260-ПП Правительства Москвы от 15.04.2003 г.). Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.
Как видно из материалов дела, 05.03.2013г. по адресу: <...> в ходе обследования территории выявлено нарушение требований по внешнему виду и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, а именно отсутствует праздничное тематическое оформление витрин, входной группы в помещение банка к Международному женскому дню (8 Марта).
07.02.2013г. в отношении ОАО «АЛЬФА-БАНК» был составлен протокол № 09-Н02-119 по факту нарушения п. 1.2 утвержденного постановления Правительства Москвы от 11.09.2007г. № 801-ПП «Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий»
21.03.2013г. вынесено постановление № 09-Н02-119 о привлечении заявителя к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.00 коп. за правонарушение, предусмотренное ст. 8.6 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Указанное постановление о привлечении к административной ответственности не соответствует закону и нарушает права и интересы заявителя, поэтому в силу ст. ст. 210, 211 АПК РФ подлежит признанию незаконным по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствуется следующим.
Исполнение государственной функции ОАТИ г. Москвы по контролю, в том числе за исполнением указанного Постановления Правительства Москвы, осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом исполнения функции по осуществлению контроля за соблюдением требований по внешнему виду и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, объектов наружной рекламы и информации, осуществляемого Инспекцией по контролю за состоянием художественного оформления и рекламы Объединения административно-технических инспекций города Москвы, утвержденном приказом ОАТИ от 23.12.2010 N 400 (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 5.55 Административного регламента, в случае, если ОАТИ г. Москвы выявляются достаточные данные, указывающие на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо ОАТИ должно уведомить законного представителя организации, на территории или объекте которого имеется нарушение о составлении протокола об административном правонарушении и пригласить его в ОАТИ для составления протокола об административном правонарушении и получения предписания на устранение нарушения.
Таким образом, обязательным условием выдачи юридическому лицу Предписания на устранение нарушения является совершение им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях и выявление данного правонарушения должностным лицом ОАТИ г. Москвы.
Согласно ст.8.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" установлена ответственность за нарушение установленных Правительством Москвы требований по внешнему виду и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, объектов наружной рекламы и информации.
Следовательно, для возложения административной ответственности по ст. 8.63акона г. Москвы от 21.11.2007 N 45, уполномоченным органом должно быть установлено нарушение гражданином или юридическим лицом правил, установленных Правительством Москвы. Например: содержание объектов праздничного тематического оформления с нарушением "Правил санитарного содержания территории, организации уборки, чистоты и порядка в г. Москве", утвержденных Постановлением Правительства г. Москвы от 09.11.1999 г. N 1018.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.6 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45, является лицо, на которое Правительством Москвы наложена определенная обязанность, либо запрет на совершение определенных действий.
Объективная сторона - либо невыполнение обязанности физическим/юридическим лицом, либо нарушение им запрета.
ОАТИ г. Москвы установило отсутствие праздничного тематического оформления к Международному женскому дню (8 Марта) витрин и входной группы в помещениях банка, расположенных по адресу улица Куусинена <...>.
Указанное ОАТИ г. Москвы посчитало нарушением п. 1.2 Постановления Правительства Москвы от 11.09.2007 N 801 -ПП "Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий" (далее Постановление Правительства Москвы N 801-ПП).
Согласно Постановлению Правительства Москвы N 801-ПП Правительство Москвы постановляет:
1. Установить, что:
Праздничное и тематическое оформление территории города Москвы обеспечивается в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий в соответствии с приложением 1 к постановлению.
Объемы и сроки монтажа и демонтажа праздничного и тематического оформления города Москвы утверждаются правовыми актами города Москвы.
Готовность праздничного оформления для предприятий потребительского рынка и услуг, учреждений и предприятий, подведомственных городским структурам, устанавливается за 10 дней до праздничной даты, к Новому году - 1 декабря.
Пункт 1.2 Постановления Правительства Москвы N 801-ПП не устанавливает лиц, ответственных за праздничное тематическое оформление витрин и входных групп в помещения, а только регламентирует срок праздничного оформления территории г. Москвы.
При этом, обязанность обеспечить праздничное и тематическое оформление подведомственных территорий, фасадов жилых и административных зданий, организаций в порядке п. 1 указанного постановления лежит на Департаменте средств массовой информации и рекламы города Москвы, префектурах административных округов города Москвы, департаментах, комитетах, управлениях города Москвы (п. 2 Постановления Правительства Москвы N 801-ПП).
Таким образом, Постановлением Правительства Москвы N 801-ПП не установлено обязанности юридических лиц обеспечивать праздничное тематическое оформление арендуемых ими или находящихся в собственности помещений.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В связи с изложенным, Банк не нарушал требования Постановления Правительства Москвы N 801-ПП, поскольку указанным постановлением обязанности по праздничному тематическому оформлению на Банк не возложены.
Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, что предписание поступило в Банк 12.03.2013, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, в то время как срок исполнения предписания – 07.03.2013.
Требование Предписание состоит в необходимости произвести праздничное тематическое оформление к Международному женскому дню (8 марта) в срок до 07.03.2013 г.
Таким образом, у Банка отсутствует объективная возможность исполнить Предписание. Между тем, неисполнение предписания может повлечь привлечение Банка к ответственности, в связи с чем предписание нарушает права Банка.
На основании изложенного, судом установлено, что заявитель не совершал никаких противоправных действий, в связи чем на него не может возложена обязанность по устранению нарушений, который заявитель не совершал.
Таким образом, Предписание выдано ответчиком заявителю не правомерно, требования, изложенные в предписании, надлежит считать необоснованными.
В силу п.1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
Согласно п.5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку ответчик не представил доказательств правомерности оспариваемого предписания, суд считает, что заявление ОАО «АЛЬФА-БАНК» обосновано и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ суд может признать недействительным оспариваемый ненормативный правовой акт, незаконными решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Признание недействительным как не соответствующего законодательству ненормативного правового акта государственного органа власти в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является способом защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов юридического лица при обращении с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со ст.4 АПК РФ и ст. 11 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое постановление и предписание не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,
На основании изложенного, в соответствии со ст. 1.5, 2.1, 4.5, 25.1, 26.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 67, 68, 75, 167-170, 176,197-201, 207, 210, 211 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить полностью постановление ОАТИ г.Москвы от 21.03.2013 № 09-Н02-119 о привлечении ОАО «Альфа-Банк», зарегистрированного по адресу <...> к административной ответственности по ст.8.6 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, признать недействительным Предписание ОАТИ г.Москвы от 07.03.2013 № 09 Н02-119, что проверено на соответствие Постановлению Правительства Москвы № 801-ПП «Об оформлении города Москвы в праздничные, памятные дни, дни проведения торжественных и иных мероприятий», признать недействительным предписание ОАТИ города Москвы от 15.02.2013 г. № 09Н02-077.
Решение может быть обжаловано в Девятый Арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья О.В. Каменская