Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-51362/21-72-335
Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 июля 2021 года
Арбитражный суд в составе судьи Немовой О. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулиевой М.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «ОПТЦЕНТР» (ИНН <***>)
к ответчику – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46 по городу Москве
третьи лица - ООО «СТРОЙПОСТАВКА», ИФНС № 25 по г. Москве.
о признании незаконным решения от 02.11.2020 г. № 496789А об отказе в совершении регистрационных действий
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО1 дов. от 06.10.2020г.
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ОПТЦЕНТР» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 46 по городу Москве (далее – заинтересованное лицо, инспекция, регистрирующий орган, Межрайонная ИФНС России № 46 по г. Москве) №496789А от 02.11.2020 г. об отказе в совершении регистрационных действий.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен.
Заинтересованное лицо относительно заявленных требований возражает по доводам письменного отзыва.
Третье лицо подало ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебное заседание проводится в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав заинтересованное лицо, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «ОПТЦЕНТР» в Межрайонную ИФНС России № 46 по г. Москве 28.09.2020 г. подано заявление по форме Р16003 о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (вх. № 496789А).
Регистрирующим органом 02.11.2020 г. принято оспариваемое решение № 496789А об отказе в заявленной государственной регистрации.
Основанием для отказа в совершении регистрационных действии, в соответствии с пп. «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее - Закон о государственной регистрации), послужило наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения) общества, предусмотренных пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации.
Не согласившись с данным решением регистрирующего органа от 02.11.2020 г. № 496789А, заявитель обратился в суд настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, исходит из следующего.
В соответствии с п.1 ст.60 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Согласно п.4 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В силу п. 1.2 ст.9 Закона № 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти - Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (действующий на момент принятия решения) и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено данным пунктом.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст.23 Закона № 129-ФЗ.
В силу п.2 ст.13.1 Закона №129-ФЗ и абз.1 п.5 ст.5 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон №14-ФЗ) реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.
При этом кредиторы общества не позднее чем в течение тридцати дней с даты последнего опубликования сообщения о реорганизации общества вправе потребовать в письменной форме досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения такого обязательства - его прекращения и возмещения, связанных с этим убытков (абз.1 п.5 ст.51 Закона №14-ФЗ).
25.03.2020 г. между ООО «СТРОЙПОСТАВКА» и ООО «ОПТЦЕНТР» заключен договор о присоединении.
Сообщение о принятии решения о реорганизации ООО «ОПТЦЕНТР» в форме присоединения к ООО «СТРОЙПОСТАВКА» опубликовано в журнале «Вестник Государственной Регистрации» №23(790) от 10.06.2020/1209.
Повторное сообщение о принятии решения о реорганизации ООО «ОПТЦЕНТР» в форме присоединения к ООО «СТРОЙПОСТАВКА» опубликовано в журнале «Вестник Государственной Регистрации» №28(795) от 15.07.2020/1526.
Для государственной регистрации прекращения деятельности ООО «ОПТЦЕНТР» при реорганизации в форме присоединения представлены доказательства уведомления кредиторов в порядке, установленном ст.51 Закона №14-ФЗ.
Согласно п.3 ст. 17 Закона №129-ФЗ, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.
В заявлении подтверждается, что все кредиторы прекратившего деятельность присоединённого юридического лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и сведения, содержащиеся в заявлении, достоверны.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, включают адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Положениями статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип публичной достоверности ЕГРЮЛ, в соответствии с которым данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления (пункт 1); лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (пункт 2); регистрирующий орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ (пункт 3).
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено Законом N 129-ФЗ (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", о недостоверности сведений об адресе может свидетельствовать, в частности: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.).
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определены случаи проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, а также способы проведения такой проверки.
Приказом ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@ утверждены Основания, условия и способы проведения указанных в п.4.2. ст.9 Закона №129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий (далее - Основания и порядок).
Согласно пп.6 п.2 Приказа Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@ Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ одним из оснований для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, является представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если в реорганизации участвуют два и более юридических лица.
Исходя из положений Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учёта и отчётности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных кодексом, таким образом, налоговым органам предоставлено право осуществлять проверки нежилых помещений, расположенных на подведомственной им территории.
Пунктом 6 Оснований и Порядка установлено, что мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводятся регистрирующим органом, а в установленных п. 11 Оснований и Порядка случаях могут проводиться по поручению регистрирующего органа иными территориальными органами ФНС России.
В соответствии с п. 10 Оснований и Порядка мероприятия по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, предусмотренное пп.а) п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ, проводится в отношении документов и сведений, имеющихся у территориальных органов ФНС России, полученных как при осуществлении полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц, так и при осуществлении иных полномочий в установленной сфере деятельности ФНС России.
Таким образом, информация, свидетельствующая о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, может быть получена территориальными органами ФНС России при осуществлении любых полномочий в установленной сфере деятельности.
В данном случае согласно публикациям в журнале «Вестник Государственной Регистрации», указанным в разделе 3 «Дата публикации сообщения о принятии решения о реорганизации в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц» на стр.001 листа заявления о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного ООО «ОПТЦЕНТР», п.3.1 дата первой публикации - 10.06.2020, в п.3.2 дата второй публикации - 15.07.2020 адресом ООО «СТРОЙПОСТАВКА» (основное общество) является: 115114, <...>, эт.3, пом.1, ком.35 (РМ 46).
Однако, по результатам проведения проверки на предмет достоверности сведений об адресе ООО «СТРОЙПОСТАВКА», который расположен на территории, подведомственной ИФНС России № 25 по г. Москве, поступила информация, свидетельствующая о недостоверности сведений об адресе ООО «СТРОЙПОСТАВКА», содержащихся в реестре.
07.10.2020 г. на основании пп. «г» п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ должностным лицом ИФНС России № 25 по г. Москве при участии двух понятых проведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, эт.3, пом.1, ком.35 (РМ 46), по результатам которого составлен протокол осмотра объекта недвижимости № 785А.
Согласно указанному протоколу исполнительный орган ООО «СТРОЙПОСТАВКА» по указанному адресу не располагается, признаков осуществления финансово-хозяйственной деятельности не выявлено, информационной таблички с указанием наименования юридического лица ООО «СТРОЙПОСТАВКА» не имеется.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.05.2015 77-АС 057141 нежилое помещение на 3-м этаже - помещение I комната 35 по адресу: <...> принадлежит на праве собственности (общая долевая, доля в праве 1/2) ФИО2 (далее - ФИО2). Доля оставшейся в праве 1/2принадлежит ЗАО «Гамильтон» (свидетельство от 20.04.2015 77-АС № 274313).
Согласие ЗАО «Гамильтон» на предоставление нежилого помещения расположенного по адресу: г.Москва, наб. Дербеневская, д.7, стр.2, помещение I комната 35 для осуществления офисной работы (аренда) представлено.
Общая площадь комнаты 35, которая входит в состав нежилого помещения I, на 3-м этаже по адресу: <...> составляет 11,7 м .
Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным Приказом ФНС России от 14.03.2016 №ММВ-7-6/135@ (ранее в редакции Приказов ФНС России от 29.03.2013 № ММВ-7-6/134@, от 18.06.2014 № ММВ-7-6/323@) определено, что программное обеспечение АИС «Налог-3» представляет собой единую информационную систему, обеспечивающую сбор и анализ информации, статистических данных и иных сведений о налогоплательщиках.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, по адресу: 115114, <...>, ком.35 на 3 этаже располагаются: ООО "РУБИКОН" (РМ 44), ООО "РЕМЖЕЛДОР" (РМ 152), ООО "ЛЮЙ ДА ДИ" (РМ 69), ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ" (РМ 153), ООО "СТРОЙТЭКС" (РМ 10), ООО "ВЕГА" (без указания РМ), ООО "АГЕНТ ЭСТЕЙТ" (Ю), ООО "САЙБЕР МЕДИА" (РМ 139), ООО "НСГ" (РМ 14), ООО "ДИОНИС" (РМ 150), ООО "ГРЭЙДМАКС" (РМ 58), ООО "БАМГРУПП" (РМ 20), ООО "ПРОСЕРВИС" (РМ 150), ООО "ПРОСПЕКТ" (РМ 95), ООО "ЮРИДИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР"(РМ 153), ООО "МИСТЕР БЕТОН" (РМ 16), ООО «МЕГАПОЛИС» (РМ 100), ООО «КАПИТАЛ СТРОЙ» (РМ 53), ООО «ТЕЛЕГРАФ» (РМ 68), ООО «БЕАР» (РМ 99), ООО «РЕКПРОМ» (РМ 11), ООО «РЕФОЛГ» (РМ 58), ООО «МЕДИКАЛ СЕРВИС» (РМ 29), ООО «СМ ГРУПП» (РМ 59) и многие другие.
При этом, исходя из сведений, представленных регистрирующим органом, усматривается системная массовая регистрация юридических лиц, с использованием различных вариантов указания несуществующих адресных ориентиров места нахождения исполнительных органов, внутри одного объекта недвижимости, в виде рабочих мест под различными номерами 44,152, 69,10, 139, 14 и иные, где гарантом о заключении (о предстоящем заключении) договоров аренды по указанному адресу и предоставления помещения для расположения исполнительных органов является ИП ФИО3 (по доверенности) на управление принадлежащей ФИО2 по праву общей долевой собственности 1/2долей нежилого помещения общей площадью 11,7 м2 - 3-й этаж, помещение I - комната 35 по адресу: 115114, <...>.
Таким образом, данный адрес расценивается как «адрес массовой регистрации» с возможными дополнениями адреса (РМ), поскольку отсутствуют реальные условия для размещения значительного количества юридических лиц в связи с нарушениями требований охраны и организации труда, что тем самым делает невозможным осуществление юридическими лицами деятельности и управления.
СанПиН нормы определяют различную площадь рабочего места в зависимости от вида осуществляемой деятельности. Так, минимальная площадь на одно рабочее место при использовании персональных электронно-вычислительных машин должна составлять не менее 6 кв.м., если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом, и не менее 4,5 кв.м., если установлен плоский жидко-кристаллический монитор. При размещении рабочих мест с ПЭВМ расстояние между рабочими столами с видеомониторами должно быть не менее 2 метров, а расстояние между боковыми поверхностями мониторов - не менее 1,2 метра (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Введ. 2003-06-30. М.: Минздрав России, 2003).
Учитывая изложенное, нежилое помещение I, в состав которого входит комната 35 на 3 этаже площадью 11,7 м2 расположенного по адресу: <...> не соответствует требованиям СанПин по организации рабочих мест, поскольку не объясняет размещение в указанном помещении органов управления столь значительного количества юридических лиц.
При таких обстоятельствах, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ об адресе: <...> помещение I комната 35 РМ 46 и с указанием таких сведений в журнале «Вестник Государственной Регистрации» заявлены без цели нахождения исполнительных органов юридического лица, без осуществления его финансово-хозяйственной деятельности, с отсутствием доступа для налогового контроля, что свидетельствует в том числе о злоупотреблении правом собственника, предоставляя юридическим лицам право пользования помещением, без реального намерения их присутствия и при отсутствии фактической возможности предоставить данное помещение им в пользование, а равно, указанные юридические лица совершали сделки без намерения реального его использования для размещения своих исполнительных органов.
Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в финансово-хозяйственные отношения с ним. Такого рода недостоверность, по существу означающая отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения юридического лица, лишает участников гражданского оборота в случае неисполнения таким юридическим лицом своих обязательств, возможности защитить свои права и законные интересы, предъявить требования, обратиться за защитой в суд, исполнить судебный акт.
Таким образом, формальное представление, предусмотренных п.3 ст. 17 Закона № 129-ФЗ документов в регистрирующий орган не является безусловным основанием для осуществления государственной регистрации и внесения записи о прекращении деятельности присоединенных юридических лиц, поскольку необходимым условием для этого является также достоверность содержащихся в представленных для государственной регистрации документах сведений.
При изложенных обстоятельствах, исходя из принципа достоверности сведений государственного реестра, заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 64-68, 71, 75, 167-170, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Ю. Немова