Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
14 мая 2018 года Дело № А40- 36/18 -93-561
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14 мая 2018 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Позднякова В.Д.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шувариковым А.С.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ООО "Зельгрос" (ОГРН <***>)
к ЮМТУ Росстандарта (ОГРН <***>) в лице Волгоградского отдела госнадзора
об оспаривании постановления от 16.02.2018 №05-29/3 по делу об административном правонарушении; предписания от 30.01.2018 №05-27/4-1.
при участии:
от заявителя – ФИО1 (дов. от 28.06.2017).
от ответчика – не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ООО "Зельгрос" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления ЮМТУ Росстандарта от 16.02.2018 №05-29/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. и предписания от 30.01.2018 №05-27/4-1.
В обоснование своего требования заявитель указал на то, что поскольку были представлены паспорта качества, в действиях Заявителя отсутствует состав правонарушения. При этом в материалах дела об административном правонарушении нет доказательств того, что ООО «Зельгрос» реализовывало указанные товары. С предписанием заявитель также не согласен, в том числе по критерию исполнимости.
ЮМТУ Росстандарта представлен письменный отзыв на заявление, в котором просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку с доводами заявления не согласно, считает постановление и предписание Волгоградского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта законными и обоснованными, а заявление, не подлежащим удовлетворению. В заявлении ООО «ЗЕЛЬГРОС» представлены доводы, намеренно искажающие положения закона с целью введения суда в заблуждение и уклонения от установленной звоном ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя подержал заявленные требования.
ЮМТУ Росстандарта, извещенное надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.kad.arbitr.ru, своего представителя в суд не направило. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, в связи с чем, в соответствии с ч.7 ст. 210 АПК РФ оспариваемое постановление проверено судом в полном объеме.
Установленный ч.2 ст. 208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Территориальный отдел (инспекция) государственного надзора по Волгоградской области Южного межрегионального территориального управления (ЮМТУ Росстандарта) на основании приказа Южного межрегионального территориального управления (ЮМТУ Росстандарта) от 12.12.2017 № 01-30/1343 провел плановую выездную проверку торгового центра ООО «Зельгрос», осуществляющего деятельность по адресу <...> ФИО2 д. 49.
Проведенной Волгоградским отделом госнадзора ЮМТУ Госстандарта проверкой (с 29 по 30 января 2018 г.) было установлено, что торговым центром № 017 ООО «ЗЕЛЬГРОС» (<...>) нарушены требования пункта 3.4 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (TP ТС 030/2012), утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 г. № 59, а именно: - партии масел моторных: MOBIL SUPER 3000 XI Diesel 5W-40, Торговая марка «Mobil», фасованного по 1 л (изготовитель Финляндия, ExxonMobilFinlandOyAb), GTX
ULTRACLEAN 10W-40 A3/B4, Торговая марка «Gastrol», фасованного по 1 л (изготовитель Германия, Компания «ВР EuropaSE»), Magnatec 5W-40 АЗ/В4, Торговая марка «Gastrol», фасованного по 1 л (изготовитель Германия, Компания «ВР EuropaSE»), Optimal 10W-40, Торговая марка «EiguiMoly», фасованного по 4 л (изготовитель Германия, «EiguiMolyGmbH»), OptimalHTSynth5W-30, Торговая марка «LiguiMoly», фасованного по 1 л (изготовитель Германия, «EiguiMolyGmbH»), Х5 10W-40, Торговая марка «ZIC», фасованного по 1 л (изготовитель Корея, «SKPubricantsCo.Ltd.»). SAE 10W-40 APISE/CF, Торговая марка «Hi-Gear», фасованного по 1 л (изготовитель Россия, Москва, ООО «Автохимпроект»); партия масла гидравлического - жидкость для автоматической трансмиссии Mobil ATF 220, Торговая марка Mobil, фасованного по 1 л (изготовитель Франция, EssoRaffinageS.A.S.); партии специальных жидкостей: тормозной жидкости Hi-Gear BRAKEFEUID DOT-4. Торговая марка Hi-Gear, фасованной по 473 мл (изготовитель Россия. Москва, ООО «Автохимпроект»), жидкости охлаждающей низкозамерзаюшей Антифриз «AGAT AVTO» фасованной по 1 кг (изготовитель Россия, Москва. ООО «АГАТ-АВТО ЮГ») реализовались торговым центром № 017 ООО «ЗЕЛЬГРОС» без паспортов качества продукции, выданных изготовителем:
Кроме того, реализуется продукция без документов подтверждающих ее соответствие требованиям Технического регламента и с нарушением требований к маркировке, а именно Партия жидкости охлаждающей низкозамерзающей Антифриз «AGAT AVTO» фасованной по 1 кг (изготовитель Россия, Москва. ООО «АГАТ-АВТО ЮГ») реализовалась торговым центром № 017 ООО «ЗЕЛЬГРОС» без документов подтверждающих ее соответствие требованиям TP ТС 030/2011 (без декларации о соответствии), в маркировке на упаковочных единицах потребительской тары отсутствует знак обращения на рынке ЕАС, нанесена недостоверная информация о продукции «не подлежит обязательной сертификации»).
По факту выявленных нарушений в адрес ООО «ЗЕЛЬГРОС» выдано предписание от 30.01.2018 №05-27/4-1.
На основании выявленных нарушений страшим государственным инспектором Волгоградского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта в отношении юридического лица ООО «ЗЕЛЬГРОС» составлен Протокол от 08.02.2018 г. № 05-28/2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП Российской Федерации.
Данный протокол составлен в присутствии защитника ООО «ЗЕЛЬГРОС» по доверенности № 01.08.2017 г. ФИО3 при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Начальник Волгоградского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, вынес оспариваемое постановление от 16.02.2018 № 05-29/3 в отношении ООО «ЗЕЛЬГРОС» о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Данное постановление вынесено в присутствии защитника по доверенности № 01.08.2017 г. ФИО3 при наличии сведений об извещении надлежащим образом законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
Кроме того, Заявителю выдано предписание от 30 января 2018 г. № 05-27/4-1 (далее - Предписание). В соответствии с Предписанием ООО «ЗЕЛЬГРОС» нарушило правила обращения продукции на рынке: партии масел моторных MOBIL SUPER 3000 X1 Diesel 5W-40, торговая марка «Mobil», фасованного по 1 л (изготовитель Финляндия, ExxonMonilFinlandOyAb), GTX отсутствует знак обращения на рынке ЕАС, нанесена недостоверная информация о продукции «не подлежит обязательной сертификации». Согласно Предписанию ООО «ЗЕЛЬГРОС» надлежит устранить нарушения требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 030/2012 в срок до 01 июня 2018 года.
Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусматривает, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно примечанию к данной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г., а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу ст. 10 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров; адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; цену в рублях и условия приобретения товаров; информацию о правилах продажи товаров.
Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (TP ТС 030/2012), утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. № 59 в соответствии со статьей 1 устанавливает требования к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей).
В соответствии с пунктом 3.4 TP ТС 030/2012 каждая партия масел и специальных жидкостей, выпускаемая в обращение и (или) находящаяся в обращении, должна сопровождаться паспортом качества продукции.
Согласно статьи 2 TP ТС 030/2012 паспорт качества продукции – документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества продукции, полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, выдаваемый изготовителем.
В соответствии с данной статьей под обращением продукции на рынке понимаются все этапы движения продукции от изготовителя к потребителю, которые проходит продукция после выпуска ее в обращение.
В соответствии со статьей 3, статьей 6 TP ТС 030/2012 выпуск в обращение продукции допускается только когда соответствие продукции требованиям технического регламента подтверждено документально (декларацией о соответствии). Смазочные материалы, масла и специальные жидкости, соответствующие требованиям технического регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, в соответствии со статьей 7 технического регламента должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (ЕАС).
Согласно определению, данному в статье 2 ТР ТС 030/2012, изготовителем является юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственные за его соответствие требованиям Технического регламента, а импортер – резидент государства - члена Таможенного союза, который заключает с нерезидентом государства Таможенного союза внешнеторговый договор на передачу продукции (отработанной продукции), осуществляет хранение и реализацию (оптовую и (или) розничную торговлю) этой продукции (отработанной продукции) и несет ответственность за ее соответствие требованиям настоящего технического регламента;
Таким образом, по смыслу ст. 2 ТР ТС 030/2012 к изготовителю приравнивается также импортер продукции, поскольку он ответственен за ее соответствие требованиям данного регламента.
Следовательно, импортер как лицо, приравненное к изготовителю, вправе выдавать паспорт качества в соответствии с нормами ТР ТС 030/2012.
Таким образом, суд с соглашается с доводами заявителя об отсутствии состава административного нарушения и необходимости выдачи предписания в отношении смазочных материалов, масел и специальных жидкостей иностранного производства, поскольку заявителем были представлены паспорта качества импортера продукции, а именно: - партии масел моторных: MOBIL SUPER 3000 XI Diesel 5W-40, Торговая марка «Mobil», фасованного по 1 л (изготовитель Финляндия, ExxonMobilFinlandOyAb), GTX ULTRACLEAN 10W-40 A3/B4, Торговая марка «Gastrol», фасованного по 1 л (изготовитель Германия, Компания «ВР EuropaSE»), Magnatec 5W-40 АЗ/В4, Торговая марка «Gastrol», фасованного по 1 л (изготовитель Германия, Компания «ВР EuropaSE»), Optimal 10W-40, Торговая марка «EiguiMoly», фасованного по 4 л (изготовитель Германия, «EiguiMolyGmbH»), OptimalHTSynth5W-30, Торговая марка «LiguiMoly», фасованного по 1 л (изготовитель Германия, «EiguiMolyGmbH»), Х5 10W-40, Торговая марка «ZIC», фасованного по 1 л (изготовитель Корея, «SKPubricantsCo.Ltd.»); партия масла гидравлического - жидкость для автоматической трансмиссии Mobil ATF 220, Торговая марка Mobil, фасованного по 1 л (изготовитель Франция, EssoRaffinageS.A.S.). Кроме того, заявителем был представлен паспорта качества российского производителя ООО «АГАТ-АВТО ЮГ» с датой изготовления 10.01.2018 на жидкость охлаждающую низкозамерзающую Антифриз «AGAT AVTO» фасованную по 1 кг (изготовитель Россия, Москва. ООО «АГАТ-АВТО ЮГ»).
Вместе с тем, оснований для освобождения от административной ответственности не имеется поскольку кроме указанных нарушений, административным органом были выявлены нарушения в отношении партии масла SAE 10W-40 APISE/CF, Торговая марка «Hi-Gear», фасованного по 1 л (изготовитель Россия, Москва, ООО «Автохимпроект») и тормозной жидкости Hi-Gear BRAKEFEUID DOT-4. Торговая марка Hi-Gear, фасованной по 473 мл (изготовитель Россия. Москва, ООО «Автохимпроект») в части не представления паспорта качества на продукцию с датой изготовления.
Кроме того, административным органом установлена реализация продукции без документов, подтверждающих ее соответствие требованиям Технического регламента и с нарушением требований к маркировке, а именно Партия жидкости охлаждающей низкозамерзающей Антифриз «AGAT AVTO» фасованной по 1 кг (изготовитель Россия, Москва. ООО «АГАТ-АВТО ЮГ») реализовалась торговым центром № 017 ООО «ЗЕЛЬГРОС» без документов подтверждающих ее соответствие требованиям TP ТС 030/2011 (без декларации о соответствии), в маркировке на упаковочных единицах потребительской тары отсутствует знак обращения на рынке ЕАС, нанесена недостоверная информация о продукции «не подлежит обязательной сертификации»).
Ссылка заявителя на отсутствие доказательств реализации выявленной продукции, является несостоятельной.
Волгоградским отделом госнадзора ЮМТУ Госстандарта перед отбором образцов продукции для проверки у торгового центра № 017 ООО «ЗЕЛЬГРОС» были запрошены сведения об остатках находящейся в реализации продукции.
29.01.2018 ООО «ЗЕЛЬГРОС» на имя начальника Волгоградского отдела госнадзора ЮМТУ Госстандарта была предоставлена Справка о наличии продукции, на момент проведения мероприятия по государственному контролю (надзору) находящейся в реализации в Торговом Центре Зельгрос, <...>», с подписью представителя юридического лица ООО «ЗЕЛЬГРОС» ФИО3 и печатью ООО «ЗЕЛЬГРОС», в которой указаны сведения о реализуемой продукции: о наименовании, марке, дате изготовления, количестве, виде расфасовки, стоимости.
От партий продукции, которые указаны в справке ООО «ЗЕЛЬГРОС» как реализуемые, непосредственно в торговом центре № 017 ООО «ЗЕЛЬГРОС» в присутствии представителя ООО «ЗЕЛЬГРОС» по доверенности - управляющего торговым центром № 017 ФИО3 29.01.2018 г. были отобраны для проверки образцы от реализуемых партий масел и специальных жидкостей.
Результаты отбора образцов продукции оформлены процессуальным документом - Актом отбора образцов от 29.01.2018 г., в котором зафиксированы все сведения о продукции, указанной в справке как реализуемой ООО «ЗЕЛЬГРОС», сведения по каждому из 10-ти видов реализуемой продукции: о наименовании продукции, марке, дате изготовления, количестве, виде расфасовки, стоимости.
Акт отбора образцов от 29.01.2018 подписан представителем ООО «ЗЕЛЬГРОС» - управляющим торговым центром № 017 ООО «ЗЕЛЬГРОС» ФИО3 без замечаний и возражений.
На основании изложенного оценив в соответствии со ст.71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст.14.43 КоАП РФ, а также вины ООО «ЗЕЛЬГРОС» в его совершении.
Наказание назначено в размере минимального размера санкции, предусмотренной ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Судом также учитывается, что указанный вид административного наказания соответствует конституционно закрепленному принципу справедливости наказания и обеспечивает реализацию превентивной цели наказания, заключающейся в предупреждении совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не ухудшает положения общества.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая, что материалами дела подтверждаются нарушения заявителем требований технических регламентов в отношении партии масла SAE 10W-40 APISE/CF, Торговая марка «Hi-Gear», фасованного по 1 л (изготовитель Россия, Москва, ООО «Автохимпроект») и тормозной жидкости Hi-Gear BRAKEFEUID DOT-4. Торговая марка Hi-Gear, фасованной по 473 мл (изготовитель Россия. Москва, ООО «Автохимпроект») в части не представления паспорта качества на продукцию с датой изготовления, а также партии жидкости охлаждающей низкозамерзающей Антифриз «AGAT AVTO» фасованной по 1 кг (изготовитель Россия, Москва. ООО «АГАТ-АВТО ЮГ») в части реализации без документов, подтверждающих ее соответствие требованиям TP ТС 030/2011 (без декларации о соответствии), в маркировке на упаковочных единицах потребительской тары отсутствует знак обращения на рынке ЕАС, нанесена недостоверная информация о продукции «не подлежит обязательной сертификации»), оспариваемое постановление, а также предписание в вышеуказанной части вынесены административным органом обоснованно и не подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.71,75, 167-170, 176, 207-211 АПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления ЮМТУ Росстандарта от 16.02.2018 №05-29/3 о привлечении ООО "Зельгрос" (ОГРН <***>) к административной ответственности по ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. – отказать.
Признать недействительным предписание ЮМТУ Росстандарта от 30.01.2018 №05-27/4-1 в части устранении нарушений в отношении партии моторных масел, партии масла гидравлического и партии тормозной жидкости. В остальной части – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).
Судья В.Д.Поздняков