Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
02 июля 2020 года Дело № А40-50598/20-17-364
Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2020 года
Решение в полном объеме изготовлено 02 июля 2020 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Березовским И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению конкурсного управляющего ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БИЗНЕС-ЛАЙН" ФИО1 к Алтуфьевскому ОСП (адрес: 129347, <...>)
должник: ФИО2
о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Алтуфьевского ОСП, выраженные в непредоставлении ответа на заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, о признании незаконным бездействия руководителя Алтуфьевского ОСП, выразившегося в непредоставлении ответа на жалобу в установленный законом срок
при участии: неявка, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Конкурсный управляющий ООО "БИЗНЕС-ЛАЙН" ФИО1 (далее - заявитель, Общество) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Алтуфьевского ОСП, выразившегося в непредоставлении ответа на заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, о признании незаконным бездействия руководителя Алтуфьевского ОСП, выразившегося в непредоставлении ответа на жалобу в установленный законом срок.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемое бездействие не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.
Заинтересованным лицом материалы исполнительного производства и письменный отзыв не представлены.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежаще извещены. В порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие), права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенных норм, для признания решения, действий (бездействия) госоргана, должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Под незаконным бездействием, подлежащим оспариванию в соответствии со ст. 198 АПК РФ в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, следует понимать не совершение в установленные сроки государственным органом, должностным лицом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Как следует из материалов дела, Арбитражным суд города Москвы решением от 18.12.2018 года по делу № А40-111332/18-174-149 удовлетворен иск ООО «Бизнес-Лайн» о взыскании с ФИО2 в пользу ООО «Бизнес-Лайн» 500 рублей за каждый день, начиная с 19.07.2018 по дату вступления в законную силу данного решения.
На основании данного решения Арбитражным судом Хабаровского Края был выдан исполнительный лист ФС № 033153823 от 19.11.2019 года.
Данный исполнительный лист был отправлен в Алтуфьевский ОСП для разрешения вопроса о возбуждении исполнительного производства, по настоящий момент у взыскателя отсутствует информация о возбуждении и ходе исполнительного производства.
22.12.2019 года Конкурсным Управляющим было подано заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, однако, Конкурсный Управляющий не получил ответ на его заявление.
В связи с неполучением данного ответа Конкурсным Управляющим 13.02.2020 года была подана жалоба руководству Алтуфьевского ОСП в порядке подчиненности.
Ответ на жалобу заявителем получен не был.
Заявитель считая, что указанное бездействие нарушает положения Федерального Закона «Об исполнительном производстве» предусмотренные статьями 123-126 настоящего Федерального Закона, обратился в суд с настоящим заявлением.
Задачи по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, возлагаются на судебных приставов-исполнителей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 января 2001 года N 1-П и Постановлении от 14 июля 2005 года N 8-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также обеспечено возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, приводящими к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Правовой статус и компетенция судебных приставов-исполнителей определены Федеральными законами от 21.07.97 N 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 7 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
Согласно части 8 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 2 статьи 31 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах», судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа.
В соответствии с положениями ст. 64.1 Закон об исполнительном производстве, заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями.
Правоотношения, связанные с реализацией закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ, граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 5 Закона № 59-ФЗ).
В силу части 1 ст. 12 указанного закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Согласно Методическим рекомендациям по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденным Федеральной службой судебных приставов от 11.04.2014 № 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст. 64.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве», обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом (пункт 2.1).
Пунктом 4.1 Методических указаний установлено, что при поступлении в структурное подразделение ФССП России обращений, направленных в рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должностные лица службы судебных приставов рассматривают обращения с подготовкой мотивированного ответа. Таким образом, сотрудники ОСП по Центральному району города Хабаровска, обязаны были рассмотреть заявление и направить мотивированный ответ не позднее 30 дней со дня их поступления.
Согласно ст.13 Федерального закона «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства и делать письменные заявления и получать ответы на них в срок установленный законодательством РФ (ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного документа.
Согласно ст.13 Федерального закона «О судебных приставах», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Обязанности судебного пристава-исполнителя направить взыскателю ответ на его заявление не позднее дня, следующего за днём его вынесения, корреспондирует право взыскателя своевременно получить это постановление.
В связи с неполучением ответа судебного пристава-исполнителя Конкурсным Управляющим 13.02.2020 года была подана жалоба руководству Алтуфьевского ОСП в порядке подчиненности.
Ответ на жалобу не был получен, что нарушает положения Федерального Закона «Об исполнительном производстве» предусмотренные статьями 123-126 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 123 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ, жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава.
Согласно ст. 126 Федерального закона «Об исполнительном производстве» жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления.
Доказательств, возбуждения исполнительного производства или отказа в его возбуждении со стороны судебного пристава-исполнителя Алтуфьевского отдела судебных приставов УФССП России по г. Москве не представлено.
Материалы исполнительного производства, затребованные определениями суда от 21.04.2020г., 18.05.2020г. в суд не представлены.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доводы заявителя не оспорены судебным приставом-исполнителем и документально не опровергнуты.
В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
На момент вынесения судебного акта по настоящему делу, сведений об исполнении исполнительного документа должником, не имеется. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 68, 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу ч. 2 ст. 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 27, 29, 167-170, 199-201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Алтуфьевского ОСП УФССП России по Москве, выразившееся в не предоставлении ответа на заявление о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, признать незаконным бездействие руководителя Алтуфьевского ОСП УФССП России по Москве, выразившееся в не предоставлении ответа на жалобу в установленный законом срок.
Проверено на соответствие Федеральному закону от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ:А.Б. Полякова