ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-54209/15
21 декабря 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2015 года
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2015 года
Арбитражный суд в составе
Судьи Семушкиной В.Н. единолично (шифр 13-423)
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахманиным В.А. (с использованием средств аудиозаписи)
рассматривает в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО «Муромтепловоз»
к ответчику ФАС России ; третьи лица : Правительство РФ ; Министерство обороны РФ ; ОАО «9ЦАРЗ»
о взыскании 216 426 240 руб.
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности от 21.05.2015 г., ФИО2, по доверенности от 21.05.2015, ФИО3 (ген директор) по выписке из протокола от 06.05.2015 г.
от ответчика ФАС РФ– Кашежев А.Р. по доверенности от 05.02.2015 г.
от 3-их лиц :
(Министерство обороны РФ) – ФИО4 по доверенности от 10.11.2014 г.
ОАО «9ЦАРЗ» - не явился, извещен
от Правительства РФ – ФИО4 по доверенности №117-26606 от 27.05.2015
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Муромтепловоз» обратилось в суд к ФАС России с требованием о взыскании убытков (упущенной выгоды) в размере 216 426 240 руб.
В ходе судебного разбирательства истец иск поддержал.
Ответчик и 3-и лица против удовлетворения иска возражали по доводам письменных пояснений и отзыва.
Третье лицо (ОАО «9ЦАРЗ») в заседание не явилось, представило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие 3-го лица (ОАО «9ЦАРЗ») в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Решением Рособоронзаказа от 10.09.2010г. № РНП.05391-10 сведения в отношении истца внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для внесения таких сведений в реестр послужило вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2010г. по делу №А40-160170/09-102-1126 о расторжении государственного контракта от 09.02.2009г. № А322/К-09, заключенного истцом с Министерством обороны РФ в связи с существенным его нарушением со стороны истца.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011г. № 12363/10 решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2010г. по делу №А40-160170/09-102-1126, а также постановления судов апелляционной и кассационной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По результатам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда г. Москвы по делу №А40-160170/09-102-1126 от 02.11.2011, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанции, в иске Министерства обороны РФ о расторжении заключенного с истцом государственного контракта отказано.
12.04.2011 истец обратился в Рособоронзаказ с заявлением №61/130 об исключении Общества из реестра недобросовестных поставщиков.
Однако, письмом от 21.04.2011 № 6/2174 Рособоронзаказ сообщил истцу об отказе в исключении в отношении него сведений из реестра со ссылкой на отсутствие оснований, предусмотренных ст. 19 Федерального закона №94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон о размещении заказов) , для исключения таких сведений из реестра.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения от 21.04.2011г. № 6/2174 незаконным. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2012г. по делу №А40-61486/2011 было признано незаконным и отменено решение Федеральной службы по оборонному заказу от 21.04.2011 № 6/2174, суд обязал Федеральную службу по оборонному заказу в месячный срок с момента вынесения апелляционным судом постановления исключить ОАО "Муромтепловоз" из реестра недобросовестных поставщиков.
Полагая, что в результате принятия Рособоронзаказом незаконного решения об отказе в исключении из реестра недобросовестных поставщиков, Обществу были причинены убытки, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков в силу статьи 15 ГК РФ, необходимо наличие в совокупности следующих условий: установление факта причинения вреда потерпевшему, размера убытков, доказанности совершения ответчиком противоправных действий (бездействия), наличия причинно-следственной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика.
Однако, данные составляющие убытков истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ не доказаны.
Из анализа статьи 19 действующего на момент принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков Закона о размещении заказов можно сделать вывод, что исключение сведений о недобросовестном поставщике из реестра недобросовестных поставщиков возможно по двум основаниям:
- истечение двух лет с даты включения сведений о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков;
- решение суда, вступившее в законную силу, предписывающее уполномоченному органу исключить сведения о недобросовестном поставщике из реестра недобросовестных поставщиков.
Поскольку на момент обращения истца в Рособоронзаказ с заявлением №61/130 об исключении Общества из реестра недобросовестных поставщиков (12.04.2011) двухлетний срок с даты включения сведений о недобросовестном поставщике (10.09.2010) не истек, а соответствующее решение суда об исключении из реестра было принято лишь 19.03.2012г. (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09П-33195/2011), у ответчика до вынесения данного постановления отсутствовали правовые основания для исключения истца из реестра недобросовестных поставщиков. При этом, исключение из реестра произведено Рособоронзаказом в установленный судом месячный срок - 30.03.2012г.
Данное обстоятельство исключает вывод о совершении ответчиком противоправных действий.
При взыскании упущенной выгоды необходимо доказать, что Обществом были предприняты необходимые меры для получения выгоды и сделаны необходимые для этой цели приготовления, то есть истец обязан доказать, что допущенное ответчиком нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить упущенную выгоду; все остальные необходимые приготовления для ее получения им были сделаны.
Истец указывает, что он готов был заключить с Минобороны России и выполнить для государственных нужд капитальный ремонт гусеничных транспортеров-тягачей МТ-ЛБ (В) с модернизацией и установкой пулемета "Корд" (изделие 6П49) и радиостанции Р-168 : в 2011 году (на 105 единиц) по цене 5.031.589 руб. за 1 единицу (с НДС); в 2012 году (на 270 единиц) по цене 5.298.264 руб. за 12 единицу (с НДС) на основании того, что ранее Общество заключало аналогичные государственные контракты с Минобороны Росси.
Между тем, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02.03.2010 №1265рс ОАО "9ЦАРЗ" было включено в перечень единственных исполнителей по выполнению спорных работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Закона о размещении заказов, под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Согласно пп. 16 ч. 2 ст. 55 данного Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется размещение заказа на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, у поставщика таких вооружения и военной техники, включенного в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники, порядок формирования цены на такие вооружение и военную технику устанавливаются Правительством Российской Федерации. Государственный контракт на поставку таких российских вооружения и военной техники заключается по цене, определяемой указанным порядком ее формирования.
Таким образом, истец не смог бы заключить в 2011-2012г.г. государственные контракты ни на осуществление технического надзора, ни на капитальный ремонт МТ-ЛБ, поскольку Правительством Российской Федерации установлено, что единственным поставщиком для нужд Министерства обороны России по данным видам работ являлось ОАО "9ЦАРЗ".
Доказательств признания незаконным вышеуказанного распоряжения Правительства РФ истцом в материалы дела не представлено.
Следовательно, истцом не доказаны обстоятельства, что им были предприняты необходимые меры для получения выгоды и сделаны необходимые для этой цели приготовления (закуплено соответствующее оборудование, материалы, запчасти и т.д.) и как следствие, не доказано наличие на его стороне упущенной выгоды.
Истцом представлен расчет размера понесенных убытков (упущенной выгоды) , в котором Общество ссылается на стоимость единицы техники, по Государственным контрактам 2011, 2012г.г., заключенным между ОАО «9ЦАРЗ» и Министерством обороны РФ. Истец указывает в иске, что готов был заключить и выполнить работы по цене ниже, чем в госконтрактах с ОАО «9 ЦАРЗ», обосновывая свои доводы тем, что ранее в 2000-2007г.г., истец выполнял такие работы, и в 2009г. участвуя в аукционе, дал предложение о цене государственного контракта 2009г. в размере 1 единицы - 4 427 863, 47 руб. с НДС, и на период 2011-2012г.г. применяет в расчете индекс-дефлятор по отношению к 2009г.
Однако, данный расчет не может быть положен в основу возмещения убытков (упущенной выгоды) денежных средств в размере 216 426 240 руб., который просит взыскать истец, так как в каждом конкретном случае определения стоимости работ учитываются конкретные условия выполнения работ, стоимость закупаемого сырья и материалов с учетом рыночной стоимости, в связи, с чем применение индекса-дефлятора при данных обстоятельствах является некорректным.
Кроме того, согласно пояснениям Министерства обороны РФ аукцион в 2009 году не состоялся по причине отказа истца от участия в связи с несогласием с предложенной Заказчиком ценой.
Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих в силу ст. 15 ГК РФ наступление гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, суд отказывает в удовлетворении иска с отнесением на истца судебных расходов по оплате госпошлины на основании ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 11,12,15 ГК РФ, ст.ст. 4, 65, 69, 106,110, 123, 156, 167-170, 176, 180-182 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ОАО «Муромтепловоз» отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья:
В.Н.Семушкина