ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-52459/2021-21-372 от 20.04.2021 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                                   Дело № А40-52459/21-21-372

22 апреля 2021 года                                                              

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2021 года                                                              

Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2021 года                                                                                                                                                                                                       

Арбитражный суд города Москвы в составе судьи – Гилаева Д.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Суслиной Л.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (127206, МОСКВА ГОРОД, ВУЧЕТИЧА УЛИЦА, ДОМ 12А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.12.2004, ИНН: <***>)

к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "КЛИНИКА К+31" (119415, МОСКВА ГОРОД, ЛОБАЧЕВСКОГО УЛИЦА, 42, СТР.4, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 10.02.2011, ИНН: <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении от 18.02.2021г. № 20/21)

в судебное заседание явились:

от заявителя: не явился, извещен

от ответчика: ФИО1 (паспорт, диплом, дов. № 195-1 от 12.04.2021)

УСТАНОВИЛ:

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении АО "КЛИНИКА К+31"  к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от  18.02.2021 г. № 20/21.

В судебном заседании заявитель представитель ответчика возражал относительно привлечения к административной ответственности, поддержал доводы отзыва.

Заявитель, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей заявителя.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, лежит на заявителе.

В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Как указывает административный орган, должностными лицами Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области была проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Клиника К+31», осуществляющего медицинскую деятельность по адресу: 119415, <...>.

Данная проверка проводилась в рамках реализации Плана проверок на 2021 год, утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, на основании приказа №20/21 от 18.01.2021 г.

Осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации требует соблюдения обязательных требований, в том числе лицензионных требований, что обусловлено положением ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании-отдельных видов деятельности», а лицензионные требования для фармацевтической деятельности приведены в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности».

В нарушение требований п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензирования отдельных видов деятельности», п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности»).

В ходе плановой выездной проверки установлено, что АО «Клиника К+31» осуществляет предпринимательскую деятельность без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) на объекте, расположенном по адресу: 119415, <...>, в соответствии с перечнем выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (в соответствии с приложением к «Положению о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081).

В ходе проверки выявлены факты: перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: установлен факт осуществления перевозки лекарственных препаратов из ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы» в АО «Клиника К+31» силами и транспортом АО «Клиника К+31», в нарушение требований п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 558 АО «Клиника К+З1» осуществляет отпуск наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров без лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием работ (услуг) по отпуску наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров - в имеющейся лицензии от 30.03.2017 № ЛО-77-03-000678, выданной Департаментом здравоохранения г. Москвы указанный вид работ и услуг отсутствует. Осуществление данной деятельности подтверждается наличием журналов регистрации, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, требованием накладной № 1 от 25.01.2021г., приказом №21/1 от 01.01.2021 г.

Указанные нарушения по мнению административного органа подтверждаются материалами, приложенными к настоящему протоколу: приказом №20/115-2 от 30.11.2020, соглашение №5с/21 от 11.01.2021; журналом регистрации, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, требованием накладной № 1 от 25.01.2021г., требованием накладной № 2795602/10649 от 27.01.2021г., приказом №21/1 от 01.01.2021 г.; актом проверки от 18.02.2021г.; пояснительными записками.

По мнению заявителя, вышеперечисленное является нарушением Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», т.е. АО «Клиника К+31»  осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований и условий,  предусмотренных  специальным  разрешением   (лицензией), ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

18.02.2021 уполномоченным должностным лицом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области в отношении АО «Клиника К+31»  составлен протокол об административном правонарушении № 20/21 по  ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Проверив порядок привлечения АО «Клиника К+31» к административной ответственности, суд приходит к выводу, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения АО «Клиника К+31» к административной ответственности, которые могут являться основанием для отказа в привлечении ответчика к административной ответственности в соответствии с пунктом 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судом не установлено.

В связи с чем, в соответствии со статьями 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО «Клиника К+31»  к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований о привлечении АО «Клиника К+31»   к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, суд исходит из следующего.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В статье 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) определено, что лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

АО «Клиника К+31» является медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность в соответствии с лицензиями ЛО-77-01-020707 (дата регистрации -11.11.2020), оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. ЛО-77-03-000678 (дата регистрации - 30.03.2017). АО «Клиника К+31» не осуществляет фармацевтическую деятельность, в т.ч. отпуск (розничную или оптовую продажу) лекарственных средств, их перевозку с целью отпуска (розничной или оптовой продажи). Лицензия ЛО-77-03-000678 от 30.03.2017 по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров предоставляла АО «Клиника К+31», в частности, право на приобретение, перевозку и использование соответствующих веществ.

Пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 28.11.2020), предусматривает следующие правила: 5. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи; б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг; в(1)   соблюдение   правил   регистрации   операций,   связанных   с   обращением лекарственных   средств   для   медицинского   применения,   включенных   в   перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, а также требований части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств"; г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет».

Приказом Минздрава России от 22.04.2014 №183н утвержден Перечень, упомянутый в подп. «б» п.5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. В данный перечень включены, в частности, «лекарственные средства -фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (их соли, изомеры, стереоизомеры) и включенные в списки II, III, IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681».

АО «Клиника К+31» ведет журнал регистрации операций, связанных с обращением (использованием) наркотических средств и психотропных веществ во исполнение подп. «в» п.5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. Однако указанная деятельность не является фармацевтической, а является медицинской деятельностью.

В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность».

В соответствии с п.12 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" «фармацевтическая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная организация)».

По смыслу приведенных нормативных актов оборот лекарственных средств, содержащих наркотические вещества, может осуществляться как при осуществлении медицинской, так и фармацевтической деятельности. Медицинская организация, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности, может производить перевозку, хранение, обращение (использование) вышеуказанных лекарственных средств, необходимых для осуществления лечебных процедур; обязанности получить лицензию на фармацевтическую деятельность не возникает. Данная позиция выражена Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором).

Также аналогичная позиция обосновывается в письме Минэкономразвития России от 03.11.2011 № Д02-8567, где указано, что деятельность по хранению лекарственных средств является неотъемлемой составляющей фармацевтической деятельности при условии, что такая деятельность (хранение) неразрывно связана с торговлей лекарственных средств (препаратов). В этой связи по смыслу ст. ст. 4 и 58 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» собственно деятельность по хранению лекарственных средств в отрыве от фармацевтической деятельности не подлежит лицензированию. При этом хранение лекарственных средств осуществляется в соответствии с Правилами хранения лекарственных средств, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н.

В медицинских целях могут использоваться наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III и зарегистрированные на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством об обращении лекарственных средств» (ч.1 ст. 31 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О наркотических средствах и психотропных веществах").

В отношении «отпуска» лекарственных средств медицинской организацией, суд отмечает следующее.

Так  распределение лекарственных средств и лекарственных препаратов внутри медицинского учреждения между его отделениями и кабинетами в целях оказания медицинской помощи больным, не является отпуском соответствующих препаратов и средств в смысле, придаваемом этому понятию в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, и не требует получения лицензии на фармацевтическую деятельность.

Выданная лицензия от 11.11.2020 №ЛО-77-01-020707 предоставляла право АО «К+31» оказывать медицинскую помощь по анестезиологии и реаниматологии.

Вышесказанное подтверждает осуществление АО «Клиника К+31» медицинской, а не фармацевтической деятельности.

Судом установлено, что  деятельность ведется в соответствии с выданной лицензией.

Суд отмечает, что «отпуск» лекарственных средств один сотрудником другому сотруднику АО «Клиника К+31» осуществлялся в пределах одного здания (М. ул. Лобачевского, д.49, стр.4), т.е. в рамках одного структурного подразделения. «Отпуск» одним сотрудником другому сотруднику этого же ЛПУ лекарственного средства не направлен на извлечение прибыли и не может быть квалифицирован как предпринимательская деятельность.

Согласно п. 5 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017) «работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг)».

Судом установлено, что АО «Клиника К+31» «отпуск» лекарственных средств в качестве самостоятельной услуги (работы) не осуществляло.

Таким образом административный орган ошибочно пришел к выводу о том, что АО «Клиника К+31» осуществляет фармацевтическую деятельность без лицензии.

В части перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения: установлен факт осуществления перевозки лекарственных препаратов из ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения города Москвы» в АО «Клиника К+31» силами и транспортом АО «Клиника К+31», суд отмечает следующее.

Согласно Соглашению №5с/21 от 11.01.2021 между Департаментом здравоохранения г. Москвы (Уполномоченным органом) и Акционерным обществом «Клиника К+31» (Получателем) предметом соглашения являются правоотношения сторон по проведению вакцинации против новой коронавирусной инфекции (п. 1.1).

Уполномоченный орган передает, а Получатель принимает Гам-Ковид-Вак» (п.1.2.). Получатель обязан иметь действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок), использовать вакцину исключительно в целях вакцинации против COVID-19 (п.1.3.1., 1.3.3).

 Соответствующая лицензия имелась (стр. 4 лицензии от 11.11.2020 №ЛО-77-01-020707).

Согласно накладной №2795602/10549 от 27.01.2021 грузоотправителем и поставщиком является ГБУЗ «ЦПО ДЗМ», грузополучателем - Акционерное общество «Клиника К+31», стоимость лекарственных средств 9044,75 руб. Данный документ подтверждает осуществление фармацевтической деятельности (реализацию лекарственных средств) ГБУЗ «ЦПО ДЗМ», а не АО «К+31».

Согласно накладной-требованию №1 от 25.01.2021, Журналу регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, старшей медсестрой отделения анестезиологии и реанимации К.С. Джанашия АО «К+31» было затребовано и получение у заведующего отделом обеспечения лекарственными препаратами ФИО2 АО «К+31» 10 ампул Sol. Promedoli-20mg/ml- 1,0ml. Согласно отчету зав. ФИО3 и ст. медсестры К.С. Джанашия (отделения анестезиологии и реанимации АО «К+31») за период с 25.12.2020 по 25.01.2021 указанным отделением израсходовано 10 ампул промедола.

Выданная лицензия от 11.11.2020 №ЛО-77-01-020707 предоставляла право АО «К+31» оказывать медицинскую помощь по анестезиологии и реаниматологии.

Вышесказанное подтверждает осуществление АО «К+31» медицинской, а не фармацевтической деятельности.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных материалов административного дела следует, что в ходе проведенной проверки административным органом не были выявлены и/или установлены какие-либо обстоятельства, которые бы свидетельствовали о наличии в действиях Общества события вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии, в действиях АО «Клиника К+31»  вины, поскольку им были предприняты все зависящие от меры по соблюдению действующего законодательства, что в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

На основании изложенного, в соответствии с ч.ч.1,2 ст.2.1, ч.ч.1,2 ст.4.5, ч. 2 ст. 14.1, ч.1 ст.25.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь  ст.ст. 29, 123, 136, 156 ч. 3, 167-170, 176, 205-206  АПК РФ,  суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ о привлечении АО «КЛИНИКА К+31» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 18.02.2021г. № 20/21 – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

 Д.А. Гилаев