Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40- 52993/16-72-450
Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2016 года
Арбитражный суд в составе судьи Немовой О. Ю.,
при ведении протокола открытого судебного заседания секретарем Гузиевой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: Минобороны России
к ответчику – Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства
3-е лицо – ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Краснодарского филиала
о признании незаконными действий по принятию исполнительных листов серии АС № 005630834 от 25.06.2014 г. и АС № 005814960 от 16.05.2013 г.
при участии:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 24.11.2015 г.,
от ответчика: ФИО2, доверенность от 11.01.2016 г., ФИО3, доверенность от 11.01.2016 г.,
от третьего лица: не явился, извещен
У С Т А Н О В И Л:
Министерство обороны обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившегося в принятии исполнительных листов серии АС № 05630834 от 25.06.2014 г. и АС № 005814960 от 16.05.2013 г. к исполнению, уведомления Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 31.12.2015 № УПЛ-15-1520 и от 31.12.2015 №УПЛ-15-1522 о поступлении исполнительных документов; обязании Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства вернуть исполнительные листы серии АС № 05630834 от 25.06.2014 г. и АС № 005814960 от 16.05.2013 г. ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком».
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву, указав на обоснованность действий по принятию исполнительного листа.
Представитель третьего лица, в судебное заседании не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как указывает заявитель, 13.01.2016 в Министерство обороны Российской Федерации поступили уведомления от 31.12.2015 № УПЛ-15-1520 о поступлении исполнительного документа АС № 05630834 от 25.06.2014 г. и от 31.12.2015 №УПЛ-15-1522 о поступлении исполнительного листа АС № 005814960 от 16.05.2013 г., выданных Арбитражным судом Краснодарского края, взыскателем по которым является ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Краснодарского филиала.
Ссылаясь на то, что данные исполнительные листы выданы ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» в лице Краснодарского филиала о взыскании денежных средств с ФКУ «Войсковая часть 40911» и Войсковая часть 22573 и полагая, что в силу п.1 ст.242.3 Бюджетного Кодекса Российской Федерации ответчик должен был вернуть предъявленные к исполнению исполнительные листы, поскольку в них отсутствуют указание на Минобороны России в качестве должника, а также на наличие его субсидиарной ответственности, Минобороны России обратилось в арбитражный суд о признании вышеуказанных уведомлений незаконными.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходит из нижеследующего.
По смыслу положений главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнительный лист о взыскании денежных средств с должника - бюджетного учреждения - не может быть возвращен без исполнения по мотиву отсутствия у него лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства.
Следовательно, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший исполнительный лист арбитражного суда и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган исполнительный лист для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых (расчетных) счетов, как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях исполнительный лист направляется для исполнения в орган Федерального казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета.
Лицевые счета ФКУ «Войсковая часть 40911» и Войсковая часть 22573 в
органах Федерального казначейства не открыты.
При этом, согласно сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ, ФКУ «Войсковая часть 40911» и Войсковая часть 22573 являются действующими юридическими лицами.
Согласно справочнику лицевых счетов бюджетополучателей главным распорядителем бюджетных средств в отношении ФКУ «Войсковая часть 40911» и Войсковой части 22573 является - Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника возможно исключительно через органы Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вступившие в законную силу решения арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Пунктом 2 статьи 318 АПК РФ установлено, что принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено АПК РФ.
В силу вышеуказанных норм органы Федерального казначейства обязаны принять меры к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных (казенных) учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства Российской Федерации не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Согласно пункту 7 статьи 241 БК РФ органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями БК РФ.
Отсутствие открытых лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а так же специальный порядок финансирования, не должны препятствовать взыскателям в получении присужденного имущества.
Принятие Межрегиональным операционным УФК исполнительного документа к лицевому счету Минобороны не связано с открытием или не открытием там лицевого счета должника по исполнительному листу, а вызвано необходимостью безусловного обязательного исполнения вступивших в законную силу судебных актов и принципом ответственности государства как собственника имущества по гражданско-правовым обязательствам его подведомственных учреждений.
В соответствии с пунктом 3.1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 № 104н «О порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета осуществляют распределение бюджетных данных между находящимися в их ведении распорядителями и получателями (иными получателями) средств федерального бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита федерального бюджета и администраторы с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета осуществляют распределение бюджетных ассигнований между находящимися в их ведении администраторами с полномочиями главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета и администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и формируют Расходные расписания.
Согласно пункту 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им казенных учреждений), вступления в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использования средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований.
Таким образом, при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств Минобороны в установленном порядке направляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета для обеспечения своевременного исполнения требований исполнительного документа.
Письмом от 14.01.2016 № 184/2/14 Министерство обороны Российской Федерации сообщило, что направило в Министерство финансов Российской Федерации предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета для обеспечения своевременного исполнения требований исполнительного документа.
На основании статей 158, 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а так же письма Министерства обороны Российской Федерации от 14.01.2016 № 184/2/14, право и возможность Министерства обороны Российской Федерации на исполнение других исполнительных документов не нарушено.
Минобороны представило в Межрегиональное операционное УФК Заявки на кассовый расход, подписанные уполномоченными лицами Минобороны, на основании которой было сформировано платежное поручение.
Межрегиональное операционное УФК, в соответствии с Порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 № 87н (далее - Порядок 87н), проверило представленную Министерством обороны Российской Федерации Заявку на соответствие установленной форме, наличие в ней реквизитов и показателей, предусмотренных Порядком 87н.
В соответствии с положениями Порядка 87н основанием для отказа в санкционировании оплаты денежных обязательств является несоответствие представленных документов требованиям, установленными Порядком 87н.
В связи с соответствием Заявки на кассовый расход требованиям, установленными Порядком 87н и по поручению Минобороны, Межрегиональное операционное УФК произвело санкционирование оплаты денежных обязательств, в связи с чем Минобороны исполнило требования исполнительного листа серии ФС № 006418650 в полном объеме.
Таким образом, у Межрегионального операционного УФК отсутствовали основания для отказа в санкционировании платежа.
Согласно статье 166.1 БК РФ Федеральное казначейство обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.
Статьей 241.1 БК РФ предусмотрено, что кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства.
Органы Федерального казначейства осуществляют платежи за счет бюджетных средств, средств бюджетных (автономных) учреждений от имени и по поручению указанных учреждений на основании представленных ими платежных документов.
Органы Федерального казначейства не уполномочены самостоятельно распоряжаться денежными средствами Минобороны.
Указанный порядок полностью исключает возможность проведения кассовой операции органом Федерального казначейства без волеизъявления получателя бюджетных средств (Минобороны), выражающегося заявкой на кассовый расход.
При проведении кассовый операции, на основании представленной Минобороны Заявки на кассовый расход, Межрегиональным операционным УФК не была нарушена ни одна норма, как действующего бюджетного законодательства Российской Федерации, так и нормативных правовых актов регулирующих проведение кассовых выплат из бюджета Российской Федерации
Ссылка Минобороны на то, что списание денежных средств было произведено Межрегиональным операционным УФК на основании статьи 269.1 БК РФ не соответствует действительности и обстоятельствам дела.
Статьей 269.1 БК РФ установлены полномочия Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. При этом статьей 269. 1 БК РФ не предусмотрено что органы Федерального казначейства производят списание денежных средств.
Более того, к статье 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений», установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее - Приказ № 65н), с которой Минобороны произвело оплату исполнительного документа относятся расходы, возмещение судебных издержек истцам (государственной пошлины и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах).
В соответствии с Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, утвержденной Приказом № 65н, код 18702019990059831, указанный Минобороны расшифровывается как «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности учреждений».
Таким образом, оплата Минобороны исполнительных документов является целевым расходованием бюджетных средств со статьи предусматривающей вышеуказанную выплату.
Для признания недействительным обжалуемых уведомлений Межрегионального операционного УФК, а также его действий, незаконными необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие их закону и наличие нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В рассматриваемом случае исполнительные документы приняты Межрегиональным операционным УФК в порядке исполнения судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации по обязательства подведомственного Министерству обороны Российской Федерации учреждению.
Кроме того, целью заявляемых и рассматриваемых арбитражным судом в порядке главы 24 АПК РФ требований является восстановление прав и интересов заявителя, которые он считает нарушенными, в случае их действительного нарушения. Аналогичные положения содержаться в ст.4 АПК РФ.
Однако заявителем не подтвержден факт нарушения его прав и законных интересов действиями ответчика, а избранный заявителем способ защиты не позволяет восстановить те права и интересы заявителя, которые он считает нарушенными.
Следовательно, в данном случае, отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для признания оспариваемых действий и акта органа государственной власти недействительными.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 49, 64, 65, 71, 75, 104, 110, 123, 156, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Минобороны России отказать полностью.
Проверено на соответствие требованиям бюджетного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Ю. Немова