ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-52101/19-121-435 от 22.07.2019 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-52101/19-121-435

22 июля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 22 июля 2019 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе:                                            

Председательствующего судьи М.Т. Кипель (в порядке ст.18 АПК РФ)

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,

Рассматривает в открытом судебном заседании суда дело по заявлению

Госкорпорации «Росатом» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 18.12.2007, 119017, Москва город, улица Ордынка Б., 24)

к ФАС России (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 19.04.2004, 125993, <...>),

третье лицо: ФГБУН «Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН»

о признании незаконным Решения от 04.12.2018 по делу № 18/44/93/411,

При участии:

от заявителя: Редких С. В. ( по дов. от 21.12.2017 № 1/301/2017-ДОВ, паспорт)

от ответчика: ФИО1 ( по дов. от 15.04.2019 № ИА/30474/19, удост.)

от третьего лица: неявка (изв.)

УСТАНОВИЛ:

Госкорпорация «Росатом» (далее - заявитель), обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы (далее - ответчик, ФАС России) от 04.12.2018 по делу № 18/44/93/411 (регистрационный номер ГЗЕ/411 от 06.12.2018) в части признания в действиях Госкорпорации «Росатом» нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве. От ответчика в материалы дела поступили письменные пояснения и материалы антимонопольного дела.

От третьего лица в материалы дела поступили письменные пояснения, в которых представитель ИБРАЭ РАН поддерживает позицию заявителя, указывает на незаконность и необоснованность оспариваемого решения.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия третьего лица в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Срок обжалования, установлений ч.4 ст.198 АПК, заявителем не пропущен.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявления, на официальном сайтеwww.zakupki. gov.ru 15.10.2018 Госкорпорацией «Росатом» было размещено извещение № 0773100000318000060 о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работы: «Лот № 2 НИОКР «Разработка интегрированных систем кодов нового поколения для разработки и обоснования безопасности ядерных реакторов, проектирования атомных электростанций, создания технологий и объектов ядерного топливного цикла. Этап 2019 года» (далее - Конкурс). Начальная (максимальная) цена контракта – 40 200 000 рублей.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе № 0773100000318000060-П1 от 19.11.2018 до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе подана одна заявка от участника закупки: ФГБУН «Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук». Указанная заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Конкурс признан несостоявшимся.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 55 и п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе Госкорпорация «Росатом» обратилась в ФАС России с просьбой согласовать заключение   государственного   контракта   с   единственным   поставщиком   -   ФГБУН «Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук».

Решением от 04.12.2018 по делу № 18/44/93/411 (регистрационный номер: № ГЗЕ/411 от 06.12.2018) комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок согласовала Госкорпорации «Росатом» возможность заключения государственного контракта с единственным поставщиком - ФГБУН «Институт проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук» на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, и по цене, указанной в заявке на участие в Конкурсе.

При этом, по результатам согласования обращения комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок признала в действиях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе. Согласно выводам комиссии ФАС России заявителем допущено нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок по показателю «Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами».

Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд руководствуется следующим.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в соответствии с Законом о контрактной системе.

В оспариваемом решении, мотивируя вывод о нарушении заявителем п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, ФАС России указала, что порядок оценки заявок участников Конкурса, установленный в п. 26 Информационной карты Конкурсной документации, не соответствует закону ввиду того, что исключает возможность оценивать сведения о специалистах, привлеченных на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.

Между тем, по мнению суда, заявитель при проведении закупки правильно применил нормы действующего законодательства и надлежащим образом установил порядок оценки заявок участников конкурса.

Так, как следует из п.26 Информационной карты конкурсной документации оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется с учетом следующего показателя: «Обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами». В рамках указанного показателя оценивается наличие в штате участника конкурса кандидатов или на привлеченной основе сотрудников с ученой степенью доктор и/или кандидат физико-математических и/или технических наук (Показатель №1); наличие в штате участника конкурса или на привлеченной основе сотрудников, имеющих не менее 5 публикаций каждый по тематике разработки, верификации и применению моделей и/или расчетных кодов в реферируемых журналах и/или научных изданиях (Показатель 2).

Согласно ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке вправе установить критерии квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Часть 4 ст. 32 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Пункт 9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе предусматривает, что конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 №1085, определен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

Согласно п. 4 Правил оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта; б) нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее -квалификация участников закупки).

Подпунктом «г» п. 27 Правил оценки заявок установлено, что показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.

Закон о контрактной системе не содержит понятие «трудовые ресурсы» и не раскрывает его. Между тем, согласно ч. 1 ст. 2 указанного закона он основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Верховный Суд Российской Федерации в преамбуле Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) обратил особое внимание, что для правильного разрешения судами указанной категории споров большое значение имеет определение соотношения между положениями Федерального закона №44-ФЗ и иными федеральными законами, входящими в систему законодательства о контрактной системе в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 44-ФЗ, и положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из п.1.1 раздела 7 Конкурсной документации предметом проводимого заявителем конкурса является выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Правовое регулирование данного вида договоров осуществляется в соответствии с гл. 38 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Частью 1 ст. 770 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.

Верховный Суд Российской Федерации в преамбуле Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указал: «Поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ».

Поскольку, ст. 770 Гражданского кодекса предусмотрено требование о том, исполнитель должен осуществить научное исследование лично, заказчик не может предъявить к нему требование о предоставлении сведений о привлекаемых субподрядчиках - лиц, привлекаемых им для исполнения договора по договорам гражданско-правового характера.

Указанное подтверждается правовой позицией ФАС России, выраженной в п. 2 Письма ФАС РФ от 16.10.2008 № АЦ/26667 «О разъяснении порядка подачи заявок на участие в конкурсе», в соответствии с которой заказчик не вправе обязывать участника размещения заказа указывать в заявке на участие в конкурсе сведения о привлекаемых им субподрядчиках, вместе с тем, согласно части 1 статьи 770 Гражданского кодекса Российской Федерации, Заказчик может установить в документации о торгах требование о согласовании участниками размещения заказа привлечения к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц.

Кроме того, в соответствии со ст. 32 Закона о контрактной системе и п. 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085) оценка производится исключительно в отношении участников закупки и исключительно с целью выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки.

Подпунктом «г» п. 27 Правил предусмотрено, что показателем нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть, в том числе, обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.

Из содержания ст. 22.2 Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» следует, что понятие «трудовые ресурсы» используется в сфере трудового права в рамках отношений работодателя и трудоспособного населения.

В соответствии с Общероссийским классификатором занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст) понятие «трудовые ресурсы» используется при описании видов трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций (работ, обязанностей), приносящий заработок или доход.

Согласно ст.56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая деятельность осуществляется на основании трудовых договоров, заключаемых в отношении должностей, предусмотренных штатным расписанием.

Таким образом, системное толкование пп. «г» п. 27 Правил оценки, положений Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» и норм Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с правилами, установленными ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, не позволяют применить расширительное толкование в отношении понятия «обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» и включить в его содержание не только работников с которыми участник заключил трудовые договоры, но и лиц, привлеченных участником для выполнения контракта по гражданско-правовым договорам.

Указанное, по мнению суда, в полной мере соответствует принципам, установленным ст. 6 Закона о контрактной системе, к которым относятся не только принцип обеспечения конкуренции (создание равных условий между участниками закупки), но и принципы профессионализма и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также принцип эффективности осуществления закупки (выявление лица, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования).

Таким образом, под обеспеченностью участника трудовыми ресурсами не может пониматься ни что иное, как наличие у него работников, выполняющих трудовую функцию в соответствии со штатным расписанием, то есть наличие в штате работников, определенных должностей, профессий и квалификации. При этом, расширительное толкование термина «трудовые ресурсы», путем включения в его содержание лиц, осуществляющих работы и оказывающих услуги на основе гражданско-правовых договоров, не основано на нормах действующего законодательства и не является оправданным с точки зрения результативности закупок.

Суд при рассмотрении настоящего спора приходит к выводу о том, что в оспариваемом решении ФАС России не приведено достаточного нормативного обоснования предложенного подхода к раскрытию содержания норм действующего законодательства.

Кроме того, следует учесть также следующее обстоятельство.

Согласно п.6.1.3 проекта Контракта Исполнитель вправе «в порядке, предусмотренном законодательством Российской федерации, привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц – соисполнителей только с согласия заказчика».

При этом, привлечение к исполнению контракта соисполнителей представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к ее участнику.

Как обоснованно отметил в своих письменных пояснениях представитель третьего лица – статьей 2 Федерального закона от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» установлено, что научная (научно-исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Специфика научных исследований состоит в том, что предмет определяется целью и задачами исследования, а методы – определяются исполнителем самостоятельно.

Учитывая изложенное, суд полагает, что действия заказчика полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а вывод ФАС России, изложенный в обжалуемом решении, не основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.

Таким образом, в данном случае имеется совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконными оспариваемых решения и предписания, которые признаются судом не законными, не обоснованными, нарушающими права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

Судом проверены все доводы отзыва, однако они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 49, 51, 64-68, 71, 75, 81, 123, 156, 163, 166-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признатьнезаконным Решение Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 04.12.2018 по делу № 18/44/93/411 (зарегистрированный номер: № ГЗЕ/411 от 06.12.2018) в части признания в действиях Госкорпорации «Росатом» нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Проверено на соответствие гражданскому законодательству.

Обязать Федеральную антимонопольную службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Госкорпорации «Росатом» в установленном законом порядке в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

                  Судья                                                                           М.Т. Кипель