РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-4821/18 -105-24 |
20.06.2018
резолютивная часть решения объявлена 29.05.2018
текст решения изготовлен в полном объеме 20.06.2018
Арбитражный суд в составе судьи Никоновой О.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алексеевой Ю.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)
истец: ОЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ШИННЫЙ ОТЕЛЬ"
(125438, <...> ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Дата регистрации 14.01.2010)
ответчик: ОЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ШИНСЕРВИС" (115487, <...>, СТР 3 ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Дата регистрации 29.04.2010)
Третье лицо: ООО «Яндекс»
О запрете использовать товарные знаки №538935, №596378, об обязании опубликовать решение суда.
при участии представителей:
от истца – ФИО1 по дов. от 20.12.17г.,
от ответчика – ФИО2 по дов. от 02.01.2018г.,
от третьего лица – ФИО3 по дов. от 30.03.2016г.
УСТАНОВИЛ:
ООО "ШИННЫЙ ОТЕЛЬ" обратилось в суд с иском к ООО "ШИНСЕРВИС", просит запретить Ответчику - ООО «ШИНСЕРВИС» использовать товарные знаки №538935, № 596378 и обозначения, сходные с ними до степени смешения при оказании услуг, в предложениях об оказании услуг, в рекламе, в рекламных объявлениях в сети Интернет, в т.ч. в качестве ключевых слов в интернет рекламе, при продвижении и реализации товаров и услуг, для индивидуализации которых зарегистрированы товарные знаки Истца; обязать Ответчика опубликовать решение суда о допущенном нарушении исключительных прав на товарные знаки №538935, № 596378 с указанием действительного правообладателя - ООО «Шинный Отель» в Официальном бюллетене «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров» Федеральной службы по интеллектуальной собственности, а также на интернет-сайте Ответчика www.shinservice.ru.; взыскать расходы, связанные с нотариальным оформлением и удостоверением доказательств (протокол осмотра информации из сети интернет) в размере 19 400 (девятнадцать тысяч четыреста) рублей.; расходы на оплату услуг представителя в размере 40 ООО (сорок тысяч) рублей.
Исковые требования заявлены со ссылкой на ст.ст.10, 1229, 1252, 1484 и 1515 ГК РФ и мотивированы следующими обстоятельствами.
06.04.2015 и 26.11.2016 г. Роспатентом на имя ООО «Шинный Отель» были зарегистрированы товарные знаки №538935 и №596378 соответственно, в отношении следующих товаров и услуг:
«12 - Автопокрышки; вентили шин; камеры для пневматических шин; колеса, шины для
автомобилей; шины для транспортных средств; шины для колес; шины пневматические; шипы для шин.
37 - Восстановление протектора на шинах; вулканизация покрышек; мытье автомобилей; мытье транспортных средств; обслуживание техническое транспортных средств; полирование транспортных
средств; ремонт и техническое обслуживание автомобилей; ремонт транспортных средств; смазка транспортных средств; станции обслуживания транспортных средств; чистка транспортных средств.
39 - Доставка товаров; хранение товаров; хранение товаров на складах; аренда мест для стоянки автотранспорта; прокат автомобилей; прокат транспортных средств; сдача в аренду гаражей; сдача в аренду крытых стоянок для транспортных средств; сдача в аренду складов».
Компания ООО «Шинный Отель» известна как компания с многолетним международным опытом по оказанию услуг по хранению шин, дисков и колес в сборе http://www.shinahotel.ni/hranenie/, компания существует на российском рынке порядка 10 лет. Большое количество положительных отзывов свидетельствует о популярности компании и качестве оказываемых ею услуг.
В 2017 году ООО «Шинный Отель» обнаружило в сети Интернет в поисковой интернет-системе Яндекс информацию о предложении услуг по сезонному хранению шин с использованием обозначения «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», являющимся зарегистрированными товарными знаками Истца, и рекламировании этих услуг.
Истцом было обнаружено, что при вводе в строку поиска на сайте www.yandex.ru слов «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ» поисковая система первыми выдавала ссылки на рекламное объявление со словесными обозначениями (ключевыми словами) «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», предлагающее приобрести услуги по сезонному хранению шин «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», и ссылку на сайт www.shinservice.nj. По указанной ссылке осуществлялся переход на сайт компании ООО «ШИНСЕРВИС», где предлагались (и предлагаются до сих пор) услуги по сезонному хранению шин «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», аналогичные услугам Истца.
20.03.2017 г. ООО «Шинный Отель» направило в адрес ООО «Яндекс» уведомление о нарушении исключительных прав на указанные товарные знаки.
20.04.2017 г. ООО «Яндекс» ответило, что указанные рекламные объявления с использованием словосочетания «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ» и ссылкой на www.shinservice.ru не размещаются (исх. №466-04/17 от 20.04.2017) и в соответствии с Офертой на оказание услуг «Яндекс.Директ» рекламодатели самостоятельно осуществляют подготовку рекламной компании, в т.ч. составляют рекламные объявления и несут полную ответственность за соответствие рекламы требованиям законодательства РФ, в т.ч. об интеллектуальной собственности.
Выбранные Ответчиком ключевые слова для рекламной компании полностью совпадают фонетически и визуально с товарными знаками Истца «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ». Кроме того, указанное обозначение в рекламных объявлениях Ответчика использовались непосредственно вместе с названием вида услуги - хранение шин, для индивидуализации которых зарегистрированы товарные знаки Истца, т.о. налицо и смысловое сходство, т.е. использованные Ответчиком обозначения сходны до степени смешения с товарными знаками Истца.
Использованные Ответчиком слова «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ» в качестве рекламных объявлений, ключевых слов могут ассоциироваться у потребителя с услугами, реализуемыми Истцом под такими товарными знаками, поэтому выбор Ответчиком данных слов в качестве ключевых слов для использования в поисковом запросе является сознательным их использованием в своей рекламной деятельности и позволяет Ответчику привлечь внимание потребителей к своим услугам, поскольку создает необходимые технические условия для показа заинтересованному потребителю рекламного объявления (рекламного баннера) Ответчика.
Потребитель, изначально проявляя интерес к услугам, маркированным товарными знаками, вводит в поисковую строку название товарных знаков Истца и попадает на рекламное объявление Ответчика, предлагающего аналогичные услуги, что и Истец, при этом ключевые слова, они же - товарные знаки Истца, соседствуют с наименованием услуги, имеющим потребительские функции, в приобретении которых потребитель заинтересован, и со ссылкой на сайт Ответчика, однократное обращение к которой (клик) переадресует потребителя на сайт Ответчика, на котором тот размещает рекламу своих услуг.
Т.о. такие действия Ответчика можно считать недобросовестной конкуренцией при продвижении своих услуг на рынке, поскольку для этого Ответчик использует обозначения, тождественные и сходные до степени смешения с товарными знаками Истца.
28.09.2017 г. ООО «Шинный Отель» направило в адрес Ответчика ООО «ШИНСЕРВИС» уведомление о нарушении исключительных прав на указанные товарные знаки.
28.12.2017 г. нотариус г. Москвы ФИО4 произвел осмотр информации из сети Интернет, предоставляемой поисковой интернет-системой яндекс по запросу: шинный отель (письменных доказательств) и составил Протокол осмотра указанной информации от 28.12.2017.
Протоколом зафиксировано, что в сети Интернет на интернет-страницах www.yandex.ru при наборе в поисковой строке слов «шинный отель» появляются рекламные баннеры, содержащие, помимо указанных поисковых слов следующее словосочетание «Шинный отель ШИНСЕРВИС - Сеть шинных центров», а также ссылки на сайт www.shinservice.ru, позволяющие одним кликом перейти непосредственно на указанный сайт, на котором Ответчиком рекламируется услуги по сезонному хранению шин.
Администратором доменного имени SHINSERVICE.RU является ООО «ШИНСЕРВИС» на основании, информации, размещенной на официальном сайте регистратора доменных имен RU CENTER: https://www.nic.ru/whois/.
Истец полагает, что Ответчик, используя наименование его товарных знаков, незаконно использует их в целях привлечения внимания покупателей к услугам Ответчика, то есть в целях рекламы.
ООО «Шинный Отель» полагает, что действия Ответчика по использованию обозначений «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ» в своей деятельности нарушают исключительные права на товарные знаки №538935, №596378 и подлежат запрету.
ООО «Шинный Отель» является правообладателем товарных знаков №538935 -ШИННЫЙ ОТЕЛЬ, №596378 -
ШИННЫЙ ОТЕЛЬ
уютный дом для ваших колес
ООО «Шинный Отель» права на использование своих товарных знаков и/или части своих товарных знаков никому не предоставляло.
Ответчик использует обозначение «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ» при оказании услуг по хранению шин.
Обозначение «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ» Ответчик использует при оказании услуг в сети Интернет, рекламе (Шинный отель ШИНСЕРВИС - Сеть шинных центров), посредством размещения рекламы в Яндекс.Директ через сайт YANDEX.RU, в результате чего потребитель может одним кликом перейти непосредственно на сайт Ответчика www.shinservice.ru, на котором Ответчиком рекламируются услуги по сезонному хранению шин.
Фонетическое сходство: словесным элементом товарных знаков №538935 и №596378 является слово «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ».
Обозначение «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», используемое Ответчиком, является тождественным товарному знаку истца №538935 по фонетическому критерию и является сходными до степени смешения с товарным знаком Истца №596378 по фонетическому критерию.
Смысловое сходство: Товарные знаки Истца №538935, №596378 образованы словами «шинный» и «отель» также как и словосочетание «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», используемое ответчиком, т.е. являются тождественными, несут один и тот же смысл.
Графическое сходство обозначений обусловлено общим зрительным впечатлением, написанием в кириллице.
Также порядок и основания для определения сходства товарных знаков и обозначений до степени смешения установлены в "Методических рекомендациях по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство", утвержденных приказом Роспатента от 31.! 2.2009 N 197 (далее Методические рекомендации), исходя из которых:
«...Оценка сходства обозначений производится на основе общего впечатления, формируемого в том числе с учетом неохраняемых элементов. При этом формирование общего впечатления может происходить под воздействием любых особенностей обозначений, в том числе доминирующих словесных или графических элементов, их композиционного и цветографического решения и др. Исходя из разновидности обозначения (словесное, изобразительное, звуковое и т.д.) и/или способа его использования, общее впечатление может быть зрительным и/или слуховым.
Сходство обозначений связано с однородностью товаров (услуг), в отношении которых обозначения заявлены (зарегистрированы). При идентичности товаров (услуг), а также при их однородности, близкой к идентичности, больше вероятность смешения обозначений, используемых для индивидуализации товаров (услуг)..»
В связи с этим и, исходя из правил и методических рекомендаций, товарные знаки Истца и обозначение, используемое Ответчиком, являются в целом тождественными.
Ответчик использует обозначение «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ» в отношении товаров и услуг, для индивидуализации которых зарегистрированы товарные знаки.
Ответчик исковые требования не признает согласно доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, в том числе предмет и основания иска, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
ООО «Шинный Отель» является правообладателем товарных знаков №538935 -ШИННЫЙ ОТЕЛЬ, №596378 -
ШИННЫЙ ОТЕЛЬ
уютный дом для ваших колес
06.04.2015 и 26.11.2016 г. Роспатентом на имя ООО «Шинный Отель» были зарегистрированы товарные знаки №538935 и №596378 соответственно, в отношении следующих товаров и услуг:
«12 - Автопокрышки; вентили шин; камеры для пневматических шин; колеса, шины для
автомобилей; шины для транспортных средств; шины для колес; шины пневматические; шипы для шин.
37 - Восстановление протектора на шинах; вулканизация покрышек; мытье автомобилей; мытье транспортных средств; обслуживание техническое транспортных средств; полирование транспортных
средств; ремонт и техническое обслуживание автомобилей; ремонт транспортных средств; смазка транспортных средств; станции обслуживания транспортных средств; чистка транспортных средств.
39 - Доставка товаров; хранение товаров; хранение товаров на складах; аренда мест для стоянки автотранспорта; прокат автомобилей; прокат транспортных средств; сдача в аренду гаражей; сдача в аренду крытых стоянок для транспортных средств; сдача в аренду складов».
ООО «Шинный Отель» права на использование своих товарных знаков и/или части своих товарных знаков никому не предоставляло.
Согласно пункту 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых такой товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Ответчик использовал обозначение «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», осуществляя рекламу услуг по сезонному хранению шин, размещая рекламу в сети Интернет, посредством сервиса Яндекс.Директ через сайт YANDEX.RU.
Истцом было обнаружено, что при вводе в строку поиска на сайте www.yandex.ru слов «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ» поисковая система первыми выдавала ссылки на рекламное объявление со словесными обозначениями (ключевыми словами) «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», предлагающее приобрести услуги по сезонному хранению шин «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», и ссылку на сайт www.shinservice.nj. По указанной ссылке осуществлялся переход на сайт компании ООО «ШИНСЕРВИС», где предлагались (и предлагаются до сих пор) услуги по сезонному хранению шин «ШИННЫЙ ОТЕЛЬ», аналогичные услугам Истца.
Вместе с тем, ключевые слова в Сервисе "Яндекс.Директ" не могут обладать индивидуализирующей способностью по отношению к каким-либо товарам, услугам или лицам.
Согласно правилам показа Сервиса "Яндекс.Директ" ключевые слова представляют собой технический параметр (критерий), устанавливаемый рекламодателем в интерфейсе рекламной кампании. Для каждого объявления рекламодатель может выбрать множество ключевых слов, при этом одно и то же ключевое слово может быть выбрано для нескольких объявлений одного и того же либо разных рекламодателей. Ключевые слова не являются частью самого рекламного объявления, не входят в его содержание и не демонстрируются пользователям. В связи с этим пользователи не обладают информацией о том, по каким ключевым словам размещается показанное ему системой "Яндекс.Директ" рекламное объявление, а также не могут соотнести определенное объявление с конкретными ключевыми словами. Из изложенного следует, что ключевое слово не обладает индивидуализирующей способностью даже в отношении конкретного рекламного объявления.
Исходя из толкования термина "адресация", содержащегося в Большом энциклопедическом политехническом словаре, при использовании спорного обозначения в качестве ключевого слова отсутствует основной признак адресации - уникальность адреса в определенной адресной системе, что свидетельствует о том, что такое указание не является способом адресации в сети "Интернет".
Исследовав и оценив представленные документы, суд пришел к выводу о том, что такое указание товарного знака не может расцениваться как нарушение исключительных прав правообладателя на товарный знак и не подлежит ограничению по инициативе правообладателя.
Аналогичная позиция содержится в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 03.06.2014 N С01-423/2014 по делу N А51-11605/2013.
Ответчик не использует товарные знаки Истца при маркировке своих товаров, при оказании услуг, в своей документации, рекламе или в сети Интернет.
Товарные знаки Истца Ответчик не использует при продвижении товаров и услуг, для индивидуализации которых эти товарные знаки зарегистрированы, в т.ч. не размещает их на своем сайте www.shinservice.ru в сети Интернет, что подтверждается скриншотами страниц сайта Истца.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
ООО «Яндекс» в своем письме от 20.04.2017 г. также опровергло размещение рекламного объявления со ссылкой на сайт www.shinservice.ru с использованием товарных знаков Истца.
Исходя из вышеизложенного, Ответчик не нарушает исключительные права Истца на товарные знаки № 538935, № 596378.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, определив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судебные расходы в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь ст.ст. 8, 12, 1250 , 1252, 1477, 1484, 1515 ГК РФ, ст.ст. 65, 66, 67, 71, 101-103, 110, 112,167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | О.И. Никонова |