Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-53767/13
17 октября 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2013г.
Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2013г.
Арбитражный суд города Москвы в составе :
Судьи Скачковой Ю.А. (единолично)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Басария Л.Л.
рассмотрел дело по иску ОАО "РЖД" (ОГРН <***>)
к ответчику ЗАО "Спецавтохозяйство" (ОГРН <***>)
третьи лица 1. ТУ Росимущества в г. Москве; 2. Департамент городского имущества <...>. Префектура САО г. Москвы
о признании постройки самовольной, ее сносе, обязании освободить земельный участок
с участием:
от истца : ФИО1 доверенность № НЮ-3-11/98 от 21.03.13г.
от ответчика : ФИО2, Ген. директор по протоколу от 05.11.09г., ФИО3, доверенность №1 от 01.10.2013г.
от третьего лица: 1-2 не явились, извещены, 3. ФИО4, доверенность от 27.09.2013г. №6-5-52754/2-2
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 23.09.2003г., место нахождения 107174, <...>) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Закрытому акционерному обществу "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации 16.02.1993г., место нахождения 125183, <...>), третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве и Департамент городского имущества города Москвы о признании строения - нежилого здания, частично расположенного в полосе отвода железной дороги по адресу: <...> самовольной постройкой, обязании ЗАО "Спецавтохозяйство" снести самовольную постройку – нежилое здание, расположенное на части земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу, обязании ЗАО "Спецавтохозяйство" освободить часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 от нежилого металлического здания в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу, с предоставлением ОАО "РЖД" права осуществить действия по освобождению земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 с взысканием с ответчика необходимых расходов, связанных с исполнением решения суда, в случае не исполнения ЗАО "Спецавтохозяйство" решения в установленный срок.
Судом, в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Префектура Северного административного округа города Москвы.
Иск заявлен со ссылкой на ст.ст. 12, 130, 222, 301-305 ГК РФ и мотивирован тем, что нежилое здание ответчика без установленных на то оснований занимает часть земельного участка в полосе отвода железной дороги, находящегося в пользовании ОАО "РЖД" на основании договора аренды.
Ответчик против удовлетворения иска возражает по доводам, изложенным в отзыве. Указывает, что им не возводились какие-либо строения. Ответчику в аренду был передан земельный участок с находящимися на нем строениями, при этом согласно плану участка (приложению № 2 к договору аренды), данные строения не выходят за его границы.
Третье лицо ДГИ г. Москвы представило отзыв на иск, в котором исковые требования ОАО "РЖД" поддержало.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010г. № 228-ФЗ) информация о принятии искового заявления к производству, о времени и месте судебного заседания опубликована на официальном сайте Арбитражного суда города Москвы: www.msk.arbitr.ru, а также на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru.
Третьи лица ТУ Росимущества в г. Москве и Департамент городского имущества г. Москвы, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц 1, 2 в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Суд, рассмотрев исковые требования, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, между ТУ Росреестра по г. Москве и ОАО "РЖД" заключен договор аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации № Д-30/58-з от 03.09.07г., согласно которому арендодатель предоставляет арендатору (истец), а арендатор принимает в пользование за плату являющийся федеральной собственностью земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: г. Москва, САО, Малое кольцо Московской окружной железной дороги, площадью 40,58828 га, с кадастровым номером 77:09:01031:049 для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта. На участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности ОАО "РЖД".
Договор заключен на 49 лет и считается заключенным с момента его государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Договор аренды № Д-30/58-з от 03.09.07г. зарегистрирован в установленном порядке УФРС по Москве 01.12.2008г.
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:01031:049 передан арендатору по акту приема-передачи от 03.09.2007г.
В ходе проведения истцом работ по имущественно-правовой инвентаризации объектов недвижимого и движимого имущества, расположенных в полосе отвода МК МЖД выявлены объекты, расположенные по адресу: <...>, попадающие в проектную полосу отвода и заходящий на часть земельного участка ОАО "РЖД".
Данное обстоятельство также подтверждает, представленная ДГИ г. Москвы информация ИС РЕОН (Положение о Реестре единых объектов недвижимости города Москвы, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 20.06.2006г. № 419-ПП), согласно которой часть спорных строений попадает в полосу отвода железной дороги и находятся на земельном участке с кадастровым номером 77:09:01031:049, имеющем адресные ориентиры: Малое кольцо Московской окружной железной дороги САО (участок № 6), площадью 405883 кв.м., вид использования земельного участка - для эксплуатации и развития железных дорог.
Истцом в материалы дела представлен Технический отчет ООО "Стройинжениринг" по выполнению технических, землеустроительных, полевых и иных (экспертных, оценочных) исследований с оформлением соответствующих заключений и иных материалов для начала инициации процедуры полного освобождения занимаемых земельных участков полосы отвода Малого кольца Московской железной дороги от объектов, находящихся в пользовании третьих лиц (ЗАО "Спецавтохозяйство", проезд Черепановых, вл. 1А, нежилое здание).
В рамках подготовки отчета проведено полное обследование объекта, в результате которого определены характеристики и параметры объекта и составлен акт осмотра; подготовлен идентификационный план расположения объекта с указанием его размеров и площади; составлено заключение кадастрового инженера о капитальности/некапитальности объекта.
Факт занятия ЗАО "Спецавтохозяйство" спорного земельного участка подтверждается актами осмотра объекта, составленными совместно с правообладателем объекта, представителем Управы района Коптево и представителем полиции.
В соответствии с актами объектами осмотра явились нежилое некапитальное (металлическое) одноэтажное здание площадью 382 кв.м. и нежилое капитальное (кирпичное) одноэтажное здание площадью 295 кв.м. Оба сооружения расположены по адресу: <...> А.
Согласно идентификационному топографическому плану площадь земельного участка в полосе отвода железной дороги, занятая нежилым некапитальным зданием, принадлежащим ЗАО "Спецавтохозяйство" составляет 9 кв.м., площадь, занятая нежилым капитальным зданием - 5 кв.м. Остальной частью спорные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 77:09:01031:19.
В соответствии с заключенным между Правительством г. Москвы и ОАО "РЖД" Соглашением "О совместной реализации комплексного инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги" от 15.09.2008г. № 77-367/1071, необходимо организовать железнодорожные городские пассажирские перевозки и обеспечить интеграцию железнодорожной системы на МК МЖД в транспортную инфраструктуру города Москвы, что повлечет за собой улучшение транспортной доступности, экономическое и социальное развитие территорий города в зоне полосы отвода и зоны тяготения к МК МЖД.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009г. № 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" установлено, что описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий общего пользования, территорий линейных объектов, территорий (зон) планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется посредством подготовки на основе утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории города Москвы, иных документов и документации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, перечней соответствующих зон или территорий и схем их расположения с указанием координат характерных точек границ зон или территорий в московской системе координат.
Пунктом 3 постановления Правительства Москвы от 20.03.2001г. № 270-ПП (ред. от 20.04.2012г.) "Об утверждении Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве" утвержден перечень линий градостроительного регулирования, а п. 3.4 указанного постановления определяет, что границы полосы отвода железных дорог - границы территории, предназначенной для размещения существующих и проектируемых железнодорожных путей, станций и других железнодорожных сооружений, ширина которой нормируется в зависимости от категории железных дорог, конструкции земляного полотна и др. и на которой не допускается строительство зданий и сооружений, не имеющих отношения к эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии с п. 1 ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" земли железнодорожного транспорта - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах; полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Как указывает истец, один из спорных строений обладает признаками самовольной постройки и нарушает права ОАО "РЖД", как законного владельца (арендатора) земельного участка полосы отвода железной дороги.
В соответствии с заключением кадастрового инженера объект капитальное нежилое сооружение общей площадью 295 кв.м., используемое в качестве административного здания, построен из кирпича, имеет неразрывную связь с земельным участком, в связи с чем, обладает признаками объекта капитального строительства.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, самовольным считается строительство объекта недвижимости при наличии любого из перечисленных нарушений:
– земельный участок, на котором была создана постройка, не был отведен для ее строительства в установленном законодательством порядке;
– на ее создание не была получена необходимая разрешительная документация;
– самовольное строение было создано с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
При этом для признания постройки самовольной достаточно наличия одного из указанных нарушений.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения префекта САО г. Москвы № 2257 от 04.04.2002г. о предоставлении на новый срок ЗАО "Спецавтохозяйство" земельного участка во вл. 1А по проезду Черепановых, между московским земельным комитетом и ЗАО "Спецавтохозяйство" был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка № М09-509559 от 30.04.2002г., зарегистрированный в установленном порядке 20.08.2002г.
В соответствии с п. 1 договора, предметом договора является земельный участок (кадастровый № 77-09-01031-019), площадью 5 047 кв.м., имеющий адресные ориентиры: <...>, предоставляемый в аренду для отстоя грузового транспорта. Границы участка вынесены на местности и идентифицированы на прилагаемом к договору плане участка (приложение № 2) поворотными точками.
Согласно п. 2, договор заключается сроком на 5 лет.
Указанный договор аренды № М09-509559 от 30.04.2002г. возобновлен на неопределенный срок на тех же условиях, в соответствии со ст. 610 ГК РФ, что подтверждается письмом Департамента земельных ресурсов города Москвы б/н от 16.04.2009г.
В соответствии с п. 4 договора, участок предоставляется без права возведения каких-либо капитальных строений и сооружений. Кроме того, арендатор обязан оформить и представить арендодателю необходимые документы, подтверждающие имущественные права на расположенные на земельном участке здания и сооружения.
Доказательств оформления ответчиком документов, подтверждающие имущественные права на расположенные на земельном участке здания и сооружения на момент принятия участка в аренду, суду не представлено.
Как следует из пояснений ДГИ г. Москвы, первоначально земельный участок выделялся ответчику по договору аренды от 30.03.1999г. № М-09-506184 для эксплуатации прочих предприятий транспорта. При этом по особым условиям договора, участок предоставлялся без права производства земляных работ и возведения каких-либо строений и сооружений. Кроме того, арендатор был обязан обеспечить эксплуатацию в соответствии с требованиями согласующих организаций. Данный договор был прекращен в 2002 году. При этом границы земельного участка проходят ровно по полосе отвода железной дороги, закрепленной линиями градостроительного регулирования.
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие в договоре аренды № М09-509559 от 30.04.2002г. на наличие спорных объектов, суд приходит к выводу, что данные объекты возведены ответчиком.
При этом, согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Договорные отношения между истцом и ответчиком в отношении спорного объекта и земельного участка ОАО "РЖД" отсутствуют.
Доказательств того, что уполномоченные государственные органы давали согласие на возведение спорных объектов в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, и капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
В силу п. п. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу требований ст. ст. 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства.
Федеральный закон "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" определяет правовые основы создания архитектурного объекта. В частности, в статье 3 предусмотрено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения на строительство, разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии с письмом Мосгосстройнадзора от 18.12.2012г. № 09-6210/12-(1)-1 по указанному объекту разрешение на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не оформлялось и не выдавалось, застройщик в Мосгосстройнадзор с заявлением о выдаче разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию не обращался, документация по данному объекту отсутствует.
Согласно письму Северного ТБТИ от 05.12.2012г. № 3531, данный объект в БТИ инвентаризацию не проходил и на техническом учете не стоит.
Согласованного Москомнаследием проекта на строительство капитального строения суду не представлено.
Таким образом, судом установлено отсутствие у ответчика предусмотренной законом разрешительной документации.
Осуществление строительной деятельности без разрешения, полученного в установленном порядке действующим законодательством, не допускается.
На основании изложенного, суд делает вывод о том, что нежилое капитальное (кирпичное) одноэтажное здание площадью 295 кв.м., расположенное по адресу: <...> А., является самовольной постройкой, поскольку возведение объекта недвижимого имущества произведено ответчиком в отсутствие разрешения на ее проведение, оформленного в установленном законом порядке, объект не вводился в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства и находится на земельном участке, не отведенном для его строительства.
В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 названной статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Таким образом, требование ОАО "РЖД" о сносе самовольной постройки - нежилого капитального (кирпичного) здания, расположенного на части земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 подлежит удовлетворению.
Как указано выше, часть земельного участка (9 кв.м.) с кадастровым номером 77:09:01031:049 в полосе отвода железной по адресу: <...> занята нежилым некапитальным (металлическим) одноэтажным зданием, общая площадь которого составляет 382 кв.м.
В соответствии с заключением кадастрового инженера объект не имеет неразрывную связь с земельным участком, построен из металлических конструкций и не обладает признаками объекта капитального строительства. Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на объект не представлены.
Таким образом, часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001031:49, являющегося территорией особого режима использования (полоса отвода Московской железной дороги) используется в настоящее время в отсутствие законных оснований.
Фактическое занятие ответчиком земельного участка препятствует реализации права истца, определенных договором аренды, кроме того занимаемый ответчиком земельный участок необходим для нужд Московской железной дороги и г. Москвы в связи с предстоящей реконструкцией Малого кольца Московской железной дороги.
Поскольку земельно-правовые отношения на спорный земельный участок между ОАО "РЖД" и ответчиком не оформлены в установленном порядке, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для использования спорного земельного участка ответчиком.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 305 ГК РФ предусмотрено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Учитывая изложенное, исковые требования об обязании ЗАО "Спецавтохозяйство" освободить часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 от нежилого металлического здания подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, суд считает требования ОАО "РЖД" правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 102 и 110 АПК РФ госпошлина по иску относится на ответчика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 8, 12, 222 ГК РФ и ст.ст. 64, 65, 70, 71, 75, 110, 156, 170-176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать нежилое здание, частично расположенное в полосе отвода железной дороги по адресу: <...> самовольной постройкой.
Обязать ЗАО "Спецавтохозяйство" (ОГРН <***>) снести самовольную постройку – нежилое здание, расположенное на части земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Обязать ЗАО "Спецавтохозяйство" (ОГРН <***>) освободить часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 от нежилого металлического здания в 14-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Предоставить ОАО "РЖД" (ОГРН <***>) право осуществить действия по освобождению земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:049 с взысканием с ответчика необходимых расходов, связанных с исполнением решения суда, в случае не исполнения ЗАО "Спецавтохозяйство" (ОГРН <***>) решения в установленный срок.
Взыскать с ЗАО "Спецавтохозяйство" (ОГРН <***>) в пользу ОАО "РЖД" (ОГРН <***>) 12 000 (двенадцать тысяч) руб. государственную пошлину.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его принятия и в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.А. Скачкова